Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся сегодня обозначено в федеральных государственных образовательных стандартах как одно из ключевых направлений деятельности современной школы. Актуальность данной проблемы очень высока, поэтому современная школа должна стать школой новых возможностей для каждого ребенка, обеспечить не только интеллектуальное развитие, информационную грамотность, но и сформировать духовно-нравственную, гражданскую позицию.
В основе программы по литературному чтению лежит утверждение – благодаря вдумчивому прочтению произведений русской классической литературы происходит становление личности младшего школьника, формируется его внутренний мир.
Заглянуть в мир детских ощущений и эмоций, представлений и мыслей, которые возникают и развиваются под влиянием чтения, общения с природой, знакомством с народной культурой позволяет творчество С.Т. Аксакова.
В повести «Детские годы Багрова-внука» (1858) писатель поставил перед собой довольно сложную задачу: рассказать ребенку о ребенке. С.Т. Аксаков высказывал опасения, что «…историю дитяти, жизнь человека в детстве, детский мир, созидающийся постепенно под влиянием ежедневных новых впечатлений…» [1, с.223] общество может и не осознать как значимую проблему. Предчувствия Аксакова оказались предвидением: повесть сначала не встретила сочувственного отношения, лишь спустя годы читатели по достоинству оценили ее, она стала широко известна и любима.
Причину глубокого постижения темы детства, а вместе с ней и доверительное и полное понимание образа ребенка следует искать в христианском мировосприятии автора.
Аксаков считал, что «дети с их преданностью и покорностью, с их беспритязательной простотой и невинностью, с их простосердечием и любовью, с их откровенной прямотой и восприимчивостью ко всему прекрасному и божественному являются в глазах Христа образцом высочайшего совершенства, какого только может сознательно достигнуть человек» [2, с.46]. Именно этим объясняется тот факт, что герой повести изображен в возрасте от трех до девяти лет. По мысли писателя, ребенок этого возраста открыто, всей душой воспринимает и любит окружающий его мир, находится в гармонии с ним. Однако наивное и непосредственное мировидение, как настаивает С.Т. Аксаков, способно сохраниться лишь в том случае, если ребенок воспитывается в любви, доброте, понимании и уважении.
Для полноценного толкования образа Сережи Багрова следует обратиться к повести «Семейная хроника», в которой описаны те люди, рядом с которыми живет мальчик, от которых он получает свои первые жизненные впечатления: это дедушка Степан Михайлович, мать Софья Николаевна, отец Алексей Степанович.
Степан Михайлович Багров, каким он предстает в «Семейной хронике», – натура цельная. Он «отличный хозяин», «разумный и ласковый помещик», ему свойственна «неподкупная честность», «здоровый ум», «светлый взгляд» на жизнь, «благородная распорядительность». Его портретные черты также вызывают у читателя расположение и симпатию: «высокая грудь, необыкновенно широкие плечи, жилистые руки, каменное, мускулистое тело обличали в нем силача…Правильные черты лица, прекрасные большие темно-голубые глаза…, густые брови, приятный рот, все это придавало самое открытое и честное расположение его лицу» [3, с.18]. Образ старика Багрова предстает как воплощение честности: «не было человека, кто бы ему не верил; его слово, его обещание было крепче и святее всяких духовных и гражданских актов» [3, с.18].
Степан Михайлович гордится своим древним дворянским родом. Потому-то и не сразу принимает выбор будущей жены своего единственного сына Алексея: «…она [Софья Николаевна] дворянка вчерашняя, а ты потомок самого древнего дворянского дома» [3, с.91]. Старик Багров, таким образом, является олицетворением традиции и стабильности. И в этом его положительное начало.
Огромную роль в формировании Сережи играет его мать. «Ее живая, восприимчивая, легко волнуемая природа, – пишет Аксаков, - могла мгновенно увлекаться порывами ума или сердца и мгновенно превращаться из одного существа в другое, совершенно непохожее на первое…Это была какая-то артистическая способность вдруг переселяться в другую сферу, в другое положение, поддаваться безусловно своей мысли и желанью, вполне искреннему и потому всех увлекающему» [3, с.157]. Обладая добрым, любящим сердцем, она в самые важные моменты жизни руководствуется чаще всего голосом разума. «Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли…с гневом … отвечала, что покуда искра жизни тлеется во мне, она не перестанет делать все что может для моего спасенья», – так, к примеру, описана Софья Николаевна во время болезни сына [3, с.214]. Мать - носитель разумного начала в организации жизни своего горячо любимого сына. Именно она прививает Сереже любовь к книгам, объясняет ему общественные нормы. Софья Николаевна довольно часто разговаривает с сыном, рассуждает о волнующих проблемах: «Долго она говорила со мной и для моего успокоения должна была коснуться многого, еще мне не известного и не вполне мною тогда понятого» [2, с.289]или позже: «…я беспрестанно разговаривал и о том и о другом с своей матерью и с удовольствием замечал, что я стал старше и умнее, потому что мать и другие говорили, рассуждали со мной уже о том, о чем прежде и говорить не хотели» [3, с.392]. Для автора было значимым и то обстоятельство, что Сережа «сделался ее [матери – Е.Ж.] другом, поверенным и узнал много такого, чего не мог понять, что понимал превратно и чего …знать не следовало» [3, с.410].
Как ни странно, но роли отца, Алексея Степановича, в развитии Сережи, как правило, не придается значения. Однако его значение на самом деле не так уж и мало. Отец мальчика менее образован, чем мать, лишен «от природы твердой воли», воспитан «в слепом повиновении семейству, а к отцу – в страхе» [3, с.90], у него нет городского блеска и любви к нему, зато наделен «мягким» сердцем, способностью любить до самозабвения. Он понимает глубину Сережиной любви к природе и сельской местности, потому посвящает сына в тайны жизни природы: «Отец с восхищением рассказывал мне, что видел лебедей» [3, с.397]; «Как был отец доволен, увидев в первый раз медуницу! Он научил меня легонько выдергивать лиловые цветки и сосать белые, сладкие их корешочки. И как он еще более обрадовался, услыша издали…пение варакушки» [3, с.408]. В его отсутствие Сережа сильно скучает, грустит, так как «горячо привязан к отцу» [3, с.485]. Однако авторитет отца в семье не так велик, он во всем подчиняется своей жене, теряется перед ее сильным характером.
Существенную роль в развитии личности Сережи играет его дядька Евсеич, который в любую минуту готов помочь и защитить мальчика.
Так, в главе «Пребывание в Багрове без отца и матери» воссоздается жизнь детей в период отъезда родителей в связи с болезнью матери. В доме деда детям обеспечивают хорошие бытовые условия, но лишают их не только любви, но и внимания: «…с нами здоровались, говорили несколько слов, а иногда и почти и не говорили, потом отсылали нас в нашу комнату» [3, с.261]; «Александра Степановна …совсем нас не любила, все насмехалась над нами, называла нас городскими неженками», «Аксинья Степановна …была предобрая, нас очень любила и очень ласкала, особенно без других», «Елизавета Степановна …была прегордая и ничего с нами не говорила» [3, с.264]. И только простой крестьянин Евсеич глубоко понимал одиночество детей, их эмоциональную изолированность, поэтому «Евсеич в продолжение этих тяжелых пяти недель сделался совершенно моим дядькой, и я очень полюбил его» [3, с.265].
Нелюбовь к детям не могла не возыметь отрицательных последствий: «Пошла уже пятая неделя, как мы жили одни, и наконец такая жизнь начала сильно действовать на мой детский ум и сердце. Чувство какого-то сиротства и робкой грусти выражалось не только на моем лице, но даже во всей моей наружности. Я стал рассеянно играть с сестрицей, рассеянно читать книжки и слушать рассказы Евсеича» [3, с.267].
В повести Аксаков полно и глубоко изобразил мир детских эмоций. Автор показывает мальчика в состоянии интереса, удивления, радости, печали, смущения, тревоги, стыда, гнева, вины, любви: «Сестрицу я любил сначала больше всех игрушек, больше матери, и любовь эта выражалась беспристанным желаньем ее видеть и чувством жалости» [3, с.212].; «На меня напал безотчетный страх…» [3, с.405]; «Я стал бояться ночной темноты и даже днем боялся темных комнат…» [3, с.219].
Оригинальность повести заключается в том, что автор сумел представить действительный рассказ о прошлом не как воспоминание о прошлом, а как рассказ о событиях, которые развертываются на наших глазах. То есть он не вспоминает, а делает читателя как бы очевидцем и участником происходящего – это и создавало ощущение непосредственности воссоздаваемого в книге мира. Кроме того, Аксаков считает, что детские годы должны остаться в памяти навсегда и именно в том, прежнем восприятии и переживании. Поэтому и героем, участником происходящего, и рассказчиком является один и тот же человек – Сережа Багров, с той только разницей, что герой повести – мальчик, показанный в возрасте от трех до девяти лет, а рассказчик – взрослый человек, умудренный опытом, которого от его детства отделяет целая жизнь.
С.Т. Аксаков внес существенный вклад в осознание самоценности детства, в художественное освоение образа ребенка и темы детства русской литературой. Говоря словами Л.Н. Толстого, «диалектика детской души» представлена в повести «Детские годы Багрова-внука» полно и глубоко. Вероятно, поэтому произведение Аксакова и сейчас находит своего читателя [4, с.73].
Библиографический список
- Аксаков С.Т. Собрание сочинений: в 3 т. М.: Художественная литература, 1986. Т.1
- Машинский С.Т. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. М.: Художественная литература, 1973.
- Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением семейной хроники. М.: Детская литература, 1955.
- Жесткова Е. А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В.И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. №4. С.70-74