Являясь базовой отраслью экономики страны, трудно переоценить вклад и значение электроэнергетики в успешное развитие любого государства. Электроэнергетический сектор оказывает влияние на все сферы жизнеобеспечения современного общества, социальную среду и экономическую стабильность.
В первое десятилетие постсоветского периода экономика России переживала глубокий спад, который сопровождался нарастанием внешнего долга, снижением инвестиций, всплеском инфляции, уменьшением доходов населения, а также другими негативными явлениями. Признаки стагнации проявлялись во всех секторах экономики, в том числе и в электроэнергетике.
Индикаторы спада в электроэнергетической отрасли, отсутствие технологического развития, медленное обновление производственных мощностей, проявившиеся еще восьмидесятых годах двадцатого века, впоследствии получили свое развитие и стали фундаментальными проблемами на фоне общеэкономического кризиса 1990-х годов. В результате отрасль в этот период характеризовалась следующими показателями [1]:
- явное технологическое отставание от развитых стран в отрасли электроэнергетики;
- отсутствие стимулов к повышению эффективности, энергосбережению, рационализации режимов производства и потребления энергии;
- отсутствие платежной дисциплины у потребителей;
- высокая вероятность крупных техногенных аварий в связи со снижением контроля соблюдения правил безопасности и значительной изношенности фондов;
- монополизация рынка.
К 2000 годам удалось разрешить ряд проблем, был преодолен спад в производстве электроэнергии, наладилось обеспечение потребностей в электрической и тепловой энергии, уровень денежных поступлений в отрасли начал расти. Тем не менее, энергоемкость экономики продолжала увеличиваться, наблюдалось отсутствие необходимых инвестиций с одновременным снижением эффективности отдельных секторов отрасли.
Назревшие проблемы и, как следствие, торможение темпов роста экономики, стали предпосылками структурной реформы.
Вектора развития и подходы к формированию новой системы электроэнергетического комплекса страны определены постановлением Правительства №526 от 11.07.2001 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».
Цели реформирования [2]:
- Обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы.
- Повышение эффективности производства и потребления электроэнергии.
- Обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
Стратегическая задача реформирования – применение прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования отрасли [2].
Один из основных итогов реформы стало преобразование существующего федерального оптового рынка электрической энергии и мощности в полноценный конкурентный рынок и формирование эффективных розничных рынков электроэнергии.
В ходе реформы поменялась и структура отрасли. Произошло разделение естественномонопольных функций (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт, ремонт и сервисное обслуживание), вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших ранее эти функции, были образованы структуры, специализирующие на отдельных видах деятельности.
В новой модели электроэнергетики стоит уделить внимание выделению ценовых и неценовых зон на оптовом рынке. Ценовые зоны – это объединенные территории субъектов Российской Федерации, в границах которых функционирует оптовый рынок электроэнергии и мощности. В этих зонах всем субъектам электроэнергетики предоставляется право осуществлять деятельность по купле–продаже электроэнергии (мощности) по свободным (нерегулируемым ценам). Особенностью оптового рынка является наличие «подрынков» или нескольких секторов: регулируемые договоры, свободные договоры, рынок «на сутки вперед», балансирующий рынок. В каждом из них, используются разные механизмы и правила купли–продажи.
В субъектах Российской Федерации попадающих в неценовые зоны, существенно ограничена или отсутствует конкуренция среди поставщиков электроэнергии, и действуют особые правила оптовой торговли, осуществляемые по регулируемым ценам и тарифам. Такое деление рынка обусловлено сетевыми и технологическими ограничениями.
На розничном рынке ключевой фигурой является гарантирующий поставщик – организация, закупающая электроэнергию на оптовом рынке и реализующая ее розничным потребителям. Здесь продажа электроэнергии и мощности также осуществляется по регулируемым и свободным ценам. Регулирование цен на электроэнергию для конечных потребителей сохранено в отношении [3]:
- населения и приравненных к нему категорий потребителей;
- территорий, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка;
- субъектов Российской Федерации, на территории которых устанавливаются особые условия функционирования оптового рынка энергии и мощности до 01.01.2015 г. (республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия – Алания, Тыва, а также Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики);
- потребителей, энергопринимающие устройства которых находятся в технологически изолированных территориальных энергетических системах.
Таким образом, сформированная в результате реформирования рыночная электроэнергетика, сгенерировала целый ряд экономических стимулов и новых возможностей для участников этого рынка:
- энергокомпании могут планировать производство такого товара как «электроэнергия» опираясь на рыночный спрос и предложение, осуществлять сделки купли–продажи «мощности», а также рассчитывать на получение инвестиций;
- потребитель получил возможность выбора поставщика электроэнергии и различных «тарифных планов»;
- управление своим энергопотреблением и использование энергосберегающих технологий стало доступно для всех категорий потребителей;
- работа в условиях конкурентного рынка является мощным стимулом для энергокомпаний к повышению эффективности работы и, как следствие, к повышению надежности энергоснабжения и упрощению доступа к энергетической инфраструктуре для потребителей.
