Ополчение 3-го округа, в том числе Казанское и Вятское, изначально создавалось как резервное. Ему не довелось принять участия в Отечественной войне1812 г. Однако в соответствии с решением Александра I и военного командования мобилизованный в ополчение людской ресурс губерний Поволжья предполагалось использовать в военной кампании1813 г. Если ополчения центральных губерний уже показали способность выполнить поставленную перед ними боевую задачу, то ополчениям, сформированным в отдалённой провинции, только предстояло это сделать. Тем не менее, именно ополчению 3-го округа следовало решить важную тактическую задачу, ставшую частью победной стратегии русского военного командования осенью1813 г.
В октябре1812 г. отряды вятских ополченцев, состоящие из крепостных крестьян, а также добровольцы стали прибывать в Вятку и Уржум. Ополченцы, прибывающие в Вятку, небольшими партиями направлялись в Уржум. Одна из таких партий ополченцев, состоящая из 19 добровольцев и 23 крестьян, на 39 подводах прибыла в Уржум из Вятки 18 октября [1, л. 6, 32, 81]. Затем собранные в Уржуме ополченческие отряды должны были двинуться в Казань.
К 26 октября в Уржуме было собрано 411 ополченцев из крепостных и 45 добровольцев. Среди последних было 35 человек из священно- и церковнослужителей, 9 из приказных служителей и 1 клерков сын [2, л. 26]. Встречал ополченцев в Уржуме и проводил их освидетельствование штабс-капитан Казанского и Вятского ополчения Стрелков. Оказалось, что 324 ополченца не обмундированы должным образом. У многих, например, не было вторых сапог [3, л. 60-69]. Кроме того, некоторые помещики до сих пор не выставили назначенное с них число ратников.
Тем не менее, 5 ноября партия вятских ополченцев, состоящая из 263 человек, в сопровождении 1 унтер-офицера и 5 рядовых под командованием подпоручика Глазова выступила из Уржума в Казань. А 17 ноября в поход выступила и 2-я партия вятских ополченцев, состоящая из 211 человек под командованием штабс-капитана Стрелкова [4, л. 36, 42].
Несмотря на недопоставку рядом помещиков ратников, обусловленную малочисленностью их крестьян и нежеланием терять последних крепких и здоровых работников, и непорядок в обмундировании Вятское ополчение в установленные сроки было сформировано и отправлено к месту назначения – в Казань. Мобилизация ополченцев прошла успешно.
К декабрю1812 г. в Казани было собрано около 3 500 ратников из Казанской и Вятской губерний. Из них было сформировано 5 батальонов пехоты общей численностью 3 250 человек, сведённых в 2 полка, в том числе 1 двухбатальонный, и 2 конных сотни [5, с. 64]. Значительная часть вятских ополченцев рядовыми, урядниками и офицерами поступила в 1-й пехотный полк под командованием подполковника Н.Н. Чичагова. Сохранился именной список офицеров этого полка, отличившегося впоследствии в боях под Дрезденом.
В полку состояли подполковник Н.Н. Чичагов, подполковник А.П. Селиванов, майор А.П. Бутлеров, капитаны И.А. Ростовцев, С.А. Бирюков, Д.И. Неелов, штабс-капитаны И.А. Иванов, Е.И. Баранов, В.А. Грубер, поручики Н.Ф. Бланк, Н.Ф. Ильин, П.П. Гаврилов, В.И. Глазов, А.И. Золотарев, К.П. Власьев, И.А. Комаров, И.Н. Товарищев, Ф.Т. Суров, П.П. Глазатой, М.П. Зиновьев, В.И. Глазов, подпоручики К.А. Иванов, А.Г. Ларионов, К.И. Суворов, Н.П. Озерецковский, И.В. Кушников, Н.Ф. Кузнецов, А.И. Демерт, И.Л. Сырчин, П.В. Аристов, князь Ф.И. Балашёв, Б.И. Рыбушкин, Н.С. Панов, А.Ф. Павлов, Т.В. Мареев, Д.С. Селиверстов, прапорщики А.М. Сахацкий, Н.Я. Халютин, В.П. Елагин, И.С. Дакишевич, А.М. Забелин, А.И. Коракозов, И.И. Янчевский, М.В. Матвеев, В.А. Овсянников, П.С. Грозный, Г.Н. Одинцов, И.М. Михайлов, И.Т. Летиславский. В полку состояло 2 подполковника, 1 майор, 3 капитана, 3 штабс-капитана, 12 поручиков, 15 подпоручиков, 13 прапорщиков. Всего – 49 офицеров.
Также вятские ополченцы поступили во 2-ю конную сотню под командованием майора Л.С. Григоровича. Офицерами в этой сотне состояли поручик П.П. Белавин и прапорщик С.М. Осипов [6, с. 59-61].
Начальником Казанского и Вятского ополчения первоначально был избран генерал-майор Д.А. Булыгин. После его назначения командующим резервным ополчением 3-го округа эту должность кратковременно исполнял генерал-майор Н.С. Муромцев. После присвоения ему звания генерал-лейтенанта и назначения командующим дивизией начальником Казанского и Вятского ополчения стал генерал-майор А.Д. Гурьев. Последний вскоре возглавил бригаду, приняв под командование ещё и 3-й Нижегородский полк. Следует сказать, что Казанское и Вятское ополчение попеременно возглавляли талантливые военачальники и организаторы, а потому на этом посту они долго не задерживались и шли на повышение. С другой стороны, состояние личного состава, вооружения и материального обеспечения Казанского и Вятского ополчения давало вышестоящему начальству основания видеть в том их заслугу, что и обеспечивало их карьерный рост.
Дмитрий Александрович Булыгин (ум. в1830 г.) поступил на службу в1769 г. сержантом. Участвовал в русско-турецкой войне 1787 – 1791 гг., при штурме Очакова был ранен пулей в голову. В1798 г. произведен в полковники, в1799 г. – в генерал-майоры. Командуя 9-й и 10-й артиллерийскими бригадами, принимал участие в русско-прусско-французской войне 1806 – 1807 гг. В 1808 – 1810 гг. был инспектором Ижевских заводов. В1812 г. дворянским собранием Казанской губернии был избран начальником Казанского и Вятского ополчения. Под руководством Д.А. Булыгина проходило создание ополчения и его военное обучение в Казани. 20 января указом Александра I он был назначен командующим резервным ополчением 3-го округа. После войны командовал Сибирским инженерным округом. Будучи талантливым администратором и организатором, Д.А. Булыгин сумел сформировать и подготовить Казанское и Вятское ополчение к военным действиям.
Александр Дмитриевич Гурьев (1786 – 1865) был сыном министра финансов и популяризатора «гурьевской каши» Д.А. Гурьева. В1812 г. в чине действительного статского советника вступил в 3-й ополченческий округ. В феврале1813 г. стал начальником Казанского и Вятского ополчения, был переименован в генерал-майоры. Во главе ополчения оставался до его роспуска в1814 г. В1815 г. во время «ста дней» Наполеона, командуя 2-й бригадой 12-й пехотной дивизии, участвовал в походе во Францию. В1827 г. был произведён в генерал-лейтенанты, в1828 г. стал сенатором, в1832 г. – членом Военного совета, в1835 г. – киевским военным губернатором, в1839 г. – членом Государственного Совета. Под руководством молодого, честолюбивого и храброго А.Д. Гурьева Казанское и Вятское ополчение прошло испытание на прочность в боях и походах.
