ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Шагиева Елена Сергеевна
Марийский государственный университет
аспирант

Аннотация
В статье рассматривается проблема недостаточной разработанности вопросов организации коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в условиях специализированного детского сада. Представлен практический ценный опыт разработки методических рекомендаций для педагогов-дефектологов коррекционных дошкольных учреждений.

Ключевые слова: дошкольники, задержка психического развития, педагоги-дефектологи, синдром дефицита внимания с гиперактивностью


ORGANISATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHERS-SPEECH PATHOLOGISTS WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AND ATTENTION DEFICIENCY SYNDROME WITH HYPERACTIVITY

Shagieva Elena Sergeevna
Mari State University
postgraduate student

Abstract
The article discusses the problem of inefficient questions development of organization of correction and pedagogical work with children who have mental retardation and attention deficiency syndrome with hyperactivity in conditions of specialized kindergarten. In this connection there is a practical valuable experience of methodological recommendation development for teachers-speech pathologists in correction preschool institutions.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шагиева Е.С. Организационно-методические аспекты работы педагогов-дефектологов с дошкольниками с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/07/36807 (дата обращения: 26.12.2024).

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с сочетанием  задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью уделяется все большее внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества таких детей. Причинами которой, по мнению профессора Н.С. Моровой, руководителя научной школы «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья», является «ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости, техногенные факторы, нерешенные социально-экономические, психолого-педагогические, медицинские и другие проблемы» [4, с.30].

Успешная коррекция и компенсация недостатков в развитии у данной категории детей возможна лишь при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, т.е.  при обучении, стимулирующем развитие и соответствующим реальным возможностям ребенка.

Специализированные дошкольные учреждения для детей с задержкой психического развития были включены в систему образования с 1990 года.

В настоящее время уже накоплен определенный опыт по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях специального детского сада (Борякова Н.Ю., Вильшанская А.Д, Власова Т.А., Лебединская К.С., Лубовский В.И., Маркова Л.С., Мастюкова Е.М., Ульенкова У.В., Шевченко С.Г. и др.) [2].

Однако у педагогов-дефектологов возникает множество вопросов, касающихся специфики организации работы с детьми с задержкой психического развития, осложненной синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В связи с этим нами была предпринята разработка методических рекомендаций для педагогов-дефектологов, целью которых является оптимизация коррекционного обучения гиперактивных детей с ЗПР.

На наш взгляд,  при организации работы педагога-дефектолога с детьми с ЗПР и СДВГ необходимо учитывать возраст детей, характер задержавшейся в развитии функции, степень выраженности симптомов СДВГ, специфику микросоциальной среды, своевременность оказания психолого-педагогической помощи.

При составлении рекомендации мы опирались на концепцию системного подхода к анализу психического развития ребенка (Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Семаго Н.Я.), на комплексный многоуровневый подход к оказанию коррекционной помощи детям с гиперактивностью (Шевченко Ю.С.), на  концепцию учета закономерностей процесса интериоризации (Выготский Л.С., Гальперин П.Я.).

При построении коррекционно-развивающего процесса мы выделили ряд принципиальных моментов, которые были положены в основу наших рекомендаций:

  1. Антропологический принцип, который определяет выбор методов и приемов, способствующих усвоению знаний гиперактивными детьми с ЗПР и решению их конкретных проблем.
  2. Организация работы педагога-дефектолога определяется общими требованиями к коррекционному процессу [3, с.89], который должен быть построен на принципах открытости и диалогичности, быть интерактивным, предполагать взаимодействие и обратную связь.
  3. Принцип нацеленности специалистов на максимально возможное содействие ребенку с ЗПР и СДВГ в его социализации.
  4. Деятельностный принцип организации коррекционного обучения, базирующийся на концепции ведущей деятельности.
  5. Принцип дозированности коррекционного воздействия на гиперактивных детей с ЗПР, носящий щадящий, охранительный характер.

Данные методические рекомендации прошли успешную апробацию в 2009 году на базе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида МДОУ № 76 «Солнышко» г. Йошкар-Олы, получили положительные отзывы от сотрудников данного детского сада  и в настоящее время применяются ими в своей практической деятельности.

Они могут использоваться во всех видах коррекционных занятий, проводимых педагогом-дефектологом в специализированном ДОУ: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, по подготовке к обучению грамоте, конструированию, коррекционной ритмике и др.

Таким образом, предлагаемый материал, обобщенный в рекомендации позволит педагогу-дефектологу более обоснованно, грамотно и продуктивно организовать свою работу с детьми, испытывающими трудности в обучении, обусловленные сочетанием задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. 

Методические рекомендации для педагогов-дефектологов по оптимизации коррекционного обучения детей с ЗПР и СДВГ

Рекомендации по адаптации учебного плана и инструкций

  1. По одной и той же теме проводите два и более занятия ввиду замедленного темпа усвоения нового материала детьми данной категории.
  2. На занятиях не используйте многофункциональные упражнения, позволяющие решать несколько задач одновременно, ввиду общей психической незрелости и рассеянности внимания.
  3. Планируйте занятия так, чтобы дети могли активно в них участвовать, в том числе вставать, перемещаться по группе/залу, двигаться на своих местах.
  4. Составляйте планы занятий так, чтобы занятия были интересными и содержательными, привлекающими внимание детей.
  5. Включайте в занятия легкие физические упражнения и релаксацию.
  6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию детей, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Давайте больше творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности.
  7. Применяйте в процессе обучения компьютерные технологии, в том числе для того, чтобы давать детям задания, инструкции.
  8. Обеспечивайте гиперактивному ребенку с ЗПР наиболее прямые, последовательные и индивидуальные инструкции.
  9. Придавайте инструкциям направляющий характер.
  10. Тренируйте навыки организованности.
  11. Разрабатывайте коррекционные задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении.
  12.  Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи ребенка вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
  13.  Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его использовать их лучше, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть каждый ребенок станет экспертом в группе по какой-либо области, вопросу.
  14.  Варьируйте способы оценки успешности обучения ребенка в соответствии с его сильными качествами.

Рекомендации по поощрению стабильности и постоянства поведения детей во время выполнения заданий

  1. Обеспечивайте постоянную обратную связь, возможность частого обращения за помощью.
  2. Структурируйте задания.
  3. Постоянно наблюдайте за самостоятельным выполнением работы.
  4. Самые сложные занятия/задания должны ставиться в расписании на наиболее продуктивное для ребенка время (преимущественно в первой половине дня).
  5. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями каждого ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребенку с ЗПР.
  6. Используйте помощь со стороны студентов-практикантов и дополнительно привлеченных педагогов.
  7. Обеспечьте частые и регулярные перерывы во время и между занятиями в связи с повышенной утомляемостью данной категории детей.
  8. В определенных заданиях с целью контроля времени применяйте таймеры, часы со звонком или сигнал мобильного телефона.
  9. Поддерживайте постоянные контакты с семьей ребенка.
  10. Составляйте ежедневные/еженедельные отчеты об успехах ребенка.
  11. Осваивайте навыки разрешения конфликтов и применение посредничества с помощью других детей (одногруппников).

Рекомендации по развитию и совершенствованию управляющих функций

Для обучения навыкам планирования:

  1.  Введите традицию ведения совместного группового или личного дневника (дошкольники, еще не владеющие навыками письма, могут рисовать картинки). Следите за регулярностью его выполнения.
  2. Учите детей составлению планов, расписания дел на день с распределением времени на них, записи заданий, напоминаний (можно в графической форме).

Для улучшения навыков организации:

  1. Выделите время в течение дня для наведения порядка в своем шкафу, столе.
  2. Ограничьте количество используемых тетрадей. Лучше пользоваться одной тетрадью со специальным держателем-зажимом, с помощью которого легко вставляются или вынимаются отдельные листы.
  3. Тщательно организуйте распорядок на каждый день и каждую неделю, помогите родителям в установлении системы домашних обязанностей.

Для улучшения последовательности:

  1. Создайте стандартные правила, шаблоны для доведения заданий до завершения.
  2. Обеспечьте возможности для самокоррекции.
  3. Допускайте опоздание с завершением работы.
  4. За частично выполненную работу давайте частичное поощрение.

Для улучшения самоконтроля:

  1. Заранее готовьте детей к переходу от одной деятельности к другой.
  2. Демонстрируйте правила (желательно в наглядной форме).
  3. Делайте подсказки, напоминания по поводу поведения.
  4. Четко обсуждайте результаты действий.
  5. Предоставьте детям время для снятия напряжения, стресса.
  6. Не запрещайте механическое рисование каракулей и другие приемлемые формы бессмысленно совершаемых движений.
  7. Используйте активность в качестве награды.
  8. Обеспечьте больше надзора. 

Рекомендации по улучшению внимания и поддержанию его концентрации

При проблемах с началом выполнения заданий:

  1. Повторите указания.
  2. Выделите ключевые слова.
  3. Используйте выделение или цветную маркировку для указаний и других важных элементов работы.
  4. Приучите группу начинать выполнение заданий одновременно.
  5. В помещении, где проводятся коррекционные занятия, должно быть минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).

При проблемах с продолжением выполнения и завершением заданий:

  1. Стимулируйте интерес и активность в процессе выполнения задания.
  2. Разделяйте большие задания на несколько легко выполнимых фрагментов.
  3. Сокращайте все предлагаемые задания.
  4. Иногда позволяйте детям самим выбирать задания для выполнения.
  5. Ограничьте время объяснения теоретического материала.

Рекомендации по улучшению памяти

  1. Концентрируйтесь каждый раз только на одной проблеме.
  2. Запишите всю работу, которую предстоит сделать.
  3. Составьте список всех этапов выполнения для каждого задания.
  4. Пользуйтесь напечатанными инструкциями и планами-конспектами занятий.
  5. Пользуйтесь специальными компьютерными технологиями, облегчающими процесс запоминания.
  6. Используйте в работе адаптированные методики запоминания (группировка, запоминание по частям, мнемотехники).

Библиографический список
  1. Борисова Е.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) «Марийский институт образования», 2008.
  2. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно – педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: методическое пособие. – М.: Академия, 2010г.
  3. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего  обучения дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Айрис-пресс, 2012.
  4. Морова Н.С., Заболотских О.П. Роль семьи в социальном воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья/ Н.С. Морова, О.П. Заболотских// Социальная педагогика в России. – 2012. – №3.


Все статьи автора «Шагиева Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: