Развитие позитивной психологии заставляет все больше внимания обращать на методическую обеспеченность этого нового направления мировой психологии, изучающего всё положительное в человеческой психике.
Шкала надежды Ч.Р. Снайдера (оригинальное название Adult Hope Scale (AHS), встречается также название The Trait Hope Scale) [1] [2] [3] – психодиагностический тест, измеряющий уровень надежды. Измерение субъективного уровня надежды может быть полезно в работе психологов самой разной профессиональной направленности.
Шкала надежды Ч.Р. Снайдера опирается на его когнитивную модель надежды, которая определяет надежду как положительное мотивационное состояние, которое базируется на интерактивно образованном чувстве (interactivelyderivedsense) успешного (a) действия (agency) (направленной на цель энергии [goal-directedenergy]), и (b) пути (планирования достижения цели) [1]. Шкала состоит из 12 пунктов. Четыре пункта измеряют «мышление пути» (pathwaysthinking), четыре пункта измеряют уровень «мышления действия» (agencythinking), и четыре пункта – наполнители (fillers). Респонденты отвечают на каждый пункт, используя 8-балльную шкалу оценки. Тестирование занимает всего несколько минут.
В настоящее время на кафедре общей и практической психологии факультета психологии и управления человеческими ресурсами МГГУ им. М.А. Шолохова ведется работа по адаптации некоторых психодиагностических тестов позитивной психологии [4] [5]. В рамках этой работы был осуществлен перевод методики на русский язык и проведено исследование ряда ее психометрических параметров, результаты представлены в данной статье.
Инструкция к тесту следующая.
Прочитайте внимательно каждый пункт. Используя представленную ниже шкалу, пожалуйста, выберите номер, который наилучшим образом описывает ВАС и запишите этот номер в отведенное для этого место около утверждения.
1. Определенно ложно
2. В основном ложно
3. До определенной степени ложно
4. Немного ближе к тому, что это ложно
5. Немного ближе к тому, что это правда
6. До определенной степени правда
7. В основном правда
8. Определенно правда
Утверждения (пункты) теста.
1. Я могу придумать много путей выхода из затруднительного положения.
2. Я энергично добиваюсь своих целей.
3. Я часто чувствую себя усталым.
4. Есть много способов обойти проблему.
5. Меня легко победить в споре.
6. Я могу найти много способов добиться в жизни того, что для меня важно.
7. Я беспокоюсь о своем здоровье.
8. Даже когда другие сдаются, я знаю, что я могу найти способ решить проблему.
9. Мой прошлый опыт хорошо подготовил меня к будущему.
10. Я очень успешен в жизни.
11. Я часто переживаю по разным поводам.
12. Я добиваюсь целей, которые я себе поставил.
Количество баллов показывает уровень надежды. При этом в качестве составляющих надежды выступают: чувство успешности деятельности и наличие планирования для определения жизненных целей.
Субшкала действия (agencysubscale) образована путем суммирования результатов по пунктам 2, 9, 10, 12. Субшкала пути (pathwaysubscale) (планирования достижения цели) получается путем сложения результатов по пунктам 1, 4, 6, и 8. Общая шкала надежды (thetotalHopeScale) баллов рассчитывается путем суммирования по 4-м пунктам для субшкалы действия и 4-х для субшкалы пути.
Пункты-наполнители (3. «Я часто чувствую себя усталым», 5. «Меня легко победить в споре», 7. «Я беспокоюсь о своем здоровье» 11. «Я часто переживаю по разным поводам») не учитываются, по-видимому, они введены автором для «запутывания» респондента, для того, возможно, чтобы он не понял целей тестирования, не понял, на измерение чего оно направлено.
В проведенном нами исследовании использовался оригинальный перевод шкалы на русский язык. Исследовались показатели по всем 12 пунктам, по 2-м субшкалам, по общей шкале надежды (по 8 баллам) и по общей суммарной шкале (12 баллов), образованной сумой по всем пунктам с учетом «наполнителей».
В тестовом исследовании по этой шкале приняли участие 354 человека в возрасте от 17 до 66 лет (средний возраст 26,46±0,48 года). 90 человек были мужского пола, 264 – женского. Большинство испытуемых были студентами МГГУ им. М.А. Шолохова.
Ретестовое исследование проводилось через 1,5 месяца после тестового. Повторно было опрошено 70 человек в возрасте от 17 до 52 лет (средний возраст 25,63±1,06 года). 14 мужчин и 56 женщин. Статистически значимых различий по параметрам возраста (критерий Манна-Уитни, p на уровне 0,05) и пола (φ-критерий, p на уровне 0,05) между данными теста и ретеста обнаружено не было.
Средний балл по выборке (тестовое исследование) составил:
для первого пункта 5,98;
для второго 5,67;
для третьего 4,33;
для четвертого 6,27;
для пятого 3,57;
для шестого 5,97;
для седьмого 5,53;
для восьмого 5,69;
для девятого 5,94;
для десятого 5,14;
для одиннадцатого 4,93;
для двенадцатого 6,01;
для суммы по 12 пунктам 65,00;
для субшкалы действия 22,75;
для субшкалы пути 23,90;
для шкалы надежды (по 8 «значимым» пунктам) 46,64.
Средний балл по выборке (ретестовое исследование) составил:
для первого пункта 6,13;
для второго 5,80;
для третьего 4,54;
для четвертого 6,27;
для пятого 4,11;
для шестого 5,97;
для седьмого 5,50;
для восьмого 5,84;
для девятого 6,21;
для десятого 4,99;
для одиннадцатого 5,56;
для двенадцатого 6,00;
для суммы по 12 пунктам 66,93;
для субшкалы действия 23,00;
для субшкалы пути 24,21;
для шкалы надежды (по 8 «значимым» пунктам) 47,21.
Распределения результатов как по отдельным пунктам шкалы, так и по интегральным показателям не были нормальными (критерий Шапиро-Вилка для p на уровне 0,05) ни для результатов тестового исследования, ни для результатов ретеста, поэтому предпочтение при обработке отдавалось непараметрическим методам математической статистики.
Были рассчитаны корреляции между показателями теста и ретеста для всех показателей. Все корреляции были положительными и статистически значимыми (метод Спирмена, p<0,05). Таким образом, шкала обладает высоким уровнем ретестовой надежности.
Для большинства пар вопросов, пар между интегральными показателями шкалы, пар между отдельными пунктами и интегральными показателями также были обнаружены статистически значимые корреляции. Однако для некоторых пар эти корреляции отсутствовали. Наименьшее число корреляций было обнаружено для 5-го вопроса, который относится к вопросам-наполнителям.
Внутренняя согласованность по Кронбаху (для тестового исследования) субшкалы пути составила 0,71; субшкалы действия 0,75; шкалы надежды (8 пунктов) 0,84; всех 12 пунктов 0,7.
Был проанализирован также ряд других показателей согласованности шкал и субшкал теста: корреляции между вопросом и общей суммарной шкалой/субшкалой (без соответствующего вопроса), уровень взаимосвязи между вопросом и другими вопросами, внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа), если соответствующий вопрос будет удален. Полученные результаты обнаружили хороший уровень согласованности анализировавшихся интегральных параметров. Подробное описание результатов анализа психометрических показателей шкалы надежды мы планируем представить в отдельной статье.
Таким образом, как шкала надежды, так и ее субшкалы обладают хорошим уровнем внутренней согласованности.
Проверка валидности теста проводилась с помощью корреляционного анализа (метод Спирмена) со сходными и противоположными по смыслу показателями (по результатам тестового исследования). Были выявлены значимые прямые корреляции между всеми интегральными показателями шкалы (2 субшкалы, шкала надежды [8 пунктов], сумма по 12 пунктам) и уровнем субъективного благополучия по Шкале субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер [6]. Были также обнаружены статистически значимые обратные корреляции между интегральными показателями теста и уровнем депрессии по тесту Бека. Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне валидности шкалы.
Таким образом, исследование показало высокую ретестовую надежность русскоязычной версии шкалы надежды Ч.Р. Снайдера, ее валидность, хорошую внутреннюю согласованность шкал и субшкал теста. Дальнейшая работа по адаптации данного теста представляется интересной и полезной.
Библиографический список
- Snyder, C. R., Harris, C., Anderson, J. R., Holleran, S. A., Irving, L. M., Sigmon, S. T., et al.(1991). The will and the ways: Development and validation of an individual-differences measure of hope. Journal of Personality and Social Psychology, 60, 570-585.
- Snyder, C. R. (1994). The psychology of hope: You can get there from here.New York: Free Press.
- Snyder, C. R. (2002). Hope theory: Rainbows in the mind. Psychological Inquiry, 13, 249-275.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. – Психодиагностические тесты позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 8 с.
- Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. – Методики позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 8 с.
- Lyubomirsky S., Lepper H. S. (1999). A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation. Social Indicators Research, 46(2), 137-155.