ПОНЯТИЙНАЯ ОСНОВА ПРОЦЕССА ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
В статье рассматривается понятийная основа процесса профилизации образовательной среды. На основе анализа представленных определений выделяются специфические характеристики понятия «профилизация» в контексте функционирования образовательной среды. Обобщая имеющиеся в научном знании подходы к данному понятию, дается авторская трактовка понятия профилизации образовательной среды. Применительно к теме исследования, разграничиваются понятия «профилизация» и «специализация».

Ключевые слова: образовательная среда, подход, понятие, понятийная основа, профилизация, специализация, специфические характеристики.


CONCEPTUAL BASIS OF PROCESS OF A PROFILISATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Kargina Elena Mikhaelovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
In article the conceptual basics of process of a profilisation of the educational environment are covered. On the basis of the analysis of the presented definitions specific characteristics of the concept «profilisation» of a context of functioning of the educational environment are allocated. Generalizing approaches available in scientific knowledge to this concept, the author's treatment of concept of a profilisation of the educational environment is given. In relation to a research subject, the concepts «profilisation» and «specialization» are differentiated.

Keywords: approach, concept, conceptual basis, educational environment, profilisation, specialization, specific characteristics.


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Понятийная основа процесса профилизации образовательной среды // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/02/31221 (дата обращения: 25.09.2024).

Анализ современной научной литературы свидетельствует о возрастающем интересе к вопросу профилизации образовательной среды. Реализация концепции профилизации образовательной среды дает возможность формировать и развивать у учащихся и студентов современное миропонимание и мировоззренческую культуру, умения экстраполировать полученные знания на социокультурные установки; способствует формированию профессиональной мотивации будущего специалиста.

Рассмотрению понятия профилизации посвящен ряд исследований педагогов и психологов: Т.П. Афанасьевой, С.Н. Беловой, Е.В. Ворониной, Г.А. Ворониной, И.В. Ильиной, Н.В. Немовой, Г.Н. Подчалимовой, В.В. Сохранова, А.Н. Худина, Т.И. Шамовой и др.

Однако сложность и многоаспектность данного понятия требует его дальнейшего изучения, в том числе в контексте его реализации в соотнесении с понятием «образовательная среда».

Проанализируем понятие профилизации на основе существующих определений.

Анализ классических энциклопедических, толковых и специальных словарей выявил различные подходы к определению понятия «профилизация». В данных словарях представлено лишь определение глагола «профилировать», производным от которого является термин «профилизация». «Профилировать», согласно Большому энциклопедическому словарю, означает «придавать какой-либо характер, определенную производственную направленность чему-либо» [1]. В контексте профилизации образовательной среды данный термин подчеркивает, на наш взгляд, практико-ориентированную, профессионально-направленную специфику образовательного процесса в условиях профильного обучения.

Психолого-педагогическая специфика и неопределенность трактовки термина «профилизации» побудила нас обратиться к терминологическому словарю по предпрофильному и профильному образованию. В указанном словаре под профильным обучением понимается:

1) обучение, соответствующее одному или нескольким направлениям, в ходе которого осуществляется предпрофессиональная подготовка;

2) средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [2, С.34].

Термин «профилизация» определяется в нормативных документах Министерства образования Российской Федерации. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года под профильным обучением понимается «система специализированной подготовки, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» (распоряжение Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001).

В работах Т.И. Шамовой, Г.Н. Подчалимовой, А.Н. Худина, И.В. Ильиной, С.Н. Беловой дается следующее определение профилизации: «образовательная система специализированной подготовки личности к решению одной из жизненно важных проблем – обоснованного выбора направлений будущего профессионального образования, самореализации выпускника в его самостоятельной жизни и профессиональной деятельности» [3, С.7].

Направленность профилизации на подготовку будущего специалиста к профессиональной деятельности подчеркивается также в определении профилизации, данном Г.А. Ворониной. Автор рассматривает профильное обучение как обучение, направленное на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса с учетом интересов и склонностей учащихся и создающее условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями [4, С.7].

Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова определяют профилизацию как «способ дифференциации и индивидуализации образования за счет нововведений изменений структуры, содержания и организации образовательного процесса» [5, С.73]. Исследователями отмечается, что профилизация предоставляет возможность наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, формировать интерес к продолжению образования и получению современной профессии. В рамках профильного образования все участники этого процесса: учителя, родители и ученики – получают возможность выстраивать личностно ориентированный индивидуальный план обучения.

По мнению Е.В. Ворониной, профилизацией образования является подготовка человека, имеющего качественные базовые предметные знания, владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к непрерывному образованию и перемене профессии в течение всей жизни [6, С.10]. В данном определении делается акцент на возможности профилизации в вопросе формирования готовности будущего специалиста к самообразованию и саморазвитию в течение всей профессиональной деятельности, основой для чего является качественное обучение на начальных этапах образования в учреждениях профильной образовательной среды.

В исследованиях В.В. Сохранова понятие профилизации определяется через контекст высшего профессионального образования. Автором отмечается, что «профилизация – это, прежде всего индивидуальный подход к студентам, дополняющий и совершенствующий общее образование и направленный в отличие от последнего, на практическое использование своих знаний в жизни и ориентацию на рынке труда» [7, С. 88].

Анализ представленных определений позволяет нам выделить следующие специфические характеристики понятия «профилизация» в контексте функционирования образовательной среды:

– профилизация образовательной среды является средством дифференциации образования;

– профилизация образовательной среды направлена на создание системы специализированной подготовки за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса;

– профилизация образовательной среды является средством предпрофессиональной подготовки будущего специалиста за счет создания условий для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями учащихся и студентов;

– профилизация образовательной среды – это средство индивидуализации образования за счет более полного учета интересов, склонностей и способностей учащихся и студентов;

– профилизация образовательной среды способствует интеграции всех ступеней образования в целях реализации преемственности в передаче и усвоении профессионально-направленных знаний, умений и навыков, а также в формировании профессиональной мотивации будущего специалиста.

Обобщая имеющиеся в научном знании подходы к данному понятию, возможна следующая трактовка понятия профилизации образовательной среды: под профилизацией образовательной среды нами понимается процесс дифференциации образования на основе личностной и профессиональной ориентированности, акмеологичности, аксиологичности и системно-деятельностной реализации участников педагогического процесса за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса и обеспечения инновационных основ его развития.

Принцип дифференциации образования, положенный в основу профилизации образовательной среды, предполагает учет в процессе обучения социальных и профессиональных интересов, индивидуальных особенностей, способностей и потребностей личности учащегося во всех формах, методах, на всех этапах обучения (индивидуализация, личностная и профессиональная ориентированность обучения); оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов (аксиологический компонент профилизации); учет социально-политических, социально-экономических условий для раскрытия и проявления личностных возможностей, всех способностей человека (акмеологический компонент профилизации).

Г.А. Ворониной отмечается, что достаточно близко к понятию профилизации образования понятие фуркации, т.е. возможность получения образования по различным учебным планам и программам, обеспечивающим специализацию [4, С.5].  Проявлением фуркации, по мнению автора, явились, появившиеся в России XIX века реальные и классические гимназии, разделившиеся в дальнейшем на гимназии классические (с древними языками) и современные.

Анализируя данный исторический факт, считаем необходимым отметить, что современное понятие профилизации, на наш взгляд, несколько шире понятия фуркации, веденного в XIX веке. Мы полагаем, что профилизация обеспечивает не только специализацию на основе дифференциации учебных планов и программ, что подчеркивается в определении фуркации, но и имеет личностно и профессионально ориентированный характер.

Е.В. Ворониной вводятся понятия «жесткой» и «мягкой» профилизации [6, С.19]. Под жесткой профилизацией автор понимает профилизацию, имеющую следующие особенности: четко определяется набор предметов для изучения; содержание строится на основе программ углубленного обучения профильным предметам при отсутствии разгрузки непрофильных областей; осуществляется селективный отбор в профильные классы; элективные курсы формируются, в основном, на предметной и межпредметной основе.

Е.В. Воронина выделяет следующие особенности мягкой профилизации:

– предлагается несколько уровней изучения предметов. Выбор уровня изучения предметов предоставляется обучающимся и их родителям, таким образом, они получают возможность участвовать в проектировании образовательного процесса и принятии решений по формированию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

– распределение обучающихся по профилям осуществляется на основе индивидуальной работы с каждым, этому предшествует предпрофильный этап подготовки, дающий обучающимся возможность испытать себя в различных видах деятельности, связных с будущей профессией;

– предлагается широкий выбор элективных курсов развивающего, межпредметного характера, с использованием альтернативных систем мониторинга;

– осуществляется психолого-педагогическое сопровождение процессов самоопределения на основе изучения склонностей и способностей обучающихся, профессиональных и образовательных склонностей обучающихся и их родителей. Результаты мониторинга, проведенного психологической службой, носят информационный характер;

– в организации педагогического процесса используется технология составления индивидуальных учебных планов.

Мы полагаем, что в контексте профилизации образовательной среды более эффективным является вариант «мягкой» профилизации, поскольку в данном случае обучающимся и студентам предоставляется возможность выбора: выбора уровня изучения предметов; индивидуальных образовательных траекторий; профиля обучения, связанного с будущей профессией; курсов развивающего, межпредметного характера. Выбор, по мнению Е.В. Ворониной, является основой построения профильной школы. Однако, имея возможность самостоятельности в выборе, данный выбор сопровождается помощью со стороны учителей, преподавателей, психологов, работодателей и других участников процесса профилизации образовательной среды.

Так, в исследованиях Т.И. Шамовой, Г.Н. Подчалимовой, А.Н. Худина, И.В. Ильиной, С.Н. Беловой отмечается, что «важное место в процессе обучения должно быть отведено оказанию помощи в выборе – предварительном самоопределении в отношении профилирующего направления собственной деятельности; в создании образа своей будущей жизнедеятельности; в саморазвитии мотивационной сферы личности; в самоформировании ценностей; в понимании миссии тех профессий, специальностей, к которым делается поворот; в самопроектировании образовательных задач и способов их решения; в самостоятельном поиске информации; в самостоятельном приобретении знаний, умений, навыков, качеств личности, необходимых для решения жизненно важных и профессиональных проблем; в обучении творчеству; в творческом самостоятельном решении образовательных задач; в образовательной рефлексии» [8, С.20].

Следовательно, вариант «мягкой» профилизации на основе права выбора, предоставляемого участникам профильного образования, является перспективным путем развития профилизации образовательной среды.

Анализируя понятие профилизации образовательной среды в целях недопущения подмены терминов, на наш взгляд, следует рассмотреть близкие по значению понятия.

Применительно к теме нашего исследования, необходимо разграничить понятия «профилизация» и «специализация». По мнению Б.З. Вульфова, «профилизация существенно отличается от специализации: последняя, как правило, связана со сколь угодно глубокой и (и необходимой!), но, прежде всего «узкой», конкретной, сугубо специальной, инструментальной подготовкой будущего инженера» [9, С.103].

Следовательно, перед профилизацией стоят важные задачи специализированной подготовки. Однако, ее функции шире функций специализации, поскольку способствуют реализации общеобразовательной, общекультурной подготовки будущего специалиста, системному, целостному видению им своей деятельности, ее пространства, механизмов, причинно-следственных связей.


Библиографический список
  1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 817.
  2. Молчанов, С.Г. Предпрофильное и профильное образование (терминологический словарь): Учебное пособие [Текст] / С.Г. Молчанов, Р.Я. Симонян. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. 48 с.
  3. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
  4. Воронина, Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя [Текст] / Г.А. Воронина.  М.: Айрис-пресс, 2006. 128 с. (Профильное обучение).
  5. Афанасьева, Т.П. Профильное обучение: педагогическая система и управление: Методическое пособие. – Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников [Текст] / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова. М.: АПК и ПРО, 2004. 73 с.
  6. Воронина, Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение [Текст] / Е.В. Воронина. М.: «5 за знания», 2006. 256 с. («Методическая библиотека»).
  7. Сохранов, В.В. Условия профилизации профессиональной подготовки студентов [Текст] / В.В. Сохранов // Известия Тульского государственного университета. Серия. Педагогика. Вып. 4. Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. 286 с. С.88.
  8. Шамова, Т.И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода [Текст] /  Т.И. Шамова, А.Н. Худин и др. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. 160 с.
  9. Тхагапсоев, Х.Г. О новой парадигме образования [Текст] / Х.Г. Тхагапсоев // Педагогика. 1999. №1. С. 103-110.


Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: