В условиях современной конкуренции особое внимание следует уделять вопросам обеспечения качества готовой продукции. Для решения этого вопроса разработано множество методов и инструментов, позволяющих управлять качеством продукции на различных этапах ее жизненного цикла. Несомненно, что реализация решений, направленных на повышение качества приведет к увеличению затрат со стороны предприятия-изготовителя. В этих условиях можно рекомендовать минимизировать затраты, связанные с созданием качественного продукта [1…3].
Одним из эффективных методов управления затратами на обеспечение качества продукции является FMEA-методология. Анализ форм и последствий отказов (Failure Mode and Effect Analysis – FMEA-методология), известный также под названием «Анализ рисков», используется в качестве одной из превентивных мер для системного обнаружения причин, вероятных последствий, а также для планирования возможных противодействий по отношению к отслеживаемым отказам [4, 5].
При анализе форм и последствий отказов процессов главным является заблаговременный поиск для каждого этапа процесса ответов на следующие вопросы:
1. Каким образом при осуществлении процесса может произойти отказ или неудача?
2. Что может быть причиной этой неудачи?
3. Что произойдет, если при осуществлении процесса случится неудача?
4. Как мы можем предотвратить последствия отказа?
Рассмотрим пример практического применения FMEA-методологии для оптимизации процесса производства свай железобетонных на ООО «Строительные материалы» (г. Пенза).
Для проведения качественного анализа была сформирована FMEA-команда, состоящая из: зам. директора по качеству, инженер по качеству, технолог, начальник ОТК, сотрудников службы качества, которая подробно изучила рассматриваемый процесс и выявила возможные формы отказов, которые сильно влияют на качество свай железобетонных в целом.
Определим количественно факторы S, О и D по квалиметрическим шкалам, представленным в табл. 1.
Таблица 1 – Квалиметрические шкалы значимости потенциального отказа (S), вероятности возникновения дефекта (О), вероятности обнаружения дефекта (D)
Фактор S | Фактор О | Фактор D |
1 – очень низкая (почти нет проблем) | 1 – очень низкая | 1 – почти наверняка дефект будет обнаружен |
2 – низкая (проблемы решаются работником) | 2 – низкая | 2 – очень хорошее обнаружение |
3 – не очень серьезная | 3 – не очень низкая | 3 – хорошее |
4 – ниже средней | 4 – ниже средней | 4 – умеренно хорошее |
5 – средняя | 5 – средняя | 5 – умеренное |
6 – выше средней | 6 – выше средней | 6 – слабое |
7 – довольно высокая | 7 – близка к высокой | 7 – очень слабое |
9 – очень высокая | 9 – очень высокая | 9 – очень плохое |
10 – катастрофическая (опасность для людей) | 10 – 100%-ная | 10 – почти невозможно обнаружить |
Произведение этих трех факторов представляет собой приоритетное число риска (ПЧР), т. е. количественную оценку отказа с точки зрения его значимости по последствиям, вероятности возникновения и вероятности обнаружения:
ПЧР=S ×О ×D
Для отказов (несоответствий, дефектов, пороков), имеющих несколько причин, определяют соответственно несколько ПЧР. Каждое ПЧР может иметь значения от 1 до 1000. Для ПЧР риска должна быть заранее установлена критическая граница (ПЧРгр), например, в пределах от 100 до 125. Если какие-то значения ПЧР превышают установленное значение ПЧРгр, значит, именно для них следует вести доработку производственного процесса.
Результаты работы членов FMEA-команды при назначении числовых значений факторов S – значимости потенциального отказа, О – вероятности возникновения дефекта, D – вероятности обнаружения дефекта, а также вычисленные значения ПЧР возможных отказов приведены в табл. 2.
Таблица 2 – Результаты работы FMEA-анализа производства свай железобетонных
Дата: | ООО «Строительные материалы»
Изучаемый процесс: производство свай железобетонных |
Руководитель:
Члены команды FMEA-команды: зам.директора по качеству, инженер по качеству, технолог, начальник ОТК, сотрудники службы качества |
||||||||
Этап процесса |
Возможный отказ |
Причина отказа |
Последствия отказа |
S |
O |
D |
ПЧР |
Средства решения проблемы |
Ответственный |
Дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Приготовление бетонной смеси | ||||||||||
дозирование компонентов | выход из строя дозаторов | неисправность оборудования
|
невозможность дальнейшего этапа производства |
9 |
2 |
1 |
18 |
ремонт или замена оборудования | Главный инженер | |
сбой в электронике | ||||||||||
неточность дозирования компонентов | неправильная настройка дозаторов | бетонная смесь ненадлежащего качества |
7 |
5 |
7 |
245 |
повышение квалификации персонала | Начальник отдела кадров | ||
перемешивание бетонной смеси | выход из строя бетоносмесительной установки | неисправность оборудования
|
невозможность дальнейшего этапа производства |
9 |
2 |
1 |
18 |
ремонт или замена оборудования | Главный инженер | |
сбой в электронике | ||||||||||
недостаточное время перемешивания | неправильный выбор объема загрузки и режима перемешивания | неоднородность бетонной смеси |
7 |
5 |
7 |
245 |
повышение квалификации персонала | Начальник отдела кадров | ||
Формование изделий | ||||||||||
армирование | неправильная сборка арматурного каркаса | человеческий фактор | возможность получения некондиционного или бракованного изделия |
8 |
5 |
8 |
320 |
повышение квалификации персонала | Начальник отдела кадров | |
нарушение схемы расположения арматуры | ||||||||||
неустановленные монтажные петли | человеческий фактор | получение бракованного изделия |
10 |
2 |
6 |
120 |
повышение производственной дисциплины | Руководители подразделений | ||
ненадлежащая установка арматурных каркасов | нарушение схемы расположения арматуры | возможность получения некондиционного или бракованного изделия |
8 |
5 |
8 |
320 |
повышение квалификации персонала | Начальник отдела кадров | ||
человеческий фактор | ||||||||||
Чистка и смазка форм | неисправность форм, торцов или оголовников | использование устаревших форм | возможность получения некондиционного или бракованного изделия |
8 |
6 |
5 |
240 |
ремонт или замена оборудования | Главный инженер | |
неочищенные формы | человеческий фактор | возможность получения некондиционного изделия |
8 |
6 |
2 |
96 |
повышение производственной дисциплины | Руководители подразделений | ||
некачественно смазанные формы | человеческий фактор | возможность получения некондиционного изделия |
8 |
6 |
2 |
96 |
повышение квалификации персонала | Начальник отдела кадров | ||
качество смазки |
8 |
3 |
2 |
48 |
усиленный входной контроль сырья | Начальник отдела технического контроля | ||||
Уплотнение бетонной смеси | выход из строя вибраторов | неисправность оборудования
|
невозможность дальнейшего этапа производства |
9 |
2 |
1 |
18 |
ремонт или замена оборудования | Главный инженер | |
сбой в электронике | ||||||||||
недоуплотненная бетонная смесь | недостаточное время уплотнения | возможность получения некондиционного изделия или изделия с недостаточной прочностью |
7 |
5 |
7 |
245 |
повышение квалификации персонала | Начальник отдела кадров | ||
неправильно выбранная частота уплотнения | ||||||||||
Заглаживание поверхности | некачественно заглаженные поверхности | заглаживание производится вручную | возможность получения некондиционного изделия |
8 |
6 |
2 |
96 |
повышение квалификации персонала | Начальник отдела кадров | |
Тепловлажностная обработка | нарушение режимов ТВО, параметров пара | ненадлежащее состояние паропровода | возможность получения некондиционного изделия или изделия с недостаточной прочностью |
7 |
5 |
7 |
245 |
ремонт или замена оборудования | Главный инженер | |
человеческий фактор |
7 |
7 |
7 |
343 |
повышение квалификации персонала | Начальник отдела кадров | ||||
выход из строя контрольно-измерительных приборов | ||||||||||
ненадлежащее состояние пропарочных камер | устаревшее оборудование |
9 |
5 |
6 |
270 |
ремонт или замена оборудования | Главный инженер | |||
выход из строя пропарочных камер | неисправность оборудования
|
невозможность дальнейшего этапа производства |
10 |
5 |
6 |
300 |
ремонт или замена оборудования | Главный инженер | ||
Распалубка | выход из строя козлового крана | неисправность оборудования | невозможность дальнейшего этапа производства |
10 |
5 |
3 |
150 |
ремонт или замена оборудования | Главный инженер | |
повреждение изделия | человеческий фактор | повреждение изделия (брак) |
8 |
9 |
3 |
216 |
повышение производственной дисциплины | Руководители подразделений | ||
неисправные формы | ||||||||||
Транспортировка | повреждение изделия | человеческий фактор | повреждение изделия (брак) |
8 |
6 |
3 |
144 |
повышение производственной дисциплины | Руководители подразделений | |
нарушение условий транспортировки | ||||||||||
Хранение | повреждение изделия | нарушение условий хранения | повреждение изделия (брак) |
8 |
6 |
3 |
144 |
использование закрытого склада
|
Начальник склада готовой продукции |
За граничное приоритетное число риска на ООО «Строительные материалы» принято ПЧРгр=125.
После получения результатов работы команды руководитель должен поручить ответственному специалисту или группе специалистов заняться разработкой технических или организационных решений, которые позволят предотвратить последствия отказов в случае наиболее рискованных ситуаций.
После завершения работы составляется письменный отчет о результатах работы по выполненному анализу форм и последствий отказов и передается руководителю предприятия. Руководителю организации следует верифицировать и оценить результаты работы FMEA-команды и проследить, чтобы до членов FMEA-команды была доведена информация (в виде обратной связи) о статусе выполненных ими действий.
Для некоторых дефектов ПЧР>ПЧРгр.
На основании проведенного FMEA-анализа, по рассчитанному приоритетному числу риска (ПЧР) видно, что из выявленных дефектов наиболее рискованными случаями являются:
- неточность дозирования компонентов при приготовлении бетонной смеси;
- недостаточное время перемешивания бетонной смеси;
- неправильная сборка арматурного каркаса;
- ненадлежащая установка арматурных каркасов,
- неисправность форм, торцов или оголовников;
- недостаточное время уплотнения бетонной смеси;
- нарушение режимов ТВО, параметров пара;
- ненадлежащее состояние пропарочных камер;
- выход из строя пропарочных камер;
- выход из строя козлового крана;
- повреждение изделия при транспортировке или хранении.
Соответственно на последнем этапе проводимого FMEA-анализа были предложены следующие возможные рекомендации по устранению дефектов или снижению негативных последствий:
• проводить регулярный осмотр, плановый и профилактический ремонт с целью предотвращения отказов в технологическом процессе;
• установить источник резервного питания, чтобы исключить возможный сбой в подаче электроэнергии;
• разработать систему повышения квалификации персонала;
• разработать и внедрить стандарт организации, регламентирующий вопросы контроля и управления возможными несоответствиями технологического процесса производства.
Таким образом, FMEA-методология является эффективным инструментов сбора информации о возможных потенциальных отказах и позволяет разработать план предупреждающих действий.
Библиографический список
- Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством продукции. Учебник. Изд. 2-е перераб. и доп.-М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2001.-328с.
- Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров. М.: Экономика, 1989.-256с.
- Макарова, Л.В. Квалиметрия и управление качеством [Текст] /Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Учебное пособие.- Пенза: ПГУАС.- 2005.-115с.
- ГОСТ 51814.2-2001» Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов».
- Федюкин В.К. Управление качеством производственных процессов: Учебное пособие. /В.К. Федюкин. – М.:КНОРУС, 2013.- 232 с.