Помимо этого открылись новые источники для развития в области инвестиций [4]:
- вложение капитала в российскую энергетику осуществили такие крупные европейские энергетические компании как E.ON (Италия), Fortum Corparation (Финляндия) и Enel (Италия);
- компании Siemens (Германия), Alstom (Франция), General Electric (США) и Hyundai (Республика Корея) совместно с российскими партнерами открыли в России высокотехнологичные заводы по производству энергооборудования.
Приход инвестиций в сектор производства электроэнергии и в сетевую инфраструктуру, стал очень весомым результатом прошедшей реформы. С 2007 года в развитие сетевого комплекса направлено примерно 40 % инвестированных в отрасль средств, порядка 60 % – на строительство генерирующих объектов. Приток дополнительных средств позволил более чем вдвое увеличить объемы среднегодовых вводов генерирующих мощностей, а благодаря внедрению именно современных станций снизить расходы на выработку электроэнергии и повысить надежность энергосистемы [4].
Надо сказать, что создание конкурентной рыночной структуры и развитие рыночной инфраструктуры были одними из самых главных приоритетов перспективного развития отраслей топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК), предусмотренных в «Энергетической стратегией России на период до 2020 года». Энергостратегия формирует ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, предусмотренный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
В целом, ТЭК сегодня уделяется особое внимание со стороны государства, это объясняется высокой долей участия комплекса в российской экономике. Энергетическая отрасль обеспечивает 30% ВВП, 52% – в доходах федерального бюджета, и 70% – в экспорте, что определяет первое место в мировом экспорте энергоресурсов и третье место в мировом производстве энергоресурсов [5]. В структуре производства основных энергоресурсов, Россия занимает пятое место по выработке электроэнергии (4,7%) после Индии, Японии, США и Китая [6].
В настоящее время перед электроэнергетикой по-прежнему стоят серьезные и ответственные задачи, которые определены в «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» и вытекают из глобальных целей всего топливно-энергетического комплекса такие как [7]:
- повышение энергоэффективности и снижение энергоемкости экономики до уровня стран с аналогичными природно-климатическими условиями;
- содействие воспроизводству человеческого капитала через развитие энергетической инфраструктуры и предоставление энергетических товаров и услуг по доступным ценам;
- рациональное снижение доли ТЭК в общем объеме инвестиций в экономику страны при увеличении абсолютных объемов инвестиций в энергетику;
- и других стратегически важных целей для перехода на инновационный путь развития экономики страны.
В заключении важно отметить, несмотря на то, что отрасль стала конкурентной в части генерации и сбыта электроэнергии, государство может влиять на процессы, происходящие во всех сегментах системы и при необходимости снижать возможные риски в стратегически важной отрасли.
Библиографический список
- Электроэнергетика. Отрасль // Официальный интернет – портал министерства энергетики Российской Федерации. URL: http://www.minenergo.gov.ru/activity/powerindustry/powersector/ (дата обращения: 28.10.2014).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 г. № 526 (в ред. от 20.03.2013). О реформировании электроэнергетики Российской Федерации // Официальный интернет – портал правовой информации. URL: http://www.base.garant.ru/183525/ (дата обращения: 02.11.2014).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. №1178. О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике // Официальный интернет – портал правовой информации. URL: http://www.base.garant.ru/70119304/#block_1000 (дата обращения: 02.11.2014).
- Новак А.В. Доклад от 27.11.2013. О состоянии и перспективах развития электроэнергетики в Российской Федерации // Официальный интернет – портал министерства энергетики Российской Федерации. URL: http://www.minenergo.gov.ru/press/doklady/17017.html (дата обращения: 05.11.2014).
- Новак А.В. Доклад от 09.04.2014 // Официальный интернет – портал министерства энергетики Российской Федерации. URL: http://www.minenergo.gov.ru/press/doklady/18200.html (дата обращения: 05.11.2014).
- Новак А.В. Презентация от 13.01.2014 . Итоги работы ТЭК России в 2013 году. Задачи на среднесрочную перспективу // Официальный интернет – портал министерства энергетики Российской Федерации. URL: http://www.minenergo.gov.ru/press/doklady/17354.html?sphrase_id=825690 (дата обращения: 06.11.2014).
- Министерство энергетики Российской Федерации. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Официальный интернет – портал министерства энергетики Российской Федерации. URL: http://www.minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/ (дата обращения: 06.11.2014).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. №1172. Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности // Официальный интернет – портал правовой информации. URL: http://www.base.garant.ru/12184415/#block_11300 (дата обращения: 07.11.2014).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Официальный интернет – портал правовой информации. URL: http://www.base.garant.ru/194365/#block_1000 (дата обращения: 03.11.2014).
- Федеральный закон № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. Об электроэнергетике // Официальный интернет – портал правовой информации. URL: http://base.garant.ru/185656/ (дата обращения: 02.11.2014).