УДК 159.922.7

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ИЗ ДЕТСКОГО ДОМА

Истратова Оксана Николаевна1, Яценко Анна Викторовна2
1Южный федеральный университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности
2Южный федеральный университет, магистрант кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности

Аннотация
Данная статья посвящена изучению познавательной активности подростков из гармоничных семей и из детского дома. Результаты показали более низкую интенсивность познавательной активности, мотивацию избегания неудач в учебной деятельности, тенденцию к закрытой познавательной позиции у воспитанников детского дома. Сниженные показатели познавательной активности у всех участников исследования показали важность развития данного качества у современных подростков.

Ключевые слова: гармоничная семья, детский дом, подростки, познавательная активность, познавательная позиция, Учебная мотивация


COGNITIVE ACTIVITY OF TEENAGERS FROM THE ORPHANAGE

Istratova Oksana Nikolaevna1, Yazenko Anna Viktorovna2
1Southern Federal University, Ph. D., associate professor of Department of Psychology and Safety of Existence
2Southern Federal University, Undergraduate student of Department of Psychology and Safety of Existence

Abstract
This article is devoted to the study of cognitive activity of adolescents harmonious families and the orphanage. The results showed a lower intensity of cognitive activity, the motivation of avoiding failure, cognitive tendency to closed position at the children's home. Reduced performance of cognitive activity in all study participants showed the importance of this quality at modern adolescents.

Keywords: cognitive activity, cognitive position, educational motivation, harmonious family, teens, the children's home


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Истратова О.Н., Яценко А.В. Познавательная активность подростков из детского дома // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37618 (дата обращения: 02.06.2017).

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант №13-36-01006а1.

Современная школа предъявляет достаточно высокие требования к учащимся, что находит свое отражение в ФГОС. Одним из приоритетных направлений образования является развитие активной, творческой личности, способной дивергентно мыслить, самостоятельно решать нестандартные задачи, ориентироваться в огромном потоке научной информации, подлежащей усвоению в учебной деятельности. Это требует достаточно развитой познавательной активности от современных учеников.

Подростковый возраст по своим возможностям является благоприятным для развития данного качества. Интеллектуальное развитие характеризуется способностью подростков к абстрактному мышлению, интеллектуальному творчеству, сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений, умению организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Нарастание произвольности поведения и саморегуляции обусловливает способность подростка к планированию и управлению всей своей познавательной деятельности. К тому же, личностные изменения, повышенная эмоциональность, стремление к самоутверждению, − все это приводит к тому, что успех в познавательной деятельности может стать личностным мотивом поведения подростка. Однако в последние годы педагоги и психологи отмечают, что основными проблемами современного образования являются демотивированность основной массы учащихся, слабое умение планировать, организовывать и контролировать свои познавательные действия, потеря интереса к познанию в целом. Это приводит к тому, что у школьников, чьи познавательный интерес и потребность не активизированы, которые учатся по внешнему принуждению и не видят общественного смысла своей учебной деятельности, знания оказываются формальными, чуждыми его личности и сознанию [1].

Анализ литературы показал, что познавательная активность рассматривается в науке, и как деятельность (М.И. Лисина), и как личностное качество (Г.И. Щукина, К.А. Абульханова-Славская),и как цель, средство и результат деятельности (Т.И. Шамова, Р.С. Черкаов и М.Н. Скаткин) [1]. В педагогике «познавательную активность характеризуют как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, а с другой – как результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося и формировании его опыта» [2, с. 34]. У школьников познавательная активность тесно связана с учебной деятельностью. И от того, насколько учебная мотивация с «соприкасается» с познавательными интересами ребенка, зависит интенсивность его познавательной активности.

Актуальность проблемы развития познавательной активности у современных подростков особенно остро звучит относительно воспитанников детских домов. Многие исследователи (И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.Н. Ослон и др.) отмечают, что интеллектуальное и личностное развитие детей в закрытых детских учреждениях имеет как запаздывающий, так и дисгармоничный характер, что обусловливает трудности их социальной адаптации [3, 4]. К подростковому возрасту у детей формируются определенные установки в общении с окружающими, основанные на их практической полезности для ребенка, социальные контакты поверхностны и легко разрываются подростком. Формирующаяся за годы проживания в детском доме так называемая иждивенческая установка, способствует развитию у подростков несамостоятельности, зависимости, пассивности, в том числе – и познавательной.

Таким образом, целью исследования стал сравнительный анализ познавательной активности подростков из благополучных в плане детско-родительских отношений семей и из детского дома.

В исследовании приняли участие 75 подростков 13-14 лет, из которых впоследствии были отобраны 28 человек из гармоничных семей. Также в исследовании участвовали 30 воспитанников одного из детских домов города Таганрога.

Для диагностики степени гармоничности семьи для подростка была использована методика Детско-родительские отношения подростков (ДРОП) (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская). Диагностика познавательной активности подростков проводилась с помощью методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы в апробации А.М. Прихожан (анализировались шкалы познавательной активности и учебной мотивации), методика «Идеальный компьютер» (М.А. Холодная) на изучение особенностей познавательной позиции подростков, опросник А.А. Реана на изучение учебной мотивации.

