Задача, поставленная современным временем перед высшим образованием, определила поиск новых подходов, способствующих естественному переходу от учебной к творческой самостоятельной деятельности студентов. Стимулирование стремления обучающихся к самостоятельному выбору целей, задач, и средств решения творческой задачи – необходимое условие формирования и развития творческой самостоятельности. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности [1]. Отвечая на поставленные задачи, педагогическая практика делает отбор наиболее продуктивных подходов обучения и на первое место выдвигают дидактический принцип активности и самостоятельности обучающихся.
По мнению М.М.Новик, использование в образовательном процессе методов активного обучения позволяет более эффективно воздействовать на качество усвоения материала, поскольку:
1. достигается максимальное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности;
2. усиливается мотивация обучения.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение студентами знаний и умений в процессе активной познавательной и практической деятельности. Методы активного обучения несут в себе прогрессивное начало, придают учебному процессу личностно-ориентированную направленность, способствуют вовлечению каждого обучающегося в мыслительную и поведенческую активность. Аспектам исследования прогрессивных технологий обучения посвящены работы М.М.Новик, А.М. Смолкина, В.Н. Кругликова, Н.В.Борисова, В.Б. Кузова (разработка классификации активных методов обучения), Новиков А.М., Г.П. Щедровицкого (использование деловых игр в конкретных профессиональных областях), Буш Г.О., Саркисов С.К. (методы поиска технических решений для использования активизации процесса творческого мышления студентов-архитекторов). Активизация деятельности студентов, по средствам включения творчески-поисковых заданий в учебный процесс студентов-дизайнеров, описаны в трудах Новоселова С.А. Им научно обоснованны и опытно доказана роль творческо-поисковых заданий в формировании профессионально значимых способностей: развитие творческого потенциала, индивидуальности, творческого почерка, способность генерировать новые идеи, способность к переносу знаний, умений в новые ситуации.
Активизация творческого мышления средствами поиска технических решений изучался Г.О.Буш, С.К. Саркисовым и др. Активизация деятельности студентов посредством включения творчески-поисковых заданий в учебный процесс студентов-дизайнеров отражена в работах С.А. Новоселова, И.А. Розенсон и др. Многие исследователи указывают на важность разработки систем творческих задач, близких к реальным производственным ситуациям Ю.А. Арутюновым, Г.П. Щедровицким и др. М.М. Зиновкина выделяет следующие условия необходимые для формирования инженера-творца: включение студентов в творческую поисковую деятельность в учебном процессе по решению системы проблем различного уровня творчества; развитие системного многоэкранного инженерного мышления; обучение методологии инженерного творчества посредством включения в образовательный процесс тематических курсов [2]. Создание перечисленных условий в процессе обучения направлены на то, чтобы помочь студенту изучить творческий процесс «изнутри», вооружить механизмами, методами и инструментами сознательного управления творческим процессом.
Особое значение “для получения креативного «прироста» необходимо общение с людьми, которые обладают развитыми способностями для получение креативного «прироста» отводится личности преподавателя, т.к. в процессе обучения происходит передача опыта деятельности, передается отношение к ней. Эффективность такого взаимодействия характеризует индивидуальное приращение в развитии [3]. Ключевое значение при этом имеет творческий стиль деятельности преподавателя, личный пример в решении нестандартных дизайнерских проблем. А. Дистервег утверждал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить». Поэтому необходимо организовать такую учебно-творческую деятельность, в которой студенты становятся активными участниками процесса познания [4].
Для активизации творческой деятельности И.А. Розинсон и др. предлагает внедрение в учебный процесс методики образного подхода, содержащую эвристический потенциал. Даная методика и по нашему мнению, является неотъемлемой частью учебно-творческой работы студентов-дизайнеров и способствуя продуцированию новых идей, выступает как источник их вдохновения. По мнению В.И. Андреева, эвристические методы – это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач [5]. Ю.К Кулюткин выделяет две основные характеристики эвристических методов: функция «наведения» на правильное решение и функция «сокращения» вариантов при переборе возможных путей решения задач [6].
По мнению Л.В. Ермолаевой-Томиной, каждый посвятивший себя дизайн-деятельности должен уметь: воспринимать мир глазами художника, мыслителя, исследователя и творца необходимого нового; в каждом конкретном объекте видеть и передавать одновременно единичное и всеобщее; уметь невидимое делать видимым; неожиданно и точно передавать собственные мысли и отношения языком дизайн деятельности; включать творчество и избегать шаблоны в профессиональной деятельности. Л.В. Ермалаева-Томина выделяет следующие факторы, способствующие актуализации творческого потенциала в учебном процессе: включении самостоятельного поиска, в развивать мыслительные операции, являющиеся инструментом познания; способствовать оттачиванию профессиональных навыков как главного инструмента творчества до автоматизма и совершенствования. Формирование творческого мышления включает одновременно развитие таких качеств мыслительного процесса, как гибкость, широта ассоциативного ряда, беглость, скорость рождение нестандартных, оригинальных идей [7].
Следует также отметить, активные методы обучения строятся на мотивационной основе. М. И. Меерович, Л. И. Шрагина отмечают следующее - без реально существующей цели, принятой личностью на уровне ведущего мотива, приемы развития творческого мышления, превращаются в познавательные стереотипы, которые остаются невостребованными. Анализ состояния проблемы формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров показал, определяя методы организации обучения необходимо учитывать:
- цели обучения и закономерности усвоения обучающимися содержания обучения. Совокупность методов должна приводить к достижению целей обучения [8, 9];
- психологическое обоснование подходов к отбору метода обеспечивает позиция теории поэтапного формирования умственных действий (Гальперина, 1976). В ней предпринята попытка определить систему следующих ориентиров, усвоение которых должны обеспечивать методы: совокупность научных знаний; способы деятельности; опыт творческой деятельности;
- обучение – взаимодействие обучающего и обучаемого, ни один из методов не осуществим вне осознанной, целенаправленной деятельности как преподавателя, так и обучающегося. Методы обучения определяют деятельность преподавателя, его возможности владения методами обучения. Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образовании, т.е. к достижению целей обучения [9];
- методы обучения должны учитывать характер организуемой познавательной деятельности, уровень достигаемой самостоятельности обучающихся.
Таким образом, творческая самостоятельность студентов-дизайнеров – сложная структура осознанных действий на основе устойчивых мотивов освоения способов и методов самостоятельной деятельности. Раскрытие творческого потенциала, формирование навыков самостоятельной деятельности связано в первую очередь с решением задач эффективности организации учебного процесса [10]. Со ссылкой на все перечисленное мы предлагаем адаптированную классификацию методов обучения Ю. К. Бабанского для организации учебно-творческой деятельности студенттов-дизайнеров, использование которых позволяет формировать у них творческую самостоятельность .
|
||
дискуссионные |
эвристические |
проектные |
- конференции
- семинары - беседы - круглый стол
|
- проблемные ситуации
- мозговой штурм - творческие упражнения |
- выставки достижений
- экспертные комиссии - деловые игры - самопрезентации - олимпиады |
|
||
по способу протекания деятельности: - клаузура - эскизирование - консультации
|
по результату: - просмотр первичный промежуточный итоговый |
Эффективность данных методов успешно опробирована на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в процессе подготовки студентов по специальности “Искусство интерьера”в рамках учебной дисциплины “Основы производственного мастерства” (здесь и далее – “ОПМ”). В ходе эксперимента выявлен и охарактеризован следующий комплекс педагогических условий:
- профессионально-практическая направленность учебной дисциплины «ОПМ»;
- использование деятельностного и личностно-ориентированного подходов к организации учебного процесса по дисциплине «ОПМ» (последовательное усложнение изучаемого материала, определенный порядок построения занятий, использование технологий активизации творческого мышления, собственной активности и самостоятельного поиска студентов, создание среды диалогического взаимодействия субъектов учебно-творческого процесса);
- внедрение групповых, индивидуальных, коллективных способов организации учебного процесса, методов активизации и стимулирования самостоятельной творческой деятельности, а также методов контроля и оценки творческой деятельности, адекватных компонентам творческой самостоятельности.
Данные эксперимента свидетельствуют о результативности формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров средствами учебной дисциплины «ОПМ». У студентов-дизайнеров сформированы следующие адекватно показатели творческой самостоятельности: владение знаниями методов творческой деятельности, что проявляется в умении применять различные методы активизации творческого мышления и воображения, в гибком и конструктивном их применении в процессе учебно-творческой работы; владение формами и методами самостоятельной деятельности – проявляется в умении организовать, планировать, корректировать и критически оценивать учебно-творческую деятельность; наличие соответствующих мотивов учебно-творческой деятельности [10, 11].
Библиографический список
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 304 с
- Зиновкина, М.м. Креативное инженерное образование. Теория и инновационные креативные педагогические технологии: Монография / М.М. Зиновкина. – М.: МГИУ, 2003. – 372 с
- Казанская, В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения: Метод. пособие / В.Г. Казанская. – М.: Высшая школа, 1990.- 128 с
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 416 с.
- Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития/ В.И. Андреев. – Казань, 2000. – 287с., с.217
- Кулюткин, Ю.К. Эвристические методы в структуре решений/ Ю.К. Кулюткин. – Н.: Наука, 1970 – 282с
- Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы/ В.С. Леднев. – М.: Высшая школа, 1991. – 223 с.
- Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Сб. статей под ред. С.Р.Микулинского, М.Г.Ярошевского. М.: Наука, 1969. – С. 413-418.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика. – 1981 – 186 с.
- Даськова Ю.В. К проблеме активизации творческой самостоятельности студентов-дизайнеров [Текст] / Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». «Теория и методика профессионального образования». – 2011. – №3(48). – с. 147 – 151
- Даськова Ю. В. Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства») [Текст] / Ю. В. Даськова // Педагогика: традиции и инновации (II): материалы Международной научной конференции, (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012