Реализация федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС) и его модернизации (ФГОС 3+) требует наличия в вузе системы оценки качества подготовки студентов, одной из форм которой является балльно-рейтинговая система (БРС). Такой подход позволяет достаточно объективно проследить учебные достижения студентов в процессе изучения различных дисциплин.
Использование балльно-рейтинговой системы вызывает различные дискуссионные мнения в педагогической среде. Однако, не признать, что это позволяет преподавателю стимулировать учебную деятельность студента, оценивать различные виды работ в течение всего времени, отведенного на дисциплину, на основе накопленных баллов выставлять объективные оценки. БРС задает «правила игры», которые выполняет преподаватель и студент. Студент понимает, за что он может получить удовлетворяющего оценки, как в процессе изучения дисциплины, так как и на различных аттестациях, соответственно он может планировать свое свободное время и ставить перед собой достижимые цели.
Проблема балльно-рейтинговой оценки изучалась различными российскими и зарубежными педагогами. М.В.Афонина, А.А.Смолкина показали опыт применения БРС при решении педагогических задач [1]. БРС в контексте модульно-компететностного подхода исследовала М.И.Бекоева [2]. С.Н.Белова [3] представила балльно-рейтинговую систему оценки качества подготовки студентов как элемент системы менеджмента качества образовательного процесса в вузе. Н.В.Богдан [4] изучала БРС как метод оценки качества образования в вузе. Использование квалиметрического подхода для расчёта рейтинга студента применила Е.Г.Булатова [5]. Н.А.Зайцева определила особенности применения БРС [6]. И.В.Ильина представила компетентностно ориентированную технологию организации самостоятельной работы студентов [7]. Внедрение кредитно-модульной и балльно-рейтинговой систем в образовательный процесс университета провели В.М. Каточков и М.А.Сафронова [8]. С.В.Козлов выделил основы применения педагогической технологии индивидуального тестирования для формирования оптимальной траектории обучения [9]. Роль контроля в учебной деятельности студентов показала И.Н.Мовчан [10]. Р.И.Остапенко рассмотрел cтруктурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля [11]. А.А.Рыбанов [12] провел автоматизированный парето-анализ качества процесса обучения на основе результатов тестирования знаний. На примере дисциплин математического цикла применил балльно-рейтинговую систему А.О.Сыромясов [13]. Ю.А.Шихов, О.Ф.Шихова разрабатывали модель мониторинга качества образования в условиях компетентностного подхода [14, 15]. Зарубежные педагоги также применяют рейтинговую систему [16, 17].
Методологические основы использования балльно-рейтинговой системы в Приамурском государственном университете им.Шолом-Алейхема заложили Н.Г.Баженова. Б.Е.Фишман [18]. Предложенная система внедряется в течение нескольких лет. Преподаватели активно применяют БРС. Р.И.Баженов разрабатывал БРС для оценки курсового проекта, научно-исследовательской работы, различных видов деятельности в дисциплине [19-21]. В.А.Каштанюк показала опыт применения балльно-рейтинговой системы контроля достижения студентов в ходе изучения дисциплины «история» для не исторических специальностей [22]. Д.В.Лучанинов применил БРС для оценивания учебных достижений студентов в ходе изучения дисциплины «Мультимедиатехнологии в образовании» и при работе по развитию творческой инициативы [23, 24]. Н.С.Николаева представила опыт реализации балльно-рейтинговой системы по дисциплине «Виды и тенденции развития туризма» [25]. Рассмотрела связь балльно-рейтинговой системы и системы менеджмента качества вуза Л.Н.Хильченко [26]. БРС для оценивания результатов педагогической практики разработала Ю.П.Штепа [27].
Обработка огромного количества поступающего от преподавателей в учебно-методическое управление вуза, деканаты требовала времени и представляла рутинную работу. Поэтому было принято решение об автоматизации этой задачи.
Идея не нова, опыт разработки подобных систем имеется в вузах. Так, Н.В.Герова описала автоматизированную систему рейтингового контроля знаний студентов вуза [28]. Систему автоматизации контроля знаний студентов в рамках модульно-рейтингового подхода представила С.В.Крапивка [29]. Д.Ю.Куприянов разработал информационную систему учета и контроля успеваемости студентов вуза [30]. О.А.Орчаков [31] описал особенности автоматизация учета результатов рейтинговой системы оценки успеваемости. Систему автоматизации учета рейтинга успеваемости студентов показал Е.Л.Романов [32].
После изучения предметной области, написания и корректировки технического задания была разработана на языке программирования PHP информационная система «Балльно-рейтинговая система. Учет учебных достижений», размещенная на сайте edu.pgusa.ru. Представленная система полностью функциональна, протестирована и работает в штатном режиме.
Покажем возможности функционирования разработанной информационной системы.
Рассмотрим возможности пользователя в роли преподавателя.
После авторизации преподавателю открывается окно (рис.1), в котором отображается список дисциплин, закрепленных за ним в текущем учебном году, и распределенных на осенний и весенний семестры.
Рисунок 1 – Список дисциплин для преподавателя
Более детальную информацию о закрепленных дисциплинах, направлении, курсе и другой информации можно получить через выбор «Выписка из учебного плана» (рис.2).
Рисунок 2 –Выписка дисциплин преподавателя
Для дальнейшей работы требуется выбрать дисциплину, например «Интеллектуальные системы и технологии».
Рисунок 3 – Начальное окно для преподавателя по работе в дисциплине
В появившемся окне (рис. 3) «Выписка из учебного плана:: Модели дисциплины» преподаватель может работать следующей последовательности:
1. Добавить модуль в дисциплину, например «Лабораторные работы», через (рис. 4, рис. 5).
Рисунок 4 – Начало добавления модуля
Рисунок 5 – Добавленный модуль
2. В существующий модуль добавить оцениваемые работы, например лабораторную работу «Знания и их представление», кодированную как «ЛР.№1 “Знания и их представление”», через (рис. 5, рис. 6, рис. 7)
Рисунок 6 – Добавление вида оцениваемой деятельности в модуль ч.1
Рисунок 7 – Добавление вида оцениваемой деятельности в модуль ч.2
Рисунок 8 – Добавление вида оцениваемой деятельности в модуль ч.3
3. Оценить деятельность студента по заявленным работам в модулях, через (рис.9)
Рисунок 9 – Форма для внесения баллов
В результате произведенных операций можно видеть, что студенты в соответствии с набранными баллами распределены по рейтингу в группе.
Преподаватели могут вносить различные виды оцениваемых работ, в зависимости от разработанной собственной системы оценивания по дисциплине (рис.10).
Рассмотрим функционирование системы со стороны студента.
После авторизации в роли студента отображается соответствующая форма (рис. 11).
Рисунок 11 – Главная форма в роли студента
На главной форме (рис. 11) балльно-рейтинговой системы контроля достижений студентов (БРСКД) можно получить рейтинг на момент проведения промежуточнго контроль в семестре на 15.11.14, текущий рейтинг на день просмотра, изменения места в группе и баллов.
Также студент может посмотреть свой рейтинг учебных достижений по всем дисциплинам текущего семестра (РУДС) (рис. 12). В форме отображается информация о баллах за конкретные виды работ по дисциплине.
Рисунок 12 – Форма студента по рейтингу в дисциплинах
Дополнительно для студента предусмотрена возможность просмотра выписки из учебного плана (рис. 13), где из нее можно отобразить информацию о оцениваемых работах в баллах по дисциплине (рис.14).
Рисунок 13 – Выписка учебного плана для студента
Рисунок 14 – Оцениваемые виды работ
Для реализации возможности построения индивидуальной образовательной траектории в информационной системе предусмотрена технологии записи на курс по выбору (рис. 15). Так как форма отображает состояние в осеннем семестре, то можно записаться на курс в весеннем семестр. Аннотации дисциплин по выбору выставляются в информационно-образовательной среде университета на moodle.pgusa.ru в соответствующем ее разделе (рис.16).
Таким образом, для студента Белова сейчас доступна запись на дисциплину по гуманитарному, социальному и экономическому циклу.
Рисунок 15 – Форма записи на курс по выбору
Рисунок 16 – Аннотация курсов по выбору в информационно-образовательной среде университета (moodle.pgusa.ru)
В роли администратора отображается форма, в которой выводится различная статистическая информация по соответствующим дисциплинам (рис. 17) и список студентов записавшихся на курс (рис.18), который экспортируется из системы.
Рисунок 17 – Статистическая информация о записи студентов на курсы по выбору
Рисунок 18 – Список студентов, записавшихся на дисциплины по выбору
Разработанная информационная система в настоящий момент внедрена в Приамурском государственном университете им.Шолом-Алейхема, доступна на сайте edu.pgusa.ru, на нее получено свидетельство Роспатента. Проведенная апробация показала, что система пользуется популярностью у студентов, которые могут посмотреть свои баллы по дисциплинам и простроить свою индивидуальную образовательную траекторию.
Библиографический список
- Афонина М.В., Смолкина А.А. Балльно-рейтинговая система в решении педагогических задач // Педагогическое образование на Алтае. 2013. № 1. С. 217-219.
- Бекоева М.И. Модульно-компетентностный подход к подготовке специалистов в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова // Школа будущего. 2013. № 3 . С. 98-103
- Белова С.Н. Балльно-рейтинговая система оценки качества подготовки студентов как элемент системы менеджмента качества образовательного процесса в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 70-81.
- Богдан Н.В. Балльно-рейтинговая система как метод оценки качества образования в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. № 3 (179). С. 42-45.
- Булатова Е.Г. Использование квалиметрического подхода для расчёта рейтинга студента // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №4-2. С.76-78.
- Зайцева Н.А. Балльно-рейтинговая система: особенности и практика применения // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 4. С. 98-105.
- Ильина И.В. Компетентностно ориентированная технология организации самостоятельной работы студентов в деятельности профессорско-преподавательского состава //Психолого-педагогический поиск. 2010. № 3. С. 56-62.
- Каточков В.М., Сафронова М.А. Внедрение кредитно-модульной и балльно-рейтинговой систем в образовательный процесс университета // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 24 (157). С. 37-42.
- Козлов С.В. Основы применения педагогической технологии индивидуального тестирования для формирования оптимальной траектории обучения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 (36). С. 75.
- Мовчан И.Н. О роли контроля в учебной деятельности студентов // Сборник научных трудов Sworld. 2007. Т. 15. № 4. С. 3-4.
- Остапенко Р.И. Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 23-35.
- Рыбанов А.А. Автоматизированный парето-анализ качества процесса обучения на основе результатов тестирования знаний // Научное обозрение. 2009. № 4. С. 55-59.
- Сыромясов А.О. Применение балльно-рейтинговой системы в вузе (на примере дисциплин математического цикла) // Интеграция образования. 2013. № 2. С. 15-21.
- Шихов Ю.А. Теоретические основы квалиметрического мониторинга качества подготовки в системе “профильная школа-втуз”: монография: Екатеринбург-Ижевск, 2007. – 141 с.
- Шихов Ю.А., Шихова О.Ф. Модель мониторинга качества образования в условиях компетентностного подхода//Международное научное издание. Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. №4(11). С.35-39.
- Swinton O.H. The effect of effort grading on learning // Economics of Education Review. 2010. V.29. I.6. P. 1176–1182.
- CS2316- Syllabus. URL: http://www.cc.gatech.edu/classes/AY2015/cs2316_fall/syllabus.html
- Баженова Н., Фишман Б. Балльно-рейтинговая система в ДВГСГА // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 122-127.
- Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
- Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 20.
- Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 48.
- Каштанюк В.А. Применение балльно – рейтинговой системы контроля достижения студентов в ходе изучения дисциплины «история» в ВУЗе (для не исторических специальностей) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3769 (дата обращения: 07.11.2014).
- Лучанинов Д.В. О применении балльно-рейтинговой системы образовательной организации высшего образования для оценивания учебных достижений студентов в ходе изучения дисциплины «Мультимедиатехнологии в образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38881 (дата обращения: 27.11.2014).
- Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
- Николаева Н.С. О реализации балльно-рейтинговой системы по дисциплине «Виды и тенденции развития туризма» // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2788 (дата обращения: 27.11.2014).
- Хильченко Л.Н. Внутренняя система оценки качества образования в университете: веяние времени или острая необходимость? // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41115 (дата обращения: 27.11.2014).
- Штепа Ю.П. Применение балльно-рейтинговой системы контроля достижений студентов для оценивания результатов педагогической практики // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39370 (дата обращения: 27.11.2014).
- Герова Н.В. Автоматизированная система рейтингового контроля знаний студентов вуза // Программные продукты и системы. 2009. № 4.
- Крапивка С.В. Система автоматизации контроля знаний студентов в рамках модульно-рейтингового подхода // Социосфера. 2014. № 1. С. 235-236.
- Куприянов Д.Ю. Информационная система учета и контроля успеваемости студентов вуза / Информационно-коммуникационные технологии в образовании. URL: http://ict.informika.ru/ft/003256/msiu2_3.pdf
- Орчаков О.А. Рейтинговая система оценки успеваемости: особенности реализации и автоматизация учета результатов // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 1. С. 67-73.
- Романов Е.Л. Автоматизация учета рейтинга успеваемости студентов // Открытое и дистанционное образование. 2014. №2 (54). С. 55-62.