УПРАВЛЕНИЕ БАЛАНСОМ СИЛЫ В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА РОССИИ

Кондраль Дмитрий Петрович
Сыктывкарский филиал Российского университета кооперации
кандидат политических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Аннотация
Перспективы политического развития Севера России зависят от возможности в рамках системы стратегического управления поддерживать баланс власти, определяя приемлемость использования методов "мягкой" и "жёсткой" власти. Каждая из рассматриваемых в статье технологий политического управления имеет свои последствия и результаты применения, которые могут приводить как к кооперации в реализации перспективных планов, так и ограничению влияния негативных последствий внешних и внутренних политических факторов. Учёт ключевых факторов сбалансированности управленческих решений позволяет определить перспективы их принятия и реализации.

Ключевые слова: баланс силы, Политическая система, Север России, стратегическое управление, управленческие решения


BALANCE CONTROL FORCES IN THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN NORTH

Kondral Dmitry Petrovich
Syktyvkar Branch of the Russian University of Cooperation
сandidate of Political Sciences, Associate Professor of Humanities disciplines

Abstract
Prospects for political development in the North Russia depend opportunities within the strategic management system to maintain the balance of power, determining the acceptability of the use of methods of "soft" and "hard" power. Each of the above article technologies of political control has its consequences and results of the application, which can lead to both cooperation in the implementation of long-term plans, and limit the impact of the negative effects of external and internal political factors. Account of the key factors in the balance of management decisions to determine the prospects for their adoption and implementation.

Keywords: administrative decisions, balance of power, North of Russia, strategic management, the political system


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кондраль Д.П. Управление балансом силы в процессе стратегического развития Севера России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/08/37008 (дата обращения: 18.04.2024).

Динамичное развитие Севера России связано с формированием системы стратегического управления, способной учитывать всё многообразие форм и методов социально-политического, экономического и культурного взаимодействия государства, населения и бизнеса в регионе.

Важным качеством эффективных систем управления стратегическим развитием является способность рационализировать методы и ресурсы управления в зависимости от значимости и актуальности стратегических, тактических, операционных целей и задач. Эффективность системы стратегического управления определяется возможностью упорядоченного применения технологий «мягкой» и «жёсткой» власти для формирования благоприятных условий достижения перспективных целей социально-политического, культурного и экономического развития территорий Севера России.

Таким образом, важной функцией системы стратегического управления процессами развития территорий Севера России является регулирование методов «мягкой» и «жёсткой» власти, что создаёт условия поддержания баланса власти. Данные технологии управления имеют свои специфические черты, определяющие характерные условия их применения.

Технология управления «soft power» [1; 2; 3; 4; 5; 6] (мягкая власть) предполагает плановое системное управление политическими процессами, основанное на оценке стратегических перспектив и формировании на основе специализированных исследований подходящих условий реализации стратегической инициативы политической властью страны путём культурной и политической кооперации.

В основе идеологической концепции «мягкой власти» лежит идея культурной и идеологической интеграции, что предполагает внедрение и распространение определённых привлекательных политических, культурных, социальных, экономических ценностей и норм общественной жизни (например, идей демократии, свободы, справедливости, равенства и др.). За счёт распространения универсальных ценностей и интересов через механизмы культуры и языка происходит формирование общих целей и интереса к совместному участию в их достижении. Именно добровольное участие на основе общих ценностей и идей отличает механизм «мягкой власти» от «жёсткой власти», которая характеризуется использованием принуждения на основе экономических и военных санкций [7; 8; 9; 10].

Технология «жёсткой власти» используется в основном применительно к кризисным общественно-политическим процессам и определяется незначительной возможностью прогнозирования и планирования стратегических перспектив социально-политического и экономического развития общества. Главной целью данной технологии является ограничение влияния на социально-политическую систему возможных негативных последствий от воздействия нежелательных внешних и внутренних факторов, противоречий и угроз.

Таким образом, если механизмы «мягкой» власти применяются в основном для кооперации субъектов политики с целью реализации совместных целей и задач, то механизмы «жёсткой» власти направлены на ограничение дестабилизирующих социально-политическую систему факторов и не учитывают возможности  и перспективы развития общества.

Основные характеристики технологий «мягкой» и «жёсткой» власти приведены ниже (см. таб. 1):

Таблица 1 – Сравнение социально-политических характеристик «мягкой» и «жёсткой» власти (Авторский вариант)

Характеристики

«Мягкая власть»

«Жёсткая власть»

Главная цель Интеграция и кооперация Принуждение и побуждение
Методы достижения целей и задач Применение культурных (в том числе языковых), политических и идеологических методов распространения ценностей Военные, экономические, социальные и политические санкции
Степень стратегической направленности Долгосрочное планирование на основе стратегических исследований Краткосрочная мобилизация ресурсов, не предусматривающая анализ и изучение стратегических перспектив развития
Демократические механизмы принятия и реализации управленческих решений Ключевыми являются ценности демократии и гражданского участия Демократические механизмы и гражданское участие зачастую не учитываются
Правовые нормы Безоговорочное соблюдение правовых норм, правил и стандартов Возможна практика «корректировки» правовых норм, правил и стандартов
Политическая культура и ценности Поощряется активная политическая культура (участия), основанная на культуре «модернити» В основном доминирует пассивная политическая культура, основанная на авторитарных ценностях и нормах
Гражданское общество Обязательное участие институтов гражданского общества в процессе принятия и реализации управленческих решений, ценностей и целей Имеется возможность не привлекать институты гражданского общества, в основе лежит широкое использование военных и силовых структур
Открытость и прозрачность Поддержание открытой и прозрачной политической системы Возможность власти не обращать внимания на состояние политической системы, используя авторитарные методы управления

Исследуемые технологии управления в политической практике в основном применяются комплексно. Политико-управленческие последствия их применения оказывают различное влияние на направление, тенденции и пути политического развития государства и общества. Так, если «мягкая» власть ставит целью интеграцию и создание коалиций и альянсов, то «жёсткая» власть предполагает возможность продвижения интересов без обязательного сотрудничества и кооперации. Применение технологии «жёсткой» власти может сопровождаться «откатом» ценностей и идеалов демократии, свободы и самосознания общества и приводить к формированию авторитарных тенденций развития социально-политической системы страны.

Для сбалансированного политического развития система стратегического управления должна иметь механизмы поддержания баланса власти в процессе разработки и реализации политических решений. Важной составляющей данной системы являются демократические, правовые и гражданские механизмы регулирования взаимоотношений государства и общества, формирующие эффективные основы артикуляции и агрегации интересов общества, их внедрения в политическую практику страны и её регионов.       Механизмы поддержания баланса власти должны учитывать как внутренние, так и внешнеполитические тренды и возможные угрозы стратегического развития социально-политической, экономической и культурной сфер жизнедеятельности общества [11]. Поэтому система стратегического управления на Севере России должна иметь эффективные механизмы стратегического исследования и планирования [12].

Анализируя систему стратегического планирования, важно отметить, что чем больше период стратегического исследования, тем выше вероятность отклонения запланированных показателей от реальности вследствие воздействия внешних и внутренних дестабилизирующих политическую систему факторов. Поэтому необходимо изначально создавать более точную систему контроля процессов реализации стратегических проектов развития территорий Севера России и более структурированную систему тактического управления, нежели в случае небольших периодов стратегического планирования.

Важным аспектом выработки качественной стратегической политики развития Севера России является формирование системы качества принятия и реализации управленческих решений. Данная система должна определять целесообразность и эффективность конкретных управленческих решений для стратегического развития социально-политической, экономической и культурной сфер общества, что предполагает оценку ключевых факторов сбалансированности управленческих решений по вопросам развития Севера России.

Среди основных факторов оценки сбалансированности управленческих решений следует выделить:

1)      Фактор внешних условий: одобрение/неодобрение международным сообществом стратегической политики России в области освоения Севера и Арктики (фактор I).

2)      Факторы внутренних условий: а) наличие качественной стратегии, детально продуманной и соотнесённой с реальностью (фактор II); б) согласие общества со стратегическими планами (фактор III); в) наличие ресурсов для реализации стратегических планов (идеологических (1), финансовых (2), готовность соответствующих управленческих кадров (3), временной ресурс (4), техническая готовность (5) (фактор IV).

Оценка ключевых факторов способствует определению внешних и внутренних условий принятия и реализации управленческих решений и выработке наиболее приемлемой модели стратегического развития северных территорий страны.


Библиографический список
  1. Joseph Nye, Bound to lead: The changing nature of American power. New York: Basic Books, 1990. 308 р.
  2. Joseph Nye, The Powers to Lead. NY: Oxford University Press, 2008.
  3. Joseph Nye, Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. 191 с.
  4. Jan Melissen, Wielding Soft Power // Clingendael Diplomacy Papers. No 2. Clingendael, Netherlands, 2005.
  5. Salvador Santino Regilme, The Chimera of Europe’s Normative Power in East Asia: A Constructivist Analysis // Central European Journal of International and Security Studies, March, 2011. №5 (1). P. 69-90.
  6. Ваплер В.Я., Гронская Н.Э., Гусев А.С., Коршунов Д.С., Макарычев А.С., Солнцев А. В. Идея империи и «мягкая сила»: мировой опыт и российские перспективы // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право, 2010. № 1.
  7. Гукасов А.В. «Жесткая» и «мягкая» сила как инструменты внешней политики США // Вестник Института стратегических исследований ПГЛУ: Сб. научных трудов. Выпуск I: Конфликты – безопасность – геополитика: стратегический анализ современного мирового развития. Ставрополь: Ставролит, 2011. С.15-17.
  8. Леонова О. Г. Мягкая силаресурс внешней политики государства // Обозреватель, 2013. № 4. С. 27-40.
  9. Пономарева Е.Г. Железная хватка “мягкой силы” // Однако, 2013. № 6. С. 18-26; № 7. С. 18-21.
  10.  Русакова О.Ф., Ковалёва Д.М. «Мягкая сила» и «умная власть»: концептуальный анализ // Социум и власть. №3 (41), 2013. С. 15-20.
  11. Кондраль Д.П. Социально-политические факторы стратегического развития Севера России // Современные научные исследования и инновации, Апрель 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32776 (дата обращения: 01.04.2014).
  12. Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Стратегическое управление процессами пространственно-территориального развития Севера России: проблемы и перспективы. Сыктывкар: Изд. Сыкт ГУ, 2014. 96 с.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кондраль Д.П.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация