Не смотря на увеличение государственного задания на технические направления в российских вузах многие (особенно региональные и провинциальные) учебные заведения сталкиваются с проблемами профессиональной мотивации абитуриентов и студентов технических направлений подготовки, невысоким уровнем среднего балла ЕГЭ, отсутствие мотивации для сдачи ЕГЭ по «физике» в школе (здесь наверно еще частично вина и самих школ). Все это в целом сказывается на качестве готового специалиста в будущем, к которым предъявляется все более высокие требования представителей работодателей.
Появление в проектах новых образовательных стандартов (так называемых ФГОС+) требований по необходимости получения студентами в процессе обучения рабочих профессий, вообще ставит перед работодателями ряд вопросов:
- кого готовит сегодня высшая техническая школа (рабочего или инженера);
- чем должен отличаться выпускник среднего технического заведения от выпускника вуза, если сравнивать их компетенции.
В свою очередь среднетехнические учебные заведения также сталкиваются с рядом проблем – это и кадровое обеспечение учебного процесса, и эффективность взаимодействия с работодателями в условиях оптимизации численности персонала и снижения производственных мощностей в ряде отраслей, таких как металлургия, машиностроение.
В этих условиях вузам приходится конкурировать не только между собой в борьбе за лучших абитуриентов и лояльность работодателей, но и со среднетехническими учебными заведениями, тем более что одним из показателей эффективности работы вузов является процент трудоустроенных выпускников.
Направлениями решения сложившейся ситуации является поиск путей сотрудничества между высшими профессиональными и среднетехническими учебными заведениями в рамках подготовки высококвалифицированных инженерно-технических специалистов.
Нехватка на Череповецком металлургическом комбинате ОАО «Северсталь» специалистов в области энергетики обусловила разработку в Череповецком государственном университете (при поддержке ОАО «Северсталь») научно-методического подхода по созданию совместных со среднетехническим учебным заведением практико-ориентированных образовательных программ предусматривающих сетевое взаимодействие ссуза и вуза.
В качестве партнера в рамках данного проекта выбран Кадуйский политехнический техникум, который является специализированным учебным заведением Вологодской области по подготовке специалистов в сфере энергетики.
В рамках основной концепции при разработке совместных практико-ориентированных образовательных программ были взяты международные стандарты CDIO [1, 2], тем более что с июля 2014г. Череповецкий государственный университет был принят в
международное сообщество вузов – членов CDIO Initiative.
Для разработки образовательных программ были взяты два бакалаврских направления подготовки 13.03.01 – Теплоэнергетика и теплотехника и 13.03.02 – Электроэнергетика и электротехника.
При разработке совместных практико-ориентированных образовательных программ был также использован принцип мультифункциональной подготовки [3], которые предполагает студенту возможность выбора траектории для получения дополнительной квалификации в процессе обучения (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Схема мультифункциональной подготовки студентов в Кадуйском политехническом техникуме с участием ЧГУ в
рамках международных стандартов CDIO
Основные преимущества подготовки студентов ссуза в рамках стандартов CDIO:
1. Формирование дисциплинарной составляющей студента от необходимых компетенций будущего специалиста;
2. Применение проектного подхода в процессе обучения;
3. Модульная структура учебного плана;
4. Обеспечение возможности студенту работать в команде;
5. Возможность выбора мультифункциональной траектории
обучения;
6. Снижение трудоемкости учебные планов (уход от дисциплинарного курсового проектирования, переход к междисциплинарному) [4].
При реализации данной схемы подготовки Череповецкий государственный университет берет на себя обязательства по частичному обеспечению вариативной части учебного плана, руководству преддипломной практикой и ВКР. В свою очередь компания ОАО «Северсталь» берет на себя обеспечение прохождения производственных практик и потенциальной возможности работы выпускников в специализированных энергетических производственных подразделениях.
Представленная на рисунке 1 схема мультифункциональной подготовки студентов может аналогично быть реализована выпускниками техникума уже в вузе в рамках заочного (ускоренного) обучения.
Предлагаемая структура реализации интегрированных инженерных образовательных программ сетевого взаимодействия ссуза-вуза и реализации международных стандартов CDIO (на примере очной подготовки студентов Кадуйского политехнического техникума и ЧГУ) представлена на рисунке 2.
Данная структура предусматривает, по сути, возможность параллельного обучения студента в среднем техническом и высшем учебном заведении. При таком параллельном обучении студенту целесообразно выполнять одну выпускную работу, которая должна отвечать
требованиям соответствующих образовательных стандартов среднетехнического и высшего профессионального образования и обуславливать создание специализированных квалификационных комиссий по приему защит ВКР.
Основные преимущества очной подготовки студентов вуза в рамках реализации интегрированных образовательных программ при сетевом взаимодействии «ссуз-вуз» с учетом выполнения требований стандартов CDIO:
1. Возможность сокращения сроков получения высшего образования для учащихся техникума;
2. Одновременное окончание ссуза и вуза;
3. Интегрированный модуль вариативной части профессионального блока и ИГА;
4. Повышение конкурентоспособности выпускника на рынке труда;
5. Получение по окончании образовательной программы следующих документов:
- диплом об окончании среднетехнического учебного заведения;
- диплом об окончании вуза;
- свидетельство о повышении квалификации в рамках мультифункционального подхода (выбора соответствующей траектории обучения);
- удостоверение о рабочей профессии;
- диплом международного образца.
Рисунок 2 – Схема реализации интегрированных образовательных программ сетевого взаимодействия системы «ссуз-вуз» в рамках реализации стандартов CDIO
Представленный подход по разработке интегрированных практико-ориентированных инженерных образовательных программ сетевого взаимодействия системы «ссуз-вуз» несомненно направлен на повышение качества инженерного образования, имиджа и конкурентоспособности учебных заведений и будет способствовать совершенствованию технологий подбора квалифицированных кадров для ключевых работодателей.
Библиографический список
- Международная инициатива CDIO. http://www.cdio.org
- Чучалин А.И. Повышение качества инженерного образования в условиях модернизации экономики страны. // Вестник высшей школы Alma Mater. – 2011. – № 11. – с. 12-17.
- Кожевников А.В. Модернизация образовательного процесса в рамках применения мультифункционального подхода при разработке и реализации инженерных образовательных программ на основе стандартов CDIO // Современные научные исследования и инновации. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/33974
- Кожевников А.В. Реализация междисциплинарных проектов при разработке практико-ориентированных инженерных образовательных программ в рамках международных стандартов CDIO // Современные научные исследования и инновации. – Июнь 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/34442