ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ

Заборская Ольга Михайловна1, Коновалов Анатолий Юрьевич2, Пустовалова Марина Александровна3
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, старший преподаватель кафедры строительной механики и сопротивления материалов
2Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедры строительной механики и сопротивления материалов
3Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры строительной механики и сопротивления материалов

Аннотация
Современная практика обучения студентов показывает, что внедрение систем тестового контроля знаний по итогам изучения дисциплин, является эффективным средством оценки приобретенных в процессе обучения компетенций. Однако, помимо итогового контроля необходимо проведение входного контроля знаний студентов. Результаты тестирований студентов в начале изучения курса «Техническая механика» позволяют внести коррективы в процесс обучения для получения наиболее высоких показателей эффективности обучения.

Ключевые слова: входной контроль знаний, междисциплинарные связи, техническая механика, фонд оценочных средств


ASSESSMENT STRUCTURE CREATING FOR INPUT CONTROL OF STUDENTS' KNOWLEDGE OF THE COURSE "ENGINEERING MECHANICS"

Zaborskaya Ol'ga Mikhaylovna1, Konovalov Anatolij Yur'evich2, Pustovalova Marina Aleksandrovna3
1Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Senior Lecturer, Department of Structural Mechanics and Strength of Materials
2Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Candidate of Technical Sciences, Head, Department of Structural Mechanics and Strength of Materials
3Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Structural Mechanics and Strength of Materials

Abstract
The modern practice of training students shows that the introduction of knowledge test control on the results of studies is an effective means of assessing the acquired competences. However, not only the final control, conducting input control of students' knowledge is also necessary. The results of testing of students at the beginning of the course "Engineering Mechanics" allow making adjustments to the process of training to get the highest performance results.

Keywords: assessment structure, input control of students' knowledge, interdisciplinary communications


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Заборская О.М., Коновалов А.Ю., Пустовалова М.А. Формирование фонда оценочных средств для входного контроль знаний по технической механике // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/41647 (дата обращения: 08.12.2024).

Контроль знаний является одним из необходимых элементов образовательного процесса. Контроль позволяет оценить уровень знаний, умений и навыков студентов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, оптимизировать самостоятельную работу студентов, способствует формированию ответственного и творческого отношения к учебе [1].

Существуют различные формы и методы проверки знаний. Обычно преподаватели используют текущую, рубежную и итоговую проверку, которые связаны с контролем знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине.Текущийконтроль позволяет проверять знания в ходе изучения материала, рубежныйповодят после изучения темы, итоговыйконтроль выявляет уровень знаний и навыков в конце изучения предмета.  В САФУ имени М.В. Ломоносова согласно «Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования» обязательными для проведения являются текущий (включает рубежные контроли) и промежуточный (итоговый) контроли успеваемости.

Не менее необходимым в организации учебного процесса является входной (предварительный) контроль, проводимый в начале изучения дисциплины [2,3,4]. Основной его целью является выявление пробелов в знаниях, требуемых для дальнейшей работы по курсу. Кроме того, работа по заданиям настраивает обучаемого на изучение данного предмета, актуализирует приобретенные ранее знания, формирует правильную самооценку своих последующих достижений. Для преподавателя это необходимо, чтобы оценить уровень готовности группы в целом; роблемы отдельных студентов и их отношение к оценке уровня своей готовности, наметить пути устранения выявленных проблем, спланировать содержание, методику работы, организацию самостоятельной работы.

Входной контроль необходим для самоконтроля и контроля эффективности работы преподавателя,  способствует укреплению междисциплинарных связей, а его результаты будут интересны и полезны преподавателям смежных дисциплин.

ФОС входного контроля  приобретает особую значимость в современных технологиях, где обучение индивидуализировано (дистанционные, модульные технологии), для выявления начального уровня подготовленности студентов и разработки индивидуальных планов обучения.

В курсе технической механики для подготовки бакалавров по направлению «Строительство» изучаются основы сопротивления материалов, т.е. расчеты стержней и стержневых систем на прочность, жесткость и устойчивость [5]. Рассматриваются различные виды деформаций (растяжение, сжатие, изгиб, кручение, сложное сопротивление), поведение материала конструкции при действии статических, динамических нагрузок, изменении температуры.  Изучение технической механики вырабатывает навыки для постановки и решения прикладных задач.  На основании ФГОС, рабочих программ дисциплин и курсов лекций выбраны необходимые знания и умения из следующих  тем базовых дисциплин, изучаемых в школе и вузе:

1. Математика: Геометрия. Алгебра. Векторная алгебра. Математический анализ.  Теория вероятностей и математическая статистика.

2. Физика: Механика. Свободные и вынужденные колебания.

3. Теоретическая механика: Статика. Динамика. Аналитическая механика.

Были выполнены необходимые этапы разработки теста для профессиональных целей преподавателя [6,7]: определение целей тестирования; отбор содержания учебного материала; конструирование технологической матрицы теста; составление заданий и их экспертиза; компоновка заданий для апробации; апробация тестовых заданий; отбраковка заданий и составление теста; составление окончательного варианта теста.

Согласно компетентностному подходу, в тест включены задания направленные на проверку знаний и умений. Технологическая матрица теста приведена в таблице 1.

Таблица 1 –  Технологическая матрица теста

 

      Дисциплина

 

Контролируемое знание, умение

Количество

заданий

Знать

Знать. уметь

 

 
     Математика   – Знание основных аксиом, теорем геометрии и тригонометрии.

  - Знание уравнений различных функций

  – Знание производных и первообразных функций-

  – Умение применять геометрические и  тригонометрические зависимости

  – Умение  находить производные и первообразные

  – Умение решать систему линейных алгебраических уравнений

  – Умение исследовать функцию на экстремум

 

   7
    Теоретическая 

      механика

  – Знание основных понятий, определений, аксиом статики

  – Знание типов опорных связей и направление реакций.

  – Знание условий равновесия системы сил

 

  – Умение определять величину и координату точки приложения равнодействующей (уравновешивающей) силы,

  – Умение находить проекцию силы на ось

  – Умение определять момент силы относительно точки (оси),

  -Умение составлять уравнения равновесия

  – Умение определять опорные реакций,

  -Умение определять положение центра тяжести

   9
Количество заданий    6    10    16

В задания входят наиболее важные вопросы для освоения курса технической механики, которые по наблюдениям преподавателей и по итогам апробации теста, вызывают затруднения у некоторых студентов или у всей группы в целом. Вопросы по теоретической механике из раздела «Динамика» не входят в контрольные задания, т.к. изучение этого раздела идет параллельно с изучением технической механики.

Входной контроль проводится в течении двух первых недель. По результатам тестирования студент может оценить уровень подготовки и своевременно отреагировать на недостатки, упущения или серьезные пробелы. По возможности студенты должны самостоятельно проанализировать свои ошибки, причины неправильного решения и устранить обнаруженные пробелы по базовым дисциплинам. Надо учитывать, что не все учащиеся способны самостоятельно восполнить серьезные пробелы. Поэтому необходимо выявить наиболее слабых студентов и дополнительно проконтролировать их.

В 2014 году в тестировании приняли участие 106 обучающихся по направлениям подготовки «Строительство» и «Нефтегазовое дело». Результаты показали, что со всеми заданиями из раздела математика справилось 78% студентов. Выполнили менее половины заданий 5%.  Как показывает дальнейшая работа, на занятиях именно эти студенты плохо осваивают новый материал. На все вопросы из курса теоретической механики ответили 27%.  У остальных возникли затруднения в составлении уравнений равновесия, определении опорных реакций. Это связано с нехваткой времени на закрепление умений и выработку навыков, неумением студентов самостоятельно работать. В дальнейшем при решении задач на осевое растяжение (сжатие), плоский поперечный изгиб следует показывать ошибки, которые были допущены в группе.

В настоящее время, в связи с переходом на новые ФГОС ВПО, сокращением количества аудиторных занятий и увеличением доли самостоятельной работы, целесообразнее проводить входной контроль с помощью дистанционной системы обучения.

На платформе дистанционного обучения САФУ имени М.В. Ломоносова размещены учебные материалы по технической механике для поддержки очной и заочной форм обучения. Студентам, начинающим изучение курса, рекомендуется ознакомиться с перечнем необходимых тем из базовых дисциплин, при необходимости повторить материал и пройти входной контроль. Автоматизированная дистанционная   форма контроля разгружает преподавателя. Кроме того входной контроль можно организовать во внеурочное время, что позволит студентам в своем темпе пройти тест, вспоминая ранее изученный материал. Также это способствует выработке навыков самоконтроля и самооценки, которые являются необходимыми в профессиональной деятельности.


Библиографический список
  1. Системный контроль как средство обучения и воспитания студентов Ч. 1. Входной, текущий и тематический контроль.  А.С. Буйновский, М.К. Медведева, П.Б. Молоков, Н.Ф. Стась / Известия Томского политехнического университета. –  2007. –  Т. 310
  2. Юрьев А.Г.Междисциплинарная организация учебного процесса для строительных специальностей. / Строительные вести. – 2002. –  №8(57).
  3. Кунцова Л.А. «Обучение и контроль знаний студентов в современных условиях», «Педагогические науки», Симферополь, 2011г. URL: http://www.rusnauka.com/14_NPRT_2011/Pedagogica/5_86506.doc.htm (дата обращения: 02.11.2014).
  4. Князева Е.М., Юрмазова Т.А. Входной контроль знаний студентов технического университета по химии // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/107-8326 (дата обращения: 02.11.2014).
  5. Андреев В.И., Паушкин А.Г., Леонтьев А.Н. Техническая механика (для учащихся строительных вузов и факультетов): Учебник. – М.,Издательство АСВ, 2012. – 251с.
  6. Разработка тестовых материалов. Учебно-методический комплекс / Н.С. Михайлова, М.Г. Минин, Е.А. Муратова, Б.В. Илюхин. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 282 с.
  7. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М., «Интеллект-центр», – 2001.


Все статьи автора «Заборская Ольга Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: