Актуальность исследования заключается в том, что проблема страхов в современном мире приобрела особую популярность, как среди детей, так и среди взрослых. Однако современные исследования сосредоточены только в области детских страхов и фобий, что касается изучения страхов взрослого человека, то пока нет достаточно четких объяснений появления.
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Является сильнейшей отрицательно окрашенной эмоцией. Страх основывается на инстинкте самосохранения и социальном опыте межличностных отношений, имеет защитный характер. Страх может возникнуть в ответ на существующую угрозу или воображаемую, при этом последняя переживается как настоящая.
Цели исследования:
- выявление возрастной динамики изменения страхов;
- изучение особенностей проявления разных видов страхов на основных возрастных периодах;
- изучение статистики преодоления страхов в течении жизни.
Страхи описывают в своих работах такие выдающиеся зарубежные и отечественные ученые как В. И. Горбузов, Н. С. Жуковская, А.И. Захаров, И. П. Павлов, Г.С. Салливен, З. Фрейд, С. Холл и др. Единой точки зрения ученых о страхе нет, каждый интерпретирует его исходя из собственных выводов и умозаключений, однако все они сходятся во мнении, что страх оказывает колоссальное воздействие на личность. Если для личности источник опасности является неосознаваемым или воображаемым, то возникает состояние тревоги. Подобная тревога описывается в психодинамической теории личности (З. Фрейд, К.Г. Юнг) как вытесненный страх, при котором источник не воспринимается и не осознается человеком.
Страх может вызвать в организме человека такие негативные изменения, как: развитие сахарного диабета, замедление роста, снижение концентрации внимания, нарушение памяти, снижение либидо, нарушение работы сердца, хроническое воспаление кровеносных сосудов, болезни желудочно-кишечного тракта, снижение иммунитета и др. На психологическом уровне: фобии, зависимости, невроз навязчивых состояний, пассивно-агрессивное поведение и др.
Хронический страх не дает организму нормально функционировать, постоянно вызывая выброс в кровь различных гормонов, такие как адреналин, кортиколиберин, кортизол и др. которые запускают специфические реакции, оказывающие воздействия на весь организм. Такие «скачки» уровня гормонов могут привести к сердечному приступу или смерти от испуга.
Выявление уровня страха в различном возрасте поможет в диагностике нервных нарушений и составлении методик для преодоления страхов. Прежде чем помочь людям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким страхам они подвержены.
Нами было опрошено 136 человек в возрасте от 5 лет до 54.
Используя возрастную периодизацию Э. Эриксона, были выбраны следующие возрастные группы для исследования – дошкольный возраст (3-6 лет), школьный возраст (6-12 лет), юность (12-20 лет), молодость (20-25 лет), взрослость (25-60 лет) [4].
С целью выявления различных уровней страхов, были использованы методика «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» Ю. Щербатых и Е. Ивлевой и тест А. И. Захарова. Суть методики «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» заключается в том, что испытуемый отвечает на 24 предложенных ему вопроса о страхах, по шкале от 1 до 10, где минимальным значением страха является цифра 1, а максимальным-10. Данный опросник был предложен 98 людям, в возрасте от 12до 60 лет. Тест А. И. Захарова состоит из 29 вопросов, которые читаются детям вслух, и дети отвечают на них либо да, либо нет, в зависимости от того, боятся ли они предложенного варианта. Данный тест был предложен 38 детям в возрасте от 5 лет до 11.
Для изучения экспериментального изучения возрастной динамики страхов мы использовали классификацию, предложенную И.С. Дашкевичем. Согласно его классификации, страхи можно разделить на несколько групп: «архаические страхи» (страх огня, животных, темноты и др.), «пространственные страхи» (боязнь замкнутого пространства, высоты, глубины и т.д.), «социальные страхи» (страх бедности, публичных выступлений, ограбления и т.д.), «витальные страхи» (страх смерти, болезней и т.д.), «страхи, связанные с работой или учебой» (вызов к начальнику, экзамены и др.), «страх перед будущим» [1]. Результаты исследования возрастной динамики страхов представлены в таблицах 1 и 2, а также на рисунках 1 и 2.
Таблица 1 – Результаты исследования различных страхов в различных возрастных группах женщины (% от максимального уровня страха)
возраст Группа страхов |
6-10 лет |
10-12 лет |
12-20 лет |
20-25 лет |
25-60 лет |
Архаические | 86 | 63 | 45 | 56 | 37 |
Витальные | 57 | 52 | 53 | 54 | 34 |
Социальные | 45 | 48 | 62 | 65 | 38 |
Связаны с работой | 16 | 72 | 64 | 59 | 41 |
Страх будущего | - | - | 66 | 68 | 39 |
Пространственные | 78 | 70 | 46 | 48 | 45 |
Таблица 2 – Результаты исследования различных страхов в различных возрастных группах мужчины (% от максимального уровня страха)
возраст Группа страхов |
6-10 лет |
10-12 лет |
12-20 лет |
20-25 лет |
25-60 лет |
Архаические | 73 | 52 | 40 | 32 | 45 |
Витальные | 48 | 54 | 39 | 39 | 42 |
Социальные | 39 | 61 | 51 | 54 | 46 |
Связаны с работой | 12 | 64 | 53 | 47 | 50 |
Страх будущего | - | - | 57 | 52 | 48 |
Пространственные | 67 | 56 | 42 | 30 | 55 |
Рисунок 1 – Возрастная динамика различных видов страхов у женщин
Рисунок 2 – Возрастная динамика различных видов страхов у мужчин
Анализ результатов показывает, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста высокий уровень страхов различных групп. Самый популярный страх в данных возрастных категориях это пространственный и архаический страхи.
Преобладающими видами страха у женщин являются социальный и страх, связанный с работой. У лиц обоих полов социальный страх особо выражен в возрастах 12-20 лет и 20-25, что совпадает по времени с самоопределением молодых людей и поиске своей профессии и работы. Примечательно, что у женщин страх, связанный с работой по мере возрастания возраста стабильно снижается, в то время как у мужчин остается примерно на одном уровне, а во время взрослости повышается. Вероятно, это связано с более сильной социальной нагрузкой на мужчин, так как принято, что мужчина является кормильцем, поэтому удержать работу и выполнять ее хорошо является для них важной задачей. Социальный страх по мере взросления начинает снижаться. Страх, связанный с работой у дошкольников имеет минимальное значение (22%), что связано с тем, что ведущая деятельность у них игровая, и дети не обременены обязанностями, в то время как у младших школьников наблюдается резкий скачок этого уровня страха (68), что связанно с поступлением детей в школу, увеличением ответственности и осознанию ребенком ситуации оценивания, как со стороны учителя, так и со стороны сверстников.
Среди социальных страхов самый большой показатель имеют страхи, связанные с изменением отношений в семье и близкими людьми (75% от максимально возможного уровня страха). Перспектива бедности имеет самое низкое значение среди социальных страхов (37%), что может быть связано с пониманием того, что работая, будет достаток, и с тем, что медицина и образование является бесплатными, и так же есть поддержка от государства.
Страх будущего у мужчин и у женщин имеет нисходящую динамику в зависимости от возраста (с 62% до 43,5%). Такие данные могут быть следствием повышения экономической стабильности взрослых людей, а также изменения социальной ситуации – если для юношей и подростков важны отношения со сверстниками, то в период взрослости приобретают значимость тесные семейные отношения, в которых нет жестких социальных оценок и борьбы за власть.
Среди архаических страхов особенно популярен страх перед некоторыми животными, такими как пауки, крысы, змеи и др. (67%). К.Г. Юнг предположил гипотезу о том, что такие страхи передаются из поколения в поколение, начиная от наших предков. Дело в том, что издавна люди опасались змей и пауков, как представителей самых ядовитых существ на земле, а крысы скорее не пугают людей, а отвращают, в связи с их славой переносчиков инфекционных заболеваний (в т.ч. чумы) [5].
Витальные страхи (такие как страх заболеть, умереть) сохраняют стабильный показатель в различных возрастных группах, что может указывать на то, что данный вид страхов еще в Примечательно, что из всех витальных страхов самый высокий уровень имеют страх перед тем, что заболеет кто-либо из близких людей (69%), а не сам испытуемый (31%). Страх собственной смерти имеет небольшое значение-34%, с возрастом он становится менее интенсивным-45% у девушек и 42 % у юношей возраста до 20 лет, 17% у женщин и 20% у мужчин возраста 25-60 лет. Американский исследователь, доктор Элизабет Кюблер-Росс провела много времени у постели умирающих больных и выделила в их переживаниях пять стадий приспособления к мысли о смерти – отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Исходя из этого исследования, можно сделать вывод о том, что человек не считает себя смертным, он не ложится в кровать думая о том, что завтра его не станет. Говоря о смерти, люди произносят фразу – «когда-нибудь мы все умрем», когда-нибудь, но не сейчас, значит не о чем тревожится. Элизабет Кюблер-Росс также заметила, что большинство умирающих не испытывает страха – чаще они переживают дискомфорт, боль, безразличие, хотя у некоторых отмечаются даже признаки душевного подъема.
Среди детей дошкольного возраста страх смерти составил 100%, у младших школьников он уже начал снижаться до 74%, среди испытуемых в возрасте от 12 до 20 лет уровень этого страха составил 66%, у юношей и девушек 20-25 лет-40%, у взрослых людей – 18,5%.
Результаты современных психиатрических исследований позволили выдвинуть гипотезу о том, что у детей в двух лет как достаточно массовое явление появляется бессознательный страх смерти, связанный с синкретичностью восприятия маленького ребенка, когда он видит, что продукт его выделения уничтожается из горшка, а значит, уничтожается он сам. Рано принимая смерть, дети, слушая взрослых, начинают ее бояться сознательно. Они как бы вытесняют ее правильное понимание из своего сознания. Так, понимание необратимости и конечности смерти у 7-9 летних детей лучше, чем у 10-18 летних.
Отношение к смерти взрослого человека зависит от многих субъективных и объективных факторов: от экзистенциальной системы личности, от состояния здоровья, от жизненного опыта, от степени религиозности и т.д. По-разному воспринимают смерть и люди разного возраста.
Взрослый человек, имеющий смысл жизни и четкие жизненные цели, меньше боится умереть, и способен думать о смерти спокойно. Не часто думают о конечности своей жизни молодые и активные люди, живя данным моментом и считая, что у них еще много лет впереди, а о смерти они будут думать в старости.
Л. Уотсон, например, просматривая литературу по проблемам психологической реакции человека на смерть, был поражен тем фактом, что «страх смерти возникает только у взрослых людей и только у тех, кто имеет время для размышлений на эту тему»[6].
Пространственные страхи, такой как боязнь замкнутого пространства, либо боязнь глубины, высоты, у женщин более выражены, чем у мужчин, и остаются на одном уровне в различных возрастных группах, тогда как у мужчин их уровень сначала снижается, затем резко возрастает в период взрослости. Наиболее популярен страх глубины (62%), менее популярен страх замкнутых пространств (34%).
При анализе уровня страха у мужчин (48%), можно сделать вывод, что общий уровень страха меньше чем у женщин (54%). С возрастом, у женщин страхи снижаются, и в период взрослости имеют наименьшие значения, в то время как у мужчин обратная ситуация, в период взрослости общий уровень страхов возрастает. Такие данные могу быть следствием кризиса возрастного развития, протекающего в возрасте 35-40 лет, который является наиболее острым как раз у мужчин, нежели чем у женщин.
Таким образом, страхи присутствуют в любом возрасте. Для каждого возраста актуальны все виды страхов, некоторые выражены сильнее, некоторые слабее. Отмечается преодоление большинства страхов с возрастом, всех, кроме витальных. У мужчин и женщин уровень страха и степень их преодоления выражены по-разному.
Библиографический список
- Дашкевич И.С., Жогло Л.Я. Страхи школьников и их преодоление / Дашкевич И.С., Жогло Л.Я. // Сборник научных трудов: Психологическое здоровье и развитие личности в контексте образовательного пространства: сборник научных трудов/ Под общей редакцией Т.А. Македон. – Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ДВГСГА», 2011. – 126с.
- Захаров А. И. Ночные и дневные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб: «Издательство СОЮЗ», 2000. – 367 с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез / А.И. Захаров. – М.: Владос, 2009. – 254 с.
- Фрейджер Р. Психология личностных конструктов и когнитивная психология / Р. Фрейджер. – М.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2007. – 121 c.
- Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. – М., 1991.
- Балянин К.Ю. Страх смерти у людей разного возраста. http://mastermind-company.ru/strah-smerti. (20.04.2014)