Условия рынка диктуют необходимость активной деятельности по поиску возможных путей и метoдoв повышения конкурентоспособности производимой продукции. Покупательский спрос является важным индикатором того, какую продукцию и в каком объеме необходимо производить и иметь в продаже. В связи с этим важнейшим направлением критериями главным направлением стратегии производства становится повышение конкурентоспособности производимой продукции предприятия для закрепления его позиций на рынке и получения максимальной прибыли [1].
Конкурентоспособность – способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам [2]. Конкурентоспособность предприятия во многом зависит oт конкурентоспособности продукции, которую oнo производит и предлагает на рынке.
Повышения конкурентоспособности можно достичь за счет грамотного управления конкурентными преимуществами. В условиях постоянно изменяющей структуры рынка требуется выработка определенной конкурентной стратегии, позволяющей комплексно подходить к управлению качеством и повышению конкурентоспособности продукции [3]. Такой системный подход к рассмотрению различных аспектов анализа, оценки и управления процессом роста конкурентоспособности предприятий особенно актуален в тех отраслях, которые непосредственно конкурируют с импортной продукцией. К таким отраслям можно отнести пищевую промышленность, в том числе производство кондитерских изделий [4].
Проведем оценку потребительских предпочтений при выборе шоколадной продукции на примере города Пензы. На рисунке 1 представлено распределение потребительского спроса на рынке кондитерских изделий г. Пензы.
Рисунок 1 – Распределение потребительского спроса на рынке кондитерских изделий г. Пензы.
С целью проведения сравнительного были рассмотрены основные показатели качества, формирующие конкурентоспособность кондитерской продукции и оценку конкурентоспособности.
В качестве источников информации были использованы: опрос потребителей различных сегментов и интернет – сайты.
При выборе шоколадных изделий чаще всего руководствуются мотивами, основные из которых представленными на рисунке 2 [5].
Рисунок 2- Мотивы выбора шоколадных изделий
С целью проведения анализа нескольких образцов продукции необходимо было получить комплексную оценку их качества и конкурентоспособности. В качестве объекта исследования были выбраны конфеты «Птичье молоко» различных производителей. Для расчета уровня конкурентоспособности продукции были выбраны основные показатели, по которым происходит выбор продукции у потребителей: вкусовые качества, калорийность и полезность продукции, внешний вид, цена и упаковка. Абсолютные значения показателей конкурентоспособности продукции представлены в таблице 1
Таблица 1-Абсолютные значения показателей конкурентоспособности продукции
Показатели конкурентоспособности продукции |
«Акконд» |
«Рот Фронт» |
«Пензенская кондитерская фабрика» |
Вкусовые качества (в баллах от 1 до 5) |
4 |
4 |
5 |
Калорийность и полезность продукции (ккал на 100г) |
439 |
450 |
412 |
Внешний вид (в баллах от 1 до 5) |
5 |
5 |
4 |
Упаковка (в баллах от 1 до 5) |
5 |
4 |
5 |
Цена (руб/кг) |
272,96 |
248,93 |
239,50 |
Для расчета комплексного показателя конкурентоспособности продукции введено несколько групп потребителей со своими значениями коэффициентов весомости единичных показателей конкурентоспособности, полученных экспертным методом [6]. Значение коэффициентов весомости представлены в таблице 2.
Таблица 2- Значение коэффициентов весомости показателей конкурентоспособности продукции
Показатели конкурентоспособности продукции |
Население с низким доходом |
Население со средним доходом |
Население с высоким доходом |
Возрастная группа до 18 лет |
Возрастная группа 18 и более лет |
Вкусовые качества |
0,26 |
0,33 |
0,33 |
0,26 |
0,33 |
Калорийность и полезность продукции |
0,08 |
0,26 |
0,26 |
0,08 |
0,26 |
Внешний вид |
0,20 |
0,13 |
0,20 |
0,20 |
0,08 |
Упаковка |
0,13 |
0,08 |
0,13 |
0,33 |
0,13 |
Цена |
0,33 |
0,20 |
0,08 |
0,13 |
0,20 |
Далее рассчитали обобщенный показатель Кj(0) и потребительскую полезность продукции I. Обобщенный показатель вычисляется по формуле [7, 8]:
где j – группы потребителей;
n – количество показателей качества;
Mij- коэффициент весомости каждого i-го показателя конкурентоспособности j-ой группы потребителей;
Kij – относительный показатель конкурентоспособности продукции.
Потребительская полезность изделия считается по следующей формуле [7,8]:
Результаты расчета представлены в сводной таблице 3.
Таблица 3- Значения обобщенных показателей качества и потребительской полезности продукции
Показатели |
Производители |
||
Акконд «Птица дивная» |
Рот Фронт «Птичье молоко» |
Пензенская кондитерская фабрика «Птичье молоко «нежное» |
|
Население с низким доходом |
|||
Обобщенный показатель конкурентоспособности |
0,91 |
0,88 |
0,95 |
Потребительская полезность, % |
95,79 |
92,63 |
100 |
Население со средним доходом |
|||
Обобщенный показатель конкурентоспособности |
0,90 |
0,91 |
0,95 |
Потребительская полезность, % |
94,74 |
95,79 |
100 |
Население с высоким доходом |
|||
Обобщенный показатель конкурентоспособности |
0,92 |
0,97 |
0,94 |
Потребительская полезность, % |
94,84 |
100 |
96,91 |
Возрастная группа до 18 лет |
|||
Обобщенный показатель конкурентоспособности |
0,93 |
0,94 |
0,95 |
Потребительская полезность, % |
97,89 |
98,95 |
100 |
Возрастная группа 18 и более лет |
|||
Обобщенный показатель конкурентоспособности |
0,90 |
0,90 |
0,96 |
Потребительская полезность, % |
93,75 |
93,75 |
100 |
Анализ полученных результатов по большей части рассматриваемых сегментов показал, что наиболее конкурентоспособной продукцией являются конфеты «Птичье молоко» ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика». Кроме того, установлено, что вкусовые качества и стоимость кондитерских изделий – основные факторы, определяющие решение покупателя. Причем в большинстве случаев, независимо от уровня дохода каждый потребитель отдает предпочтение не дешевым товарам, а ищет оптимальное сочетание цены и качества. Цена же в этом случае является не ведущим критерием, а финансовым ограничителем.
Таким образом, наиболее эффективными мероприятиями в отношении продвижения кондитерских изделий является улучшение вкусовых характеристик продукции и манипуляция с ценами.
Библиографический список
- Как повысить конкурентоспособность продукции [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id674/
- Конкурентоспособность товара [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
- Логанина В.И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях [Текст]: учебное пособие / В.И. Логанина, О.В. Карпова, Р.В. Тарасов.- М: КДУ, 2008.-148 с.
- Экономическая библиотека [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://economy-lib.com/
- Сегментация российского рынка кондитерских изделий [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2142-2012-04-20-05-54-30
- Тарасов Р.В., Макарова Л.В., Акжигитова О.Ф. К вопросу применения экспертных методов в прогнозировании процессов, оценке уровня качества и принятии управленческих решений // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33142 (дата обращения: 02.04.2014).
- Логанина В.И. Квалиметрия и управление качеством / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Учебное пособие.- Пенза: ПГУАС, 2014.-304с.
- Макарова Л.В. Квалиметрический подход к оценке конкурентоспособности строительной продукции / Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов, О.Ф. Акжигитова // Научно-технический журнал «Вестник гражданских инженеров». – Санкт-Петербург, раздел: Строительные материалы и изделия. – №3(44). – 2014. – С. 203-208.
Количество просмотров публикации: Please wait