НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЮ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ

Веретенникова Юлия Даниловна1, Бородин Сергей Игоревич2
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), магистрант кафедры «Экономика, управление и инвестиции»
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и инвестиции»

Аннотация
Данная статья посвящена преобразованию электроэнергетического комплекса Российской Федерации. Проанализированы предпосылки реформы и особенности формирования новой модели отрасли. Особое внимание уделено функционированию оптового и розничного рынков электроэнергетики. В качестве исследовательской задачи, авторами была определена попытка оценить итоги реорганизации отрасли и влияние проведенной реформы на российскую экономику.

Ключевые слова: оптовый рынок электроэнергетики, реформа электроэнергетики, розничный рынок электроэнергетики, энергетическая отрасль.


NEW APPROACHES TO THE ORGANIZATION AND FORMATION OF THE MARKET SYSTEM IN ELECTRIC POWER INDUSTRY RUSSIA

Veretennikovа Julia Danilovna1, Borodin Sergey Igorevich2
1Federal state budgetary educational institution of higher professional education "South Ural state University" (national research University), master student of the Department of Economy, management and investment
2Federal state budgetary educational institution of higher professional education "South Ural state University" (national research University), scientific adviser, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Economy, management and investment

Abstract
This article is devoted to the conversion of the electric power complex of the Russian Federation. Analyzed the prerequisite of the reform and the features forming of the new model of electric power industry. Special attention is paid to the functioning of the wholesale and retail markets for electricity. As a research task, the authors tried to assess the results of the reorganization of the electric power industry and the impact of reform on the Russian economy.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Веретенникова Ю.Д., Бородин С.И. Новые подходы к организации и формированию рыночной системы электроэнергетического комплекса в России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/42089 (дата обращения: 12.12.2024).

Являясь базовой отраслью экономики страны, трудно переоценить вклад и значение электроэнергетики в успешное развитие любого государства. Электроэнергетический сектор оказывает влияние на все сферы жизнеобеспечения современного общества, социальную среду  и экономическую стабильность.

В первое десятилетие постсоветского периода экономика России переживала глубокий спад, который сопровождался нарастанием внешнего долга, снижением инвестиций, всплеском инфляции, уменьшением доходов населения, а также другими негативными явлениями. Признаки стагнации проявлялись во всех секторах экономики, в том числе и в электроэнергетике.

Индикаторы спада в электроэнергетической отрасли, отсутствие технологического развития, медленное обновление производственных мощностей, проявившиеся еще восьмидесятых годах двадцатого века, впоследствии получили свое развитие и стали фундаментальными проблемами на фоне общеэкономического кризиса 1990-х годов. В результате отрасль в этот период характеризовалась следующими показателями [1]:

  • явное технологическое отставание от развитых стран в отрасли электроэнергетики;
  • отсутствие стимулов к повышению эффективности, энергосбережению, рационализации режимов производства и потребления энергии;
  • отсутствие платежной дисциплины у потребителей;
  • высокая вероятность крупных техногенных аварий в связи со снижением контроля соблюдения правил безопасности и значительной изношенности фондов;
  • монополизация рынка.

К 2000 годам удалось разрешить ряд проблем, был преодолен спад в производстве электроэнергии, наладилось обеспечение потребностей в электрической и тепловой энергии, уровень денежных поступлений в отрасли начал расти. Тем не менее, энергоемкость экономики продолжала увеличиваться, наблюдалось отсутствие необходимых инвестиций с одновременным снижением эффективности отдельных секторов отрасли.

Назревшие проблемы и, как следствие, торможение темпов роста экономики, стали предпосылками структурной реформы.

Вектора развития и подходы к формированию новой системы электроэнергетического комплекса страны определены постановлением Правительства №526 от 11.07.2001 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».

Цели реформирования [2]:

  1. Обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы.
  2. Повышение эффективности производства и потребления электроэнергии.
  3. Обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

Стратегическая задача реформирования – применение прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования отрасли [2].

Один из основных итогов реформы стало преобразование существующего федерального оптового рынка электрической энергии и мощности в полноценный конкурентный рынок и формирование эффективных розничных рынков электроэнергии.

В ходе реформы поменялась и структура отрасли. Произошло разделение естественномонопольных функций (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт, ремонт и сервисное обслуживание), вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших ранее эти функции, были образованы структуры, специализирующие на отдельных видах деятельности.

В новой модели электроэнергетики стоит уделить внимание выделению ценовых и неценовых зон на оптовом рынке. Ценовые зоны – это объединенные территории субъектов Российской Федерации, в границах которых функционирует оптовый рынок электроэнергии и мощности. В этих зонах всем субъектам электроэнергетики предоставляется право осуществлять деятельность по купле–продаже электроэнергии (мощности) по свободным (нерегулируемым ценам). Особенностью оптового рынка является наличие «подрынков» или нескольких секторов: регулируемые договоры, свободные договоры, рынок «на сутки вперед», балансирующий рынок. В каждом из них, используются разные механизмы и правила купли–продажи.

В субъектах Российской Федерации попадающих в неценовые зоны, существенно ограничена или отсутствует конкуренция среди поставщиков электроэнергии, и действуют особые правила оптовой торговли, осуществляемые по регулируемым ценам и тарифам. Такое деление рынка обусловлено сетевыми и технологическими ограничениями.

На розничном рынке ключевой фигурой является гарантирующий поставщик – организация, закупающая электроэнергию на оптовом рынке и реализующая ее розничным потребителям. Здесь продажа электроэнергии и мощности также осуществляется по регулируемым и свободным ценам. Регулирование цен на электроэнергию для конечных потребителей сохранено в отношении [3]:

  • населения и приравненных к нему категорий потребителей;
  • территорий, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка;
  • субъектов Российской Федерации, на территории которых устанавливаются особые условия функционирования оптового рынка энергии и мощности до 01.01.2015 г. (республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия – Алания, Тыва, а также  Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики);
  • потребителей, энергопринимающие устройства которых находятся в технологически изолированных территориальных энергетических системах.

Таким образом, сформированная в результате реформирования рыночная электроэнергетика, сгенерировала целый ряд экономических стимулов и новых возможностей для участников этого рынка:

  • энергокомпании могут планировать производство такого товара как «электроэнергия» опираясь на рыночный спрос и предложение, осуществлять сделки купли–продажи «мощности», а также рассчитывать на получение инвестиций;
  • потребитель получил возможность выбора поставщика электроэнергии и различных «тарифных планов»;
  • управление своим энергопотреблением и использование энергосберегающих технологий стало доступно для всех категорий потребителей;
  • работа в условиях конкурентного рынка является мощным стимулом для энергокомпаний к повышению эффективности работы и, как следствие, к повышению надежности энергоснабжения и упрощению доступа к энергетической инфраструктуре для потребителей.

Помимо этого открылись новые источники для развития в области инвестиций [4]:

  • вложение капитала в российскую энергетику осуществили такие крупные европейские энергетические компании как E.ON (Италия), Fortum Corparation (Финляндия) и Enel (Италия);
  • компании Siemens (Германия), Alstom (Франция), General Electric (США) и Hyundai (Республика Корея) совместно с российскими партнерами открыли в России высокотехнологичные заводы по производству энергооборудования.

Приход инвестиций в сектор производства электроэнергии и в сетевую инфраструктуру, стал очень весомым результатом прошедшей реформы. С 2007 года в развитие сетевого комплекса направлено примерно 40 % инвестированных в отрасль средств, порядка 60 % – на строительство генерирующих объектов.   Приток дополнительных средств позволил более чем вдвое увеличить объемы среднегодовых вводов генерирующих мощностей, а благодаря внедрению  именно современных станций снизить расходы на выработку электроэнергии и повысить надежность энергосистемы [4].

Надо сказать, что создание конкурентной рыночной структуры и развитие рыночной инфраструктуры были одними из самых главных приоритетов перспективного развития отраслей топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК), предусмотренных в «Энергетической стратегией России на период до 2020 года». Энергостратегия формирует ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, предусмотренный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

В целом, ТЭК сегодня уделяется особое внимание со стороны государства, это объясняется высокой долей участия комплекса в российской экономике. Энергетическая отрасль обеспечивает 30% ВВП, 52% – в доходах федерального бюджета, и 70% – в экспорте, что определяет первое место в мировом экспорте энергоресурсов и третье место в мировом производстве энергоресурсов [5]. В структуре производства основных энергоресурсов, Россия занимает пятое место по выработке электроэнергии (4,7%) после Индии, Японии, США и Китая [6].

В настоящее время перед электроэнергетикой по-прежнему стоят серьезные и ответственные задачи, которые определены в «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» и вытекают из глобальных целей всего топливно-энергетического комплекса такие как [7]:

  • повышение энергоэффективности и снижение энергоемкости экономики до уровня стран с аналогичными природно-климатическими условиями;
  • содействие воспроизводству человеческого капитала через развитие энергетической инфраструктуры и предоставление энергетических товаров и услуг по доступным ценам;
  • рациональное снижение доли ТЭК в общем объеме инвестиций в экономику страны при увеличении абсолютных объемов инвестиций в энергетику;
  • и других стратегически важных целей для перехода на инновационный путь развития экономики страны.

В заключении важно отметить, несмотря на то, что отрасль стала конкурентной в части генерации и сбыта электроэнергии, государство может влиять на процессы, происходящие во всех сегментах системы и при необходимости снижать возможные риски в стратегически важной отрасли.


Библиографический список
  1. Электроэнергетика. Отрасль // Официальный интернет – портал министерства энергетики Российской Федерации. URL: http://www.minenergo.gov.ru/activity/powerindustry/powersector/ (дата обращения: 28.10.2014).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 г. № 526 (в ред. от 20.03.2013). О реформировании электроэнергетики Российской Федерации // Официальный интернет – портал правовой информации. URL:  http://www.base.garant.ru/183525/ (дата обращения: 02.11.2014).
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. №1178. О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике // Официальный интернет – портал правовой информации. URL: http://www.base.garant.ru/70119304/#block_1000 (дата обращения: 02.11.2014).
  4. Новак А.В. Доклад от 27.11.2013. О состоянии и перспективах развития электроэнергетики в Российской Федерации // Официальный интернет – портал министерства энергетики Российской Федерации. URL: http://www.minenergo.gov.ru/press/doklady/17017.html (дата обращения: 05.11.2014).
  5. Новак А.В. Доклад от 09.04.2014 // Официальный интернет – портал министерства энергетики Российской Федерации. URL: http://www.minenergo.gov.ru/press/doklady/18200.html (дата обращения: 05.11.2014).
  6. Новак А.В. Презентация от 13.01.2014 . Итоги работы ТЭК России в 2013 году. Задачи на среднесрочную перспективу // Официальный интернет – портал министерства энергетики Российской Федерации. URL: http://www.minenergo.gov.ru/press/doklady/17354.html?sphrase_id=825690 (дата обращения: 06.11.2014).
  7. Министерство энергетики Российской Федерации. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Официальный интернет – портал министерства энергетики Российской Федерации. URL:  http://www.minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/ (дата обращения: 06.11.2014).
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. №1172. Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности // Официальный интернет – портал правовой информации. URL: http://www.base.garant.ru/12184415/#block_11300 (дата обращения: 07.11.2014).
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.  О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года //  Официальный интернет – портал правовой информации. URL: http://www.base.garant.ru/194365/#block_1000 (дата обращения: 03.11.2014).
  10. Федеральный закон № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. Об электроэнергетике // Официальный интернет – портал правовой информации. URL: http://base.garant.ru/185656/ (дата обращения: 02.11.2014).


Все статьи автора «Юлия Даниловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: