В настоящее время в Российской Федерации сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением в составе населения абсолютной численности и доли лиц пожилого и старческого возраста, что порождает целый ряд последствий экономического, социального и морально-этического характера.
Пожилой возраст включает в себя кризисные переживания, связанные, в том числе, с сужением круга социальных контактов и прекращением трудовой деятельности. Главной проблемой пожилого человека является «драма невостребованности» – нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности. Однако, несмотря на реальные социальные практики, ограничивающие деятельность пожилого человека, конструктивная стратегия старения выступает фактором удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте. Как показывают исследования [1], в психологии больше уделяется внимания деструктивным стратегиям старения. Это позволяет предпринимать меры по «профилактике» деструктивной старости в рамках социально-психологической поддержки пожилых людей, однако вопрос о факторах и механизмах конструктивной стратегии старения остается открытым.
Термин «самореализация» (self-realization) впервые, как замечает Л.А. Коростылева, был приведен в Словаре по философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне [2]. Сегодня проблематика самореализации стала «неотъемлемой частью интеллектуального ландшафта Запада». Анализируя это явление, Д.А. Леонтьев указывает на то, что самореализация у людей Запада все больше становится своего рода культурным стереотипом, нормой [3].
Согласно концепции А. Маслоу, развитие является потребностью, присущей всем людям. Он возводит самореализацию в ранг мета-потребностей (Б-ценностей), т.е. духовных потребностей как ценностей высшего порядка. Он подчеркивает, что человек отличается от всех остальных живых существ способностью к ценностной самоактуализации и даже потребностью в ней [4]
Как отмечает Е.А. Коломиец, ранние теории самореализации-самоактуализации обнаруживают слабые места в своих теоретических основах. Остается неясным, почему в качестве основной фундаментальной тенденции человеческой жизни выделется именно самоосуществление как реализация заложенных потенций? В зависимости от обстоятельств жизни на первый план могут выходить и другие тенденции – самоограничение, гармонизация, адаптация и т.д. [5].
Продуктивная старость может быть обеспечена не столько успешной адаптацией личности к изменившимся условиям ее существования в социуме, новому статусу, сколько ее самореализацией. Одним из показателей субъективного благополучия личности, отражающих степень качества жизни, является удовлетворенность жизнью. Таким образом, конструктивная стратегия старения подразумевает высокий уровень удовлетворенности жизнью. Требуется прояснение того, какие показатели и стратегии самореализации способствуют удовлетворенности жизнью пожилого человека, а какие связаны с неудовлетворенностью.
Нами была осуществлена эмпирическая верификация предположения о содержательной связанности параметров самореализации личности пожилого возраста и удовлетворенности жизнью.
В исследовании участвовало 90 испытуемых – пожилые люди, в возрасте 55 – 65 лет, проживающие на территории Алтайского края, либо с партнером по браку, либо с родственниками. Сбор данных производился посредством анкетирования.
Итак, самореализация личности в данном исследовании – это осуществление возможностей развития «Я» личности, выражающееся в особенностях ценностно-смысловой, мотивационной сферах и саморегуляции [2].
Удовлетворенность жизнью – это устойчивое отношение к тем или иным аспектам жизни, формирующееся на основании неоднократно повторяющегося опыта [6].
В качестве методов исследования выступили:
Для диагностики ценностно-смыслового аспекта самореализации использовались «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева и методика Шварца для изучения ценностей личности (в адаптации В.Н. Карандышева). «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева предназначен для диагностики выраженности смысложизненных ориентаций личности. Методика Шварца для изучения ценностей личности представляет собой шкалу, предназначенную для измерения значимости ценностей личности, которые образуют десять типов (или мотивационных типов): «Власть», «Достижение», «Гедонизм», «Стимуляция», «Самостоятельность», «Универсализм», «Доброта», «Традиция», «Конформность», «Безопасность». Для диагностики мотивационного аспекта самореализации использовался тест мотивации достижения А. Мехрабиана (адаптация М.Ш. Магомед-Эминова). Тест предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Диагностика саморегуляционного аспекта самореализации проводилось с помощью опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, вопросник самоактуализации личности САМОАЛ, методики Ф. Зимбардо (ZPTI) по временной перспективе. Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко) предназначен для измерения выраженности основных составляющих психологического благополучия: наличие цели в жизни, положительные отношения с другими, личностный рост, управление окружением, самопринятие и автономия. Вопросник самоактуализиции личности САМОАЛ (адаптация Н.Ф. Калина, А.В. Лазукина) позволяет измерять уровень самоактуализации личности в соответствие с концепцией А. Маслоу. Он включает в себя следующие шкалы: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность (стремление к творчеству), автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении. Методика Ф. Зимбардо (ZPTI) по временной перспективе (в адаптации А. Сырцовой, О.В. Митиной) позволяет выявлять выраженность временных ориентаций в структуре временной перспективы личности. Данные временные ориентации являются шкалами методики: «фаталистическое настоящее», «негативное прошлое», «позитивное прошлое», «будущее», «гедонистическое настоящее».
Полученные в ходе тестирования данные подверглись обработке в программе SPSS-19.
Для обработки данных использовались такие математические методы как корреляционный анализ и факторный анализ. Корреляционный анализ − метод, предназначенный для проверки гипотезы о связи между переменными с использованием коэффициентов корреляции, которые показывают количественную меру взаимосвязи двух переменных. Использовался для выявления взаимосвязи между смысложизненными ориентациями, удовлетворенностью жизнью и мотивацией достижений. Факторный анализ – это метод, главными целями которого являются сокращение числа переменных (редукция данных) и определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. классификация переменных. В данном случае факторный анализ проводился для того, чтобы объединить факторы, влияющие на самореализацию личности у лиц пожилого возраста.
Итак, с помощью корреляционного анализа было решено выяснить, как смысложизненные ориентации взаимосвязаны с показателями удовлетворенности жизнью и мотивацией достижения.
На основе полученных данных правомерно сделать следующие выводы:
Положительная оценка себя взаимосвязана с последовательностью в достижении цели и с интересом к жизни (r= 0,727 и r= 0,610 при р<0,05). Общий фон настроения с интересом к жизни и согласованностью между поставленными и достигнутыми целями (r=0, 624 и r=0,602 при р<0,05). Локус – Я связан с мотивацией достижения (r=0, 511 при р<0,05). Объясняется тем, что пожилой человек направлен на достижение успеха, во что бы то ни стало, поэтому он может ощущать себя хозяином жизни. Осмысленность жизни и Мотивация достижения (r=0, 499 при р<0,05). Позитивная оценка себя зависит от насыщенности жизни и выполнения поставленных целей, т.е. активная жизнь пожилого человека сказывается на положительной оценке себя, соответственно он, представляет интерес, как для себя, так и для окружающих. Процесс жизни (интерес и эмоциональная насыщенность жизни) связан с мотивацией избегания неудач (r=0, 444 при р<0,05). Объяснить данную связь можно следующим образом, пожилой человек получает удовлетворение лишь от достигнутых целей, поэтому избегая неудачи, он сохраняет положительно эмоциональную сторону своей жизни.
Направленность личности на саморазвитие и социальные контакты подтверждаются взаимосвязью Общего фона настроения и аутосимпатией (r= 0,722, при р<0,05), Контактность с последовательностью в достижение целей (r=0,634, при р<0,05) и интересом к жизни (r=0,526 при р<0,05), т.е. коммуникативная компетентность, контактность, ориентация на взаимодействие с другими положительно сказываются на самореализацию личности в пожилом возрасте.
При проведении факторного анализа опросников СЖО, теста мотивации, индекса удовлетворенности жизнью, методики Шварца, ZPTI и САМОАЛ было выявлено три фактора, описывающих 32,864 % объясненной дисперсии.
Первый фактор, который описывается 13,750 % объясненной дисперсии, включает в себя следующие характеристики: ограниченный конформизм (а=0,82), социальная власть (а=-0,80), самоопределение (а=0,77), поддержка традиций (а=-0,65), достижение (а=0,61), зрелость (а=0,57), социальная культура (а=0,54), стимуляция (а=-0,50). Исходя из результатов, данный фактор можно назвать «Социальные контакты». Пожилой человек, чтоб реализовать себя и свои силы, должен взаимодействовать с другими людьми, поддерживать культуру, традиции. Через трудовую деятельность человек определяет свое место в обществе. Чем больше занят, тем больше удовлетворен собой и своим положением.
Во второй фактор, описывающий 11,196 % объясненной дисперсии и условно обозначенный как «Осмысленность жизни», вошли такие дескрипторы как: общий ОЖ (а=0,77), лк-жизнь (а=0,63), цели (а=0,63), лк-я (а=0,60), результат (а=0,55), процесс (а=0,50). Люди несут ответственность за свою жизнь, направлены на достижение определенных целей в трудовой деятельности.
И третий фактор «Интерес к жизни» описывает 7,918% объясненной дисперсии, содержит в себе такие характеристики: интерес к жизни (а=0,64), общий фон настроения (а=0,60), положительная оценка себя (а=0,57), последовательность в достижение целей (а=0,50) согласованность между поставленными и достигнутыми целями (а=0,48). Испытывая интерес к жизни, пожилой человек старается достигнуть всего намеченного, при этом обладает положительной самооценкой.
Итак, на основании представленных выше результатов исследования можно сделать следующие выводы: самореализация личности взаимосвязана с характеристиками удовлетворенности жизни, мотивацией достижения, со смысложизненными ориентациями. Так самореализация пожилого человека связана с социальной властью (причем обратно пропорциональная корреляция), это позволяет сказать, что социальное окружение и наделение действиям социальной важности, помогает пожилому человеку быть удовлетворенным жизнью. Они имеют ориентацию на позитивное прошлое и получают удовольствие от настоящего. Придерживаются избегания неудач, тем самым сохраняя внутреннее равновесие. Считают себя ответственными за свою жизнь, оптимистично настроены к себе. Для них характерно разнообразие интересов, обладают высоким уровнем принятия себя и других людей. Могут свободно принимать решение и воплощать их в жизнь.
Библиографический список
- Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
- Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб.: «Речь», 2005. – 222 с.
- Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – 343 с.
- Базаева Ф. У. Категория самореализации в зарубежной психологии и философии образования // Вектор науки ТГУ. – 2010. ‑ № 3(3) – С. 30-33.
- Коломиец Е.А. Методологические проблемы самореализации личности в пространстве образования // Вестник Томского государственного университета. – 2010. ‑ № 331. ‑ С.181-185.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.