В Казани ратники продолжили военную подготовку, начатую ещё на сборных пунктах осенью1812 г. Во всех ополчениях 3-го округа обучение проходило по единой программе. К каждому пехотному батальону было прикреплено по 25 опытных солдат и по 5 унтер-офицеров. Ввиду недостатка ружей стрельбе и различным ружейным приёмам ратников обучали постепенно, по 10 человек в каждой сотне. По мере поступления нужного количества ружей уже обученные ратники помогали в короткое время обучить остальных. Ратники регулярно занимались строевой подготовкой. По воскресеньям ополченцы изучали некоторые артикулы из военного устава. Ополченцы 3-го округа основательно готовились к возможному участию в военных действиях.
Рескриптом от 8 октября1812 г., данным военному министру А.И. Горчакову, Александр I распорядился передать 10 000 ружей, привезённых из Москвы в Нижний Новгород, П.А. Толстому, а также «предоставить графу Толстому взять нужное по усмотрению его число артиллерийских орудий, привезённых в Нижний Новгород из Московского арсенала» [7, с. 369-370]. 10 000 ружей в итоге поступили на вооружение Костромского, Казанского и Вятского ополчений, а также частично Симбирского и Пензенского [8, с. 169]. Кроме того, 11 297 ружей были заготовлены в различных губерниях. Всего на 39 930 ратников 3-го округа, собранных к декабрю1812 г., приходилось 21 297 ружей [9, с. 99].
К концу1812 г. ратники 3-го ополченческого округа были дислоцированы на установленных сборных пунктах, где прошли начальную военную подготовку. Постепенно решалась проблема оснащения ратников огнестрельным оружием. Хуже всех были вооружены пешие ратники Костромского ополчения, многие из которых имели лишь топоры и рогатины. Лучше всех оказались вооружены воины Казанского и Вятского ополчения.
Рескриптом от 8 ноября1812 г. П.А. Толстому Александр I объявил о присоединении к ополчению 3-го округа Рязанского и Тульского ополчений, а также 14 башкирских и 2 мещерякских полков для усиления конницы и предуведомлял о том, что «вверенное вам ополчение должно быть в готовности к выступлению в поход». Перед ополчением была поставлена следующая задача: «При неблагоприятных обстоятельствах предполагалось ополчению, вам вверенному, действовать на левой фланг неприятельской, но ныне, когда благословением Всевышняго армия фельдмаршала князя Кутузова преследует ретирующаго неприятеля и 2-го числа ноября находилась уже Смоленской губернии в городе Красном, почитаю Я нужным ополчению вашему следовать из Нижняго Новгорода на Муром, Рязань, Орел и Глухов и расположиться в губерниях Малороссийских… Сим расположением прикроются изобильныя Наши провинции на случай какого-либо неприятельскаго со стороны сей покушения в то время когда регулярныя Наши армии займутся дальнейшим преследованием неприятеля» [10, л. 14-15]. Таким образом, перед ополчением 3-го округа была поставлена задача в любой момент быть готовым к выступлению на Украину с целью прикрытия её от возможного проникновения отступающих наполеоновских войск.
Библиографический список
- Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 583. Оп. 602. Д. 396.
- ГАКО. Ф. 583. Оп. 602. Д. 399.
- ГАКО. Ф. 583. Оп. 602. Д. 400.
- ГАКО. Ф. 583. Оп. 602. Д. 402.
- Апухтин В.Р. Народная военная сила. Дворянские ополчения в Отечественную войну. – М., 1912.
- Материалы для истории Отечественной и Освободительной войны 1812 – 1813 – 1814 гг. по Вятской губернии // Труды Вятской учёной архивной комиссии. – 1912. – Вып. 3. – Отд. 2.
- Бабкин В.И. Организация и военные действия народного ополчения в Отечественной войне1812 г. //1812 г. К стопятидесятилетию Отечественной войны. Сборник статей. – М., 1962.
- Кутузов М.И. Сборник документов и материалов: В 4 т. – М., 1955. – Т. 4. – Ч. 2.
- Бабкин В.И. Народное ополчение в Отечественной войне1812 г. – М., 1962.
- ГАКО. Ф. 583. Оп. 602. Д. 418.