ПРЕДПОЧТЕНИЕ И ИГНОРИРОВАНИЕ ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР В ПРОЦЕССЕ ИХ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (АЙТРЕКЕРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

Елшанский Сергей Петрович
Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии

Аннотация
В работе представлены результаты исследования предпочтений и игнорирования «простых» геометрических фигур, таких как треугольники, квадраты и круги, при их одновременном зрительном восприятии. Представленные результаты получены в ходе эмпирического исследования, проведенного с помощью системы определения координат взора (айтрекера). Проанализировано влияние на предпочтение или игнорирование фигуры таких факторов, как геометрическая форма фигуры, контурность или «залитость», расположение, размер. Результаты представляют интерес для психологов, а также специалистов в области рекламы и маркетинга.

Ключевые слова: айтрекинг, внимание, восприятие, геометрическая фигура, окулография


PREFERENCE AND IGNORING OF SIMPLE GEOMETRIC SHAPES IN THE PROCESS OF VISUAL PERCEPTION (EYE TRACKING RESEARCH)

Yelshansky Serguei Petrovich
The Sholokhov Moscow State University for the Humanities
Doctor in Psychology, Professor, Professor of the General and Practical Psychology Department

Abstract
The work presents the results of research of preferences and ignoring of the «simple» geometric shapes, such as triangles, squares, or circles, in the process of their simultaneously visual perception. The results of an empirical research conducted by means of system of definition of coordinates of the eye (eye tracker) are presented. The impact of such factors as the geometric shape of the figure, contour or filled type, location, size on preference or ignoring of figures has been analyzed. The results may be of interest for psychologists, specialists in the field of advertising and marketing.

Keywords: attention, eye tracking, geometric figure, oculography, perception


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Елшанский С.П. Предпочтение и игнорирование простых геометрических фигур в процессе их зрительного восприятия (айтрекерное исследование) // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/32283 (дата обращения: 08.12.2024).

В последнее время в России все более популярными становятся айтрекерные исследования. Айтрекинг (дословно с англ.: «отслеживание глаза») или окулография – это процесс динамической фиксации координат взора/взгляда. Результатом айтрекинга обычно являются: траектория перемещения взора по наблюдаемому (стимульному) объекту, который предъявляется чаще всего на экране монитора компьютера; предпочитаемые и игнорируемые объекты при их одновременном предъявлении или предпочитаемые и игнорируемые зоны наблюдаемого пространства. Айтрекеры используются в исследованиях зрительного восприятия и внимания в психологии, в рекламных исследованиях, а также в когнитивной лингвистике и ряде других наук и прикладных областей применения научного знания [1] [2].

В целом айтрекерных исследований проведено достаточно мало даже в мировом масштабе, в России же результаты таких исследований пока практически не представлены.

Эксперименты по оценке движения глаз показывают, что обычно только часть одновременно предъявляемых элементов стимульного изображения привлекает внимание испытуемого и его глаза совершают фиксации на этих элементах, другие же элементы привлекают внимания меньше или же вообще игнорируются испытуемым [3].

Представилось интересным исследовать предпочтение и игнорирование «простых» геометрических фигур, таких как треугольники, квадраты и круги, при их одновременном зрительном восприятии. Исследовались контурные и «залитые» фигуры. Полученные результаты представлены в данной работе.

Исследование проводилось на базе и с использованием оборудования факультета психологии и управления человеческими ресурсами Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова.

Всего было обследовано 10 испытуемых с нормальным зрением в возрасте от 18 до 47 лет (средний возраст 25,2 года), из них 6 мужчин и 4 женщины. В качестве испытуемых выступали магистры, бакалавры и сотрудники факультета психологии и управления человеческими ресурсами МГГУ им. М.А. Шолохова.

В исследовании применялся айтрекер фирмы SMI (SensoMotoricInstruments) (Германия), а также разработанное данной фирмой необходимое программное обеспечение для проведения айтрекинговых экспериментов и обработки данных научных исследований (программы IViewX 2.8; SMIExperimentCenter 3.4.115; BeGaze 3.4).

Исследование проводилось в дневное время в отдельном помещении с комфортной температурой, без окон, изолированном от внешних шумов. Голова испытуемого фиксировалась с помощью специальной стойки (данная стойка входит в комплект айтрекера фирмы SMI) перед монитором, на котором предъявлялись стимульные изображения.

Каждому испытуемому предъявлялись последовательно 50 разных изображений. На каждом изображении были представлены в равном количестве треугольники, круги и квадраты. Часть изображений были контурными (всего 30), часть – «залитыми» («сплошными») (всего 20). Изображения также различались положением предъявляемых фигур. Все изображения были черно-белые. На некоторых изображениях все фигуры были примерно одного размера, на других – разного. Предъявление каждого изображения испытуемому занимало 5 секунд (5000 мс). При этом давалась инструкция: «Пожалуйста, просто рассматривайте предъявляемые изображения».

Полученные по всей выборке данные для каждого рисунка обрабатывались с помощью специальной программы, поставляемой разработчиком оборудования. Результатом обработки были суммарные показатели игнорирования или предпочтения («горячие пятна») испытуемыми предъявлявшихся геометрических фигур для каждого рисунка. Затем проводился анализ предпочтений различных фигур по всем пятидесяти предъявлявшимся рисункам.

Полученные результаты позволили обнаружить следующее. В целом внимание испытуемых было направлено на зону рисунков (при этом фон обычно игнорировался), часто «пик» внимания приходился на некий геометрический центр между предъявляемыми фигурами (особенно в случаях, когда фигуры «разнесены» по экрану, не сгруппированы в ряд или в какой-то определенной зоне/четверти экрана). Для 12 стимульных рисунков из 50 можно предполагать предпочтение одной (в одном случае 2-х [для рисунка с более чем 3-мя фигурами]) фигур. В 2-х случаях это квадраты, в 3-х – треугольники, в 6-ти случаях – круги. Для контурных (черный контур на белом фоне) фигур предпочтение отмечается в 7 случаях из 30. Для «сплошных» – в 5 случаях из 20. Для контурных фигур квадрат предпочитался один раз, треугольники два и круги – 4. Для «сплошных»: квадрат – один, треугольники – два и круги – два. Во многих случаях отмечается предпочтение центральной фигуры (расположенной по центру рисунка) (4 случая предпочтения из 12). При этом предпочтения центральной фигуры более характерны для «сплошных» рисунков (3 из 5-ти всех предпочтений по таким рисункам).

Возможное игнорирование отмечено для 6-ти рисунков из 50-ти. При этом в 5 случаях это контурные рисунки, а в одном – «сплошной» (треугольник). В двух случаях можно предположить игнорирование отдельно стоящей фигуры (когда 2 другие «стоят» группой) – в одном случае контурного круга, в другом – «сплошного» треугольника. Круги игнорировались в 3-х случаях из 6-ти (контурные круги в 3-х из 5-ти случаев игнорирования), треугольники – 2 раза (один контурный и один «сплошной»), квадраты – 1 раз (контурный). Для трех рисунков («сплошных»), в которых одна из фигур была больше других, ее предпочтение наблюдалось всего в одном случае (для треугольника). Для «сплошных» «инверсных» изображений (белые фигуры на черном фоне) предпочтение отмечено в 3-х случаях из 5-ти, игнорирования не выявлено. Для обычных «сплошных» изображений (черные фигуры на белом фоне) предпочтения наблюдались в 4-х случаях из 15-ти, игнорирование – 1 раз (нужно отметить, что эти изображения предъявлялись в конце эксперимента, поэтому на предпочтения и игнорирование фигур на этих рисунках мог повлиять фактор утомляемости испытуемого). Таким образом, можно предположить, что «инверсные» изображения способствуют предпочтению фигур, хотя для проверки этого тезиса определенно необходимы дополнительные исследования.

В целом для большинства рисунков (32 из 50) определенного предпочтения или игнорирования фигур обнаружено не было. Об игнорировании или предпочтении можно говорить (да и то во многих случаях только как о возможном, предположительном) только в 18 случаях из 50 (то есть, примерно в трети случаев). Однако, основываясь на полученных данных, можно все-таки сделать определенные предположения в отношении предпочтения или игнорирования фигур в процессе их зрительного восприятия. Так, круги как предпочитаются, так и игнорируются чаще квадратов или треугольников, предпочтению фигуры способствует ее расположение в центре предъявляемого рисунка, игнорируется же чаще отдельно стоящая боковая фигура. Размер фигуры не является фактором, определенно способствующим предпочтению. Контурные фигуры игнорируются чаще «сплошных». Также следует отметить, что распределение внимания в целом не однородно для разных стимульных рисунков.

Исследования предпочтений и игнорирования объектов зрительного восприятия (в частности, «простых» геометрических фигур, таких как треугольники, квадраты и круги, при их одновременном предъявлении) определенно являются новым интересным направлением современной психологии. Появление оборудования определения координат взора (айтрекеров) и необходимого программного обеспечения кардинально расширяет исследовательские возможности в этой области.

Полученные результаты могут быть интересны не только психологам, но специалистам в области рекламы и маркетинга, занимающимся поиском эффективных с позиции привлечения внимания форм представления рекламной продукции (такой как, например, баннеры на Интернет-сайтах, рекламные модули в печатных изданиях и т.п.). Полученные результаты позволяют предположить, что геометрическая форма рекламных модулей может выступать одним из факторов эффективности рекламы и маркетинга.


Библиографический список
  1. Pieters R., Wedel M. Attention Capture and Transfer by elements of Advertisements. Journal of Marketing, 68 (2), 2004, pp. 36-50.
  2. Duchowski A.T. A Breadth-First Survey of Eye Tracking Applications. Behavior Research Methods, Instruments, & Computers (BRMIC), 34(4), November, 2002, pp. 455-470.
  3. Itoh N., Fukuda T. Comparative study of eye movement in extent of central and peripheral vision and use by young and elderly walkers. Percept Mot Skills. 2002, Jun.; 94(3 Pt. 2): 1283-91.


Все статьи автора «Елшанский Сергей Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: