Человек всегда является частью какой-либо группы, и без сомнения можно утверждать, что в каждой группе имеется личность, которая берет на себя функцию принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть лидер. Изучение лидерства является междисциплинарной областью знания, этим вопрос занимаются такие науки как социология, философия, история, политология и, конечно, психология. В 1978 М. Г. Ярошевский выделил отдельную область психологии под названием «лидерология» [3].
Лидер (от англ. leader — ведущий) — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [4].
История вопроса лидерства начинается с Платона, в произведении государство он дает первую типологию лидерства, а именно: 1) философ 2) военачальник 3) деловой человек [1].
В настоящее время изучение лидерской позиции производится, в основном, с точки зрения политики. Как пишет Д.В.Ольшанский, если для политической науки в целом главной проблемой является власть, то для политической психологии — конкретное выражение этой власти в том самом «человеческом факторе» политики, который она изучает. В русле политической психологии исследователи обращаются к изучению таких феноменов как особенности создания образа политика, особенности восприятия политика, имидж политика [5].
Кроме того, в настоящее время остается большой пробел в изучении лидерства с позиции представления о его внешнем облике, и этот вопрос требует дальнейшего исследования. Как известно человек в процессе общения воспринимает большую часть информации через невербальный канал связи. В области изучения внешней составляющей лидерства, внимание большинства исследователей привлечено к невербальному поведению и имиджу политиков. Например, проводились исследования эмоциональных проявлений политических лидеров(Bucy, 2000, Bucy and Bradley, 2004, Bucy and Newhagen, 1999, Masters and Sullivan, 1989, 1988).Также в исследование мимических проявлений лидеров были получены следующие результаты: пониженные брови и неулыбчивый рот были восприняты как признаки доминирования(Keating и др., 1977 и Keating и др., 1981), улыбка, во время произнесения речи была воспринята как обаятельность(Awamleh & Gardner, 1999) [11]. F. F. Chen, Y. Jing, J. M. Lee [9] провели исследование, в которых участники оценивали черты личности политических кандидатов на основе выводов из их лицах. Однако если говорить о российских исследованиях, можно выделить пласт работ посвященных имиджу политического лидера, который включает внешнее оформление и в частности костюм лидера. Однако данные исследования показывают роль внешности более узко, чаще с позиции классической имиджелогии.
В тоже время есть работы, в которых вскользь указывается роль внешнего облика в лидерстве, успехе, менеджменте и т.д. [1, 7, 8]. Так, в работе А.С. Литтле, Р.П. Баррисс и др. (Little A. C., BurrissR. P., Jones B. C., Roberts S.) [10] продемонстрировали в своем исследовании, что чем более позитивная оценка внешности, тем чаще человека выбирают на роль лидера. Их исследование состояло из двух этапов, для сокрытия информации о реальных целях и задачах поставленных исследователями, на первом этапе из ряда фотографий участником исследования надо было выбрать несколько людей, которых они смогли бы выбрать в качестве лидера компании. На втором этапе, та же группа оценивала все представленные фотографии по шкале аттрактивности внешнего облика. В ходе анализа полученных результатов, А.С. Литтле, Р.П. Баррисс и др. отмечают, что существует прямая зависимость между оценкой человека как обладающего аттрактивным внешним обликом и выбор его в качестве лидера. Объяснение данному феномену можно найти в работах В.Н. Панферова, который создал концепцию взаимосвязи субъектных свойств личности и объектных характеристик ее поведения. Он решает вопрос о соотношении внутреннего и внешнего в пользу их единства: «внешность воспринимается как неотделимая от личности характеристика». Выделяя физическую красоту и обаяние (экспрессию) В.Н. Панферов разрешает проблему внутреннего содержания и внешнего выражения. Человек, получивший положительную оценку внешности, получал, как правило, и положительную характеристику личности и наоборот. При этом приписываемые качества личности не строго связываются с конкретными чертами внешнего облика. В этих случаях эмоционально-эстетические эталоны порождают общее отношение к человеку, а психологические качества как бы извлекаются из этого отношения. Для дифференциации способов интерпретации экспрессии В.Н. Панферов вводит эмоционально-интегральный (отношение к лицу в целом) и эмоционально-аналитический (оценка отдельных черт). Опыты показали, что у испытуемых чаще встречается первый способ интерпретации [6]. В целом такого рода исследования сводятся к изучению стереотипа «что красиво – то хорошо» – “beautiful is good”. Как отмечают И. Олсон и К. Маршуетц (Olson I. R., Marshuetz Ch., 2005) красивые люди всегда получают больше льгот, от более высокой социальной оценки до более высокой зарплаты. Проводя теоретический анализ данной проблемы, авторы отмечают, что практически все работы изучающие привлекательность внешнего облика, так или иначе затрагивают данный вопрос и отмечают, что такой стереотип существует, более того, зачастую он оказывает влияние на все другие оценки [цит по 10].
Другим важным аспектом оценки другого является этническая принадлежность субъекта и объекта оценивания [2, 12]. Кроме того существуют этнические стереотипы, относительно различных этнических групп. Так выделяют восприятие “своих” и “чужих” [2], и при выборе лидера субъекты оценивания предпочитают выбирать лидера из “своей” этнической группы, или той группы, которую они считают “Ближе к своей” [12]
Таким образом, мы видим, что внимание российских авторов в изучении вопросов лидерства направлено в основном на изучение личностных свойств лидеров, в зарубежной литературе существует немногочисленное число исследований связанных с изучением внешнего облика лидера, однако в целом можно отметить, что данные исследования разрозненные и не составляют общего представления о данном аспекте. Цель нашей работы носит теоретический характер и представляет собой анализ современных работ посвященных образу лидера. Исходя из рассмотренных данных, делается вывод о недостаточно изученном образе лидера с позиции его внешнего облика в представлениях молодых и зрелых людей.
Библиографический список
- Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 448 с.
- Бзезян А. Особенности представлений русских предпринимателей о партнёрах по малому бизнесу, принадлежащих к «своей» и «чужой» этнической группе // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. Т. 9. № 3. С. 10-14.
- Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М.Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318с.
- Лидер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
- Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
- Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей//Вопросы психологии. – 1982. — №5. С. 139-141.
- Погонцева Д.В., Узлова Д.Д. Категоризация мужчин как успешных и красивых // GESJ:Education Sciences and Psychology . 2013. No.2(24) , pp. 35-38
- Шипитько О.Ю. Роль оптимизма и активности в профессиональной самореализации менеджеров по продажам // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. Т. 9. № 1. С. 67-69.
- Chen F.F., Jing Y., Lee J.M. The looks of a leader: Competent and trustworthy, but not dominant // Journal of Experimental Social Psychology.Vol. 51, 2014, p.27–33
- Little A. C., BurrissR. P., Jones B. C., Roberts S. Facial appearance affects voting decisions //Evolution and Human Behavior, Vol. 28, №1, 2007, P. 18-27.
- Rule N. O., Ishii K., Ambady N. Cross-cultural impressions of leaders’ faces: Consensus and predictive validity // International Journal of Intercultural Relations. Vol.35, Iss. 6, .2011, p.833–841
- Trichas S., Schyns B.The face of leadership: Perceiving leaders from facial expression // The Leadership Quarterly. Vol. 23, № 3, 2012, р. 545–566