В настоящее время импортозамещение впервые за многие годы возведено в ранг государственной политики. Это обусловлено требованиями отечественного рынка и обеспечения национальной безопасности. При этом, напряженная макроэкономическая ситуация в связи с изменениями внешнеэкономической и политической конъюнктуры, усиливает вероятность рисков для устойчивого и инновационного развития российских предприятий. Действия масштабных международных санкций и ответных санкций со стороны России по ограничению импорта по отдельным товарам на один год, не дадут существенного эффекта для роста внутреннего производства, и при этом ограничат возможность инвестиций в условиях неопределенности. В то же время, успешную реализацию политики импортозамещения и повышение инновационного потенциала предприятий, невозможно осуществить без инвестиций, поскольку они являются главным инструментом и источником передовых технологий, современных методов управления, оказывают мультипликативный эффект не только на производство, но и на другие секторы экономики, а также способствуют стабилизации занятости и повышения уровня доходов населения. Однако последствия от введенных против российских банков санкций (удорожание кредитов, трудности с их получением) станут неблагоприятным фоном для инвесторов и соответственно могут оттянуть время реализации задуманных планов по модернизации и наращиванию производства (рисунок 1).
Рис.1. Экономические санкции против российских банков. Источник: информационное агентство ТАСС
Новая государственная политика импортозамещения призвана поддержать отечественный бизнес и сделать его более конкурентоспособным в новых условиях (рисунок 2).
Президент Владимир Путин, ставя задачу приступить к импортозамещению, подчеркнул важность обеспечения высокого качества новых разработок: «Наша продукция должна быть и по качеству, и по цене лучше, чем у иностранных производителей. Отечественные предприятия должны получить новые компетенции технологий, в том числе двойного назначения», — сказал он [1].
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев также акцентировал внимание на развитие инновационной деятельности: «Одна из актуальных задач – это наращивание замещающих поставок по тем сегментам, которые освободили страны, чьи правительства, по сути, предпочли логику политической эскалации в ущерб интересам собственных производителей. Но и на российских производителях лежит особая ответственность – обеспечить поставки в необходимом объёме и надлежащего качества. И это во многом связано с применением современных технологий» [2].
Рис.2. Место России в глобальном рейтинге конкурентоспособности. Источник: данные ежегодного рейтинга Всемирного экономического форума [3].
По результатам анализа, проведенного Министерством промышленности и торговли РФ в июне 2014 года и оценке экспертов, отмечена наибольшая импортозависимость в обрабатывающих отраслях промышленности:
- станкостроение (доля импорта по разным оценкам превышает 90%);
- тяжелое машиностроение (60-80%);
- легкая промышленность (70-90%);
- электронная промышленность (80-90%);
- фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%);
- машиностроение для пищевой промышленности (60-80%);
- пищевая промышленность (30-35%).
Реализация политики импортозамещения в краткосрочном периоде, т.е. в период действия санкций, возможна при условии наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно только за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств. Драйверами в повышении инновационного потенциала должны стать такие сектора, как программное обеспечение, энергооборудование, текстильная и пищевая промышленность. По оценкам профильного министерства, в результате реализации продуманной политики импортозамещения можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности к 2020 году с уровня 70-90% до 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели [4].
Согласно расчетам рабочей группы Государственного совета, срок реализации данной программы должен составить два-три года, объем замещения более 4 трлн рублей, создано порядка миллиона рабочих мест, увеличены налоговые поступления в бюджеты всех уровне на 500 млрд рублей [5].
Однако, финансовая нестабильность, низкий технический уровень и высокий износ технологического оборудования, не обеспечение законодательных гарантий прав собственности и реализации контрактов, сравнительно низкий уровень инновационного менеджмента предприятий, высокий уровень конкуренции на внутреннем рынке, инфляция издержек, свидетельствует о неготовности российских предприятий выполнять роль технологических драйверов, то есть активно внедрять новые технологии и успешно конкурировать на мировом рынке.
Экономисты Центра развития Высшей школы экономики считают, что политика импортозамещения не станет двигателем экономики. По их расчетам импорт в Россию из-за санкций в 2014 году сократится примерно на $24 млрд и вряд ли сможет компенсировать ухудшение состояния платежного баланса страны на фоне падения цен на нефть и ожидаемого чистого оттока капитала из РФ на уровне $100-130 млрд [6].
По мнению экспертов Центра научной политической мысли и идеологии «режим санкций должен ухудшить социально-экономическое положение России, так как уровень зависимости от импорта велик, а для самообспечения необходимо время» [7] и «все инициативы по поддержке импортозамещения не более чем декларируемые лозунги» [9]. При этом отмечают, что для реализации инновационной политики отсутствует готовность инвестировать и высокий профессионализм управленцев.
Директор Центра ситуационного мониторинга и региональных исследований ФГУ РАНХиГС Александр Савченко считает, что нужна принципиально новая технологическая политика: «Импортозамещение мы уже проходили в СССР. Сегодня же нам надо знать, какие новые технологии что будут давать экономике, какой мы получим эффект от вложений. В частности, с какими рынками мы будем работать, и насколько конкурентоспособна будет там наша продукция» и одним из многих необходимых шагов в этом направление видит создание фонда для финансирования технического перевооружения ряда отраслей отечественной промышленности [4].
Эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Юрий Симачев подчеркивает необходимость заинтересованности и доверия к политике импортозамещения у инвесторов, в том числе иностранных: «Дело в том, что в развитии каждого из секторов есть масса институциональных проблем, которые не решались. Поэтому нельзя все сводить к засилью импорта и преференциям, и ограничивать развитие отечественной промышленности только защитными мерами. Тем более, что основной критерий эффективности здесь – наличие экспорта» [4].
С точки зрения руководителей бизнеса, предприятий ключевых секторов российской экономики, к основным факторам, ограничивающим инновационную деятельность относятся [9]:
- низкий спрос на новые товары и снижающаяся динамика в потребительском спросе. Так, в первом квартале 2014 года дефицит спроса считали основным фактором уязвимости своих организаций 47% руководителей промышленных предприятий, поставив его на первое место среди ключевых проблем. Предприятия, производящие транспортные средства, целлюлозно-бумажную продукцию, машины и оборудование работают на пределе спроса. Кроме «недостатка заказов» в строительной отрасли относят и «неплатежеспособность заказчиков»;
- недостаток собственных денежных средств и проблемы привлечения инвестиций в технологическое перевооружение промышленных предприятий. О нем заявили 39% руководителей промышленных предприятий;
- «неопределенность экономической ситуацией». Несмотря на субъективную оценку, данный фактор оказался главным «тормозом» инвестиционной активности предпринимателей в первой половине 2014 года, о чем заявили около трети респондентов из промышленного сектора. Инвесторы снижают горизонт планирования и не проявляют заинтересованность в поддержание инновационных проектов в России в условиях частого изменения «правил игры» и неприемлемых рисков.
К важному фактору, препятствующему росту инновационного потенциала предприятия и создающему угрозу экономической и политической стабильности, 85% российских руководителей относят дефицит квалифицированных кадров [10].
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ, считает, что при переходе на заявленную президентом Российской Федерации Владимиром Путиным схему импортозамещения, особенно в отрасли высокотехнологичной продукции, серьезной проблемой будет недостаток квалифицированных кадров: «Можно вкладывать триллионы рублей в оборонную промышленность, машиностроение и другие высокотехнологичные отрасли, но если значительная часть этих средств не будет вложена в человеческий капитал, а только в производство, то эффективность затрат будет крайне мала» [9].
Руководители 59 крупнейших мировых компаний из России, в отличие от глав компаний из других стран, осторожны в своих прогнозах: 74% процента ожидают роста выручки своих предприятий в 2014 году, и лишь 17% из них верят в улучшение глобальной экономики [10]. При этом, рассчитывают на повышенное внимание к улучшению инвестиционного климата страны, от российского правительства, и новых форм поддержки источников роста в экономике.
К факторам, стимулирующим инновационную активность, 77% руководителей российских предприятий относят влияние новых технологий, изменение в расстановке сил в глобальной экономике (60%), демографические изменения (55%) и большое значение россияне также придают урбанизации (43%).
Необходимость внедрения новой техники и технологий стимулировала, последний год, российских руководителей к активным шагам по реструктуризации деятельности, так, инициативы по снижению себестоимости внедрили 79% руководителей крупных российских компаний, а ближайший год планируют разработку новых товаров и увеличение доли на существующих рынках 32% и 28% соответственно.
Стимулировать инновационную деятельность промышленных предприятий в условиях государственной политики импортозамещения и дать шанс подвинуть зарубежных поставщиков на внутреннем рынке призван создаваемый сегодня фонд развития промышленности [11], который предусматривает возможность выдачи займа на реализацию предбанковской фазы инвестиционных проектов по льготным ставкам для модернизации производства с учётом новых требований и разработки оборудования соответствующим наилучшим доступным технологиям (НДТ) (рисунок 3).
Рисунок 3. Принцип применения наилучших доступных технологий. Составлено автором.
Использование новейших экологически чистых технологий будет подкреплено рядом стимулов отраженных в принятом и вступающем в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ: это льготы по уплате, предусматривающие зачёт затрат на осуществление мер по снижению негативного воздействия и внедрению НДТ в счёт платы; отказ от взимания платы для предприятий, перешедших на НДТ; налоговые льготы в части возмещения затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и введение для оборудования НДТ дополнительного коэффициента амортизации [12].
Увеличению внутреннего рынка для производства из отечественного оборудования будет способствовать мониторинг потребностей отраслевых предприятий промышленности и создание реестра отечественных производителей оборудования и комплектующих. В том числе определенную роль в этом сыграет вступившее в силу с 1 января 2014 года постановление правительства «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» и находящиеся в стадии проектов постановления об установлении ограничений и запретов на закупку продукций автомобильной, легкой и медицинской промышленности, предусматривающие специальные критерии определения страны происхождения [13].
На основании анализа данных опросов руководителей российский предприятий, мнений экспертного сообщества и инициатив российского правительства, автором составлена комбинация основных факторов, воздействующих на формирование и реализацию инновационного потенциала российских предприятий, в условиях государственной политики импортозамещения (рисунок 4).
Рисунок 4. Комбинация препятствующих и стимулирующих факторов развития инновационного производства. Составлено автором.
В целом, действия органов власти, направленные на продвижение инноваций в российской экономике, руководители отечественных предприятий оценивают и признают их важную роль в качестве источника роста и увеличения прибыльности бизнеса. При этом, отмечают и имеющиеся возможности для повышения эффективности управления инновационной деятельностью на предприятии.
Библиографический список
- Путин: Иностранные компоненты в ОПК должны быть заменены российской продукцией [Электронный ресурс] //Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/36572331/putin-inostrannye-komponenty-v-opk-dolzhny-byt-zameneny (дата обращения 27.11.2014).
- Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://government.ru/news/15780/ (дата обращения 24.11.2014).
- Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/09/05/6219 (дата обращения 07.11.2014).
- Инструмент прорыва [Электронный ресурс] //Expert Online. URL: http://expert.ru/2014/10/6/instrument-proryiva/(дата обращения 07.11.2014).
- Владимир Путин провёл заседание Государственного совета [Электронный ресурс] // Администрация Президента РФ. URL: http://expert.ru/2014/10/6/instrument-proryiva/(дата обращения 07.11.2014).
- Импорт указал на дефицит [Электронный ресурс] // КОММЕRSANT.RU. URL:http://kommersant.ru/doc/2563526(дата обращения 07.11.2014).
- Импортозамещение в сельском хозяйстве: первые итоги [Электронный ресурс] // Центр научной политической мысли и идеологии.URL:http://rusrand.ru/events/importozameschenie-v-selskom-hozjajstve-pervye-itogi (дата обращения 07.11.2014).
- PricewaterhouseCoopers: Результаты XVII ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/01/22/6581 (дата обращения 07.11.2014).
- «Мы способны на уникальные решения» //Expert Online. URL: http://expert.ru/2014/05/23/myi-sposobnyi-na-unikalnyie-resheniya/ (дата обращения 07.11.2014).
- Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” [Электронный ресурс] //Официальный сайт компании “КонсультантПлюс.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165823/ (дата обращения 07.11.2014).
- Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224 “Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства” [Электронный ресурс] //Портал ГАРАНТ.РУ. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70450030/ (дата обращения 07.11.2014).
- Санкции как шанс реализации программы новой отечественной мобилизации [Электронный ресурс] // Центр научной политической мысли и идеологии. URL:http://vbagdasaryan.ru/sanktsii-kak-shans-realizatsii-programmyi-novoy-otechestvennoy-mobilizatsii/(дата обращения 07.11.2014).
- Исследование Высшей школы экономики: Ключевые проблемы развития российского бизнеса с точки зрения руководителей в 2014 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/07/09/6840 (дата обращения 07.11.2014).