Результаты исследования показали, что интенсивность познавательной активности невысока, как у семейных подростков, так и у их сверстников из детского дома: большинство демонстрируют средний уровень (семейные – 57%, детский дом – 64 %). Только на уровне тенденции (р=0,05) проявились различия в высоком и низком уровнях познавательной активности. 28% подростков из гармоничных семей все-таки демонстрируют высокую познавательную активность: такие учащиеся стремятся познать суть изучаемых явлений, ориентированы на сам процесс познания, проявляют инициативу и самостоятельность в решении задач, в том числе и нестандартных. Всего 13% подростков из детского дома проявили такую интенсивность познавательной активности. Почти четверть выборки (23%) подростков из детского дома имеют низкую познавательную активность.

Как было сказано выше, внутренним условием познавательной активности является познавательная (и учебная – для школьников) мотивация, диагностика которой позволяет выделить пять уровней учебной мотивации, проявляющейся в познавательной активности. К сожалению, ни семейные, ни подростки из детского дома не продемонстрировали высокий уровень учебной мотивации (продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему), всего один семейный подросток продемонстрировал продуктивную мотивацию, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу. Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией наблюдается у 25 % подростков из семьи и 17 % – из детского дома. Половина семейных подростков (54%) – со сниженной мотивацией, переживанием «школьной скуки», а у 50% подростков из детского дома вообще наблюдается резко отрицательное отношение к учению. Содержательный анализ мотивации учения (по результатам опросника А.А. Реана) показал, что мотивация достижения успеха проявляется у 61% семейных подростков всего у 11% детей детского дома. Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация подростков детского дома характеризуется боязнью неудач и направленностью на их избегание, с чем и связана вся их активность. Начиная дело, ребенок уже заранее боится неудачи, думает о путях избегания ее, а не о способах достижения успеха. Поэтому в учебе они чаще проявляют пассивность в учебной деятельности. В такой ситуации чаще проявляется феномен личностной беспомощности [5], подтверждающий пассивную позицию подростков из детского дома. В дальнейшем, став устойчивой личностной чертой, личностная беспомощность обусловливает пассивность не только в познавательной деятельности, но и в жизнедеятельности вообще. Социальные сироты составляют, таким образом, группу риска в данном отношении: они более подвержены формированию различного рода зависимостей, в том числе – и в межличностных отношениях [6].

Далее для изучения познавательной позиции подростков была использована методика «Идеальный компьютер» М.А. Холодной.

Подростки из гармоничных семей склонны задавать объективированные вопросы (66%) и фактические вопросы (79%), при низких показателях субъективированных (34%) и категориальных (21%). Такую позицию можно охарактеризовать как смешанную, в которой проявляются ситуативно признаки открытой (готовность принимать новые, даже необычные, сведения, осознание возможности множества разнообразных мысленных взглядов на одно и то же явление, учет точки зрения другого человека) и закрытой (стереотипное восприятие и неумение критически относиться к информации, представлять невероятные события и факты) познавательной позиции [7].

Подростки из детского дома склонны задавать фактические вопросы (74%) и субъективированные (53%), что характеризует тенденцию к закрытой познавательной позиции. То есть, в своей познавательной деятельности подростки интересуются конкретными фактами, связанные с актуализацией Я-проблематики и сосредоточенные в границах личностно-значимых ситуаций [7]. А доля объективированных и категориальных вопросов, заданных данными подростками, соответственно составляет 47% и 26%. Примерами высказываний подростков из детского дома были следующие: «Много ли у меня будет друзей? Когда я выйду замуж?..». Результаты показывают, что познавательная активность подростков из детского дома не выходит за пределы личных интересов. Возможно, это связано с фрустрацией потребности в любви и принятии близкими у этих детей, и поэтому их интересы концентрируются вокруг собственной жизни.

Таким образом, проведенное исследование еще раз подтвердило актуальность проблемы: подростки из разных ситуаций развития демонстрируют трудности в развитии познавательной активности. Сравнительный анализ данного феномена у подростков из гармоничных семей и из детского дома показал, что семейные подростки более открыты новому опыту, мотивированы на успех в учебной деятельности, у них выше (хотя и не намного) интенсивность познавательной активности. Подростки из детского дома более пассивны в познавательной деятельности, в учебе руководствуются негативной мотивацией (избегания неудач), в познании направлены на сведения, связанные с их личными интересами, не выходящими за пределы их опыта. Полученные результаты показали необходимость организации психолого-педагогической работы по развитию познавательной активности у обеих категорий подростков, что может стать перспективой исследования.


Библиографический список
  1. Романова Н.И. К вопросу о развитии познавательной активности подростков в современной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 7. С. 113-115.
  2. Кибальченко И.А. Актуализация и активизация учебно-познавательного опыта учащихся в образовательном процессе // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 14. С. 32-38.
  3. Истратова О.Н. Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 69. № 14. С. 206-211.
  4. Шипицина Л.М. Психическое развитие детей-сирот. СПб: Издательство СПУ. 2005. 628с.
  5. Истратова О.Н., Вапельник Л.А. Роль семьи в формировании личностной беспомощности в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10 (26). С. 78-83.
  6. Мымрикова А.И., Истратова О.Н. Психологическая зависимость от родителей в старшем подростковом возрасте, причины и следствия ее возникновения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. Т. 111. № 10. С. 209-214.
  7. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер. 2002. 272с.: ил. (Серия “Мастера психологии”).


Все статьи автора «Истратова Оксана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: