ОФШОРНЫЕ И СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Королюк Тимур Денисович
Тюменский государственный университет
студент 2 курса направления подготовки «Международные отношения»

Аннотация
Статья посвящена рассмотрению российского опыта по созданию и регулированию Свободных экономических (СЭЗ) и Особых экономических зон ( ОЭЗ ) на территории РФ. Проанализированы основные нормативно - правовые акты РФ регулирующих данную проблематику. Автор ставил перед собой задачу, в первую очередь указать на «болевые точки» и просчеты предыдущих попыток регулирования данной сферы , начиная в 1980 - х годов . Рассмотрены изменения в политике подходов к созданию и распределению данных зон на территории РФ . В заключении приводятся рекомендации по улучшению подходов к решению данной проблемы в связи в вступлением в силу новейшего законодательства , в частности ФЗ « Об особых экономических зонах в Российской Федерации » N 116- ФЗ от 22 июля 2005 г .

Ключевые слова: особые экономические зоны, офшорные зоны, ОЭЗ, свободные экономические зоны, СЭЗ


OFFSHORE AND FREE ECONOMIC ZONES: RUSSIAN PRACTICE

Koroluk Timur Denisovich
Tyumen State University
undergraduate student

Abstract
The article discusses the Russian practice in establishing and managing of free economic (SEZ ) and Special Economic Zones (SEZ ) on the territory of the Russian Federation. Also, author analyzes the main normative - legal acts of the Russian Federation governing this perspective. The author 's intention was to primarily indicate "hot spots" and failures of previous attempts to regulate this sector , starting in 1980’s. The changes in policy approaches to the creation and distribution of these zones in the Russian Federation . In conclusion, author suggests some recommendations to improve the approaches on solving this problem in relation to the entry into force of the latest legislation, in particular the Federal Law " On Special Economic Zones in the Russian Federation » N 116 - FZ of July 22, 2005.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Королюк Т.Д. Офшорные и свободные экономические зоны: российский опыт // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/02/31135 (дата обращения: 19.04.2024).

В России попытка создания классическое оффшорной территории впервые была предпринята в ФЗ «о центре международного бизнеса «Ингушетия» в далеком 1996 году. Нерезиденты могли регистрировать в Центре международного бизнеса «Ингушетия» компании международного бизнеса. Такие компании не должны были вести никаких коммерческих операции на территории РФ, за исключение приобретения услуг и товаров для жизнеобеспечения их офисов и персонала в Центре. Российские резиденты не имели права быть учредителями компании международного бизнеса. [1].  В ст. 28 Закона было предусмотрено, что на территории Центра компаниям международного бизнеса предоставляются льготы: ускоренный порядок регистрации, полное освобождение от уплаты все налогов РФ и таможенных пошлин, валютная автономия компаний, сохранение коммерческой тайны и др. В результате многочисленных злоупотреблений действие ст. 28 указанного закона было приостановлено, а с 1.01.2005 г. Утратил силу и сам Закон.

Вместе с тем, в России было предпринято множество попыток образования свободных экономических зон (СЭЗ). В общем виде принято определять СЭЗ как часть территории государства, на которой устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для отечественных и иностранных инвесторов [2, c. 24] Льготы, которыми пользуются иностранные инвесторы, обычно включают: упрощенный порядок регистрации компаний с иностранными инвестициями; освобождении от уплаты определенных налогов или понижение ставки налогов; понижение ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин; упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан.

Основная цель СЭЗ – привлечение инвестиции на данную территорию [3]. Для привлечения инвесторов территория СЭЗ должна обладать выгодным географическим положением. За рубежом СЭЗ утверждаются, как правило, на основании национальных законов, т.е государство самостоятельно определяет какую-либо часть своей территории в качестве свободной экономической зоны в льготным налогообложением, упрощенным въездом и т.д. Льготы предоставляются лишь тем организациям, которые зарегистрированы в СЭЗ и реально там работают [4].

В отличие от резидентов СЭЗ  – Особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) – компании, которые регистрируются в оффшорной зоне, а должны действовать только за ее пределами. Поскольку оффшорная территория живет в основном за счет доходов от регистрации кампаний (по крайней мере они составляют значительную часть ее доходов), смысл ее существования состоит в предоставлении как можно большему числу иностранных лиц возможности зарегистрировать свои компании в этой зоне. В этой связи нельзя считать оффшорную зону разновидностью СЭЗ [5]: эти понятия находятся в диаметральной противоположности.

В России создание СЭЗ началось с конца 80 – ч гг. XX в. И активно продолжалось после принятия союзного (1990 г.), а затем и российского (1991 г.) законов об иностранных инвестициях. Первоначально статус свободной экономической зоны предоставлялся большим административным образованиям, т.е. целый край или область становились территориями с льготным налогообложением, однако подавляющее большинство проектов развития таких СЭЗ реализовано не было. Согласно международным стандартам СЭЗ требует значительных вложений на свое благоустройство, на организацию таможенное –торговой деятельности, что в условиях огромной территории сделать практически не возможно. После принятия Закона «О таможенном тарифе» (1993 г.) был взят курс на ликвидацию гигантских СЭЗ и создание компактных таможенных зон [6, c. 82-86]

Длительное время в России отсутствовал какой-либо общий федеральный нормативный акт, который бы регламентировал статус СЭЗ, включая порядок их создания и ликвидации. В Законе «Об иностранных инвестициях» 1991 г. СЭЗ были посвящены лишь 2 статьи (ст. 41 и 42). Поэтому порядок создания, функционирования и ликвидации СЭЗ в Российской Федерации регулировался нормативными актами, которые принимались под конкретную СЭЗ. Причем одни СЭЗ утверждались федеральными законами [8], другие  – Постановлениями Правительства Российской Федерации [9]. В целом начиная в 90 – х годов только на федеральном уровне было принято более 50 нормативно – правовых актов, которыми были учреждены около 50 СЭЗ (см. Таблица 1). Однако, как отмечают специалисты [10], опят их функционирования позволяет отнести к СЭЗ лишь две зоны – «Находка» (Приморский край) и «Янтарь» (Калининградская область). В процессе функционирования большинства зон выявились значительные недостатки и злоупотребления.

Таблица 1. Распределение СЭЗ по территориям субъектов РФ [7]

Субъект РФ Название СЭЗ
  1. Приморский край
  2. Читинская обл.
  3. Сахалинская обл.
  4. Калининградская обл.
  5. Алтайский край
  6. Еврейская АО
  7. Санкт-Петербург
  8. Кемеровская обл.
  9. Ленинградская обл.
  10. Новгородская обл.
  11. Ингушетия
  12. Кабардино-Балкария
  13. Магаданская обл.
“Находка”

“Даурия”

“Сахалин”

“Янтарь”

“Алтай”

“Ева”

“ЛЗСП”

“Кузбасс”

“Выборг”

“Садко”

“Ингушетия”

“Кабардино-Балкария”

без названия

В частности, организации регистрировались в СЭЗ и пользовались льготами по налогообложению, однако хозяйственную деятельность осуществляли в другом субъекте федерации, в результате его бюджет России недополучал положенных налогов [11]. При этом регистрация в СЭЗ не позволяла налоговым органам эффективно осуществлять контроль за компанией, поскольку доступ к запрашиваемой информации был затруднен. Идея же СЭЗ состоит в привлечении инвестиций на территорию зоны, когда компания должна не просто регистрироваться, но работать с СЭЗ. По существу большинство созданных на основе законодательства 90 – х гг. отечественных СЭЗ являлись внутренними офшорными зонами.

В целях установления единого порядка создания и функционирования СЭЗ был принят ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» [12] 2005 г. (в ред. От 06.12.2011). В соответствии с законом особая экономическая зона (ОЭЗ) – это определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [13]. Целью создания ОЭЗ является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, туризма и санаторное – курортной сферы, а так же портовой деятельности. Согласно Закону (ст. 40) существование ранее созданных  ОЭЗ и СЭЗ прекращается со дня вступления закона в силу (за исключением ОЭЗ в Калининградской области и ОЭЗ в Магаданской области)

ФЗ «Об особых экономических зонах » учел негативный опыт функционирования прежних СЭЗ и ОЭЗ. Во – первых, в Законе четко определены конкретные пространственные пределы ОЭЗ (не более 40 кв. км для промышленно-производственной , не более 4 кв. км. для техника – внедренческой и не более 50 кв. км. для портовой ОЭЗ) – Тем самым на наш взгляд взят курс на создание компактных, хорошо обустроенных зон. Во-вторых, резиденты ОЭЗ вправе вести только строго определенною Законом и соглашением с ними деятельность, осуществлять инвестиции в определенные сроки и в определенном объеме и не вправе иметь филиалы и представительства за пределами ОЭЗ. Таким образом, Закон исключает возможность использования ОЭЗ в качестве оффшорной территории и усиливает ее инвестиционную направленность. В-третьих, в целях усиления контроля за деятельностью организаций и предпринимателей в ОЭЗ Закон установил, что в ОЭЗ действует процедура свободной таможенной зоны со всеми вытекающими отсюда последствиями  – контролем со стороны таможенных органов, учетом и отчетностью, требованиями по таможенному оформлению и пр.

Таким образом, со всей очевидностью напрашивается вывод о том, что с принятием и вступлением в силу в начала 2000 – х гг. новейшего законодательства в сфере офшорно – трастового регулирования, прежде всего Налогового Кодекса РФ [14], а также ФЗ «Об особых экономических зонах», был положен конец злоупотреблениям, с вязанным с созданием оффшорных зон в России.


Библиографический список
  1. Экономические зоны России: Свободные и особые. Введение. Особые зоны в период до 2005 года// Министерство Финансов РФ. Обзор экономических показателейhttp:// [Электронный ресурс], режим доступа (свободный): http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/EEG/EEG201304171658/EEG201304171658_p_003.htm
  2. Э. Шамбост Энциклопедия оффшорных зон. М.: Викра, 2000
  3. Павлов Ю.А. Понятие свободной экономической зоны // Экономический интернет – журнал «Nota Bene» // [Электронный ресурс], режим доступа (свободный):http://www.nbene.narod.ru/econom/feconom18.htm
  4. Носков И.Ю., “Настоящие“ российские свободные экономические зоны (Калининград,НаходкаКалмыкия)” // “Законодательство”, 1997, №6
  5. Павлов П.В. Офшорная деятельность: вопросы правовой регламентации // Журнал российского права. 2011. №35; Офшорные юрисдикции: понятие и происхождение
  6. Ушаков Д.Л.  Офшорные зоны  в практике российских налогоплательщиков. М., Юристъ.2001. С. 82-86;
  7. Сахаров А. СЭЗ. Эволюция развития. Виды // http://www.sakharov.ru/meo/meo2/76.htm
  8. ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области”, принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года // [Электронный ресурс], режим доступа(свободный):http://ntc.duma.gov.ru/duma_na/asozd/asozd_text.php?code=31892
  9. Положение о свободной экономической зоне в районе города Находки Приморского края, утвержденное Постановление Совета Министров РСФСР 1990 г.
  10. Викторов И. Свободные экономические и оффшорные зоны // Законность. 2000. №11. // [Электронный ресурс], режим доступа (свободный): http://www.juristlib.ru/book_2182.html
  11. Выступление Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко на заседании Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Реиндустриализация России: возможности и ограничения» // [Электронный ресурс], режим доступа (свободный):http://www.council.gov.ru/media/files/41d477365af5651386f7.pdf
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ Об особых экономических зонах в Российской Федерации  27 июля 2005 г. в “РГ” – Федеральный выпуск №3831  //http://www.rg.ru/2005/07/27/ekonom-zony-dok.html
  13. Официальный сайт Минэкономразвития РФ // [Электронный ресурс], режим доступа(свободный):http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/designElements/specialEconomicAreasMain/specialEconomicAreas/
  14. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ публиковано: 12 марта 2007 г. на Интернет-портале “Российской Газеты” // [Электронный ресурс], режим доступа (свободный): http://www.rg.ru/2007/03/12/nalog-kodeks2.html


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Королюк Тимур Денисович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация