ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ БАКАЛАВРОВ МЕНЕДЖМЕНТА

Шкунова Анжелика Аркадьевна
ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы подготовки бакалавров-менеджеров в соответствии с заданными компетенциями. Представлена технология управления обучением на занятиях по организационному поведению и условия ее использования.

Ключевые слова: алгоритм, организационное поведение, технология управления, экспертные оценки


THE MANAGEMENT TECHNOLOGY OF TRANING AT ORGANIZATIONAL BEHAVIOR CLASSES OF BACHELORS OF MANAGEMENT

Shkunova Angelika Arkadievna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of innovative technologies of management

Abstract
The article deals with the problem of bachelor managers training in accordance with the prescribed competencies. The management technology of training and the conditions of its use at organizational behavior classes are considered.

Keywords: algorithm, bachelor of management, expert assessment, management technology, organizational behavior


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шкунова А.А. Технология управления процессом обучения организационному поведению бакалавров менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/43170 (дата обращения: 09.12.2024).

Подготовка менеджеров включает целый ряд взаимосвязанных учебных курсов, часть из которых пред­ставлена теоретическими дисциплинами, а другая — при­кладными. Это системное содержание, в выполнение которого включаются все учебные и административные службы вуза. Таким образом, управление обучением системному содержанию состоит в непрерывном, целенаправленном, закономерном развитии системы деятельности, обеспечивающей  реализацию коллективной цели, а именно – качественную подготовку бакалавра менеджмента. [1]. Хотя между теоретическими и прикладными дисциплина­ми довольно трудно провести строгие границы, принято счи­тать, что первые ориентированы на фундаментальные, сущ­ностные свойства объектов, их главный продукт — объясняющая теория и концепция. Вторые — изучают более частные свойства объ­ектов, разраба­тывают конкретные методики и техники. [1]. Разработка содержания курса «Организационное поведение» объективно сложна, т.к. эта дисциплина  пересекается с другими социальными и управленческими дисциплинами. Исследование, проектирование и создание содержания  дисциплины из системы взаимосвязанных управленческих и социальных наук дает преподавателю возможность формировать особое человековедческое мастерство менеджера. Такое мастерство состоит из трех составляющих:

- концепции мастерства,  позволяющей  проводить диагно­стику ситуации и прогнозировать ее развитие, выявлять причинно-следственные связи;

- человеческого опыта, который помогает менеджеру понять по­ведение работников, успешно с ними взаимодействовать и на­правлять их деятельность;

- технической квалификации, включающей определенные профес­сиональные знания, навыки, умения.

Таким образом,  организационное поведение  - это дисциплина, изучаю­щая поведение индивидов и групп в организациях с целью поиска наиболее эффективных методов управления, избе­гая организационных дисфункций, связанных с «челове­ческим фактором». Она занимает определенное место в системе менеджмента, тесно связана с  социальными  науками, формирует специальное понимание поведения человека в организации. Поэтому, для эффективной работы менеджеру необходимо иметь эти навыки владения всеми тремя составляющими своего мастерства. [2].

Исходя из сказанного выше,  курс  «Организационное поведение»  направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: ПК-5 – способность эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования  команды; ПК-7 – способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций. Именно на формирование данных компетенций и направлены практико-ориентированные занятия и задания к ним. Преподавание учебных курса  основано на  системной организации работы студентов через задания различной степени сложности, которые соответствуют формированию заданных  компетенций. [3]. Для характеристики степени освоения учебного материала используют следующие уровни:

- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов и свойств);

- репродуктивный (выполнение работы по образцу или инструкции);

-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение работы, решение проблемных задач).

Согласно уровням освоения дисциплины, каждой компетенции соответствует содержание и тип работы студента  (исследовательская, аналитическая, расчетная, проектировочная и т.д ), а также указываются форма работы студента.

Для этого при  проведения практических занятий курса “Организационное поведение” автором использовались различные методы, которые после мониторинга и анализа результатов были объединены в технологию управления. Ее отличает последовательность использования таких методов обучения, как кейс-метод (метод ситуаций),  кросс-функциональный метод  и метод экспертных оценок, а также инвариантные алгоритмы разбора тематических ситуаций. [4].

Разработанная автором технология управления может включать два этапа:

Первый этап – это представление самого кейса и подача алгоритма его разбора.

Второй этап-  экспертный анализ.

В рамках темы «Организационное поведение на уровне личности» первый этап работы представлен  заданием и алгоритмом разбора ситуации:

«Выполните анализ ситуации типа поведения сотрудника «А» по следующему алгоритму:

1.Определите  основную потребность каждого типа личности.

2.Назовите положительные и отрицательные качества каждого типа личности.

3.Назовите ожидаемые события, связанные с работой этого подчиненного.

4.Определите на каждое качество (положительное или отрицательное) метод управления таким сотрудником на уровне межличностного взаимодействия.

Ответ на подобное задание предполагает выработку следующего алгоритма работы студента:

- знакомство с материалом, предложенным к изучению;

-выделение смысловых тем курса;

-систематизация и тезисное изложение главного;

-изложение собственного мнения по поводу изученного.

При разборе ситуации по алгоритму происходит систематизация опыта,  уточнение основных понятий для принятия оптимального решения. Безусловно, что контроль знаний студентов является основной частью освоения умений и навыков, результат которого и является показателем освоения определенной профессиональной компетенции.  Контроль, как правило, осуществляется на  проверочных заданиях, предполагающих анализ текста и ситуации. Поэтому, второму этапу  в разборе ситуаций с  использованием метода экспертных оценок отводится существенная роль. В реальной практике управления   -  это специфическая деятельность профессионалов по оценке того или иного проекта. Например, это область маркетинга -где оценка поведения потребителя является необходимым условием профессионального успеха. [5]. Для оценки проекта необходим не только опыт, но и интуиция, умение исследовать, анализировать, отстаивать свою позицию, сравнивать ее с мнениями и заключениями других специалистов. Под экспертной оценкой можно понимать оценочно-аналитическую деятельность, выполняемую для анализа или оценки соответствующего объекта. В частности, в курсе “Организационное поведение” есть ряд тем, преподавание которых можно осуществлять в форме экспертных оценок. Например,  такому решению поддаются следующие вопросы учебной программы: теории мотивации; коммуникация; модели межкультурных различий поведения, (что особо актуально для современной России); модели поведения внутри организации.

Перед экспертами-студентами в ходе учебного процесса могут ставиться, в первую очередь, задачи, касающиеся поиска новой информации, предложение новых методов разрешения ситуации. Слушатель-эксперт выполняет в этой ситуации определенную ролевую функцию, разрабатывает рекомендации о предпочтительных вариантах решения данной проблемы, оценивает объективные возможности их реализации, учитывает особенности изучаемого объекта. От преподавателя требуется соблюдение ряда условий организации таких занятий: четкое обоснование задач и целей проводимой экспертизы по сформулированной проблеме, указание методов проведения экспертных оценок, распределение социальных ролей между студентами, сопоставление оценок каждого участника. [6].

Итак, результатом использования  технологии управления  является заключение, отражающее как согласованные, так и частные мнения участников анализа. Дискуссионность, спорность ряда положений, касающихся обсуждаемой проблемы, заставляет студентов не только полнее использовать теоретический материал,  находить пути, методы поиска правильных  решений, активизировать исследовательский процесс с помощью предложенных алгоритмов, но и создавать новые алгоритмы анализа вариантов и разбора ситуаций, выявляя организационные условия принятия оптимального управленческого решения.


Библиографический список
  1. Фатыхова Р.М. Качество психологической подготовки педагога в многоуровневой модели образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 1 (44). С. 46-51.
  2. Шкунова, А.А. Организация этико-когнитивных отношений в образовательном учреждении. дис… канд.пед. наук/ А.А. Шкунова. –  Нижний Новгород:  ВГИПУ, 2006.-167с.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) “бакалавр”)”.
  4. Лебедева Т.Е. Использование кейс-метода в преподавании экономических дисциплин //ФЭн-наука.2012. Т. 1. № 9 (12). С. 48-49.
  5. Булганина С.В. Использование активных методов обучения маркетингу при подготовке бакалавров менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41359.
  6. Шкунова А.А. Менеджмент организации: организационное поведение (практикум)/ Н.Новгород: ВГИПУ, 2007.-74 с.


Все статьи автора «Шкунова Анжелика Аркадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: