АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Слепова Ирина Эдуардовна1, Блохина Татьяна Павловна2, Макарова Людмила Викторовна3, Тарасов Роман Викторович4
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», студент
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», студент
3ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент
4ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент

Аннотация
Развитие рыночных отношений связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. Для выбора той или иной товарной политики на предприятии необходимо проводить анализ конкурентоспособности товара.

Ключевые слова: конкурентоспособность, сравнительный анализ


ANALYSIS OF COMPETITIVENESS OF CONFECTIONERY PRODUCTION

Slepova Irina Eduardovna1, Blokhina Tatyana Pavlovna2, Makarova Ludmila Viktorovna3, Tarasov Roman Viktorovich4
1Penza State University of Architecture and Construction, student
2Penza State University of Architecture and Construction, student
3Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
4Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Abstract
The development of market relations is connected with the struggle for producers more favorable conditions for the production and marketing of products in order to maximize profits. For a choice of this or that commodity policy at the enterprise it is necessary to carry out the analysis of competitiveness of goods.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Слепова И.Э., Блохина Т.П., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. Анализ конкурентоспособности кондитерской продукции // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/40149 (дата обращения: 18.04.2024).

Условия рынка диктуют необходимость активной деятельности по поиску возможных путей и метoдoв повышения конкурентоспособности производимой продукции. Покупательский спрос является важным индикатором того, какую продукцию и в каком объеме необходимо производить и иметь в продаже. В связи с этим важнейшим направлением критериями главным направлением стратегии производства становится повышение конкурентоспособности производимой продукции предприятия для закрепления его позиций на рынке и получения максимальной прибыли [1].

Конкурентоспособность – способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам [2]. Конкурентоспособность предприятия во многом зависит oт конкурентоспособности продукции, которую oнo производит и предлагает на рынке.

Повышения конкурентоспособности можно достичь за счет грамотного управления конкурентными преимуществами. В условиях постоянно изменяющей структуры рынка требуется выработка определенной конкурентной стратегии, позволяющей комплексно подходить к управлению качеством и повышению конкурентоспособности продукции [3].  Такой системный подход к рассмотрению различных аспектов анализа, оценки и управления процессом роста конкурентоспособности предприятий особенно актуален в тех отраслях, которые непосредственно конкурируют с импортной продукцией. К таким отраслям можно отнести пищевую промышленность, в том числе производство кондитерских изделий [4].

Проведем оценку потребительских предпочтений при выборе шоколадной продукции на примере города Пензы. На рисунке 1 представлено распределение потребительского спроса на рынке кондитерских изделий г. Пензы.

Рисунок 1 – Распределение потребительского спроса на рынке кондитерских изделий г. Пензы.

 С целью проведения сравнительного были рассмотрены основные показатели качества, формирующие  конкурентоспособность кондитерской продукции и оценку конкурентоспособности.

В качестве источников информации были использованы: опрос потребителей различных сегментов и интернет – сайты.

При выборе шоколадных изделий чаще всего руководствуются мотивами, основные из которых представленными на рисунке 2 [5].

Рисунок 2-  Мотивы выбора шоколадных изделий

С целью проведения анализа нескольких образцов продукции необходимо было получить комплексную оценку их качества и конкурентоспособности. В качестве объекта исследования были выбраны конфеты  «Птичье молоко» различных производителей. Для расчета уровня конкурентоспособности продукции были выбраны основные показатели, по которым происходит выбор продукции у потребителей: вкусовые качества, калорийность и полезность продукции, внешний вид, цена и упаковка. Абсолютные значения показателей конкурентоспособности продукции представлены в таблице 1

Таблица 1-Абсолютные значения показателей конкурентоспособности продукции

Показатели конкурентоспособности продукции

«Акконд»

«Рот Фронт»

«Пензенская кондитерская фабрика»

Вкусовые качества (в баллах от 1 до 5)

4

4

5

Калорийность и полезность продукции (ккал на 100г)

439

450

412

Внешний вид (в баллах от 1 до 5)

5

5

4

Упаковка (в баллах от 1 до 5)

5

4

5

Цена (руб/кг)

272,96

248,93

239,50

 Для расчета комплексного показателя конкурентоспособности продукции введено несколько групп потребителей со своими значениями коэффициентов весомости единичных показателей конкурентоспособности, полученных экспертным методом [6]. Значение коэффициентов весомости представлены в таблице 2.

Таблица 2- Значение коэффициентов весомости показателей конкурентоспособности продукции

Показатели конкурентоспособности продукции

Население с низким доходом

Население со средним доходом

Население с высоким доходом

Возрастная группа до 18 лет

Возрастная группа 18 и более лет

Вкусовые качества

0,26

0,33

0,33

0,26

0,33

Калорийность и полезность продукции

0,08

0,26

0,26

0,08

0,26

Внешний вид

0,20

0,13

0,20

0,20

0,08

Упаковка

0,13

0,08

0,13

0,33

0,13

Цена

0,33

0,20

0,08

0,13

0,20

Далее рассчитали обобщенный показатель Кj(0) и потребительскую полезность продукции I. Обобщенный показатель вычисляется по формуле [7, 8]:

где j – группы потребителей;

n – количество показателей качества;

Mij- коэффициент весомости каждого i-го показателя конкурентоспособности j-ой группы потребителей;

Kij – относительный показатель конкурентоспособности продукции.

Потребительская полезность изделия считается по следующей формуле [7,8]:

 Результаты расчета представлены в сводной таблице 3.

Таблица 3- Значения обобщенных показателей качества и потребительской полезности продукции

Показатели

Производители

Акконд «Птица дивная»

Рот Фронт «Птичье молоко»

Пензенская кондитерская фабрика «Птичье молоко «нежное»

Население с низким доходом

Обобщенный показатель конкурентоспособности

0,91

0,88

0,95

Потребительская полезность, %

95,79

92,63

100

Население со средним доходом

Обобщенный показатель конкурентоспособности

0,90

0,91

0,95

Потребительская полезность, %

94,74

95,79

100

Население с высоким доходом

Обобщенный показатель конкурентоспособности

0,92

0,97

0,94

Потребительская полезность, %

94,84

100

96,91

Возрастная группа до 18 лет

Обобщенный показатель конкурентоспособности

0,93

0,94

0,95

Потребительская полезность, %

97,89

98,95

100

Возрастная группа 18 и более лет

Обобщенный показатель конкурентоспособности

0,90

0,90

0,96

Потребительская полезность, %

93,75

93,75

100

 Анализ полученных результатов по большей части рассматриваемых сегментов показал, что наиболее конкурентоспособной продукцией являются конфеты «Птичье молоко» ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика». Кроме того, установлено, что вкусовые качества и стоимость кондитерских изделий – основные факторы, определяющие решение покупателя. Причем в большинстве случаев, независимо от уровня дохода каждый потребитель отдает предпочтение не дешевым товарам, а ищет оптимальное сочетание цены и качества. Цена же в этом случае является не ведущим критерием, а финансовым ограничителем.

Таким образом, наиболее эффективными мероприятиями в отношении продвижения кондитерских изделий является улучшение вкусовых характеристик продукции и манипуляция с ценами.


Библиографический список
  1. Как повысить конкурентоспособность продукции [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id674/
  2. Конкурентоспособность товара  [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
  3. Логанина В.И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях [Текст]: учебное пособие / В.И. Логанина, О.В. Карпова, Р.В. Тарасов.- М: КДУ, 2008.-148 с.
  4. Экономическая библиотека [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://economy-lib.com/
  5. Сегментация российского рынка кондитерских изделий [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2142-2012-04-20-05-54-30
  6. Тарасов Р.В., Макарова Л.В., Акжигитова О.Ф. К вопросу применения экспертных методов в прогнозировании процессов, оценке уровня качества и принятии управленческих решений // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33142 (дата обращения: 02.04.2014).
  7. Логанина В.И. Квалиметрия и управление качеством / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Учебное пособие.- Пенза: ПГУАС, 2014.-304с.
  8. Макарова Л.В. Квалиметрический подход к оценке конкурентоспособности строительной продукции / Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов, О.Ф. Акжигитова // Научно-технический журнал «Вестник гражданских инженеров». – Санкт-Петербург, раздел: Строительные материалы и изделия. – №3(44). – 2014. – С. 203-208.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Макарова Людмила Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация