Основными результатами реформирования системы образования в нашей стране стали появление негосударственных образовательных учреждений, увеличение доли вузов, осуществляющих деятельность за счет внебюджетных средств, усиление конкуренции между вузами, что наряду с быстроизменяющимися условиями внешней и внутренней среды, диктует образовательным учреждениям необходимость борьбы за свое существование.
Новые условия работы вузов требуют от них усиления внимания к проблеме устойчивости, требует применения новых методов ее достижения и сохранения, а также перестройки всей системы управления вузом с целью поддержания эффективности, разработки механизмов ускоренной адаптации к изменяющейся экономической и образовательной среде. Высшее учебное заведение «обязано формировать многоуровневую систему управления, обеспечивающую высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке».
В современных условиях изменилась не только конкурентная внешняя среда вуза, в которой вузы соперничают друг с другом, но и внутренняя среда, превратившая вуз в многофункциональное учреждение, которое все больше приобретает признаки бизнес-компаний.
Отсюда следует, что расширяются и функции высших учебных заведений. Помимо традиционных функций формируются совершенно новые.
Переход экономики России на инновационный путь развития обусловил развитие, одной из важнейших, на наш взгляд функций вузов – функции генерирования инновационных идей. В процессе своей деятельности университеты вступают в непрерывный процесс взаимодействия с различными сферами современного общества. Целью подобного взаимодействия является поиск новых ценностей и создание на их основе новых инновационных продуктов [2].
Основными видами инновационной деятельности вузов являются проведение собственных научных исследований, опытных работ, выполнение бюджетных и внебюджетных работ. Для вузов становится все более актуальным получение грантов на выполнение исследований и работ, подготовка научных кадров высокой квалификации. Особое значение приобретает коммерческая деятельность вузов, сотрудничество с малым инновационным бизнесом, инновационными центрами, участие в организации технопарков.
Следует обратить внимание, на то, что ключевую роль в модели инновационного университета, играет функция – трансфера знаний.
Система трансфера знаний призвана обеспечить передачу знаний, включая технологии, опыт и навыки от университета к внешним заказчикам – предприятиям, общественным и государственным структурам, приводя к инновациям в экономике и общественной жизни. Трансфер знаний в университете имеет два основных направления реализации: коммерциализацию результатов научных исследований и реализацию рыночно-ориентированных образовательных программ. В первом случае речь идет о «трансфере технологий», под которым понимается организационный процесс передачи научно-технического «know-how» из научной лаборатории в производство в условиях рыночной экономики. Это направление деятельности включает в себя проведение научных исследований в рамках договоров с предприятиями и организациями, использование прав интеллектуальной собственности на результаты научных разработок университета, участие в национальных и региональных программах развития, работу технологических инкубаторов и научных парков [1].
Необходимость трансфера знаний в экономику интегрирует функции инновационности и предпринимательства. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в. нацеливает вузы, кроме прочего, на формирование предпринимательских навыков, создание малых инновационных предприятий. Принятие Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» ориентирует вузы на развитие предпринимательской функции.
С момента принятия данного закона перед вузами встала принципиально новая задача – создание в стенах вуза малых инновационных предприятий, в рамках которых студенты могли бы получать практический опыт реальной предпринимательской деятельности. В соответствии с этим законом бюджетным учреждениям предоставляется право самостоятельно создавать хозяйственные общества, применяющие результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат этим учреждениям. Закон направлен на создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере.
Реализация предпринимательской функции предполагает создание малых инновационных предприятий как в рамках вуза, так и в отдельных структурных подразделениях.
Учитывая условия существенного сокращения государственного финансирования высшей школы, вузы вынуждены реализовывать уже существующие научные разработки с целью получения дополнительного дохода, поддержания должного финансового состояния вуза, усиления материально-технического оснащения, укрепления учебного процесса дополнительными практическими занятиями как внутри учебного плана, так и вне его. И, естественно, обращать свое внимание на возможность самостоятельно финансироваться из средств, полученных благодаря инновационным проектам.
Реализация предпринимательской функции вузами – это новое понимание миссии университета и новая установка его сотрудников по отношению к своей профессиональной деятельности (научной и образовательной). Создание малых предприятий на базе учебных и научных учреждений позволяет студентам не только получать теоретические знания и навыки систематизации и анализа полученной информации, но и формирует компетенции, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности. В частности, осуществляя предпринимательскую деятельность, студент должен быть экономически и юридически грамотен, предприимчив, целеустремлен, коммуникабелен. Независимо от приобретаемой специальности студент в рамках высшей школы должен получить достаточно знаний и навыков, необходимых ему для осуществления предпринимательской деятельности. Даже если он не станет предпринимателем в полном смысле слова, умение самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, умение находить нестандартные способы решения проблем, мыслить на перспективу – обеспечат ему успех на любом рабочем месте [3].
По результатам анализа статистических данных было выявлено, что в России по итогам 1-го квартала 2014 года на базе вузов и научных организаций зарегистрировано 2166 МИП. Можно отметить, что прирост регистрации МИП с 2009 до 2014 гг. имеет тенденцию к понижению, что отражено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Количество МИП при вузах и научных организациях [5]
В Пензенской области на базе вузов действуют 39 хозяйственных обществ (МИПов). В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (ПГУАС) – 10, из них официально зарегистрированных – 4, в Пензенском государственном университете (ПГУ) – 16 официально зарегистрированных предприятий, в Пензенской государственной сельскохозяйственной академии – 9 (ПГСХА), из них официально зарегистрированы – 1, и в Пензенском государственном технологическом университете (ПГТУ) – 6 официально зарегистрированных предприятия [3].
Важной целью вузов является не только предоставление населению качественных образовательных услуг в сфере высшего образования, но и востребованных и признанных на мировом рынке труда. Функция трудоустройства выпускников – одна из основных, определяющих эффективность работы вузов при рейтинговой оценке его деятельности Министерством Образования и Науки Российской Федерации.
В советское время проблема трудоустройства выпускников вузов решалась благодаря распределению, которое проводилось в последние месяцы обучения в вузе. Сегодня проблема трудоустройства выпускников решена благодаря центрам содействия выпускников, созданных при вузах, главной целью которых является, обеспечение выпускников работой по направлению подготовки, специальности.
В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства более 23 лет успешно реализуется система содействия трудоустройству и адаптации выпускников к условиям рынка труда.
Центром практики и содействия трудоустройству выпускников при Пензенском государственном университете архитектуры и строительства ежегодно проводится мониторинг рынка труда для выявления вакантных мест в рамках тесного сотрудничества с департаментом Федеральной службы занятости по Пензенской области, Пензенским городским центром занятости населения, Союзом Пензенских строителей. В ходе мониторинга исследуется состояние рынка труда в 28 районах Пензенской области и 4 районах г. Пензы. Направляются предложения о сотрудничестве в вопросах подготовки специалистов и трудоустройстве выпускников и в другие регионы страны. В результате проделанной работы в 2013 году были заключены договора по трудоустройству на 1396 предприятиях [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность центра практики и содействия трудоустройству выпускников успешно выполняется миссия по заключению долгосрочного сотрудничества с предприятиями по трудоустройству выпускников, все выпускники ПГУАС востребованы на рынке труда, о чем свидетельствует низкий показатель выпускников состоящих в центре занятости. С помощью центра практики и содействия трудоустройству в 2013 нашли работу более 99% выпускников.
Важнейшей в системе высшего образования остаётся научно-исследовательская функция, более того в условиях самофинансирования и ограниченного бюджетного финансирования вуза роль ее значительно возрастает. Участие студентов в научных грантах, конференциях, симпозиумах, семинарах, вебинарах позволяет студентам творчески подходить к решению практических задач с использованием инновационных инициатив.
Одной из особенностей развития современного университета сегодня становится создание на его базе регионально ориентированной системы непрерывного профессионального образования, включающего довузовскую подготовку, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование различного уровня, а также послевузовское и дополнительное профессиональное образование.
Рыночная экономика отодвинула на второй план воспитательную функцию вузов, которая формирует в обществе культуру. Воспитательная работа со студентами включает такие направления, как: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, физическое, эстетическое, трудовое и др. Понимая значимость и необходимость реализации воспитательной функции, многие вузы развивают различные формы студенческого самоуправления. Однако, практика показывает, что в большинстве вузов воспитательная функция носит формальный характер.
Помимо вышесказанного, в современных условиях, целью высших учебных заведений является не только подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных и признанных работодателем и обществом в целом, но и поддержание их здоровья, как главного элемента трудового потенциала. Поэтому вузы обязаны развивать комплекс социальных услуг, направленных на поддержание здоровья студентов на весь период обучения в вузе и сотрудников в процессе работы, и тем самым реализовывать социальную функцию.
В состав комплекса социальных услуг вуза, как правило, входит: наличие спортивной базы, профилактория, пунктов медицинской помощи, достаточное количество пунктов качественного питания. Развитый комплекс социальных услуг предполагает также создание своеобразных бизнес-центров с множеством сопутствующих образовательному процессу услуг: наличие достаточного количества копировальных центров, компьютерных классов с возможностью выхода в Интернет и использования электронной почты, пунктов продажи канцтоваров и многое другое.
Результаты исследования, проведенного преподавателями кафедры «Маркетинг и экономическая теория» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, свидетельствуют, о том, что 47% опрошенных полностью удовлетворены качеством социальных услуг своего вуза, 18% удовлетворены, но хотелось бы улучшить стипендии и социальные выплаты, по 12% респондентов хотели бы улучшить отношения между преподавателями и студентами и организацию питания в вузе, 8% хотели бы улучшить оздоровительно – профилактическую базу.
Таким образом, быстроизменяющиеся факторы внешней и внутренней среды обусловили формирование новых и развитие традиционных функций высшей школы России, эффективная реализация которых способствует как повышению устойчивости вуза на рынке образовательных услуг, повышению качества профессиональной подготовки специалистов с ориентацией на международные стандарты, а также повышению роли вуза в социально-экономическом развитии страны.
Библиографический список
- Грудзинский А.О., Бедный А. Б. Трансфер знаний – функция инновационного университета [Текст] / А.О. Грудзинский, А.Б. Бедный // Высшее образование в России, 2009. – №9.
- Мкртычян Г.А. Психологические барьеры включения научно-педагогических работников в инновационную деятельность // В кн.: Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования: сборник научных трудов. Выпуск 3. В 2 ч. Часть 2 / Сост.: У. В. Ломакова; науч. ред.: М. Ю. Шерешева. Ч. 2. Вып. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 400-408.
- Резник Г.А., Курдова М.А. Создание малых инновационных предприятий в вузе – вызов времени // журнал Университетское управление: практика и анализ. – 2013 г. – №2(84).
- Резник Г.А., Чувакова С.Г. Подготовка инновационно-ориентированного специалиста как предпосылка модернизации отечественной экономики// Экономическое возрождение России. – 2010. – № 3 (25). – с. 41 – 47
- База данных учета уведомлений о создании научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ (Федеральный закон от 02 августа 2009 г. № 217-ФЗ). [Электронный ресурс]. URL: https://mip.extech.ru/index.php (дата обращения: 21.07.2014).
- http://miccedu.ru/monitoring - Информационно-аналитические материалы по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования – 2013 год.