Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант №13-36-01006а1.
Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Однако в современных условиях институт семьи переживает кризис, что актуализировало одну из острейших социально-экономических и психолого-педагогических проблем в нашей стране – социальное сиротство, которое, в свою очередь, может быть как открытого, так и скрытого типа. В первом случае ребенок становится сиротой при живых родителях, и заботу о нем берет на себя государство, во втором – ребенок воспитывается во внешне благополучной семье, однако испытывает постоянное отвержение и эмоциональную холодность со стороны родителей. Это формирует у него, так называемый «синдром сиротства», искажающий не только психическое, но и личностное развитие подростка [1]. Развитие личности и социализации социального сироты обусловлены комплексом факторов. С одной стороны, это фактор эмоциональной депривации, который приводит к искажению интеллектуального и личностного развития, что уже само по себе не может не влиять на процесс вхождения ребенка в социум. С другой стороны, – это фактор социальной депривации, который имеет место как в ситуации нахождения ребенка в неблагополучной семье, так и при помещении его в государственное учреждение интернатного типа. В первом случае затруднение процесса социализации состоит в том, что ребенок получает противоречивую информацию о социальных ролях, у него формируется искаженные представления о себе, в связи с чем он нередко усваивает роль асоциального члена общества. Во втором случае – ребенок занимает особую «иждивенческую» позицию по отношению к социуму [1]. Иждивенческая позиция сегодня проявляется в пассивной жизненной позиции, склонности к формированию различного рода зависимостей, в том числе – и в межличностных отношениях [2]. Подростки пассивны в учебной и общественной деятельности [3, 4]. Относительно новым явлением в жизни подростков психологи отмечают формирование их личностной беспомощности [5]. Личностная беспомощность в подростковом возрасте проявляется в низкой активности в учебной деятельности и в общении со сверстниками, замкнутости, сложности в принятии самостоятельных решений и отсутствии ярко выраженных увлечений.
Таким образом, нами были изучены следующие аспекты развития подростков-социальных сирот: образ-Я как центральное возрастное новообразование личности подростка, мотивационная сфера и ценностные ориентации как центральный компонент личности человека, познавательная активность и личностная беспомощность подростков.
В исследовании приняли участие подростки школ и детских домов г. Таганрога, из них: 85 подростков – социальных сирот, 84 подростков из благополучных семей.
Для выявления подростков из благополучных семей был использован метод бесед с классным руководителем, а также – методики «Рисунок семьи» и ДРОП.
Для изучения личностных характеристик подростков были использованы методики «Автопортрет», «Сочинение «Кто Я?», методика Дембо-Рубинштейн, методика А.М. Прихожан «Три желания», модификация теста-опросника А. Мехрабиана в редакции М.Ш. Магомед-Эминова «Измерение мотивации достижений», методика «Изучение особенностей формирования ЦО» (А. Гоштаутас, М.А. Семенов, В.Я. Ядов), методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (А.М. Прихожан), методика «Идеальный компьютер» (М.А. Холодная), опросник учебной мотивации А.А. Реана.
В результате исследования получены следующие данные о личностном развитии подростков-социальных сирот.
У подростков-сирот слабо сформировано «чувство Я», наблюдается трудность и узость самопознания. Потребность в оценке своей внешности фрустрирована, для некоторых характерно самопрезрение, а так же неосознанное предъявление претензий к развитию своих интеллектуальных способностей. Смысловая сфера относительно дружеского общения развита слабо, наблюдаются затруднения при ориентации в половых ролях, блокирована потребность в безопасности, независимости, притязание на признание. У детдомовцев сформировалось ощущение нестабильности и чувство социальной неадекватности. Для них характерна достаточно адекватная устойчивая самооценка (в отличие от принимаемых родителями детей, у которых отмечается завышенность самооценки) с тенденцией к дифференцированности, однако есть процент детей с завышенной самооценкой.
Для подростков-социальных сирот характерна подозрительность по отношению к другим людям, психологическая отчужденность от них, трудность в установлении контактов вне детского дома, а так же поверхностность в отношениях с друзьями. Они отличаются пассивной жизненной позицией, сознательным стремлением к зависимому поведению и иждивенчеству, отсутствием бережливости и амбициозности. Сироты с завышенной самооценкой проявляют нечувствительность к критике, закрытость от нового опыта, а так же нежелание прислушиваться к другим людям.
Сфера мотивационных предпочтений характеризуется предпочтением подростками конкретных материальных благ (сотовый телефон, автомобиль, квартира, деньги), доминирование которых не является нормативным в подростковом возрасте. Мотивы, связанные с развитием способностей, учебой и благом других людей, оказались не актуальными, что подтверждает распространенную в психолого-педагогической литературе точку зрения на формирование иждивенческой позиции у детей, воспитывающихся в детских домах. Неактуальным мотивом оказался и мотив обретения семьи (что подтверждает и диагностика ценностных ориентаций), который очень актуален в более младших возрастах. На наш взгляд, это довольно серьезная личностная деформация, которая свидетельствует о негативном образе семьи и нежелании в будущем создавать свою семью или легко от нее отказываться при встрече с трудностями, что порождает следующую волну социального сиротства.
Диагностика ценностных ориентаций показала значимость общения со сверстниками («хорошие и верные друзья» и уверенности в себе.
Для подростков из детского дома в большей степени характерно проявление личностной беспомощности. Так отличие от детей, воспитывающихся в семьях, подростки из детских домов характеризуются пессимистическим атрибутивным стилем, они не считают себя способными контролировать, события, происходящие в их жизни, пессимистично смотрят на ситуации успеха и достижений, характеризуются сниженными ожиданиями от себя и окружающих. Они склонны к неадекватной самооценке своей уверенности, не считают себя способными делать многое своими руками и не стремятся этому учиться, не удовлетворены своим характером и хотели, чтобы он был лучше. Воспитанники детских домов, в отличие от подростов из семей, в большинстве случаев испытывают состояние депрессии и душевной опустошенности, что может привести к появлению суицидальных мыслей у таких подростков.
Диагностика познавательной активности подростков показала, что и семейные подростки и подростки из детского дома демонстрируют трудности в развитии познавательной активности. Познавательная активность подростков – социальных сирот характеризуется низким уровнем, негативной учебной мотивацией (ориентация на избегание неудач в учебной деятельности), закрытой познавательной позицией.
Таким образом, обобщенный портрет современного подростка – социального сироты можно представить следующим образом: при относительно устойчивой самооценке наблюдаются трудности в самопринятии и самопризнании, фрустрированы как базовые (в безопасности, общении), так и формирующиеся в процессе социализации (в признании, достижениях) потребности. Отмечается затрудненность в социальных контактах вследствие их поверхностности, а также – подозрительности и отчужденности самих подростков. Подростки характеризуются интеллектуальной пассивностью, пессимистическим атрибутивным стилем, повышенной депрессивностью, узостью мотивационной сферы.
Полученные результаты свидетельствуют об актуальности разработки комплексных коррекционно-развивающих программ, охватывающих все сферы личностного развития подростка – социального сироты, что может стать перспективой настоящего исследования.
Библиографический список
- Истратова О.Н. Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 69. № 14. С. 206-211.
- Мымрикова А.И., Истратова О.Н. Психологическая зависимость от родителей в старшем подростковом возрасте, причины и следствия ее возникновения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. Т. 111. № 10. С. 209-214.
- Романова Н.И. К вопросу о развитии познавательной активности подростков в современной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 7. С. 113-115.
- Истратова О.Н., Яценко А.В. Познавательная активность подростков из детского дома // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37618 (дата обращения: 10.09.2014).
- Циринг Д.А., Сальева С.А. Влияние детско-родительских отношений на формирование беспомощности у детей (системный подход) // Материалы третьей Междунар. науч. конф. «Психологические проблемы современной семьи». В 2-х ч. Ч. 2 (2). – М., 2007.