ФИНАНСОВЫЕ ИННОВАЦИИ В МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ

Фоменко Валерия Викторовна
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
старший преподаватель кафедры страхования

Аннотация
Статья посвящена проблемам финансирования здравоохранения и внедрения финансовых инноваций в медицинском страховании. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что интеграция государственных и частных источников финансирования здравоохранения на основе финансовых инноваций в медицинском страховании позволит сформировать оптимальную модель системы охраны здоровья, а также обеспечить сбалансированность государственных гарантий по предоставлению бесплатной медицинской помощи населению.

Ключевые слова: добровольное медицинское страхование, здоровье населения, интеграция, обязательное медицинское страхование, перераспределение финансовых обязательств, программа государственных гарантий, финансирование здравоохранения, финансовые инновации


FINANCIAL INNOVATIONS IN THE MEDICAL INSURANCE

Fomenko Valeriya Victorovna
Ural Federal University n. a. the first President of Russia B.N. Yeltsin
Senior lecturer of the Department of insurance

Abstract
Article deals with the problems of health care financing and implementation of financial innovation in medical insurance. This study allows to conclude that the integration of public and private sources of health financing on the basis of financial innovation in medical insurance will allow to form an optimal model of the health care system and to balance the state guarantees of providing for population free medical care.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фоменко В.В. Финансовые инновации в медицинском страховании // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/40469 (дата обращения: 24.04.2024).

Показатели здоровья населения отражают современный уровень социально-экономического развития страны и находятся в прямой зависимости от состояния национального здравоохранения, на процесс функционирования которого в значительной степени оказывает влияние существующая система финансирования. Современная система финансирования отечественного здравоохранения основана на патерналистской позиции и дополнена системой обязательного медицинского страхования. В целом система обязательного медицинского страхования проявляет финансовую стабильность, однако современная экономическая ситуация и тенденции развития демографических показателей не позволяют органам государственной власти выполнять в полном объеме обязательства по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью.

Здравоохранение является перспективной сферой для инноваций, основанных на научных открытиях и современных разработках в области медицины, несмотря на этот факт, изменение механизмов финансирования медицинской помощи, к которым относится медицинское страхование, осуществляется очень медленно. Поэтому внедрение финансовых инноваций в медицинском страховании для формирования условий повышения качества и доступности медицинской помощи приобретает важное значение.

В современных трактовках под инновацией понимают новшества в производственной и непроизводственной сферах,  в области экономических, социальных, правовых отношений, науки, культуры, образования, здравоохранения, в области государственных финансов, в бюджетном процессе, на финансовом рынке, в страховании и т.д. Также инновации рассматриваются как получение экономических результатов за счет внедрения новшеств одновременно с переходом к прогрессивной стратегии развития государства или организации. Существует и более узкий технологический подход, согласно которому инновации – это новая техника и технологии, являющиеся положительным результатом научно-технического прогресса [1, с. 367, 2, с. 185, 3, с. 254].

В настоящее время не существует единого определения понятия «финансовые инновации», в экономической литературе можно выделить несколько подходов – факторный, продуктный, процессный и комплексный. При факторном подходе финансовые инновации рассматриваются в качестве обеспечивающего элемента, который является основой для других инноваций. Продуктный подход основан на взаимосвязи с новым финансовым продуктом или операцией и не учитывает изменение процессов функционирования организации или отрасли, движения денежных потоков и т.п. Процессный подход представляет финансовые инновации как процесс, а не конечный продукт. Комплексный подход отражает отражает все стороны финансовых инноваций как фактора, продукта и процесса.

Особенность таких подходов заключается в том, что они предполагают, главным образом, возникновение и внедрение инноваций в финансовой сфере, не рассматривая финансовые инновации с точки зрения социально-культурной сферы. Автором такой подход представляется ограниченным, так как финансовые инновации могут внедряться и в других отраслях, в том числе в здравоохранении. Сфера медицинского страхования сочетает в себе качества финансовой и социальной отрасли, так как посредством использования финансового механизма обеспечивает социальные потребности населения в качественных и доступных медицинских услугах.

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения выделяют три классических модели здравоохранения: бюджетную, страховую и рыночную [4, с. 41]. Однозначного ответа на вопрос, какой должна быть система финансирования здравоохранения, не существует. Помимо того, что каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, также существуют обстоятельства, известные как провалы рынка и провалы государства, которые обусловливают необходимость выработки компромиссного подхода, который может объединять в себе принципы нескольких моделей.

В Российской Федерации в настоящее время из бюджетных средств финансируются, главным образом, стратегические и программные направления развития здравоохранения. Оказание медицинской помощи населению осуществляется на основе программы государственных гарантий, основным источником финансирования которой являются средства системы обязательного медицинского страхования. Потребности населения, которые оказываются необеспеченными в государственной системе здравоохранения, формируют спрос на услуги частного сектора и финансируются через систему добровольного медицинского страхования и оказания платных медицинских услуг.

Несмотря на то, что общий объем расходов ежегодно увеличивается, доля консолидированного бюджета здравоохранения в валовом внутреннем продукте Российской Федерации находится на уровне 3,5%, в то время как средний показатель по европейским странам составляет 9% [5]. Как видно из представленных данных, показатель по Российской Федерации более чем в два раза ниже среднеевропейского, что говорит о наличии проблем финансового обеспечения функционирования отечественного здравоохранения.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи призвана обеспечить сбалансированность обязательств государства по обеспечению населения медицинской помощью и источников ее финансирования. Сохраняющийся дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий обусловливает реальную необходимость сокращения государственных обязательств по гарантиям бесплатной медицинской помощи. Представляется допустимым уменьшение подушевого норматива финансового обеспечения бесплатной медицинской помощи, которая может быть предоставлена населению на условиях полного возмещения стоимости через систему добровольного медицинского страхования и оказания платных медицинских услуг. Уменьшение подушевого норматива предполагает перераспределение финансовых обязательств в медицинском страховании между системами обязательного и добровольного медицинского страхования.

Система добровольного медицинского страхования используется во многих развитых странах, причем в зарубежной практике реализуется механизм совместного функционирования систем обязательного и добровольного медицинского страхования.  Это объясняется тем, что государственных или обязательных страховых ресурсов, направляемых на финансирование медицины в настоящее время, недостаточно для оказания населению медицинской помощи на уровне современных технологий инновационной медицины. В Российской Федерации системы обязательного и добровольного медицинского страхования функционируют обособленно. Оценка позиции добровольного медицинского страхования на национальном рынке страхования Российской Федерации представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Оценка позиции добровольного медицинского страхования на национальном страховом рынке Российской Федерации в 2009-2013 гг. [6]

Показатель

2009

2010

2011

2012

2013

Страховые премии – всего (без обязательного медицинского страхования), млрд. руб.

513,62

555,80

665,02

812,47

904,86

Страховые премии по добровольному медицинскому страхованию, млрд. руб.

74,8

85,67

97,35

108,95

114,97

Доля, %

14,6

15,4

14,6

13,4

12,7

Страховые выплаты – всего (без обязательного медицинского страхования), млрд. руб.

285,32

293,42

303,77

370,78

420,77

Страховые выплаты по добровольному медицинскому страхованию, млрд. руб.

64,49

65,27

73,58

82,00

89,94

Доля, %

22,6

22,2

24,2

22,1

21,4

Отставание темпов роста в секторе добровольного медицинского страхования от темпов роста страхового рынка в целом говорит о наличии проблем в системе функционирования, которые сдерживают активное расширение. Тем не менее, объем страховых премий по добровольному медицинскому страхованию увеличивается с каждым годом, что говорит о наличии потенциала дальнейшего развития, который в настоящее время еще не реализован.

Развитие системы добровольного медицинского страхования будет являться резервом для перераспределения финансовых обязательств в здравоохранении и реализации финансовых инноваций в сфере медицинского страхования, что позволит сформировать оптимальную модель финансирования здравоохранения на основе интеграции государственного и частного секторов здравоохранения. Инновационные процессы должны внедряться не только в разработку и создание продуктов и технологий в медицине, но и служить формированию источников финансирования деятельности медицинских учреждений, являющихся проводником этих разработок к конечному потребителю.


Библиографический список
  1. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / колл. авторов; под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 1 168 с.
  2. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 896 с.
  3. Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 816 с.
  4. Скляр Т.М. Экономика и управление здравоохранением / Т.М. Скляр. – СПб.: Изд. дом Санкт-Петербургского гос. у-та, 2004. – 184 c.
  5. Мировая статистика здравоохранения. ВОЗ, 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/44844/8/9789244564448_rus.pdf
  6. Сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/sbrfr/?PrtId=insurance_industry

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Фоменко Валерия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация