РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДНЕТЕХНИЧЕСКОГО И ВЫСШЕГО УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ CDIO

Кожевников Александр Вячеславович
ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
кандидат технических наук, доцент,заведующий кафедрой Электроэнергетики и электротехники

Аннотация
Предложен вариант сетевого взаимодействия высшего и среднего технического учебного заведения при реализации мультифункциональных практико-ориентированных инженерных образовательных программ в соответствии с требованиями международных стандартов CDIO.

Ключевые слова: инженерное образование, мультифункциональная практико-ориентированная образовательная программа, сетевое взаимодействие, стандарты CDIO


DEVELOPMENT OF INTEGRATED ENGINEERING EDUCATION PROGRAMS NETWORKING WITH SECONDARY AND HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL STANDARDS CDIO

Kozhevnikov Aleksandr Vjacheslavovich
Cherepovets State University
Head of the Department of Electricity and Electrical Engineering,Candidate of Science (Technology), Associate Professor

Abstract
A variant of the networking of higher secondary technical school in the implementation of the multi practice-oriented engineering education programs in accordance with the requirements of international standards CDIO.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кожевников А.В. Разработка интегрированных инженерных образовательных программ сетевого взаимодействия среднетехнического и высшего учебных заведений в рамках реализации международных стандартов CDIO // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/09/37612 (дата обращения: 18.04.2024).

Не смотря на увеличение государственного задания на технические направления в российских вузах многие (особенно региональные и провинциальные) учебные заведения сталкиваются с проблемами профессиональной мотивации абитуриентов и студентов технических направлений подготовки, невысоким уровнем среднего балла ЕГЭ, отсутствие мотивации для сдачи ЕГЭ по «физике» в школе (здесь наверно еще частично вина и самих школ). Все это в целом сказывается на качестве готового специалиста в будущем, к которым предъявляется все более высокие требования представителей работодателей.

Появление в проектах новых образовательных стандартов (так называемых ФГОС+) требований по необходимости получения студентами в процессе обучения рабочих профессий, вообще ставит перед работодателями ряд вопросов:

- кого готовит сегодня высшая техническая школа (рабочего или инженера);

- чем должен отличаться выпускник среднего технического заведения от выпускника вуза, если сравнивать их компетенции.

В свою очередь среднетехнические учебные заведения также сталкиваются с рядом проблем – это и кадровое обеспечение учебного процесса, и эффективность взаимодействия с работодателями в условиях оптимизации численности персонала и снижения производственных мощностей в ряде отраслей, таких как металлургия, машиностроение.

В этих условиях вузам приходится конкурировать не только между собой в борьбе за лучших абитуриентов и лояльность работодателей, но и со среднетехническими учебными заведениями, тем более что одним из показателей эффективности работы вузов является процент трудоустроенных выпускников.

Направлениями решения сложившейся ситуации является поиск путей сотрудничества между высшими профессиональными и среднетехническими учебными заведениями в рамках подготовки высококвалифицированных инженерно-технических специалистов.

Нехватка на Череповецком металлургическом комбинате ОАО «Северсталь» специалистов в области энергетики обусловила разработку в Череповецком государственном университете (при поддержке ОАО «Северсталь») научно-методического подхода по созданию совместных со среднетехническим учебным заведением практико-ориентированных образовательных программ предусматривающих сетевое взаимодействие ссуза и вуза.

В качестве партнера в рамках данного проекта выбран Кадуйский политехнический техникум, который является специализированным учебным заведением Вологодской области по подготовке специалистов в сфере энергетики.

В рамках основной концепции при разработке совместных практико-ориентированных образовательных программ были взяты международные стандарты CDIO [1, 2], тем более что с июля 2014г. Череповецкий государственный университет был принят в
международное сообщество вузов – членов CDIO Initiative.

Для разработки образовательных программ были взяты два бакалаврских направления подготовки 13.03.01 – Теплоэнергетика и теплотехника и 13.03.02 – Электроэнергетика и электротехника.

При разработке совместных практико-ориентированных образовательных программ был также использован принцип мультифункциональной подготовки [3], которые предполагает студенту возможность выбора траектории для получения дополнительной квалификации в процессе обучения (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Схема мультифункциональной подготовки студентов в Кадуйском политехническом техникуме с участием ЧГУ в
рамках международных стандартов CDIO

Основные преимущества подготовки студентов ссуза в рамках стандартов CDIO:

1. Формирование дисциплинарной составляющей студента от необходимых компетенций будущего специалиста;

2. Применение проектного подхода в процессе обучения;

3. Модульная структура учебного плана;

4. Обеспечение возможности студенту работать в команде;

5. Возможность выбора мультифункциональной траектории
обучения;

6. Снижение трудоемкости учебные планов (уход от дисциплинарного курсового проектирования, переход к междисциплинарному) [4].

При реализации данной схемы подготовки Череповецкий государственный университет берет на себя обязательства по частичному обеспечению вариативной части учебного плана, руководству преддипломной практикой и ВКР. В свою очередь компания ОАО «Северсталь» берет на себя обеспечение прохождения производственных практик и потенциальной возможности работы выпускников в специализированных энергетических производственных подразделениях.

Представленная на рисунке 1 схема мультифункциональной подготовки студентов может аналогично быть реализована выпускниками техникума уже в вузе в рамках заочного (ускоренного) обучения.

Предлагаемая структура реализации интегрированных инженерных образовательных программ сетевого взаимодействия ссуза-вуза и реализации международных стандартов CDIO (на примере очной подготовки студентов Кадуйского политехнического техникума и ЧГУ) представлена на рисунке 2.

Данная структура предусматривает, по сути, возможность параллельного обучения студента в среднем техническом и высшем учебном заведении. При таком параллельном обучении студенту целесообразно выполнять одну выпускную работу, которая должна отвечать
требованиям соответствующих образовательных стандартов среднетехнического и высшего профессионального образования и обуславливать создание специализированных квалификационных комиссий по приему защит ВКР.

Основные преимущества очной подготовки студентов вуза в рамках реализации интегрированных образовательных программ при сетевом взаимодействии «ссуз-вуз» с учетом выполнения требований стандартов CDIO:

1. Возможность сокращения сроков получения высшего образования для учащихся техникума;

2. Одновременное окончание ссуза и вуза;

3. Интегрированный модуль вариативной части профессионального блока и ИГА;

4. Повышение конкурентоспособности выпускника на рынке труда;

5. Получение по окончании образовательной программы следующих документов:

-  диплом об окончании среднетехнического учебного заведения;

-  диплом об окончании вуза;

-  свидетельство о повышении квалификации в рамках мультифункционального подхода (выбора соответствующей траектории обучения);

-  удостоверение о рабочей профессии;

-  диплом международного образца.

Рисунок 2 – Схема реализации интегрированных образовательных программ сетевого взаимодействия системы «ссуз-вуз» в рамках реализации стандартов CDIO

Представленный подход по разработке интегрированных практико-ориентированных инженерных образовательных программ сетевого взаимодействия системы «ссуз-вуз» несомненно направлен на повышение качества инженерного образования, имиджа и конкурентоспособности учебных заведений и будет способствовать совершенствованию технологий подбора квалифицированных кадров для ключевых работодателей.


Библиографический список
  1. Международная инициатива CDIO. http://www.cdio.org
  2. Чучалин А.И. Повышение качества инженерного образования в условиях модернизации экономики страны. // Вестник высшей школы Alma Mater. – 2011. – № 11. – с. 12-17.
  3. Кожевников А.В. Модернизация образовательного процесса в рамках применения мультифункционального подхода при разработке и реализации инженерных образовательных программ на основе стандартов CDIO // Современные научные исследования и инновации. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/33974
  4. Кожевников А.В. Реализация междисциплинарных проектов при разработке практико-ориентированных инженерных образовательных программ в рамках международных стандартов CDIO // Современные научные исследования и инновации. – Июнь 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/34442


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «kojevnikovav»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация