РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, доцент кафедры «Иностранные языки»
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
В статье анализируется роль психологических особенностей студентов в осуществлении воспитательного процесса. Усиление осознанных мотивов поведения рассматривается как характерная черта нравственного развития личности в этом возрасте. Современные требования к специалисту определяют необходимость создания единой комплексной системы образования, которая обеспечит преемственность передачи знаний и укрепит мотивацию будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: воспитательный процесс, комплексная система образования, мотивация, нравственное развитие, психологические особенности, студенты


ROLE OF PSYCHOLOGICAL FEATURES OF STUDENTS IN IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Kargina Elena Mikhailovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
In the article the role of psychological features of students in implementation of educational process is analyzed. Strengthening of conscious motives of behavior is considered as characteristic feature of moral development of the personality at this age. Modern requirements to the specialist define need of creation of uniform complex education system which will provide continuity of transfer of knowledge and will strengthen motivation of future professional activity.

Keywords: complex education system, educational process, moral development, motivation, psychological features, students


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Роль психологических особенностей студентов в осуществлении воспитательного процесса // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/07/36650 (дата обращения: 01.12.2024).

Рассматривая соотнесение воспитательной цели и личности будущего специалиста, необходимо отметить роль их психологических особенностей в осуществлении воспитательного процесса.  Время учебы в ВУЗе совпадает со вторым периодом юности и первым периодом зрелости, которые отличаются сложностью становления личностных черт. (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Л.Ф. Спирин).

Воспитание студентов нацелено, прежде всего, на их нравственное развитие. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление осознанных мотивов поведения. Получает подтверждение необходимость проявления тех качеств, которые недостаточно были востребованы в старших классах школы: целеустремленность, решительность, настойчивость.

Факт поступления в ВУЗ (в случае прочной мотивации) укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на самодостаточное личностное и профессиональное самовыражение. Вместе с тем на 2 и 3 курсах у студентов возникает вопрос о правильности выбора ВУЗа, специальности, профессии (25,7% студентов). К концу 3-го курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении (у 85,4% студентов). Часть студентов (7,9 %)  в это время принимает решение в будущем избежать работы по специальности [1]. Поэтому учет индивидуальных особенностей студентов является одним из важнейших воспитательных принципов деятельности высшей школы. Однако, если в средней школе для его осуществления есть все условия и возможности (постоянная связь классного руководителя и учителей с учеником во всех сферах его деятельности), то специфика вузовских занятий такова, что преподаватели, работая на разных кафедрах, имеют меньше возможностей непрерывного общения между собой и с куратором группы. Преподаватель, читающий лекцию целому потоку, естественно, не может учитывать индивидуальный темп усвоения каждого студента, способность каждого к анализу и синтезу, уровень развития их мышления. Преподавателям труднее заметить изменения психологических состояний студента в стрессовых ситуациях.

Новые условия деятельности в ВУЗе – это качественно новая система отношений ответственной зависимости. Все это ставит вопрос о перестройке учебной деятельности вчерашнего школьника.

Недостаточное внимание к выработке продуктивного стиля мышления у школьников приводит к тому, что преподаватели  в ВУЗе вынуждены в значительной мере опираться на репродуктивное мышление первокурсников, что не дает им возможности принимать оптимальные решения в нестандартных ситуациях и легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях деятельности. На основе субъектного переноса   «классно – урочно – предметной» подготовки в высшую школу,  продолжается адаптация  бывшего школьника к системе субъект – субъектных  отношений, установленных в конкретном вузе [2]. Осуществляется передача опыта жизнедеятельности в бытовом и профессиональном аспекте.

Отметим также, что в высшей технической школе традиционно воспитание сводилось к дуалистическому процессу: оказание образовательных услуг и нормативное побуждение студентов к самообразованию. Как показала проведенная опытно-экспериментальная работа, социально-психологический климат студенческого коллектива – это результат совместной деятельности обучающихся, их межличностного взаимодействия [3, с. 56]. Он проявляется как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие, оценка условий жизни и работы личности в коллективе. В общественной жизни людей взаимоотношения приобретают особую ценность для каждого человека, поскольку сущность каждого человека открывается только в связях с другими людьми и реализуется в процессах общения.

Известно, что воспитательный процесс нацелен на формирование у студентов совокупности профессиональных умений в процессе обучения непосредственно взаимосвязано с его структурой и компонентами единичного педагогического действия. Последнее осуществляется в системе «учащийся – ситуация – дидактическая единица –учащийся», что является субъектным образованием и осуществляется вариативно.

Особое внимание следует обратить на роль структуры и содержания дидактического процесса в развитии профессионального умения, являющегося основой профессионально-педагогического самовыражения педагога.

Целевой компонент, как основа меры компетентности будущего специалиста, закладывает стратегию воспитания очередного поколения учащейся молодежи, что в свою очередь, актуализирует процесс соотношения ценностных ориентаций многих поколений, их опыта в получении образовательных услуг и их значимости в дальнейшей социализации индивидуальности. Все это позволяет определить инновационную модель определения и реализации цели деятельности образовательного комплекса России.

Современные требования к специалисту определяют необходимость создания единой комплексной системы образования,  которая обеспечит преемственность передачи знаний и укрепит мотивацию будущей профессиональной деятельности.

Комплексная система обучения включает в себя следующие основные ступени:

– дошкольное обучение;

– школьное обучение;

– профессиональное обучение (в качестве высшей ступени – ВУЗ).

Систему комплексного образования можно представить в виде алгоритма, то есть пошагового выполнения действия для достижения цели (получения выбранной специальности).

Безусловно, каждый из вышеназванных этапов играет важную роль в обучении и воспитании человека, но ориентиром в программе комплексного обучения должен служить ВУЗ, так как именно в ВУЗе  подводится итог всей предыдущей работы и происходит непосредственное становление будущего специалиста (поэтому и целесообразен термин – «университетский комплекс») [4].

Хотелось бы подробнее остановиться на каждом из этапов комплексной программы обучения.

Базисное содержание дошкольного образования предполагает разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Базисная программа должна быть направлена на достижение стандарта образования как системы требований к его содержанию, которое обеспечивает необходимый уровень развития детей каждого психологического уровня.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка», воспитание и образование должно быть направлено на развитие умственных, духовных  и физических способностей в их самом полном объеме. Реализация стандарта – это выполнение государством обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.

Выполнение базисной программы дошкольного образования в соответствии со стандартом образования обеспечит «безболезненный» переход в систему школьного обучения как следующего звена университетского комплекса.

На этом этапе в большей степени проявляется профильная направленность в обучении. В старших классах школы, входящей в состав университетского комплекса технического ВУЗа, целесообразно произвести деление классов по профилям в соответствии с выбранной специальностью.

Целенаправленное формирование технических способностей в школе укрепит мотивацию обучения в ВУЗе (то есть способствует формированию профессиональной направленности) с одной стороны, и даст знания, необходимые для начального обучения в ВУЗе, с другой стороны.

Школа университетского комплекса является связующим звеном между дошкольным обучением и обучением в ВУЗе. Школьное обучение, используя в качестве основы задатки, сформированные в детском саду, само является базой для высшего образования.

Многочисленные исследования показали, что уровень познавательной активности студентов тесно связан со степенью сформированности профессиональной направленности. Взрослый учащийся, студент, склонен к саморегуляции и самоуправлению собственной деятельностью. Поэтому при анализе обучения студентов особое значение имеют вопросы, связанные с системой познавательных потребностей, внутренней мотивацией деятельности. Студенты с высоким уровнем профессиональной направленности обладают прочными профессионально значимыми навыками и умениями, их выбор данного ВУЗа и факультета осознан и целенаправлен [5].

Студенты среднего и низкого уровня профессиональной направленности ставят цель при изучении иностранного языка получить знания в объеме, достаточном для их будущей специальности.

С точки зрения содержания учебного процесса введение непрерывной профессиональной подготовки влечет за собой перестройку содержания и изменение направленности учебных дисциплин. Эти дисциплины в значительной мере должны быть переориентированы на развивающуюся модель университетского комплекса технического ВУЗа.


Библиографический список
  1. Кухарчук, А.М. Проявление профессиональной направленности личности в процессе обучения в вузе / А.М. Кухарчук, Г.И. Анискевич // Педагогика высшей и средней специальной школы. – №3. – Минск: Университетское, 1989. – С.82.
  2. Баткина, И.Б. Пути ускорения адаптации в системе «школа – вуз» / И.Б. Баткина // Вопросы психологии обучения и воспитания. Известия Воронежского государственного педагогического института.– т.184, Воронеж. – 1976. – С.7-9.
  3. Каргина, Е.М. Теоретико-методологические основы профилизации педагогического процесса в техническом вузе: монография / Е.М. Каргина. Москва, 2007. ‒ 127 с.
  4. Каргина, Е.М. Реализация принципа непрерывности профильного образования в аспекте функционирования Ассоциации «Университетский учебный комплекс» / Е.М. Каргина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – №3. – С. 132-137.
  5. Илькевич, Б. Формирование профессиональной мотивации / Б. Илькевич // Alma mater. – 2001. – №8. – С.11.


Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: