В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с сочетанием задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью уделяется все большее внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества таких детей. Причинами которой, по мнению профессора Н.С. Моровой, руководителя научной школы «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья», является «ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости, техногенные факторы, нерешенные социально-экономические, психолого-педагогические, медицинские и другие проблемы» [4, с.30].
Успешная коррекция и компенсация недостатков в развитии у данной категории детей возможна лишь при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, т.е. при обучении, стимулирующем развитие и соответствующим реальным возможностям ребенка.
Специализированные дошкольные учреждения для детей с задержкой психического развития были включены в систему образования с 1990 года.
В настоящее время уже накоплен определенный опыт по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях специального детского сада (Борякова Н.Ю., Вильшанская А.Д, Власова Т.А., Лебединская К.С., Лубовский В.И., Маркова Л.С., Мастюкова Е.М., Ульенкова У.В., Шевченко С.Г. и др.) [2].
Однако у педагогов-дефектологов возникает множество вопросов, касающихся специфики организации работы с детьми с задержкой психического развития, осложненной синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
В связи с этим нами была предпринята разработка методических рекомендаций для педагогов-дефектологов, целью которых является оптимизация коррекционного обучения гиперактивных детей с ЗПР.
На наш взгляд, при организации работы педагога-дефектолога с детьми с ЗПР и СДВГ необходимо учитывать возраст детей, характер задержавшейся в развитии функции, степень выраженности симптомов СДВГ, специфику микросоциальной среды, своевременность оказания психолого-педагогической помощи.
При составлении рекомендации мы опирались на концепцию системного подхода к анализу психического развития ребенка (Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Семаго Н.Я.), на комплексный многоуровневый подход к оказанию коррекционной помощи детям с гиперактивностью (Шевченко Ю.С.), на концепцию учета закономерностей процесса интериоризации (Выготский Л.С., Гальперин П.Я.).
При построении коррекционно-развивающего процесса мы выделили ряд принципиальных моментов, которые были положены в основу наших рекомендаций:
- Антропологический принцип, который определяет выбор методов и приемов, способствующих усвоению знаний гиперактивными детьми с ЗПР и решению их конкретных проблем.
- Организация работы педагога-дефектолога определяется общими требованиями к коррекционному процессу [3, с.89], который должен быть построен на принципах открытости и диалогичности, быть интерактивным, предполагать взаимодействие и обратную связь.
- Принцип нацеленности специалистов на максимально возможное содействие ребенку с ЗПР и СДВГ в его социализации.
- Деятельностный принцип организации коррекционного обучения, базирующийся на концепции ведущей деятельности.
- Принцип дозированности коррекционного воздействия на гиперактивных детей с ЗПР, носящий щадящий, охранительный характер.
Данные методические рекомендации прошли успешную апробацию в 2009 году на базе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида МДОУ № 76 «Солнышко» г. Йошкар-Олы, получили положительные отзывы от сотрудников данного детского сада и в настоящее время применяются ими в своей практической деятельности.
Они могут использоваться во всех видах коррекционных занятий, проводимых педагогом-дефектологом в специализированном ДОУ: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, по подготовке к обучению грамоте, конструированию, коррекционной ритмике и др.
Таким образом, предлагаемый материал, обобщенный в рекомендации позволит педагогу-дефектологу более обоснованно, грамотно и продуктивно организовать свою работу с детьми, испытывающими трудности в обучении, обусловленные сочетанием задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Методические рекомендации для педагогов-дефектологов по оптимизации коррекционного обучения детей с ЗПР и СДВГ
Рекомендации по адаптации учебного плана и инструкций
- По одной и той же теме проводите два и более занятия ввиду замедленного темпа усвоения нового материала детьми данной категории.
- На занятиях не используйте многофункциональные упражнения, позволяющие решать несколько задач одновременно, ввиду общей психической незрелости и рассеянности внимания.
- Планируйте занятия так, чтобы дети могли активно в них участвовать, в том числе вставать, перемещаться по группе/залу, двигаться на своих местах.
- Составляйте планы занятий так, чтобы занятия были интересными и содержательными, привлекающими внимание детей.
- Включайте в занятия легкие физические упражнения и релаксацию.
- Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию детей, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Давайте больше творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности.
- Применяйте в процессе обучения компьютерные технологии, в том числе для того, чтобы давать детям задания, инструкции.
- Обеспечивайте гиперактивному ребенку с ЗПР наиболее прямые, последовательные и индивидуальные инструкции.
- Придавайте инструкциям направляющий характер.
- Тренируйте навыки организованности.
- Разрабатывайте коррекционные задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении.
- Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи ребенка вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
- Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его использовать их лучше, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть каждый ребенок станет экспертом в группе по какой-либо области, вопросу.
- Варьируйте способы оценки успешности обучения ребенка в соответствии с его сильными качествами.
Рекомендации по поощрению стабильности и постоянства поведения детей во время выполнения заданий
- Обеспечивайте постоянную обратную связь, возможность частого обращения за помощью.
- Структурируйте задания.
- Постоянно наблюдайте за самостоятельным выполнением работы.
- Самые сложные занятия/задания должны ставиться в расписании на наиболее продуктивное для ребенка время (преимущественно в первой половине дня).
- Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями каждого ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребенку с ЗПР.
- Используйте помощь со стороны студентов-практикантов и дополнительно привлеченных педагогов.
- Обеспечьте частые и регулярные перерывы во время и между занятиями в связи с повышенной утомляемостью данной категории детей.
- В определенных заданиях с целью контроля времени применяйте таймеры, часы со звонком или сигнал мобильного телефона.
- Поддерживайте постоянные контакты с семьей ребенка.
- Составляйте ежедневные/еженедельные отчеты об успехах ребенка.
- Осваивайте навыки разрешения конфликтов и применение посредничества с помощью других детей (одногруппников).
Рекомендации по развитию и совершенствованию управляющих функций
Для обучения навыкам планирования:
- Введите традицию ведения совместного группового или личного дневника (дошкольники, еще не владеющие навыками письма, могут рисовать картинки). Следите за регулярностью его выполнения.
- Учите детей составлению планов, расписания дел на день с распределением времени на них, записи заданий, напоминаний (можно в графической форме).
Для улучшения навыков организации:
- Выделите время в течение дня для наведения порядка в своем шкафу, столе.
- Ограничьте количество используемых тетрадей. Лучше пользоваться одной тетрадью со специальным держателем-зажимом, с помощью которого легко вставляются или вынимаются отдельные листы.
- Тщательно организуйте распорядок на каждый день и каждую неделю, помогите родителям в установлении системы домашних обязанностей.
Для улучшения последовательности:
- Создайте стандартные правила, шаблоны для доведения заданий до завершения.
- Обеспечьте возможности для самокоррекции.
- Допускайте опоздание с завершением работы.
- За частично выполненную работу давайте частичное поощрение.
Для улучшения самоконтроля:
- Заранее готовьте детей к переходу от одной деятельности к другой.
- Демонстрируйте правила (желательно в наглядной форме).
- Делайте подсказки, напоминания по поводу поведения.
- Четко обсуждайте результаты действий.
- Предоставьте детям время для снятия напряжения, стресса.
- Не запрещайте механическое рисование каракулей и другие приемлемые формы бессмысленно совершаемых движений.
- Используйте активность в качестве награды.
- Обеспечьте больше надзора.
Рекомендации по улучшению внимания и поддержанию его концентрации
При проблемах с началом выполнения заданий:
- Повторите указания.
- Выделите ключевые слова.
- Используйте выделение или цветную маркировку для указаний и других важных элементов работы.
- Приучите группу начинать выполнение заданий одновременно.
- В помещении, где проводятся коррекционные занятия, должно быть минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).
При проблемах с продолжением выполнения и завершением заданий:
- Стимулируйте интерес и активность в процессе выполнения задания.
- Разделяйте большие задания на несколько легко выполнимых фрагментов.
- Сокращайте все предлагаемые задания.
- Иногда позволяйте детям самим выбирать задания для выполнения.
- Ограничьте время объяснения теоретического материала.
Рекомендации по улучшению памяти
- Концентрируйтесь каждый раз только на одной проблеме.
- Запишите всю работу, которую предстоит сделать.
- Составьте список всех этапов выполнения для каждого задания.
- Пользуйтесь напечатанными инструкциями и планами-конспектами занятий.
- Пользуйтесь специальными компьютерными технологиями, облегчающими процесс запоминания.
- Используйте в работе адаптированные методики запоминания (группировка, запоминание по частям, мнемотехники).
Библиографический список
- Борисова Е.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) «Марийский институт образования», 2008.
- Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно – педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: методическое пособие. – М.: Академия, 2010г.
- Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Айрис-пресс, 2012.
- Морова Н.С., Заболотских О.П. Роль семьи в социальном воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья/ Н.С. Морова, О.П. Заболотских// Социальная педагогика в России. – 2012. – №3.