Актуальность темы. В настоящее время в сложных условиях жизни населения на уровне Российского масштаба и в широкой экономической санкции европейских стран и США против экономики РФ значительно возрастает и роль молодежи – студентов как будущих высококвалифицированных специалистов. Именно они определяют дальнейшую судьбу страны, работающие на различных отраслях народного хозяйства, в частности инженеров, технологического профиля, которые будут работать в области организации технологии питания населения. Одним из перспективных научно- практических направлений в области здорового питания в РТ и РФ на период до 2020 года» является целенаправленное научное развитие и организация физиологически обоснованной технологии производства и обогащение продукции растительного и животного происхождения для различных групп и категорий населения страны. Одним из путей достижения желаемого результата является разработка безопасных технологии и способа обогащения с незаменимыми нутриентами и они должны быть предназначены для питания различных групп населения [3,с.1-48;4,с.54-57;4, с.43-47,5, с.80-84,6,с.66-67,11,с.50-51,8,с.50-52,9,с. 64-65].Предполагаемые научные разработки должны быть направлены и на повышение качества жизни населения всех категорий, особенно для регионов техногенного, химического и биогенного загрязнения РТ и РФ. Новая разработка и ее научно-обоснованная технология в форме обогащения и использования пищевого сырья, как растительного, так и животного происхождения должна обеспечить экономию и ресурсосбережение в агропромышленном комплексе, окружающей среды и природе. Поэтому разработка физиологически научно- обоснованной технологии обогащения продуктов питания для различных групп населения, в том числе для студентов является актуальным научным направлением[18,с.1-47]. При этом необходимо больше всего обратить внимание на техносферно-региональные зоны РТ и РФ, где больше всего концентрированы промышленно-транспортные и торговые комплексы. При этом люди, работающие на промышленно- транспортных, агропромышленных и торговых комплексах, чаще всего подвергаются техногенной, химической и биогенной нагрузке, а в их число также относится и студенческая молодежь. По данным ВОЗ, число студентов составляет свыше 30 % всего населения земного шара. Президент Татарстана, принимая участие в пленарном заседании VII Конгресса студентов, предложил дать грант каждому вузу, чтобы он смог организовать полноценное питание студентов. Среди неблагоприятных факторов среды обитания, определяющих риски для здоровья населения в ряде регионов России, в том числе Республики Татарстан наиболее значимыми являются экологические и медицинские проблемы, весомую часть которых составляет проблема, биологического и химического загрязнения продуктов питания, частности и соединениями тяжелых металлов[18,с.47]. Особенно актуальна эта проблема для промышленно-развитых регионов страны, в числе которых, территория Нижнекамского региона РТ, имеет высокий уровень концентрации промышленного производства. В условиях экологического неблагополучия территорий региона, республики или даже страны необходимы политика и действия, направленные на обеспечение безопасности продуктов питания и сохранение здоровья всех слоев населения. Сегодня предрасполагающими факторами нарушения питания населения, в том числе и для студентов является и продолжающие загрязнения атмосферного воздуха, воды, продовольственного сырья и продуктов питания с различными техногенными, химическими и биогенными веществами, возможно по этой причине часто наблюдается заболеваемость и нередко смертность населения от различных внешних причин. Известно, что в Нижнекамском регионе РТ концентрирован огромный промышленно-транспортный и торговый комплекс, который сегодня имеет большую тенденцию к увеличению, что и требует совершенствование технологии приготовления продуктов питания в предприятиях общественного питания для различных групп населения и том числе для детей школьного возраста и студентов [15]. У студентов, относящихся к категории населения, для которых свойственны пониженная физическая активность и повышенные нервно-эмоциональные нагрузки (краткосрочные или долгосрочные стрессы), особенно во время сессии, в период сдачи зачетов и экзаменов. Для большинства студентов еще свойственны наличие вредных привычек, нерациональное и не полноценное питание и на этой почве естественная приобретенная устойчивость организма к воздействию вредных и неблагоприятных факторов окружающей среды часто существенно снижается [10,с.36-38,11,с.50-51]. Проблема охраны и укрепления здоровья студенческой молодежи является одной из трудных и приоритетных задач на всех этапах развития мирового общества [1,с.16-25,2,с.10-18]. По данным официальной статистики, дети школьного возраста в России составляют более 19,6 миллионов человек, из них 13,4 миллиона обучаются в общеобразовательных учреждениях, 53% имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, и лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых. Перед современной системой высшего образования ставится стратегически важная задача: создать необходимые условия для того, чтобы образование не ухудшало здоровье зачисленных студентов в вузы, а наоборот способствовало его сохранению, укреплению и гармоничному полноценному развитию. Повышение ответственности государства и стратегическое направление государственной политики в области охраны здоровья и целенаправленному обучению и воспитанию молодежи отчетливо прозвучала и в Посланиях Президента РФ. Объем и интенсивность нагрузок, испытываемых сегодня студентами, приближается к тому уровню, который некоторые авторы называют «пределом физиологических возможностей организма»,однако у молодежи эти возможности не ограничены. У каждого человека еще есть резервные, то есть, не использованные возможности. Поэтому эти возможности надо правильно реализовать. Несмотря на это часто ведет к дисгармонии в развитии личности и поэтому не может не отражаться на состоянии здоровья студентов. Здоровье выпускников вузов выступает как один из индикаторов качества подготовки и уровня творческой активности, как наукоемкий экономический продукт, повышающий конкурентоспособность каждого молодого специалиста. Актуальность этой проблемы в современной ситуации, характеризуется еще значительным снижением качества жизни большей части населения и, в первую очередь, его социально незащищенных групп, к которым относятся студенты, а также реформами в системе здравоохранения, сопровождающимися коренными изменениями в организации медико-социальной и лечебно-профилактической помощи. Происходящие в стране преобразования изменили ситуацию в худшую сторону, уменьшили реализацию гарантий на бесплатную медицинскую помощь, ее профилактическую направленность, что привело к социальной дезадаптации студенческой молодежи, росту хронической заболеваемости и инвалидизации студентов высших учебных заведений. Такие изменения в состоянии здоровья молодежи вызывают тревогу не только у медиков, педагогов, но и часто у государственных деятелей. Помимо негативных тенденций в общественной жизни, для формирования здоровья студентов большое значение имеет образ жизни, связанный с оторванностью от дома, неустроенностью быта, низкой материальной обеспеченностью, нерациональностью и неполноценностью питания. Определенную роль играют возрастные особенности этой группы населения, а именно: недостаточность жизненного опыта и игнорирование в большинство случаях взрослых и ,педагогов вузов, даже советов родителей. Все это ни составляет без внимания, даже вызывает частое беспокойство у профессорского и преподавательского состава вузов, отсутствие ответственности за свое здоровье и недооценка его значимости, а также эмоциональность восприятия жизненных событий и текущей информации, повышенная подверженность и склонность к различным вредным привычкам. Существенную роль играет недостаточное внимание обучающихся к состоянию собственного здоровья из-за высокой интенсивности занятий в вузе и нередко возникает необходимость выполнять дополнительную оплачиваемую работу для обеспечения приемлемых условий жизни в период обучения. Известно, что здоровье человека и поведенческие показатели и привычки, влияющие на него питание, формируются в основном в детском и подростковом возрасте и далее переходят в взрослое состояние. В современной высшей школе улучшение здоровья студентов неразрывно связано с образом жизни, и является актуальной и социально-гигиенической проблемой, нуждающейся в комплексном изучении в социальном, педагогическом, медицинском, иммунобиологическом, экологическом и технологическом и организационном аспекте. Несмотря на актуальность и практическую значимость, проблема укрепления здоровья студентов в силу своей сложности и динамичности сегодня ещё далека от полного разрешения. Многообразие факторов формирующих здоровье студентов, преимущественно социальная обусловленность их определяют необходимость всестороннего, комплексного межведомственного подхода и далее к коррекции и устранению основных неблагоприятных и факторов риска. Одним из определяющих и прогнозирующих факторов риска является физиологическое и технологическое не обоснование организации питания студентов в период обучения в вузе. Проведенные ранее исследования отечественных и зарубежных ученых, по питанию студентов, ведущими отечественными и зарубежными учеными выявили снижение потребления макро – и микронутриентов в их рационе питания. Однако в этих научных работах учитывались только вопросы половых,морфологических, возрастных и особенностях телосложения студентов, но при этом не были акцентированы на социальные, экологические, физиологические, иммунобиологические, техносферные, региональные, технические, технологические и организационные проблемы питания. Поэтому разработка безопасного и здоровье укрепляющего способа, физиологически обоснованного ассортимента и технологий пищевой продукции, обогащенной с нутриентами, должен способствовать не только к улучшению, но и к постоянному динамичному гомеостазу и сохранению здоровья. Новый способ должен быть направлен к профилактике болезней пищеварительной системы, а в первую очередь к укреплению и способствующей согласованной работы нервной, эндокринной и иммунной систем, и далее к повышению физической и умственной работоспособности, сохранению способности и к познавательной деятельности и правильному восприятию состояния окружающих и объектов внешней среды. Наши научные представления и практические основы инноваций, в сфере пищевых технологий и общественного питания, направленные к поиску новых способов, устройств, средств и веществ, обеспечивающих экономичное получение и гарантирующих максимальную безопасность и качество пищевой продукции, в том числе с позиции полезности для укрепления здоровья, заложены в трудах отечественных и зарубежных ученых. Однако в научно-технической литературе данные о создании такой технологии общественного питания и производстве такой продукции для детей школьного возраста и студентов для Нижнекамского региона РТ и для других регионов РФ немногочисленны или вообще отсутствует. Важная роль в разработке физиологически обоснованной и технологически обогащенной пищевой продукции может и принадлежит растительному и животному сырью региона Республики Татарстан РФ, и возможно они являются полноценной и ценной пищевой и сырьевой базой для получения натуральной и высококачественной продукции для питания большинства населения страны. Поэтому, особое внимание при разработке безопасного и здоровье укрепляющего способа технологии обогащения пищевого сырья и продукции должно уделяться выбору, как природных,так агропромышленных источников пищевых веществ, принадлежащих к различным районам Республики Татарстан и РФ, так и специальных добавок, в виде витаминно-минеральных комплексов полученных из природных и сельскохозяйственных источников. При этом они должны обеспечивать гарантированное содержание микронутриентов в каждой порции продукта, которые будут включаться в состав пищи. При выборе вида пищевой продукции, обогащаемой эссенциальными нутриентами, целесообразно учитывать современные тенденции развития пищевой промышленности в регионах РТ и РФ. Они должны быть ориентированы на производство продукции массового потребления, с повышенной пищевой и физиологической ценностью. При этом необходимо учитывать содержание необходимых физиологически активных ингредиентов и возможность продуктов быстрого приготовления, с длительными сроками хранения и др., обеспечивающие комфортные условия и нормализующие и поддерживающие гомеостаз- относительное постоянство внутренней среды, организма. Перспектива и будущее РТ и РФ, именно связаны с образованной, устойчивой (жизнеспособной) к различным кратковременным и долгосрочным стрессам и здоровой молодежью, которые будут получать высшее образование, и они становятся высококвалифицированными специалистами и в региональных вузах РТ и РФ (12,20-22,13,39-40;14,24-25,19).
Целью настоящей работы является разработка научных основ и принципов организации физиологически обоснованной технологии питания студентов в Нижнекамском регионе РТ в РФ. А далее цели и задачи направлены на решение комплекса научно-практических задач и на разработку способа физиологически обоснованной технологий и обогащения пищевой продукции для молодежи, в частности для студентов за весь период обучения в вузе. Для обеспечения полноценного питания студентов, необходимо восполнить дефицит основных жизненно необходимых пищевых питательных веществ, в их рационе питания, и способствующей сохранению высокопродуктивного полноценного и творческого здоровья молодежи нашего региона РТ и в других регионах РФ. Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Разработать способы оценки и повышения пищевого статуса, устойчивости (жизнеспособности), в том числе познавательной деятельности, состояния здоровья студентов, а далее применить их для коррекции и нормализации физиологических процессов путем выбора пищевой продукции и ингредиентов для ее обогащения из источников регионального происхождения на территории РТ;
2. Определить и научно обосновать набор пищевой продукции для организации безопасной и здоровье укрепляющей технологии питания студентов и новых видов растительного и животного сырья и обогащающих добавок из различных источников РТ за период обучения в вузе;
3. Разработать современные технологические инновации и карт по получению новых видов обогащенной пищевой продукции для студентов из источников РТ;
4.Исследовать пищевую ценность, органолептические, физико-химические, биохимические, микробиологические показатели новых видов пищевой продукции с современными и классическими методами;
5.Разработать в будущем техническую документацию на обогащенную пищевую продукцию регионального происхождения; а далее и провести опытно-промышленную апробацию и определить экономическую эффективность разработанного способа обогащения продуктов;
6. Провести сравнительную оценку эффективности использования обогащенной пищевой продукции в рационах питания студентов в период обучения в вузе с использованием нами разработанной технологии (способа, вещества и устройства) для приготовления продуктов питания из растительного и животного сырья регионального происхождения.
Результаты и обсуждение. Обогащение пищевых продуктов витаминами, недостающими макро- и микроэлементами - это реальное вмешательство в традиционно сложившуюся структуру питания человека. Необходимость такого вмешательства связана с объективными экологическими факторами, связанными с изменением состава и пищевой ценности используемых продуктов питания, а также с трансформацией нашего образа жизни, связанного со снижением физических и энергетических затрат. В последние годы все чаще появляются продукты, сочетающие достаточно полный набор витаминов и минеральных веществ. Все это происходит с одновременным введением других ценных компонентов пищевых волокон, фосфолипидов и различных биологически активных добавок природного происхождения. Эти продукты оказывают защитное, стимулирующее или лечебное действие на различные физиологические системы и функции организма. Обогащать пищевыми добавками нужно, прежде всего, продукты массового и регулярного, лучше всего каждодневного потребления. К таким продуктам относятся хлеб, молоко, соль, сахар, напитки, заменители молока, продукты прикорма и детского питания. Сказанное, конечно, не исключает возможности и целесообразности обогащения продуктов, адресуемых не всему населению, а его отдельным группам. Это относится к некоторым кондитерским изделиям, привлекательность, которых для детей делает их хорошим объектом для обогащения витаминами и минеральными веществами, в которых особо нуждается подрастающее поколение. Сюда же можно отнести продукты лечебного и диетического питания. Не вызывает сомнения и необходимость восполнять дефицит витаминов и минеральных элементов в любых продуктах, подвергающихся рафинированию и другим технологическим воздействиям, приводящим к существенным потерям этих ценных пищевых веществ. Развитие производства и потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами продуктов питания сдерживается тремя основными трудностями: информационного, организационного и экономического характера. Именно в этих трех сферах наиболее необходима помощь властных структур, которая могла бы дать самый внушительный эффект. Не менее важна и организационная роль властных структур. Успешное преодоление дефицита витаминов, пищевого волокна и минеральных веществ путем расширения производства и потребления, обогащенных ими продуктов питания требует сосредоточения усилий большого числа специалистов, предприятий и организаций самого различного ведомственного подчинения.
В ходе выполнения настоящего проекта в форме научно- производственной работы предполагаются следующие результаты:
- Способ оценки и пищевого статуса, поведения студентов;
- Критерия оценки познавательной деятельности и состояния здоровья студентов;
- Способ коррекции и нормализации физиологических процессов у студентов.
- Критерия и технология выбора пищевой продукции ( сырья) и ингредиентов для обогащения продуктов питания;
- Технологическое обоснование набора пищевой продукции для организации безопасной и здоровье укрепляющей технологии питания студентов;
- Способ выбора новых видов растительного и животного сырья и обогащающих добавок из различных источников РТ;
- Разработка современных технологических инновации и карт по получению новых видов обогащенной пищевой продукции для студентов из источников РТ;
- Результаты исследования пищевой ценности, органолептических, физико-химических, биохимических, микробиологических показателей новых видов пищевой продукции с современными и классическими методами;
- Техническая документация по обогащению пищевой продукции регионального происхождения на Нижнекамском регионе РТ;
- Результаты опытно-промышленной апробации и определения экономической эффективности разработанного способа- обогащения продуктов;
- Данные сравнительной оценки и эффективности использования обогащенной пищевой продукции в рационах питания студентов с использованием нами разработанной технологии (способа, вещества и устройства) для приготовления продуктов питания из растительного и животного сырья регионального происхождения.
Библиографический список
- Ахмадиев Г.М. Научные основы и принципы сохранения здоровья, обучения и воспитания одаренной молодежи в РФ // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы Международной научно-практической конференции (Челябинск, 24 февраля 2014). – Челябинск: Сити-Принт, 2014. – C. 16-25.
- Ахмадиев Г.М. Разработка научных основ и принципов обучения, воспитания, подготовки специалистов в образовательных учреждениях Республики Татарстан и России //Актуальные исследования гуманитарных, естественных, точных и общественных наук: Материалы III Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 25 ноября 2013г. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2013. – с.10-18
- Бакуменко О. Е. Научное обоснование и разработка технологий обогащенной пищевой продукции для питания студенческой молодежи – Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук, Москва – 2013 -48с.
- Бакуменко О.Е. Разработка сухих напитков на основе растительного сырья для людей, занимающихся фитнес-спортом / О.Е. Бакуменко, А.Ф. Доронин // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2010. – № 3(18). – С. 54-57
- Бакуменко О.Е. Оценка состояния здоровья и анализ фактического рациона питания учащихся вуза / О.Е. Бакуменко, А.Ф. Доронин, Б.А. Шендеров, Л.Н. Шатнюк // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. – №11. – С.43-47
- Байков В.Г. Разработка обогащенных зерновых каш быстрого приготовления для учащейся молодежи / В.Г. Байков, О.Е. Бакуменко, А.Ф. Доронин // Вопросы питания. – 2008. – Том 77. – № 2. – с. 80-84.
- Бакуменко О.Е. Изучение фактического питания учащихся ВУЗа / О.Е. Бакуменко, А.Ф. Доронин // Пищевая промышленность. – 2008. – № 11. – С. 66-67.
- Бакуменко О.Е. Разработка сухих молочных смесей для беременных и кормящих женщин / О.Е. Бакуменко // Пищевая промышленность. – 2009. – № 8. – С. 50-52.
- Бакуменко О.Е. Принципы разработки функциональных продуктов для студентов / О.Е. Бакуменко, Т.В. Иванникова, Ю.О. Натокина // Пищевая промышленность. – 2009. – №9. – С. 64-65.
- Бакуменко О.Е. Современные подходы к организации оптимального питания учащейся молодежи / О.Е. Бакуменко, А.Ф. Доронин // Пищевая промышленность. – 2010. – № 7. – С. 36-38.
- Васнева И.К. Здоровое питание в борьбе со стрессом в современной жизни студентов / И.К. Васнева, О.Е. Бакуменко // Пищевая промышленность. -2009. – № 7. – С. 50-51.
- Васнева И.К. Чечевица – сырье для производства продуктов антистрессовой направленности / И.К. Васнева, О.Е. Бакуменко // Пищевая промышленность. – 2010. – № 8. – С. 20-22.
- Васнева И.К. Чечевица – ценный продукт функционального питания / И.К. Васнева, О.Е. Бакуменко О.Е. // Хлебопродукты. – 2010.- № 11. – С. 39-40.
- Васнева И.К. Научные и технологические аспекты разработки антистрессового продукта для студенческой молодежи / И.К. Васнева, О.Е. Бакуменко // Пищевая промышленность. – 2011. – № 2. – С. 24-25.
- К вопросу питания и поведения студентов в зачетно-экзаменационный период/ (научный рукодитель: Ахмадиев Г.М) //Аглиуллина Л.Р., Захарова А.С., Авзалова А.Н. //XV студенческаямеждународная научно-практическая конференция« научное сообщество студентов xxi столетия» Естественные науки (Россия, г. Новосибирск 28 января 2014)
- Первушин В.В. Влияние витаминно-минеральных комплексов на организм спортсменов при их перетренировке / В.В. Первушин, О.Е. Бакуменко // Вопросы питания. – 2009. – Том 78. – № 3. – с. 78-81.
- Первушин В.В. Рынок спортивного питания в России / В.В. Первушин, О.Е. Бакуменко // Пищевая промышленность. – 2009. – № 4. – С. 42-43.
- Потороко И.Ю. Научное обоснование и практические аспекты формирования потребительских свойств молочных продуктов, полученных из сырья на территориях техногенного загрязнения.- Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук, Москва, 2012.-47с.
- http://www.rae.ru/forum2012/232/503;http://mypsy.ucoz.ua/publ/vlijanie_sessii_na_psikhofiziologicheskoe_obespechenie/1-1-0-309