ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Стрельцова Наталья Валерьевна
Волгоградский государственный университет
старший преподаватель института дополнительного образования

Аннотация
В данной статье содержится мониторинг действий органов власти, направленных на продвижение инноваций в российской экономике в условиях действия масштабных международных санкций. На основании анализа данных опросов руководителей российских предприятий, мнений экспертного сообщества и инициатив российского правительства, автором систематизированы основные факторы, препятствующие и стимулирующие разработку и внедрение инноваций, формирование и реализацию инновационного потенциала российских предприятий в условиях государственной политики импортозамещения и представлена их комбинация.

Ключевые слова: инвестиции, инновации, инновационная деятельность, инновационный потенциал, конкурентоспособность, политика ипортозамещения, экономические санкции


FACTORS OF FORMATION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ENTERPRISES IN TERMS OF IMPORT SUBSTITUTION

Streltsova Natalia Valerevna
Volgograd State University
Senior Lecturer, Institute of supplementary education

Abstract
This article contains a monitoring government actions aimed at promoting innovation in the Russian economy in times of large-scale international sanctions. Based on the analysis of survey data managers of Russian enterprises, opinions and expert community initiatives of the Russian government, the author systematized the main obstacles and stimulating development and innovation, development and implementation of innovative potential of Russian enterprises in the public policy of import substitution and represented a combination thereof.

Keywords: competitiveness, economic sanctions, innovations, innovative activity, innovative potential, investments, policy of an iportozameshcheniye


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Стрельцова Н.В. Факторы формирования инновационного развития российских предприятий в условиях импортозамещения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/41510 (дата обращения: 15.03.2024).

В настоящее время импортозамещение впервые за многие годы возведено в ранг государственной политики. Это обусловлено требованиями отечественного рынка и обеспечения национальной безопасности. При этом, напряженная макроэкономическая ситуация в связи с изменениями внешнеэкономической и политической конъюнктуры, усиливает вероятность рисков для устойчивого и инновационного развития российских предприятий. Действия масштабных международных санкций и ответных санкций со стороны России по ограничению импорта по отдельным товарам на один год, не дадут существенного эффекта для роста внутреннего производства, и при этом ограничат возможность инвестиций в условиях неопределенности. В то же время, успешную реализацию политики импортозамещения и повышение инновационного потенциала предприятий, невозможно осуществить без инвестиций, поскольку они являются главным инструментом и источником передовых технологий, современных методов управления, оказывают мультипликативный эффект не только на производство, но и на другие секторы экономики, а также способствуют стабилизации занятости и повышения уровня доходов населения. Однако последствия от введенных против российских банков санкций (удорожание кредитов, трудности с их получением) станут неблагоприятным фоном для инвесторов и соответственно могут оттянуть время реализации задуманных планов по модернизации и наращиванию производства (рисунок 1).


Рис.1. Экономические санкции против российских банков. Источник: информационное агентство ТАСС

Новая государственная политика импортозамещения призвана поддержать отечественный бизнес и сделать его более конкурентоспособным в новых условиях (рисунок 2). 
Президент Владимир Путин, ставя задачу приступить к импортозамещению, подчеркнул важность обеспечения высокого качества новых разработок: «Наша продукция должна быть и по качеству, и по цене лучше, чем у иностранных производителей. Отечественные предприятия должны получить новые компетенции технологий, в том числе двойного назначения», — сказал он [1]. 
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев также акцентировал внимание на развитие инновационной деятельности: «Одна из актуальных задач – это наращивание замещающих поставок по тем сегментам, которые освободили страны, чьи правительства, по сути, предпочли логику политической эскалации в ущерб интересам собственных производителей. Но и на российских производителях лежит особая ответственность – обеспечить поставки в необходимом объёме и надлежащего качества. И это во многом связано с применением современных технологий» [2].


Рис.2. Место России в глобальном рейтинге конкурентоспособности. Источник: данные ежегодного рейтинга Всемирного экономического форума [3]. 

По результатам анализа, проведенного Министерством промышленности и торговли РФ в июне 2014 года и оценке экспертов, отмечена наибольшая импортозависимость в обрабатывающих отраслях промышленности:
- станкостроение (доля импорта по разным оценкам превышает 90%);
- тяжелое машиностроение (60-80%);
- легкая промышленность (70-90%);
- электронная промышленность (80-90%);
- фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%);
- машиностроение для пищевой промышленности (60-80%);
- пищевая промышленность (30-35%). 
Реализация политики импортозамещения в краткосрочном периоде, т.е. в период действия санкций, возможна при условии наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно только за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств. Драйверами в повышении инновационного потенциала должны стать такие сектора, как программное обеспечение, энергооборудование, текстильная и пищевая промышленность. По оценкам профильного министерства, в результате реализации продуманной политики импортозамещения можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности к 2020 году с уровня 70-90% до 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели [4].
Согласно расчетам рабочей группы Государственного совета, срок реализации данной программы должен составить два-три года, объем замещения более 4 трлн рублей, создано порядка миллиона рабочих мест, увеличены налоговые поступления в бюджеты всех уровне на 500 млрд рублей [5]. 
Однако, финансовая нестабильность, низкий технический уровень и высокий износ технологического оборудования, не обеспечение законодательных гарантий прав собственности и реализации контрактов, сравнительно низкий уровень инновационного менеджмента предприятий, высокий уровень конкуренции на внутреннем рынке, инфляция издержек, свидетельствует о неготовности рос­сийских предприятий выполнять роль технологических драйверов, то есть активно внедрять новые технологии и успешно конкурировать на мировом рынке. 
Экономисты Центра развития Высшей школы экономики считают, что политика импортозамещения не станет двигателем экономики. По их расчетам импорт в Россию из-за санкций в 2014 году сократится примерно на $24 млрд и вряд ли сможет компенсировать ухудшение состояния платежного баланса страны на фоне падения цен на нефть и ожидаемого чистого оттока капитала из РФ на уровне $100-130 млрд [6]. 
По мнению экспертов Центра научной политической мысли и идеологии «режим санкций должен ухудшить социально-экономическое положение России, так как уровень зависимости от импорта велик, а для самообспечения необходимо время» [7] и «все инициативы по поддержке импортозамещения не более чем декларируемые лозунги» [9]. При этом отмечают, что для реализации инновационной политики отсутствует готовность инвестировать и высокий профессионализм управленцев. 
Директор Центра ситуационного мониторинга и региональных исследований ФГУ РАНХиГС Александр Савченко считает, что нужна принципиально новая технологическая политика: «Импортозамещение мы уже проходили в СССР. Сегодня же нам надо знать, какие новые технологии что будут давать экономике, какой мы получим эффект от вложений. В частности, с какими рынками мы будем работать, и насколько конкурентоспособна будет там наша продукция» и одним из многих необходимых шагов в этом направление видит создание фонда для финансирования технического перевооружения ряда отраслей отечественной промышленности [4]. 
Эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Юрий Симачев подчеркивает необходимость заинтересованности и доверия к политике импортозамещения у инвесторов, в том числе иностранных: «Дело в том, что в развитии каждого из секторов есть масса институциональных проблем, которые не решались. Поэтому нельзя все сводить к засилью импорта и преференциям, и ограничивать развитие отечественной промышленности только защитными мерами. Тем более, что основной критерий эффективности здесь – наличие экспорта» [4]. 
С точки зрения руководителей бизнеса, предприятий ключевых секторов российской экономики, к основным факторам, ограничивающим инновационную деятельность относятся [9]:
низкий спрос на новые товары и снижающаяся динамика в потребительском спросе. Так, в первом квартале 2014 года дефицит спроса считали основным фактором уязвимости своих организаций 47% руководителей промышленных предприятий, поставив его на первое место среди ключевых проблем. Предприятия, производящие транспортные средства, целлюлозно-бумажную продукцию, машины и оборудование работают на пределе спроса. Кроме «недостатка заказов» в строительной отрасли относят и «неплатежеспособность заказчиков»;
- недостаток собственных денежных средств и проблемы привлечения инвестиций в технологическое перевооружение промышленных предприятий. О нем заявили 39% руководителей промышленных предприятий;
- «неопределенность экономической ситуацией». Несмотря на субъективную оценку, данный фактор оказался главным «тормозом» инвестиционной активности предпринимателей в первой половине 2014 года, о чем заявили около трети респондентов из промышленного сектора. Инвесторы снижают горизонт планирования и не проявляют заинтересованность в поддержание инновационных проектов в России в условиях частого изменения «правил игры» и неприемлемых рисков. 
К важному фактору, препятствующему росту инновационного потенциала предприятия и создающему угрозу экономической и политической стабильности, 85% российских руководителей относят дефицит квалифицированных кадров [10].
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ, считает, что при переходе на заявленную президентом Российской Федерации Владимиром Путиным схему импортозамещения, особенно в отрасли высокотехнологичной продукции, серьезной проблемой будет недостаток квалифицированных кадров: «Можно вкладывать триллионы рублей в оборонную промышленность, машиностроение и другие высокотехнологичные отрасли, но если значительная часть этих средств не будет вложена в человеческий капитал, а только в производство, то эффективность затрат будет крайне мала» [9].
Руководители 59 крупнейших мировых компаний из России, в отличие от глав компаний из других стран, осторожны в своих прогнозах: 74% процента ожидают роста выручки своих предприятий в 2014 году, и лишь 17% из них верят в улучшение глобальной экономики [10]. При этом, рассчитывают на повышенное внимание к улучшению инвестиционного климата страны, от российского правительства, и новых форм поддержки источников роста в экономике. 
К факторам, стимулирующим инновационную активность, 77% руководителей российских предприятий относят влияние новых технологий, изменение в расстановке сил в глобальной экономике (60%), демографические изменения (55%) и большое значение россияне также придают урбанизации (43%). 
Необходимость внедрения новой техники и технологий стимулировала, последний год, российских руководителей к активным шагам по реструктуризации деятельности, так, инициативы по снижению себестоимости внедрили 79% руководителей крупных российских компаний, а ближайший год планируют разработку новых товаров и увеличение доли на существующих рынках 32% и 28% соответственно. 
Стимулировать инновационную деятельность промышленных предприятий в условиях государственной политики импортозамещения и дать шанс подвинуть зарубежных поставщиков на внутреннем рынке призван создаваемый сегодня фонд развития промышленности [11], который предусматривает возможность выдачи займа на реализацию предбанковской фазы инвестиционных проектов по льготным ставкам для модернизации производства с учётом новых требований и разработки оборудования соответствующим наилучшим доступным технологиям (НДТ) (рисунок 3). 


Рисунок 3. Принцип применения наилучших доступных технологий. Составлено автором. 

Использование новейших экологически чистых технологий будет подкреплено рядом стимулов отраженных в принятом и вступающем в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ: это льготы по уплате, предусматривающие зачёт затрат на осуществление мер по снижению негативного воздействия и внедрению НДТ в счёт платы; отказ от взимания платы для предприятий, перешедших на НДТ; налоговые льготы в части возмещения затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и введение для оборудования НДТ дополнительного коэффициента амортизации [12].
Увеличению внутреннего рынка для производства из отечественного оборудования будет способствовать мониторинг потребностей отраслевых предприятий промышленности и создание реестра отечественных производителей оборудования и комплектующих. В том числе определенную роль в этом сыграет вступившее в силу с 1 января 2014 года постановление правительства «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» и находящиеся в стадии проектов постановления об установлении ограничений и запретов на закупку продукций автомобильной, легкой и медицинской промышленности, предусматривающие специальные критерии определения страны происхождения [13]. 
На основании анализа данных опросов руководителей российский предприятий, мнений экспертного сообщества и инициатив российского правительства, автором составлена комбинация основных факторов, воздействующих на формирование и реализацию инновационного потенциала российских предприятий, в условиях государственной политики импортозамещения (рисунок 4).


Рисунок 4. Комбинация препятствующих и стимулирующих факторов развития инновационного производства. Составлено автором. 

В целом, действия органов власти, направленные на продвижение инноваций в российской экономике, руководители отечественных предприятий оценивают и признают их важную роль в качестве источника роста и увеличения прибыльности бизнеса. При этом, отмечают и имеющиеся возможности для повышения эффективности управления инновационной деятельностью на предприятии.


Библиографический список
  1. Путин: Иностранные компоненты в ОПК должны быть заменены российской продукцией [Электронный ресурс] //Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/36572331/putin-inostrannye-komponenty-v-opk-dolzhny-byt-zameneny (дата обращения 27.11.2014).
  2. Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://government.ru/news/15780/ (дата обращения 24.11.2014).
  3. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/09/05/6219 (дата обращения 07.11.2014).
  4. Инструмент прорыва [Электронный ресурс] //Expert Online. URL: http://expert.ru/2014/10/6/instrument-proryiva/(дата обращения 07.11.2014).
  5. Владимир Путин провёл заседание Государственного совета [Электронный ресурс] // Администрация Президента РФ. URL: http://expert.ru/2014/10/6/instrument-proryiva/(дата обращения 07.11.2014).
  6. Импорт указал на дефицит [Электронный ресурс] // КОММЕRSANT.RU. URL:http://kommersant.ru/doc/2563526(дата обращения 07.11.2014).
  7. Импортозамещение в сельском хозяйстве: первые итоги [Электронный ресурс] // Центр научной политической мысли и идеологии.URL:http://rusrand.ru/events/importozameschenie-v-selskom-hozjajstve-pervye-itogi (дата обращения 07.11.2014).
  8. PricewaterhouseCoopers: Результаты XVII ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/01/22/6581 (дата обращения 07.11.2014).
  9. «Мы способны на уникальные решения» //Expert Online. URL: http://expert.ru/2014/05/23/myi-sposobnyi-na-unikalnyie-resheniya/ (дата обращения 07.11.2014).
  10. Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” [Электронный ресурс] //Официальный сайт компании “КонсультантПлюс.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165823/ (дата обращения 07.11.2014).
  11. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224 “Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства” [Электронный ресурс] //Портал ГАРАНТ.РУ. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70450030/ (дата обращения 07.11.2014).
  12. Санкции как шанс реализации программы новой отечественной мобилизации [Электронный ресурс] // Центр научной политической мысли и идеологии.  URL:http://vbagdasaryan.ru/sanktsii-kak-shans-realizatsii-programmyi-novoy-otechestvennoy-mobilizatsii/(дата обращения 07.11.2014).
  13. Исследование Высшей школы экономики: Ключевые проблемы развития российского бизнеса с точки зрения руководителей в 2014 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/07/09/6840 (дата обращения 07.11.2014).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Стрельцова Наталья Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация