УДК 378; 371:351.851

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ CDIO

Кожевников Александр Вячеславович
Череповецкий государственный университет
заведующий кафедрой Электроэнергетики и электротехники, кандидат технических наук, доцент

Аннотация
Предложена новая концепция разработки и реализации инженерных образовательных программ в соответствии с международными стандартами CDIO с применением мультифункционального подхода.

Ключевые слова: инженерное образование, мультифункциональность, образовательная программа, стандарты CDIO


MODERNIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE APPLICATION OF A MULTIFUNCTIONAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF ENGINEERING EDUCATION PROGRAMS BASED ON CDIO STANDARDS

Kozhevnikov Aleksandr Vjacheslavovich
Cherepovets State University
Head of the Department of Electricity and Electrical Engineering, Candidate of Science (Technology), Associate Professor

Abstract
A new concept of development and implementation of engineering education programs in accordance with international standards CDIO using multifunctional approach.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кожевников А.В. Модернизация образовательного процесса в рамках применения мультифункционального подхода при разработке и реализации инженерных образовательных программ на основе стандартов CDIO // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/33974 (дата обращения: 05.06.2017).

В условиях реализации корпоративных программ повышения организационной эффективности крупных российских промышленных предприятий металлургической, химической, машиностроительной отраслей, направленных на снижение производственных издержек, энергосбережение, внедрение инновационных эффективных технологий, разработку новых продуктов, развитие мультифункционала специалистов и руководителей и т.д., задача практико-ориентированной подготовки специалистов с высшим образованием становится весьма актуальной.

В сложившихся условиях потенциальный работодатель, взаимодействуя с ключевыми для себя вузами-партнерами, заинтересован в снижении затрат на практики и повышении их эффективности, снижении затрат на обучение молодых специалистов в рамках получения студентами дополнительных специализированных квалификаций (рабочих профессий и т.п.) в процессе обучения в вузе.

Также работодатель заинтересован в развитии компетенций будущего специалиста (бакалавра), которые отражают специфику конкретного производства, технологии, оборудования и не обязательно ограничены только ФГОС. Этому может помочь реализация в процессе обучения реального проекта (проектов), решение научно-исследовательских задач, не ограниченных рамками отведенного времени на ВКР, а в течение всего срока обучения. Данные проекты могут выполняться по актуальным для работодателя темам как индивидуально, так и группой студентов.

Реализация вышеуказанных положений может быть затруднительна, так как некоторые из них выходят за рамки, установленные ФГОС, и требуют от вузов разработки совместных с работодателями специализированных образовательных программ, что требует уже наличия дополнительных компетенций руководства и ППС вуза, затрат на дополнительную специализированную методическую работу, развития материальной базы кафедр, а также новых «рамок, правил игры», так как российским законодательством в сфере высшего образования не предусмотрена реализация образовательных программ с требованиями, превышающими требования ФГОС.

Решению вышеуказанных задач и проблем может помочь разработка образовательных программ, основанных на модели инженерного образования в рамках требований международных стандартов CDIO: Conceive – Design – Implement –Operate, основной принцип которых реализация в процессе подготовки практико-ориентированного бакалавриата модели 4-х П: «Планировать- Проектировать – Производить – Применять» [1-3].

Исходя из вышесказанного в Инженерно-техническом институте Череповецкого государственного университета, реализуется научно-методический проект по внедрению стандартов CDIO в процесс инженерной подготовки специалистов в рамках разработки и внедрения инновационных, практико-ориентированных мультифункциональных образовательных программ.

Указанная мультифункциональность в разрабатываемых образовательных программах реализуется в виде сочетания 2-х и более инженерных специализаций.

То есть выпускник данной образовательной программы может занимать (совмещать, чем может быть и обеспечена его мультифункциональность) различные инженерные должности, тем самым повышая свою конкурентоспособность на рынке труда.

Проектируемые образовательные программы в Череповецком государственном университете в рамках реализации международных стандартов CDIO предусматривают несколько особенностей (отличий) от образовательных программ, традиционно реализуемых в системе российского высшего профессионального образования, в рамках выполнения ФГОС:

- уход от дисциплинарного курсового проектирования переход к междисциплинарному (данный факт позволит выполнять более комплексные проекты, предусматривать их выполнение в студенческих командах, будет способствовать более полному освоению компетенций с акцентом на практико-ориентированную подготовку специалистов);

В рамках образовательной программы предусматривается выполнение 3-х междисциплинарных проектов соответственно после окончания 1, 2 и 3-го курсов обучения согласно групп компетенций, указанных в проекте стандартов ФГОС+ (общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции и профессиональные прикладные компетенции). Междисциплинарные курсовые проекты и ВКР могут выполняться группой студентов 3-5 человек.

- наличие мультифункциональной составляющей (данная особенность образовательной программы реализована по рекомендациям ключевых работодателей и позволяет выбирать различные траектории обучения в рамках освоения курсов по выбору и реализации специализированных междисциплинарных проектов для получения дополнительных квалификаций по окончании вуза);

При реализации данного мультифункционального подхода возможны различные комбинации квалификаций выпускников, например: «электрик-механик», «технолог-специалист АСУ», «электрик-программист» и т.п.

- возможность выполнения «сквозных» командных инновационных коммерчески реализуемых проектов с 1-го по 4-й курс;

Данная особенность образовательной программы направлена на выявление уже с 1-го курса одаренных студентов, создание студенческих научных коллективов, мотивацию и повышение уровня студенческого научно-технического творчества в вузе в целом. Идея проекта закладывается на 1-м курсе обучения, это может быть студенческая идея, тематика предложенная ППС, либо представителя бизнеса, которая должна быть защищена на конференц-неделе в присутствии студентов, преподавателей и представителей работодателей. Выполняя данный проект, студенты освобождаются от междисциплинарных проектов, а делают промежуточные отчеты по своей тематике, с темой инновационного проекта студенты выходят и на ВКР. Инновационные проекты выполняются также группой 3-5 человек. Основная их задача – это коммерциализация разработок и открытие хозяйственного общества студентами.

Сквозные инновационные проекты могут выполняться в рамках тематики поисковых и хоздоговорных научных работ утверждаемых и выполняемых на кафедре.

Кроме этого необходимо отметить, что в рамках проектной деятельности нельзя моментально закреплять указанные выше траектории обучения студента, необходимо давать ему возможность выбора в течение хотя бы 2-х первых курсов.

Предложенная в Череповецком государственном университете концепция модернизации инженерного образования в соответствии рекомендациями международных стандартов CDIO представлена на рисунках 1, 2.

Рисунок1 – Концепция инженерного образования Череповецкого государственного университета в соответствии со стандартами CDIO с применением мультифункционального подхода

Рисунок 2 – Учебный план, результаты обучения, формы и методы оценки


Библиографический список
  1. Международная инициатива CDIO. http://www.cdio.org
  2. E. F. Crawley, J. Malmqvist, S. Ostlund, D. Brodeur, “Rethinking Engineering Education: The CDIO Approach”, Springer, 2007.
  3. Чучалин А.И., Герасимов С.И. Компетенции выпускников инженерных программ: национальные и международные стандарты. // Высшее образование в России. – 2012. – №10. – с. 3-14.


Все статьи автора «kojevnikovav»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Модернизация образовательного процесса в рамках применения мультифункционального подхода при разработке и реализации инженерных образовательных программ на основе стандартов CDIO”

  1. 11.03.2015 в 11:05

    Здравствуйте, а можно ли с вами связаться через e-mail?

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: