Обязательства государства по проведению эффективной социальной политики, направленной на соблюдение общественных интересов и предоставление качественных социальных услуг, закреплены в Конституции РФ. В связи с этим государство заинтересованно в развитии социально значимых сфер, что связано с взаимозависимостью уровня развития социальной сферы и качества жизни населения. Но несмотря на прилагаемые им усилия, государственные институты и организации, ответственные за реализацию социально значимых проектов и программ, сталкиваются с целым рядом проблем. В основном они связаны с необходимостью дополнительного финансирования, потребностью в использовании современных технологий и методов управления с целью повышения качества и обеспечения доступности оказываемых услуг. В связи с нехваткой бюджетных средств, используемых для финансирования социально значимых проектов, и недостаточной компетентностью государственных служащих, участвующих в их реализации, государство вынуждено привлекать дополнительные средства из внешних источников финансирования в лице коммерческих компаний и организаций [5, с. 43]. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия государства и частного сектора, широко применяющихся в ряде зарубежных стран и имеющих огромные перспективы для применения в Российской Федерации.
Государственно-частное партнерство – это своего рода взаимодействие представителей государственного и частного секторов как на институциональном, так и на организационном уровне, направленное на реализацию социально значимых проектов различных масштабов (федеральный, региональный, муниципальный), ресурсное обеспечение которых осуществляется как из государственных источников, так и за счет частных инвестиций.
Стоит также выделить ключевые элементы ГЧП:
- Субъект: государственный сектор в лице органа федерального, регионального или муниципального уровня власти и частный сектор в лице частной компании;
- Объект: имущество, принадлежащее на правах собственности государству (как правило, земельные участки, объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры), а также предоставляемые государственными учреждениями услуги;
- Предмет: отношения в процессе взаимодействия представителей органов государственной власти и частного сектора в вопросах реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации, эксплуатации и управления объектами государственной собственности.
Следует отметить, что не все формы сотрудничества представителей государственного и частного секторов являются государственно-частным партнерством, а только те, которые предполагают исполнение части государственных функций частными компании при его непосредственной поддержке. Сотрудничество через государственно-частное партнерство позволяет государству сохранить контроль за социально значимыми сферами, и в тоже время способствует повышению эффективности деятельности социальных учреждений и бюджетных организаций и предоставляемых ими услуг, за счет принятия определенной части обязательств частной стороной.
Наиболее распространенными формами государственно-частного партнерства в международной практике являются [2, с.71]:
- Контракт, т.е. договор, объектом которого являются конкретные социально значимые блага, а в качестве сторон выступают государственный и частный сектора. Данная форма государственно-частного партнерства часто применяется при осуществлении таких видов деятельности, как осуществление определенного перечня работ, проведение мероприятий по предоставлению и улучшению качества социальных услуг, оказание услуг по управлению государственными учреждениями и поддержанию их жизнедеятельности. В качестве собственника предмета договора выступает государство, оно также берет на себя полную ответственность за риски, связанные с выполнением условий договора. Что касается частной стороны соглашения, то для нее выгода заключается в предоставлении государством прав на участие в доходах от деятельности, детальное описание которой указывается в договоре, а также получение определенных фискальных преференций и льгот.
- Аренда, как в форме заключения между сторонами традиционного договора об аренде, так и в качестве осуществления лизинговых услуг. Отличительная особенность данной формы государственно-частного партнерства состоит в предоставлении частному сектору во временное пользование объектов государственной собственности на заранее установленных условиях, закрепленных в договоре. В рамках данной формы государственно-частного партнерства государственное имущество, выступающее в качестве предмета договора, может как остаться в собственности у государства, так и быть выкуплено представителем частной стороны, если данный случай, как и условия его реализации закреплены в договоре.
- Концессионное соглашение – форма взаимодействия государства и частного сектора, получившая широкое распространение в международной практике и наиболее перспективная форма государственно-частного партнерства применительно к Российской Федерации. Отличительной особенностью концессионного соглашения является передача частной стороне прав собственности в отношении объекта государственного имущества на определенный срок и на заранее установленных условиях, предусматриваемых соглашением, с целью повышения эффективности использования объектов государственной собственности. Частная сторона, в свою очередь, в соответствии с предусмотренными в договоре условиями выплачивает определенную сумму за предоставление данной возможности государством. Несмотря на большую, по сравнению с другими формами государственно-частного партнерства, свободу, предоставляемую частному сектору в вопросах управления и организации в рамках концессионного соглашения, его представители принимают на себя ряд обязательств, предполагающих осуществление деятельности в соответствии с общественными интересами и направленных на обеспечение доступности и высокого качества социальных услуг.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что независимо от применяемой формы государственно-частного партнерства, основной целью, преследуемой представителями государственного сектора в рамках сотрудничества с частной стороной, является обеспечение эффективности деятельности учреждений социальной инфраструктуры и, как следствие, повышение уровня и качества жизни общества, что, в свою очередь, весьма затруднительно и проблематично без задействования представителей бизнеса, основными показателями успешности которого являются эффективность и прибыльность. Таким образом, можно выделить ключевые задачи, преследуемые сторонами в рамках такого рода сотрудничества [3, с. 25]:
- Обеспечение качественного взаимодействия между сторонами государственно-частного партнерства, благоприятствующего росту социально-экономических показателей (уровня занятости населения, размера оплаты труда и социального обеспечения);
- Увеличение показателей эффективности использования государственного имущества и повышение качества предоставляемых ими услуг;
- Внедрение инноваций и совершенствование технологического процесса функционирования государственных предприятий и учреждений;
- Оптимизация организационной системы управления.
Сущность проектов ГЧП заключается в передаче функций государственного сектора по строительству, реконструкции, модернизации, обслуживанию и эксплуатации объектов инфраструктуры частному сектору, а также закрепление за ним, в случае согласия, функций по предоставлению общественных услуг. Данная форма сотрудничества предоставляет ряд преимуществ обеим сторонам (Таблица 1).
Таблица 1. Преимущества ГЧП для сторон
Государственный сектор |
Частный сектор |
|
|
Составлено автором по данным Института Экономической Политики имени Е.Т. Гайдара
Таким образом данная форма сотрудничества способствует повышению качества и доступности инфраструктуры, финансовых ресурсов, рабочей силы, технологий и, как следствие, способствует привлечению иностранных инвестиций. Но в то же время возникает вопрос о необходимости определения типового спектра работ и механизмов финансирования в рамках различных проектов.
Главная причина необходимости развития форм и методов государственно-частного партнерства и их широкого применения в качестве механизма социально-экономического развития Российской Федерации заключается в том, что на данном этапе развития российское государство не в состоянии самостоятельно исполнить свои обязательства по обеспечению качества и доступности социальных услуг [4, с. 118]. В данном случае весьма закономерно взаимодействие государства с представителями бизнеса, имеющими значительный опыт в сфере управления проектами, и, в большинстве случаев, берут на себя обязательства по подготовке, организации и непосредственной реализации проекта, ресурсному обеспечению (техника, персонал, финансовые средства) и предоставлению услуг по послепроектному обслуживанию. Представители государственного сектора, в свою очередь, выполняют в основном роль заказчика, предоставляя коммерческим компаниям объем работ по достижению конкретной цели и осуществлению целого ряда задач и выполняя различного рода контрольные функции, но в то же время предоставляют им некоторые преимущества в виде налоговых льгот в рамках участия в социальном проекте, а также возможности получения дохода от управления объектом государственной собственности по его завершению. В международной практике сотрудничество представителей государства и бизнеса через государственно-частное партнерство широко распространилось в большинстве социально значимых сфер, ключевыми среди которых являются [2, с. 142]:
- Социальная инфраструктура (реставрация и строительство медицинских, образовательных и культурных учреждений, их полное технологическое и организационное обеспечение, а также поддержание их жизнедеятельности);
- Транспортная инфраструктура (строительство автомобильных и железных дорог, морских и речных портов, аэропортов и трубопроводов, а также оказание услуг по их обслуживанию и обеспечению эффективности их деятельности);
- Жилищно-коммунальное хозяйство (реставрация старых и строительство новых объектов газо-, водо-, и электрообеспечения и водоочистных сооружений и их обслуживание, а также обеспечение надлежащей чистоты и порядка на закрепленной территории).
Государственно-частное партнерство, независимо от его формы, предоставляет ряд возможностей и обеспечивает определенные преимущества для каждой из сторон. Для частного сектора эти возможности и преимущества выражаются в получении стабильного и емкого рынка сбыта, а также улучшение своего имиджа, вследствие участия в реализации социально значимого проекта. Значительным преимуществом для представителей частной стороны соглашения будет также являться увеличение денежного потока за счет: эффективного управления и использования объектов государственной собственности, переданной им во временное владение, и инвестиций в ценные бумаги, выпускаемые специально в поддержку осуществления определенного социального проекта. Что касается государственного сектора, то сотрудничество с представителями бизнеса через государственно-частное партнерство способствует его некоторому раскрепощению, посредством переложения части своих функций на частную сторону соглашения, и позволяет сосредоточиться на обеспечении более качественного исполнения таких обязанностей, как: защита интересов общества, а также регулирование и контроль их соблюдения. И, конечно же, стоить отметить и выгоду третьей (негласной) стороны данного рода соглашений, т.е. общества, которое, являясь конечным потребителем результатов деятельности государственно-частного партнерства, в конечном счете получает более качественные и более доступные услуги.
Библиографический список
- Варнавский В.Г., Клименко А. В., Королев В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. – М.: ГУ-ВШЭ, 2010. – 287 с.
- Винокуров М.А. Роль государства в корректировке модели экономического роста России. – СПб.: Питер, 2013. – 192 с.
- Демидов А.Ю. Государственный аппарат. Эффективность и результативность деятельности. – М.: Издательский Дом «Бюджет», 2013. – 240 с.
- Чубарова Т.В. Социальная ответственность в рыночной экономике: работник, бизнес, государство. – СПб.: Нестор-История, 2011. – 320 с.