БОРЬБА ВЕРУЮЩИХ ЗА СОХРАНЕНИЕ БИРСКОГО СВЯТО-ТРОИЦКОГО СОБОРА В 1920-1930-Е ГОДЫ

Белоглазов Василий Сергеевич1, Полякова Светлана Николаевна2
1Бирское благочиние Нефтекамской епархии, руководитель молодежного отдела, кандидат исторических наук
2Бирский филиал Башкирского Государственного университета, студентка 3 курса факультета филологии

Аннотация
Данная статья написана на основе анализа литературы и впервые вводимых в научный оборот архивных материалов. Исследование посвящено борьбе верующих города Бирска за сохранение Свято-Троицкого собора во время атеистических кампаний большевиков в 1920-1930-е годы. Изучение данной проблемы позволяет дополнить историю города Бирска – как типичного малого города России и рассмотреть политику атеистического государства в регионах.

Ключевые слова: Бирск, Бирский Свято-Троицкий собор


RELIGIOUS PERSONS’ STRUGGLE FOR THE PRESERVATION OF BIRSK SAINT TRINITY CATHEDRAL IN 1920-1930

Beloglazov Vasily Sergeevich1, Polyakova Svetlana Nikolaevna2
1Birsk deanery of Neftekamsk eparchy, head of youth department, PhD in Historical Science
2Birsk branch of the Bashkir state University, 3rd year student of the faculty of Philology

Abstract
This article was prepared based on analysis of literature and archive records introduced in scientific studies for the first time. The research is dedicated to the struggle of Birsk religious persons for the preservation of Saint Trinity Cathedral during Bolsheviks’ atheistic campaigns in 1920-1930. Study of this problem allows amending the history of Birsk as a typical town of Russian and review the policy of atheistic state in regions.

Keywords: Birsk Saint Trinity Cathedral


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Белоглазов В.С., Полякова С.Н. Борьба верующих за сохранение Бирского Свято-Троицкого собора в 1920-1930-е годы // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/10/39266 (дата обращения: 18.03.2024).

Пришедшие к власти большевики, одним из пунктов своей политической программы, объявили религию опиумом для народа.
Началась широкая атеистическая пропаганда и антирелигиозная кампания. По всей стране происходили закрытия храмов, аресты и казни духовенства. Однако население не спешило за короткий промежуток времени расставаться с вековыми традициями и духовностью. Одним из ярких примеров самоотверженной борьбы прихожан за храм можно считать попытку верующих г. Бирска отстоять Свято-Троицкий собор.

Уездный город Бирск до революции являлся духовным центром северной части Уфимской губернии. В начале XX века в город насчитывалось пять православных храмов, женский монастырь и восемь часовен. Численность населения Бирска на тот момент составляла 12 тысяч человек [1, с. 17].

Тяжелейшим испытанием для города явилась Гражданская война. В ходе кровопролитных боев город несколько раз переходил из рук в руки. Летом 1919 года в Бирске была окончательно установлена советская власть. Поскольку основной опоры большевиков – рабочих – в городе было крайне мало, то перед партией стояла серьезная задача – заручиться поддержкой местного населения. Пропаганда программы коммунистической партии проходила без успеха,
ее лозунги находили слабый отклик  среди народа. Серьезной помехой в этом коммунисты посчитали русскую православную церковь.

Сразу же после прихода к власти в 1919 году, большевики закрыли церковь трех Казанских Святителей: Гурия, Германа и Варсонофия. Стоящая перед храмом звонница была разрушена. А в 1924 году был закрыт Бирский Свято-Троицкий женский монастырь, на территории которого была образована тюрьма НКВД [2, л. 10]. Монастырская церковь была взорвана. Следующей целью атеистов был собор, но тут они встретили активное сопротивление местного населения, которое стремилось всеми законными способами отстоять храм.

Жители города стали проводить собрания, писать ходатайства и прошения, чтобы не допустить закрытия храма. Было даже достигнуто соглашение между местной властью и прихожанами собора, в котором было оговорено, что храм остается действующим. На собор был наложен внушительный по тем ценам налог, который, однако, уплачивался регулярно и без задержек.

В 1930 году приход Свято-Троицкого собора насчитывал примерно 4 тысячи человек, исключительно из рабочих и крестьян – при численности населения города в 12 тысяч, то есть в собор ходил каждый третий житель Бирска. В праздничные дни храм наполнялся до отказа [3].

Местные власти решили закрыть собор и передать его в распоряжение горсовета для занятия под культурные учреждения. Однако прихожане написали жалобу во Всероссийский центральный исполнительный комитет в которой указали, что на проводимом собрании жителей города в декабре 1929 года большая часть присутствующих состояла из учащихся, не достигших 18 лет – возраста дающего права голосования. В жалобе также сообщалось, что постановление о закрытии собора было принято, когда на местах допускались искривления линии партии и правительства. Кроме того было заявлено, что острой нужды для изъятия собора под учреждения культуры в городе не наблюдалось: для этих целей не были использованы монастырская и тюремная церкви (они были разрушены), а так же здание храма Казанских Святителей (к тому времени пустовало уже несколько лет) находящееся в центре города.

Что касается деятельности городских атеистов, то в местной газете от 2-го апреля 1930 года сообщалось, что в городе было 14 ячеек безбожников, с общей численностью 477 человек. Но в действительности в городском обществе безбожников больше половины было несовершеннолетних. Лиц, достигших 18 лет, едва набиралось 200 человек [3].

Общество верующих Бирского Свято-Троицкого собора в своей жалобе, направленной во ВЦИК, также заявило, что если бы даже безбожников в городе было больше, то закрытие собора явилось бы насилием большинства над меньшинством, что недопустимо по конституции СССР.

В защиту собора подписалось 1196 человек [3]. Люди не побоялись пойти на такой рискованный в те времена шаг, чтобы отстоять храм, и это было не напрасно. Тогда, в 1930-м году собор отстояли, прихожане победили. Свято-Троицкий собор продолжал действовать, и люди могли в нем молиться. Немалыми усилиями верующих жизнь храма продлилась на 7 лет. Все это подчеркивает насколько сильна была вера в сердцах людей, и что, несмотря на государственный строй и политику, прихожане законным путем отстаивали свое право на свободное вероисповедание.

В 1937 году власти закрыли Свято-Троицкий собор. Колокольня была снесена, а в самом здании оборудовали кинотеатр «Аврора» [4, с. 9]. Здание вновь передали русской православной церкви в 1997 году – спустя 60 лет. В настоящее время собор находится на реставрации. Колокольня собора была заново возведена в 2013 году, и с неё вновь зазвучал колокольный звон.


Библиографический список
  1. Города и селения Уфимской губернии. Пристани реки Белой // Путеводитель Камско-Волжского Бельского Пароходства – Уфа, 1915.
  2. Центральный Архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦАОО РБ) Ф. 122. Оп. 3. Д. 27.
  3. Жалоба религиозного общества Троицкого собора г. Бирска во Всероссийский Центральный исполнительный комитет Советов рабочих и крестьянских депутатов от 7 июля 1930 г.
  4. Белоглазов В.С. Храмы города Бирска. Бирск, 2013.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «vasiliy1806»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация