Рассматривая соотнесение воспитательной цели и личности будущего специалиста, необходимо отметить роль их психологических особенностей в осуществлении воспитательного процесса. Время учебы в ВУЗе совпадает со вторым периодом юности и первым периодом зрелости, которые отличаются сложностью становления личностных черт. (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Л.Ф. Спирин).
Воспитание студентов нацелено, прежде всего, на их нравственное развитие. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление осознанных мотивов поведения. Получает подтверждение необходимость проявления тех качеств, которые недостаточно были востребованы в старших классах школы: целеустремленность, решительность, настойчивость.
Факт поступления в ВУЗ (в случае прочной мотивации) укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на самодостаточное личностное и профессиональное самовыражение. Вместе с тем на 2 и 3 курсах у студентов возникает вопрос о правильности выбора ВУЗа, специальности, профессии (25,7% студентов). К концу 3-го курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении (у 85,4% студентов). Часть студентов (7,9 %) в это время принимает решение в будущем избежать работы по специальности [1]. Поэтому учет индивидуальных особенностей студентов является одним из важнейших воспитательных принципов деятельности высшей школы. Однако, если в средней школе для его осуществления есть все условия и возможности (постоянная связь классного руководителя и учителей с учеником во всех сферах его деятельности), то специфика вузовских занятий такова, что преподаватели, работая на разных кафедрах, имеют меньше возможностей непрерывного общения между собой и с куратором группы. Преподаватель, читающий лекцию целому потоку, естественно, не может учитывать индивидуальный темп усвоения каждого студента, способность каждого к анализу и синтезу, уровень развития их мышления. Преподавателям труднее заметить изменения психологических состояний студента в стрессовых ситуациях.
Новые условия деятельности в ВУЗе – это качественно новая система отношений ответственной зависимости. Все это ставит вопрос о перестройке учебной деятельности вчерашнего школьника.
Недостаточное внимание к выработке продуктивного стиля мышления у школьников приводит к тому, что преподаватели в ВУЗе вынуждены в значительной мере опираться на репродуктивное мышление первокурсников, что не дает им возможности принимать оптимальные решения в нестандартных ситуациях и легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях деятельности. На основе субъектного переноса «классно – урочно – предметной» подготовки в высшую школу, продолжается адаптация бывшего школьника к системе субъект – субъектных отношений, установленных в конкретном вузе [2]. Осуществляется передача опыта жизнедеятельности в бытовом и профессиональном аспекте.
Отметим также, что в высшей технической школе традиционно воспитание сводилось к дуалистическому процессу: оказание образовательных услуг и нормативное побуждение студентов к самообразованию. Как показала проведенная опытно-экспериментальная работа, социально-психологический климат студенческого коллектива – это результат совместной деятельности обучающихся, их межличностного взаимодействия [3, с. 56]. Он проявляется как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие, оценка условий жизни и работы личности в коллективе. В общественной жизни людей взаимоотношения приобретают особую ценность для каждого человека, поскольку сущность каждого человека открывается только в связях с другими людьми и реализуется в процессах общения.
Известно, что воспитательный процесс нацелен на формирование у студентов совокупности профессиональных умений в процессе обучения непосредственно взаимосвязано с его структурой и компонентами единичного педагогического действия. Последнее осуществляется в системе «учащийся – ситуация – дидактическая единица –учащийся», что является субъектным образованием и осуществляется вариативно.
Особое внимание следует обратить на роль структуры и содержания дидактического процесса в развитии профессионального умения, являющегося основой профессионально-педагогического самовыражения педагога.
Целевой компонент, как основа меры компетентности будущего специалиста, закладывает стратегию воспитания очередного поколения учащейся молодежи, что в свою очередь, актуализирует процесс соотношения ценностных ориентаций многих поколений, их опыта в получении образовательных услуг и их значимости в дальнейшей социализации индивидуальности. Все это позволяет определить инновационную модель определения и реализации цели деятельности образовательного комплекса России.
Современные требования к специалисту определяют необходимость создания единой комплексной системы образования, которая обеспечит преемственность передачи знаний и укрепит мотивацию будущей профессиональной деятельности.
Комплексная система обучения включает в себя следующие основные ступени:
– дошкольное обучение;
– школьное обучение;
– профессиональное обучение (в качестве высшей ступени – ВУЗ).
Систему комплексного образования можно представить в виде алгоритма, то есть пошагового выполнения действия для достижения цели (получения выбранной специальности).
Безусловно, каждый из вышеназванных этапов играет важную роль в обучении и воспитании человека, но ориентиром в программе комплексного обучения должен служить ВУЗ, так как именно в ВУЗе подводится итог всей предыдущей работы и происходит непосредственное становление будущего специалиста (поэтому и целесообразен термин – «университетский комплекс») [4].
Хотелось бы подробнее остановиться на каждом из этапов комплексной программы обучения.
Базисное содержание дошкольного образования предполагает разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Базисная программа должна быть направлена на достижение стандарта образования как системы требований к его содержанию, которое обеспечивает необходимый уровень развития детей каждого психологического уровня.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка», воспитание и образование должно быть направлено на развитие умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме. Реализация стандарта – это выполнение государством обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
Выполнение базисной программы дошкольного образования в соответствии со стандартом образования обеспечит «безболезненный» переход в систему школьного обучения как следующего звена университетского комплекса.
На этом этапе в большей степени проявляется профильная направленность в обучении. В старших классах школы, входящей в состав университетского комплекса технического ВУЗа, целесообразно произвести деление классов по профилям в соответствии с выбранной специальностью.
Целенаправленное формирование технических способностей в школе укрепит мотивацию обучения в ВУЗе (то есть способствует формированию профессиональной направленности) с одной стороны, и даст знания, необходимые для начального обучения в ВУЗе, с другой стороны.
Школа университетского комплекса является связующим звеном между дошкольным обучением и обучением в ВУЗе. Школьное обучение, используя в качестве основы задатки, сформированные в детском саду, само является базой для высшего образования.
Многочисленные исследования показали, что уровень познавательной активности студентов тесно связан со степенью сформированности профессиональной направленности. Взрослый учащийся, студент, склонен к саморегуляции и самоуправлению собственной деятельностью. Поэтому при анализе обучения студентов особое значение имеют вопросы, связанные с системой познавательных потребностей, внутренней мотивацией деятельности. Студенты с высоким уровнем профессиональной направленности обладают прочными профессионально значимыми навыками и умениями, их выбор данного ВУЗа и факультета осознан и целенаправлен [5].
Студенты среднего и низкого уровня профессиональной направленности ставят цель при изучении иностранного языка получить знания в объеме, достаточном для их будущей специальности.
С точки зрения содержания учебного процесса введение непрерывной профессиональной подготовки влечет за собой перестройку содержания и изменение направленности учебных дисциплин. Эти дисциплины в значительной мере должны быть переориентированы на развивающуюся модель университетского комплекса технического ВУЗа.
Библиографический список
- Кухарчук, А.М. Проявление профессиональной направленности личности в процессе обучения в вузе / А.М. Кухарчук, Г.И. Анискевич // Педагогика высшей и средней специальной школы. – №3. – Минск: Университетское, 1989. – С.82.
- Баткина, И.Б. Пути ускорения адаптации в системе «школа – вуз» / И.Б. Баткина // Вопросы психологии обучения и воспитания. Известия Воронежского государственного педагогического института.– т.184, Воронеж. – 1976. – С.7-9.
- Каргина, Е.М. Теоретико-методологические основы профилизации педагогического процесса в техническом вузе: монография / Е.М. Каргина. Москва, 2007. ‒ 127 с.
- Каргина, Е.М. Реализация принципа непрерывности профильного образования в аспекте функционирования Ассоциации «Университетский учебный комплекс» / Е.М. Каргина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – №3. – С. 132-137.
- Илькевич, Б. Формирование профессиональной мотивации / Б. Илькевич // Alma mater. – 2001. – №8. – С.11.