Продолжающаяся в системе государственной гражданской службы реформа затрагивает все подсистемы государственной службы, в том числе и систему управления персоналом, важнейшим элементом которой является система адаптации сотрудников. Каждый год на работу в государственные органы приходит огромное количество новых сотрудников. По данным Росстата, в 2013 году численность работников госорганов и органов местного самоуправления составляла более 1, 5 млн. чел.
Повышение эффективности государственной службы невозможно без внедрения в систему управления государственными служащими передовых технологий управления. Внедрение и развитие современных методов управления персоналом влечет за собой развитие кадровых технологий, которые основываются на установлении показателей личной эффективности [1]. Установление показателей личной эффективности начинается с момента вхождения сотрудника в организацию, в процессе его адаптации.
В статье будут рассмотрены особенности адаптации государственных служащих и даны рекомендации по развитию компетенций государственных гражданских служащих, ускоряющих и повышающих эффективность их адаптации.
Адаптация сотрудников, особенно ее функции, очень многозначны и исследовались А.Я. Кибановым, Т.Ю. Базаровым, Б.Л. Ереминым, В.Р. Весниным и др. Наиболее существенные черты, адаптации трудно выделить из-за многочисленных внешних отражений выполняемых ею управленческих функций. В зависимости от методологии, теоретической базы, цели исследований, специалисты предлагают разнообразные формы адаптации, выделяют собственные программы адаптации, критерии ее оценки и др.
Проблемы адаптации государственных служащих рассматривались А.И Турчиновым, Р.А. Кудашевой, Л.Н. Блохиной и др.
Рассматривая адаптацию государственных служащих, А.И Турчинов выделяет такие виды адаптации персонала, как профессиональная, психофизиологическая, социально-психологическая, организационная [2].
В процессе формирования у нового сотрудника требуемого уровня качества работы и обеспечения соответствующего уровня производительности труда в более короткие сроки основную роль играет социально-психологическая адаптация.
По мнению Е.В. Маслова основное содержание социально-психологической адаптации составляют условия и организация труда, оплата и содержание труда, а также психологический климат в коллективе [3].
Наиболее широко известно определение социальной адаптации, предложенное А.И. Турчиновым, которую он определяет как «получение информации о ценностях, нормах организации, ее формальных и неформальных группах, лидерах, знакомство и включение в систему деловых и личных взаимоотношений в коллективе» [2].
Вопросы социальной адаптации сотрудников рассматривались и зарубежными авторами. В частности, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в своих работах по общему менеджменту говорят о социальной адаптации в организации и определяют ее как процесс познания нитей власти, привыкания к условиям сложившейся корпоративной культуры принятой в организации, процесс обучения, что является важным в любой организации [4].
Наиболее полно цели социальной адаптации сотрудников определил А.Я. Кибанов по мнению которого правильно организованная социальная адаптация позволяет достичь таких целей как уменьшение стартовых организационных издержек, ускорение процесса адаптации новых работников, значительное сокращение текучести кадров персонала, сокращение времени руководителя и сотрудников, формирование позитивного отношения сотрудников к работе [5].
Адаптируясь, к профессиональной деятельности, сотрудник организации осваивает опыт своих коллег, вливается в традиции трудового коллектива и принятые в нем нормы и правила поведения.
По мнению А.Я. Кибанова адаптация в целом представляет собой деятельность, направленную на достижение соответствия индивидуального поведения требованиям организации, что предполагает совмещение личных интересов и ожиданий с интересами и ожиданиями организации.
Обобщение мнений о сущности и видах адаптации персонала показывает, что наиболее важную роль в процессе адаптации сотрудников играют организационная и социально-психологическая адаптация сотрудников. Значение адаптационных мероприятий особенно возрастает в отношении сотрудников, не имевших ранее опыта работы. Такие сотрудники, не обладая опытом организационного поведения, в частности, испытывают сложности с обращением к коллегам из смежного подразделения по вопросу получения какой-либо информации, необходимой для работы. За рубежом, в частности в Финляндии, улучшение социально-психологической адаптации обеспечивается путем введения в штат государственного органа психологов.
В ходе настоящего исследования были проанализированы особенности системы адаптации госслужащих.
Главной особенность системы адаптации сотрудников государственной гражданской службы, по нашему мнению, является то, что в отличие от обычной коммерческой организации, процесс адаптации госслужащих регламентируется федеральным, региональным, местным законодательством. Например, в Федеральной налоговой службе (ФНС) система адаптация сотрудников регулируется законодательством о государственной гражданской службе и прежде всего приказом Федеральной налоговой службы [6]. Однако это приводит к высокому уровню регламентации труда, чрезмерной нормативности профессиональных действий и поведения госслужащего в организации и социуме. Особенностью профессиональной деятельности госслужащего является обширный круг коммуникаций, высокий уровень ответственности за принятые решения, которые способствуют росту психологической напряженности в работе и требуют от госслужащих наличия определенных адаптационных способностей.
В соответствии с упомянутым законодательством, государственным гражданским служащим, в отличие от сотрудников не являющихся государственными служащими, гарантируется такой способ адаптации, как обучение и повышение квалификации, а также переподготовка в соответствии с функциями и задачами занимаемой должности [6].
Еще одной особенностью построения системы адаптации в системе госслужбы является тесное взаимодействие государственной с важнейшими общественными институтами: институтом права, экономическими институтами, институтами гражданского общества, институтами, относящимися к социальной сфере общества, институтами культурно-духовной сферы общества.
В этой связи особое значение приобретает такой путь социальной адаптации государственных гражданских служащих, как политическая деятельность, в период общественных преобразований внешней среды. Для сотрудников государственной службы подобная деятельность предстает как основная, так как государственная служба призвана для реализации политики государства, а государственные служащие являются первооткрывателями реформ.
В качестве еще одной особенности государственной службы следует отметить высокий уровень подвижности законодательства, который оказывает влияние на состав и содержание выполняемых госслужащими задач.
В этой связи, по нашему мнению, в качестве одной из главных компетенций госслужащего необходимо выделить его умение быстро адаптироваться к изменениям, новым задачам, возникающим в процессе работы государственного служащего. Причем, это умение касается не только способности непрерывного обучения, но и готовности, исходя из ситуации на рынке труда, пересматривать свои карьерные ориентиры, сознательное отношение к построению собственной карьер. Работник должен хорошо знать свои возможности — как сильные, так и слабые стороны — и иметь план совершенствования профессиональных навыков и продвижение по карьерной лестнице.
Рассмотренные особенности адаптации государственной службы невозможны без использования современных технологий управления. На наш взгляд необходимой компетенцией современного государственного служащего, позволяющей повысить эффективность адаптации, является владение технологиями персонального менеджмента. Технологии персонального менеджмента позволят государственному служащему самостоятельно распланировать свой адаптационный период и уже на этапе адаптации побудят его ставить перед собой более крупные цели в направлении обеспечения собственного профессионального и должностного роста. Технологии персонального менеджмента помогают правильно расставить приоритеты и помогут государственному служащему быстрее сформировать свой имидж, наиболее оптимально соответствующий его должности и организации, выбирать наиболее перспективные проекты.
Особенности и проблемы адаптации государственных служащих исследовались на примере Инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС) № 16 Московской области, преимущественно среди сотрудников отдела камеральных проверок.
Исследование проводилось методами наблюдения и анкетирования, аудита персонала; анализа кадровой документации.
В ИФНС № 16 на момент опроса (июль 2014 г.) работало 107 сотрудников, из которых было опрошено 20 человек (19% от общего числа работающих).
В ходе опроса оценивалось отношение сотрудников к существующей в ИФНС системе адаптации. Анализ показал, что по мнению 52,2% сотрудников, их адаптация продолжалась менее 1 месяца. Длительность адаптационного периода свыше полугода отметили 28,2% респондентов. По мнению респондентов, в ИФНС создана достаточно эффективная система адаптации, большинство сотрудников достаточно удачно адаптировались к условиям своей профессиональной деятельности.
Из ответов респондентов следует, что наиболее существенную помощь в адаптации оказывают коллеги по работе (71,3 %), наставник или руководитель отдела – 27,2 %.
Вместе с тем в качестве недостатка существующей системы 35,7 % респондентов указали чрезмерную загруженность наставников текущей работой, в связи с чем возникает дефицит времени на общение и поддержку подопечных. Это обусловлено тем, что при распределении текущей работы не выделяется специальное время на наставничество, к тому отсутствуют материальные стимулы для наставников
Таким образом, проведенный анализ показал необходимость совершенствования существующей в ИФНС системы адаптации.
По результатам исследования можно сформулировать следующие выводы.
- Исследование особенностей адаптации госслужащих позволяет сделать вывод, о возможности выделения особого вида адаптации – адаптация государственных служащих.
- Обобщенно адаптация госслужащих представляет собой взаимозависимое и взаимосвязанное преобразование и приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном приобретении сотрудником, новых для него и соответствующих потребностям организации, профессиональных, социальных и организационно-экономических знаний и навыков. Причем в ряде ситуаций данный процесс представляет собой процесс преодоления конфликтов и противоречий, обусловленных в ряде случаев особенностями работника, а в ряде случаев – особенностями работника и окружающей ее среды.
- Анализ особенностей адаптации на гражданской службе свидетельствует о высоком уровне слиянии государственных институтов на организацию и протекание процесса адаптации государственных служащих.
- Адаптация государственных служащих происходит в соответствии с законодательством, что приносит хороший взнос в процесс вхождения в должность, так все мероприятия продуманы и четко изложены на бумаге.
- С целью повышения эффективности адаптации госслужащих рекомендуется внедрение в процесс подготовки и адаптации госслужащих технологии персонального менеджмента.
Библиографический список
- Рязанцева М.В., Субочева А.О. Анализ кадровых технологий в государственной гражданской службе Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – №11– ноябрь - 2014. С. 409-413.
- Управление персоналом: учебник / под общ. ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 608 с.
- Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. – 312 с.
- Альберт, М. Основы менеджмента / М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури - М: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. С. 672
- Управление персоналом организации: Учебник, 4-е изд., доп. и перераб. / под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2010. – 695 с.
- Приказ Федеральной налоговой службы от 13 сентября 2011 г. № ММВ-7-4/570@ «Об утверждении Методических рекомендаций по адаптации государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной налоговой службы и территориальных органов ФНС России» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55084584/ (Дата обращения 06.12.14)