Одной из наиболее актуальных педагогических проблем является проблема трудоустройства выпускников высших профессиональных заведений. Использование принципа профилизации образовательной среды в деятельности администраций учебных заведений Ассоциации «Университетский учебный комплекс» (УУК) позволяет снизить уровень безработицы среди выпускников вуза, в частности среди специалистов, выпускаемых Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства [1]. С этой целью в 2000 году в ПГУАС создана служба по трудоустройству выпускников, входящая в структуру Ассоциации «Университетский учебный комплекс» [2].
Создание службы было обусловлено стремлением организаций и фирм строительного комплекса решить проблему обновления кадров, а также соединить интересы организаций в поиске молодых специалистов и выпускников, ищущих работу Основными потребителями специалистов ПГУАС являются предприятия строительного комплекса Пензенского региона, но часть выпускников востребована на предприятиях иных отраслей промышленности и в других регионах страны.
Центр содействия занятости обучающихся и трудоустройству выпускников в настоящее время решает следующие вопросы:
– создание научного и практического обеспечения взаимосвязанного прогнозирования развития рынков труда и образовательных услуг;
– формирование механизма коррекции содержания, форм и методов профессионального образования, перечня направлений подготовки и структуры образовательных стандартов, основанных на прогнозах взаимосвязанного развития рынков труда и образования;
– анализ потребностей предприятий региона в специалистах по профилю академии;
– реализация сложившихся в регионе механизмов партнерства «ВУЗ – регион».
В университете сложилась система содействия трудоустройству и адаптации выпускников к условиям рынка труда. Она включает в себя несколько этапов:
– мониторинг рынка труда;
– установление партнерских отношений с работодателями, представителями финансовых кругов, бизнеса;
– направление студентов для прохождения всех видов практики в организации-партнеры;
– предварительное распределение студентов старших курсов;
– трудоустройство выпускников, сопровождение их в течение 3 лет в период адаптации на производстве;
– изучение отзывов работодателей и выпускников;
– совершенствование и корректировка учебных планов и программ в соответствии с реальными потребностями рынка труда.
Университетским Центром содействия трудоустройству выпускников ежегодно проводится мониторинг рынка труда для выявления вакантных мест в рамках тесного сотрудничества с департаментом Федеральной службы занятости по Пензенской области, Пензенским городским центом занятости населения, Союзом Пензенских строителей, ЦСЗУМ МГТУ им. Н.Э. Баумана. В ходе мониторинга обследуется состояние рыка труда в 28 районах Пензенской области и 4 районах г. Пензы. Направляются предложения о сотрудничестве в вопросах подготовки специалистов и трудоустройстве выпускников и в другие регионы страны.
В результате значительно пополнился банк предприятий-потребителей молодых специалистов ПГУАС. С целью ознакомления предприятий со сведениями о молодых специалистах ежегодно издается справочник «Выпускник года», ежегодно проводится совместно с выставкой дипломных проектов ярмарка предложений молодых специалистов.
Для изучения рынка труда Пензенской области с целью содействия трудоустройству выпускников использовалась «Методика проведения мониторинга рынка труда в строительной отрасли в регионе», разработанная на базе кафедры маркетинга и экономической теории ПГУАС.
Целью мониторинга является создание механизма взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг в строительной отрасли для определения региональной структуры подготовки специалистов (по группам направлений подготовки) с тем, чтобы исключить имеющиеся диспропорции в подготовке кадров и их использовании в регионе [3].
Объектом мониторинга является выборочная совокупность предприятий строительной отрасли, как основной сферы предложения труда выпускников вузов строительных специальностей.
В процессе исследования использовались такие методы сбора информации, как анализ статистических данных, прямое наблюдение, изучение служебной документации, анкетный опрос и интервью, тестирование экспертов.
Анализ работы Центра показал, что основная часть предприятий по всем районам области испытывает потребность в специалистах ПГУАС на перспективу, остальные, в силу своего финансового положения, ограничиваются предоставлением прогнозируемой потребности в кадрах на ближайшие 2-3 года. В то же время у предприятий имеется потребность в выпускниках таких направлений подготовки, выпускаемых ПГУАС, как: ТТП (Технология транспортных процессов), ЭТТМК (Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов), СУЗ (Строительство уникальных зданий и сооружений) и другие. Предприятия, имеющие потребность в специалистах по профилю подготовки ПГУАС, предоставили долгосрочные договоры о трудоустройстве выпускников на перспективу. В результате проведенной работы количество выпускников, обеспеченных рабочими местами, увеличилось с 96% за последние три года до 100%.
Выпускники ПГУАС пользуются спросом во многих регионах страны, в том числе в Москве, Белгороде, Калуге, Кирове, Ленинградской области, регионах Западной Сибири и Урала.
Проводимая работа позволяет обеспечить высокий процент выпускников, направляемых на работу по заявкам и договорам с предприятиями.
Центр содействия трудоустройству выпускников в дальнейшем планирует решение ряда задач, основными из которых являются:
– приближение характера обучения студентов к требованиям современной жизни и сокращение времени послевузовской адаптации выпускников [4];
– улучшение качества работы с выпускниками по их трудоустройству;
– повышение качества изучения и улучшение прогнозирования потребности региона в необходимых ему специалистах [5].
На основе обобщения имеющегося опыта разработано положение «О политике Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в области взаимодействия с работодателями и трудоустройства выпускников», которое было детализировано в дополнительных положениях: «О взаимодействии с работодателями и трудоустройстве выпускников», «О молодежном кадровом центре».
Таким образом, одним из критериев профилизации является критерий соотнесения трудоустройства и специализации будущего специалиста в условиях профилизации образовательной среды. Работа, проводимая Центром содействия трудоустройству выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, по изучению потребности области в специалистах позволила Ассоциации «Университетский учебный комплекс» более конкретно заниматься подготовкой специалистов. В результате чего были уменьшены наборы студентов на направления подготовки, спрос на которые уменьшился. В то же время были открыты новые направления и профили, выпускники которых востребованы на современном рынке труда.
Библиографический список
- Каргина, Е.М. Теоретико-методологические основы профилизации педагогического процесса в техническом вузе: монография / Е.М. Каргина. ‒ Москва, 2007. ‒ 127 с.
- Каргина, Е.М. Профилизация региональной образовательной среды в аспекте функционирования Университетского учебного комплекса / Е.М. Каргина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 8. – С. 178-183.
- Раянгу, В.А. Прогностический расчет контингента учебных заведений / В.А. Раянгу // Педагогика. – 1991. – №3. – С. 55-59.
- Каргина, Е.М. Формирование готовности участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 4. – С. 108-111.
- Батышев, С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования / С.Я. Батышев // Педагогика. – 1998. – №6. – С. 22-27.