УДК 378.14; 339.13

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАРКЕТИНГУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ МЕНЕДЖМЕНТА

Булганина Светлана Викторовна
ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
кандидат технических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы использования активных методов обучения бакалавров менеджмента. Представлена методика проведения практического занятия по дисциплине «Маркетинг»: показан пример реализации метода «Фокус-группа» со студентами.

Ключевые слова: «фокус-группа», активные и интерактивные формы обучения, компетенции, маркетинг, маркетинговые исследования, менеджмент


USE OF ACTIVE METHODS OF TRAINING IN MARKETING WHEN TRAINING BACHELORS OF MANAGEMENT

Bulganina Svetlana Victorovna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
candidate of Technical Sciences, associate Professor of the Department of innovative technologies of management

Abstract
In article questions of use of active methods of training of bachelors of management are considered. The technique of carrying out practical class in discipline «Marketing» is presented: the example of realization of a method «Focus group» with students is shown.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Булганина С.В. Использование активных методов обучения маркетингу при подготовке бакалавров менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41359 (дата обращения: 29.09.2017).

Ведение ФГОС ВПО по различным направлениям бакалавриата на территории РФ, нацеливает вузы на изменение подходов в образовании: использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, способствующих формированию общекультурных и профессиональных компетенций [1]. При подготовке бакалавров менеджмента в учебном процессе реализация данных форм должна составлять не менее 30 % от аудиторных занятий [2]. Учебная и образовательная деятельность становится способом реализации инновационного обучения и стимулирует исследовательскую и поисковую работу студентов [3]. Это может осуществляться, как в рамках аудиторной, так и самостоятельной работы студентов (подготовки курсовых работ, НИР, творческих заданий). Персональный маркетинг-менеджмент является условием профессионального успеха будущих управленцев [4].

Подготовка бакалавров менеджмента в НГПУ им. К.Минина, согласно ООП, осуществляется путем изучения студентами различных дисциплин, реализующих активные формы и методы проведения занятий. Рассмотрим более подробно использование активных методов обучения студентов на примере дисциплины «Маркетинг», преподаваемой автором. Рассмотрим модуль «Маркетинговые исследования», в рамках него на лекционных занятиях студенты знакомятся с целями, видами, информационным обеспечением и методами маркетинговых исследований.

В рамках практических занятий студенты апробируют различные поисковые и контактные методы проведения маркетинговых исследований. Преподаватель выступает в качестве модератора, после закрепления изучаемого материала, роль модераторов осуществляют сами студенты в рамках самостоятельной работы.

Рассмотрим подробно реализацию автором метода «Фокус-группа» на практических занятиях [5]. Данный метод нацелен на фокусирование внимания исследователей (в данном случае группа из 7-8 студентов, если группа состоит из 20 человек целесообразно разделить на 2-3 подгруппы, для того, чтобы всех респондентов в рамках реализации метода можно было услышать, не происходила выработка единого мнения) на определенной цели (прочитанной новой книги, просмотренного рекламного видеоролика, дегустации продукции, оценке характеристик товаров и др.), при этом тематика занятий может меняться в зависимости от интересов группы. Рассмотрим пример апробации метода «Фокус-группа» с дегустацией.

Методика проведения занятия следующая. На подготовительном этапе необходима аудитория, оснащенная столами и стульями, желательно, чтобы столы были расставлены в форме буквы «П» или «О», тогда все участники фокус-группы будут видеть друг друга. Для видеосъемки подойдет видеокамера (планшет или смартфон). Для дегустации необходимы салфетки, одноразовая посуда (стаканчики, тарелки), негазированная вода, чтобы можно было отделить один вкус продукта от другого и сам продукт (это может быть различные виды или торговые марки сока, мармелада, печенья, шоколада и др.). Сервировка стола происходит на данном этапе.

Начало занятия – кратко характеризуется преподавателем-модератором методика проведения фокус-групповой дискуссии. Формируется группа из 7-8 человек, назначается роль стенографиста, ведущего съемку и в дальнейшем преобразующий данный материал в сводные таблицы исследования. Ставится цель исследования, студенты знакомятся с анализируемой продукцией (необходимо модератору выявить противопоказания по состоянию здоровья студентов – непереносимость ингредиентов, возможной аллергической реакции и др.).

Цель – оценка возможности реализации «экзотических» продуктов в России. Студентам предлагалось попробовать печенье со вкусом дуриана привезенное автором из Азии.

Описание продукта. Королем тропических фруктов является Дуриан. Это наиболее экзотический фрукт «с ужасным запахом и вкусом клубники со сливками», как его представляют туристам. Данный фрукт в свежем виде можно попробовать только в Азии, т.к. перевозка в самолете запрещена, его нельзя вносить на территорию торговых центров, отелей, государственных учреждений из-за резкого запаха, который долго не выветривается в закрытых помещениях. Продается, как правило, на рынках в очищенном виде и в супермаркетах при наличии системы кондиционирования воздуха. Вкус дуриана долго сохраняется во рту, поэтому его целесообразно запивать чистой водой. Со вкусом дуриана в Азии продают чипсы, конфеты, мармелад, леденцы, печенье и другие продукты.

Основная часть занятия – проведение дегустации. Студентам раздается продукция, оценивается модератором их психологическая реакция. Происходит высказывание мнений респондентов, которые сведены в таблицу 1.

Таблица 1 – Результаты стенограммы дискуссии при дегустации печенья

№№ п/п

Запах

Вкус

Целесообразность

распространения

в России

1

Специфический запах, не очень приятен. Вкус ощущается все время при употреблении продукта, также ощущается неприятное слабое послевкусие Распространение на территории не будет иметь большой успех

2

Не очень приятный запах Немного похож на вкус лекарств, что не очень приятно. P.S. Редкостная гадость, но я был голодным, поэтому понравилось, спасибо! Я считаю, что в России такой товар не будет иметь успех

3

Запоминающийся Приятный цвет, но вкус – совсем не экзотика. Хотел бы попробовать эту «штуку» в его первоначальном виде! Производить не надо

4

Специфический, нехороший, вызывает чувство отторжения, т.к. напоминает запах несвежего продукта Не экзотический, думаю можно найти на российском рынке и обычное печенье с похожим запахом. Я думаю, на российский рынок не стоит продвигать такой товар, это ни к чему не приведет, товар-новинка будет покупаться для пробы, одноразово, если и найдутся любители экзотики, то таких будет мало.

5

Данный продукт обладает специфическим, весьма неприятным запахом Вкус более приятный, но все равно не понятен, трудно с чем-либо сравнить Мое мнение, что данный продукт не стоит включать в ассортимент российских производителей продуктов питания, т.к. он себя зарекомендовал бы как не очень хороший и свежий продукт

6

Запах неприятный, вызывающий недоверие к продукту На вид – обычное печенье (светлое), вкус молочного печенья с каким-то небольшим привкусом Данный продукт будет пользоваться небольшим вкусом («вкус на любителя»), скорее всего этот продукт не сможет удержаться на рынке, т.к. есть другие аналоги с высокой степенью доверия потребителей

7

Пахнет лекарствами и нефтью Вкус специфический. Мне не понравился продукт с добавлением дуриана, покупать не буду, т.к. запах сероводорода не полезен для здоровья Желающих попробовать будет достаточно, но употреблять постоянно будет, малая часть потребителей

Заключительный этап – подведение итогов обсуждения, выводы и рекомендации по исследованию. Фокус-группа сделала вывод о нецелесообразности выведения данного печенья на массовый Российский рынок, указав возможность производства пробной партии, реализацию с проведением дегустации в торговых центрах и необходимость проведения дополнительных маркетинговых исследований рынка в форме опросов потребителей.

В качестве самостоятельного маркетингового исследования студентам задавалась апробация и отработка техники проведения методом «Фокус-группа» (в качестве участников фокус-группы могли являться родственники, друзья и знакомые). Продукт для дегустации выбирали сами студенты, выступавшие в роли модераторов, проводили обсуждения и заносили результаты в отчет [6].

Таким образом, преподавание дисциплины «Маркетинг» студентам проводится в активной форме, при этом есть возможность перевода данного занятия в интерактивную форму, например, в НГПУ им. К.Минина автором разработан Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) «Маркетинг» в среде Moodle, которая дает возможность использования информационных ресурсов и интерактивных элементов, подходящих для проведения данного практического занятия  в виде обсуждений (элемент - форум или онлайн чат-сессия). При этом необходимо дополнительное оборудование при проведении занятий  – компьютерный класс (ноутбуки, планшеты у каждого студента) с выходом в Интернет.


Библиографический список
  1. Васильева Л.И., Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Приведение компетенций ФГОС к Квалификационным требованиям профессионального стандарта и их реализация в подготовке менеджера // В мире научных открытий. 2014. №3 (51). С. 124-137.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) “бакалавр”)”
  3. Lebedevа T.E., Egorov E.E., Vakulenko R.Y., Stouhina N.Y. Innovation aspects of managing bachelor training program in the context of Bologna Process in Russia. Life Sci J 2014;11(10):533-537. (ISSN:1097-8135). http://www.lifesciencesite.com.71
  4. Челнокова Е.А. Персональный маркетинг-менеджмент как условие профессионального успеха будущих специалистов //Альманах современной науки и образования. 2013. № 5 (72). С. 184-186.
  5. Булганина С.В. Маркетинговые исследования: Практикум / С.В. Булганина. – Н.Новгород: НГПУ, 2012. – 162 с.
  6. Булганина С.В., Томайлы Д.А. Использование методов маркетинговых исследований компанией // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2014 г.: в 11 частях. Тамбов, 2014. С. 32-33.


Все статьи автора «Булганина Светлана Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: