В современных социокультурных условиях развитие и проявление индивидуальности человека может осуществляться в различных формах. Эти формы проявления индивидуальности связываются смысловыми характеристиками и могут деструктивными (асоциальное поведение, уход от действительности, замыкание в себе и др.), либо конструктивными – самореализация человека в обществе, в профессии, активная жизненная позиция при построении своего жизненного пути [1].
Конструктивные проявления индивидуальности обеспечивают человеку адаптацию в обществе, выработку индивидуальных стилей деятельности и жизни в целом, личностное развитие, сохранение нравственного и духовного здоровья. В свою очередь, нравственное и духовное здоровье человека детерминируется его индивидуальной системой ценностей, убеждений, установок и мотивов деятельности и поведения в обществе [2].
Мир, в котором живет человек, предстает в его собственных отношениях, переживаниях и объяснениях. Но любое объяснение мира основано на предыдущем знакомстве с ним — на личном опыте и на опыте, передаваемом человеку родителями, учителями, другими людьми.
Единицей поведения человека в социуме является поступок, который с точки зрения конечного результата направлен на утверждение ценности, а не на прагматическую цель. Индивидуальность человека проявляется в его поступках. Когда нет жизненных ценностей — приходит отчаяние. Поступок всегда обращен к другим людям и основная его функция — выражение конкретного отношения человека как субъекта к объекту (другому человеку, социальному институту, трудовой деятельности и др.) как ценности.
В психологии индивидуальность человека рассматривается как системное образование, включающее различные уровни. По Б. Г. Ананьеву (1907–1972), компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивностей) [3]. Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни. В каждой из подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости. При этом следует учитывать, что индивидуальность как системное образование обладает целостностью, своей структурой составляющих ее подсистем. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов человека (и способностей, рассматриваемых как ресурсы индивидуального развития человека) и способов их проявления, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются компоненты ценностей, притязаний и самооценок [4].
Известно, что индивидуальность реализуется в человеке как субъекте деятельности (труда, познания, общения). Поэтому одну из важнейших сторон индивидуальности человека представляет профессионализм.
Профессионализм человека проявляется в способности человека выполнять эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в разнообразных условиях, преодолевая объективные и субъективные трудности. Мы рассматриваем профессионализм как интегральную характеристику человека, проявляющуюся в деятельности и в общении.
Профессионализм человека — это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека, его. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. При таком подходе профессиональная карьера может рассматриваться как многолетняя профессиональная деятельность, нацеленная на достижение высоких результатов, успеха и связанная с самосовершенствованием в избранной профессии.
Профессионализм является и результатом активности самого человека, и следствием воздействия со стороны внешних организационных факторов.
Профессионализм как психологическое явление представляется нам в виде вершины пирамиды, в основе которой лежат профессиональные знания, на них «надстраивается» профессиональный опыт, профессиональная компетентность и профессиональная пригодность.
Есть основание считать профессионализм в качестве одного из интегральных свойств человека, определяемого соответствием содержания профессиональной деятельности и способностей человека — высоких общих и определенных специальных. Профессионализм — это свойство человека, долго учившегося (в различной форме), а потом работавшего в определенной сфере труда и ставшего Мастером своего дела, профессионалом [5].
Исходным пунктом в рассмотрении сложившейся индивидуальности является сложившаяся, зрелая личность, т.е. человек, интегрированный в общество и являющийся полноценным субъектом деятельности. Чем лучше социально интегрирован человек, тем больше у него возможностей реализовать свою индивидуальность.
Осуществление той или иной социальной или профессиональной роли, особенно если она личностно значима и продолжается достаточно длительный промежуток времени, оказывает заметное влияние на такие элементы личности человека, как установки, ценностные ориентации, мотивы деятельности, отношение к другим людям. В этом смысле можно говорить, что личность в некоторой степени характеризуется системой усвоенных (профессиональных или социальных) ролей. Каждая профессия накладывает специфический отпечаток на психический облик человека.
Для профессионального типа личности характерны: субъектность, сформированное профессиональное самосознание (включающая профессиональную «Я-концепцию» и профессиональную идентичность), самоэффективность как личностное качество, профессиональная мотивация, адекватная самооценка, развитая саморегуляция. Профессионала характеризует профессиональная позиция и детерминированная профессией система отношений к окружающей реальности (к себе, людям, обществу, природе).
Под профессиональной Я-концепцией (или Я-концепцией профессионала) нами понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений человека о себе в этой профессиональной деятельности и профессии. На основе этих представлений человек-профессионал он строит свои отношения с другими людьми, с которыми он взаимодействует в процессе профессиональной деятельности, и относится к себе как представителю данной профессии. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности [6].
В общем случае состав профессионального самосознания виде можно охарактеризовать следующими положениями [7]:
1) Осознание своей принадлежности к профессиональной общности.
2) Осознание степени своего соответствия профессиональному эталону, своего места в системе профессиональных ролей.
3) Осознание человеком степени его признания в профессиональной группе.
4) Осознание своих сильных и слабых сторон, а также возможных путей профессионального самосовершенствования, вероятных зон профессиональных успехов и неудач.
5) Представление о своей работе сейчас и в будущем.
Таким образом, профессиональная Я-концепция включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), включая индивидуально-психологические свойства и отношения личности.
Профессиональная Я-концепция является не статическим, а динамическим психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение профессиональной Я-концепции обусловлено внутренними и внешними факторами. На формирование профессиональной Я-концепции человека оказывает сильнейшее влияние профессиональная среда и профессиональная деятельность. Так как профессиональная среда является частью социальной среды, а профессиональный опыт является частью социального опыта, то на профессиональную Я-концепцию оказывает влияние вся предыдущая деятельность, общение и накопленный жизненный опыт. То есть в основе профессионального пространства лежит жизненное пространство человека, которое шире профессионального. Поскольку профессиональная Я-концепция является частью общей совокупности представлений человека о себе, то при ее анализе целесообразно использовать опыт психологической науки по изучении Я-концепции человека в целом.
Один из важных механизмов формирования профессиональной Я-концепции является профессиональная идентификация. Под психологической идентификацией в теории социального научения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве «образца». При таком рассмотрении идентификации имеется в виду, что поведение «образца» служит стимулом для выбора поведенческой реакции субъектом: субъект копирует внешние формы поведения «образца», осваивает нормы, идеалы, роли и нравственные качества «образца».
В проблеме идентификации, как подчеркивает Г. М. Андреева, важен даже не тот факт, к какой социальной (или профессиональной) группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя, либо стремится отождествлять [8].
Мы считаем, что идентификация человека (как личности, субъекта деятельности и интегральной индивидуальности) с психологической моделью профессии происходит путем соотнесения интериоризированной модели деятельности с профессиональной Я-концепцией.
Анализ идентификации как механизма профессионализации чрезвычайно актуален для нынешней ситуации в России. Моделями (или образцами) для усвоения стандартов реализации соответствующих профессиональных ролей нередко служат представители референтных групп, членом которых субъект идентификации может и не являться. В силу специфики российского вхождения в рынок зачастую такого рода модели носят полукриминальный, а то и выраженный криминальный характер (здесь речь идет главным образом о моделях экономического поведения). Но даже при отсутствии криминальной составляющей, вхождение в профессию при отсутствии идентичности субъекта с этой профессией (не отождествление человека с профессией, не принятие ее ценностей) приводит к профессиональной маргинализации человека.
Человек живет в бесконечно сложном мире, точнее множестве миров, из которых Юрген Хабермас (Jürgen Habermas, немецкий философ и социолог, род. в 1929 г.) в качестве основных предложил выделять три мира: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в котором вместе со мной входят и другие люди) и внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования) [9].
Внешний мир — это мир природы (как нерукотворной, так рукотворной), науки, техники. Это мир, которым человек овладевает, познавая его законы и используя их в своих целях. Внешний мир — это мир целесообразной деятельности человека.
Социальный мир («наш» мир) — это мир межличностного взаимодействия. Включение человека в социальный мир основано на его понимании и освоении системы существующих субъект-объектных отношений.
Бытие личности в социальном и внешнем мире — это деятельность. С точки зрения и выживания личности в современном мире, и ее самореализации важнейшим видом деятельности является профессиональный труд.
Внутренний мир человека («мой» мир) — это мир, наполненный переживаниями, личностными смыслами, ощущениями личной причастности, личной соотнесенности к чему-либо.
Нам близка точка зрения, согласно которой сфера бытия индивидуальности — это «мой» (иначе — «собственный») мир, внутренний мир человека, который сформировался в ходе развития личности. По мере того как человек начинает личностно относиться к окружающему внешнему и социальному, («нашему») миру, этот внешний окружающий мир, становится частью «собственного» мира человека, мира внутреннего, «втягивается» него. Таким образом, «собственный» внутренний мир приобретает пространственное (зависящее от ширины интеризированного внешнего мира), социальное (люди, социальные институты) и временнóе измерение [10].
Человек, по мере развития своей личности, расширяет зону «собственного» внутреннего мира во временнóм, пространственном и социальном измерении. Таким образом, становление индивидуальности проявляется не только в уникальности свойств личности, но, прежде всего, в самореализации личности.
Известно, что высшей интеграцией субъектных свойств являются потенциалы и способности, которые Б. Г. Ананьев, уже упоминавшийся выше, рассматривал как ресурсы психического развития человека. Развитие субъектных структур человека исследователь видел в балансе процессов накопления опыта, усвоения знаний, умений и осуществлении новых путей и способов решения задач, что создает предпосылки не только высокой результативности в деятельности, но и для развития потенциала индивидуальности и активной жизненной позиции [3].
Социальная активность человека, расширение его социальных и межличностных отношений с другими людьми означает возможность расширения «моего» мира в социальном измерении. При этом границы и возможности расширения этого мира, наполнения его новым содержанием — все это определяется степенью активности личности, а также способом ее интеграции в социум. А работу с содержанием этого внутреннего, «собственного» мира выполняет уже человеческая индивидуальность.
Индивидуальность человека обеспечивает его профессиональную и социальную адаптацию, включая выработку индивидуальных стилей деятельности и жизни в целом, сохранение его личностного здоровья. При этом мы исходи из понимания того, что здоровье личности (или личностное здоровье) может характеризоваться двумя интегральными критериями: 1) успешность выполнения человеком социальных функций; 2) социальная зрелость личности.
Библиографический список
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
- Дружилов С.А. Нравственные аспекты успеха в обществе // Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 90–102.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
- Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития как необходимое условие становления профессионализма // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 5. С. 145–248.
- Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. Т. 5. № 12. С. 30–43.
- Дружилов С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2010. Т. 13. № 4. С. 299–318. URL:http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i4/html/4r.htm (дата обращения: 21.03.2014).
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 1997. 239 с.
- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. (Московские лекции и интервью). М.: ACADEMIA, 1995. 245 с.
- Маничев С. А. Индивидуальность и ее проявление // Психология : учебник / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1998. С. 176–182.