Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант №13-36-01006а1.
Современная школа предъявляет достаточно высокие требования к учащимся, что находит свое отражение в ФГОС. Одним из приоритетных направлений образования является развитие активной, творческой личности, способной дивергентно мыслить, самостоятельно решать нестандартные задачи, ориентироваться в огромном потоке научной информации, подлежащей усвоению в учебной деятельности. Это требует достаточно развитой познавательной активности от современных учеников.
Подростковый возраст по своим возможностям является благоприятным для развития данного качества. Интеллектуальное развитие характеризуется способностью подростков к абстрактному мышлению, интеллектуальному творчеству, сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений, умению организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Нарастание произвольности поведения и саморегуляции обусловливает способность подростка к планированию и управлению всей своей познавательной деятельности. К тому же, личностные изменения, повышенная эмоциональность, стремление к самоутверждению, − все это приводит к тому, что успех в познавательной деятельности может стать личностным мотивом поведения подростка. Однако в последние годы педагоги и психологи отмечают, что основными проблемами современного образования являются демотивированность основной массы учащихся, слабое умение планировать, организовывать и контролировать свои познавательные действия, потеря интереса к познанию в целом. Это приводит к тому, что у школьников, чьи познавательный интерес и потребность не активизированы, которые учатся по внешнему принуждению и не видят общественного смысла своей учебной деятельности, знания оказываются формальными, чуждыми его личности и сознанию [1].
Анализ литературы показал, что познавательная активность рассматривается в науке, и как деятельность (М.И. Лисина), и как личностное качество (Г.И. Щукина, К.А. Абульханова-Славская),и как цель, средство и результат деятельности (Т.И. Шамова, Р.С. Черкаов и М.Н. Скаткин) [1]. В педагогике «познавательную активность характеризуют как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, а с другой – как результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося и формировании его опыта» [2, с. 34]. У школьников познавательная активность тесно связана с учебной деятельностью. И от того, насколько учебная мотивация с «соприкасается» с познавательными интересами ребенка, зависит интенсивность его познавательной активности.
Актуальность проблемы развития познавательной активности у современных подростков особенно остро звучит относительно воспитанников детских домов. Многие исследователи (И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.Н. Ослон и др.) отмечают, что интеллектуальное и личностное развитие детей в закрытых детских учреждениях имеет как запаздывающий, так и дисгармоничный характер, что обусловливает трудности их социальной адаптации [3, 4]. К подростковому возрасту у детей формируются определенные установки в общении с окружающими, основанные на их практической полезности для ребенка, социальные контакты поверхностны и легко разрываются подростком. Формирующаяся за годы проживания в детском доме так называемая иждивенческая установка, способствует развитию у подростков несамостоятельности, зависимости, пассивности, в том числе – и познавательной.
Таким образом, целью исследования стал сравнительный анализ познавательной активности подростков из благополучных в плане детско-родительских отношений семей и из детского дома.
В исследовании приняли участие 75 подростков 13-14 лет, из которых впоследствии были отобраны 28 человек из гармоничных семей. Также в исследовании участвовали 30 воспитанников одного из детских домов города Таганрога.
Для диагностики степени гармоничности семьи для подростка была использована методика Детско-родительские отношения подростков (ДРОП) (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская). Диагностика познавательной активности подростков проводилась с помощью методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы в апробации А.М. Прихожан (анализировались шкалы познавательной активности и учебной мотивации), методика «Идеальный компьютер» (М.А. Холодная) на изучение особенностей познавательной позиции подростков, опросник А.А. Реана на изучение учебной мотивации.
Результаты исследования показали, что интенсивность познавательной активности невысока, как у семейных подростков, так и у их сверстников из детского дома: большинство демонстрируют средний уровень (семейные – 57%, детский дом – 64 %). Только на уровне тенденции (р=0,05) проявились различия в высоком и низком уровнях познавательной активности. 28% подростков из гармоничных семей все-таки демонстрируют высокую познавательную активность: такие учащиеся стремятся познать суть изучаемых явлений, ориентированы на сам процесс познания, проявляют инициативу и самостоятельность в решении задач, в том числе и нестандартных. Всего 13% подростков из детского дома проявили такую интенсивность познавательной активности. Почти четверть выборки (23%) подростков из детского дома имеют низкую познавательную активность.
Как было сказано выше, внутренним условием познавательной активности является познавательная (и учебная – для школьников) мотивация, диагностика которой позволяет выделить пять уровней учебной мотивации, проявляющейся в познавательной активности. К сожалению, ни семейные, ни подростки из детского дома не продемонстрировали высокий уровень учебной мотивации (продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему), всего один семейный подросток продемонстрировал продуктивную мотивацию, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу. Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией наблюдается у 25 % подростков из семьи и 17 % – из детского дома. Половина семейных подростков (54%) – со сниженной мотивацией, переживанием «школьной скуки», а у 50% подростков из детского дома вообще наблюдается резко отрицательное отношение к учению. Содержательный анализ мотивации учения (по результатам опросника А.А. Реана) показал, что мотивация достижения успеха проявляется у 61% семейных подростков всего у 11% детей детского дома. Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация подростков детского дома характеризуется боязнью неудач и направленностью на их избегание, с чем и связана вся их активность. Начиная дело, ребенок уже заранее боится неудачи, думает о путях избегания ее, а не о способах достижения успеха. Поэтому в учебе они чаще проявляют пассивность в учебной деятельности. В такой ситуации чаще проявляется феномен личностной беспомощности [5], подтверждающий пассивную позицию подростков из детского дома. В дальнейшем, став устойчивой личностной чертой, личностная беспомощность обусловливает пассивность не только в познавательной деятельности, но и в жизнедеятельности вообще. Социальные сироты составляют, таким образом, группу риска в данном отношении: они более подвержены формированию различного рода зависимостей, в том числе – и в межличностных отношениях [6].
Далее для изучения познавательной позиции подростков была использована методика «Идеальный компьютер» М.А. Холодной.
Подростки из гармоничных семей склонны задавать объективированные вопросы (66%) и фактические вопросы (79%), при низких показателях субъективированных (34%) и категориальных (21%). Такую позицию можно охарактеризовать как смешанную, в которой проявляются ситуативно признаки открытой (готовность принимать новые, даже необычные, сведения, осознание возможности множества разнообразных мысленных взглядов на одно и то же явление, учет точки зрения другого человека) и закрытой (стереотипное восприятие и неумение критически относиться к информации, представлять невероятные события и факты) познавательной позиции [7].
Подростки из детского дома склонны задавать фактические вопросы (74%) и субъективированные (53%), что характеризует тенденцию к закрытой познавательной позиции. То есть, в своей познавательной деятельности подростки интересуются конкретными фактами, связанные с актуализацией Я-проблематики и сосредоточенные в границах личностно-значимых ситуаций [7]. А доля объективированных и категориальных вопросов, заданных данными подростками, соответственно составляет 47% и 26%. Примерами высказываний подростков из детского дома были следующие: «Много ли у меня будет друзей? Когда я выйду замуж?..». Результаты показывают, что познавательная активность подростков из детского дома не выходит за пределы личных интересов. Возможно, это связано с фрустрацией потребности в любви и принятии близкими у этих детей, и поэтому их интересы концентрируются вокруг собственной жизни.
Таким образом, проведенное исследование еще раз подтвердило актуальность проблемы: подростки из разных ситуаций развития демонстрируют трудности в развитии познавательной активности. Сравнительный анализ данного феномена у подростков из гармоничных семей и из детского дома показал, что семейные подростки более открыты новому опыту, мотивированы на успех в учебной деятельности, у них выше (хотя и не намного) интенсивность познавательной активности. Подростки из детского дома более пассивны в познавательной деятельности, в учебе руководствуются негативной мотивацией (избегания неудач), в познании направлены на сведения, связанные с их личными интересами, не выходящими за пределы их опыта. Полученные результаты показали необходимость организации психолого-педагогической работы по развитию познавательной активности у обеих категорий подростков, что может стать перспективой исследования.
Библиографический список
- Романова Н.И. К вопросу о развитии познавательной активности подростков в современной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 7. С. 113-115.
- Кибальченко И.А. Актуализация и активизация учебно-познавательного опыта учащихся в образовательном процессе // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 14. С. 32-38.
- Истратова О.Н. Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 69. № 14. С. 206-211.
- Шипицина Л.М. Психическое развитие детей-сирот. СПб: Издательство СПУ. 2005. 628с.
- Истратова О.Н., Вапельник Л.А. Роль семьи в формировании личностной беспомощности в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10 (26). С. 78-83.
- Мымрикова А.И., Истратова О.Н. Психологическая зависимость от родителей в старшем подростковом возрасте, причины и следствия ее возникновения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. Т. 111. № 10. С. 209-214.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер. 2002. 272с.: ил. (Серия “Мастера психологии”).