Эволюция экономической мысли привела к возникновению институционализма, который сегодня рассматривается как отдельное направление в экономике. В рамках институционализма проводятся исследования принципов и правил, определяющих границы социально-экономического взаимодействия субъектов. Институциональная среда представляет собой совокупность принципов и норм, определяющих поведение участников социально-экономических отношений. Решение проблем повышения уровня социально-экономического развития связано с эффективностью отдельных институтов, входящих в состав институциональной среды.
Без учета институционального аспекта невозможно правильно понять и раскрыть закономерности формирования и развития человеческих ресурсов в системе непрерывного профессионального медицинского образования и определить значение этого института (системы НПО) в развитии социально-экономической системы в целом.
Основоположник институционализма Торстейн Веблен считал, что институты предоставляют возможность обеспечить преемственность экономических процессов, а путем развития институциональной среды экономика адаптируется к изменениям своей материально-технической базы [1,C.24].
Современное развитие социально-экономической системы сопровождается ее усложнением. Следствием чего являются: во-первых, увеличение объема информационной нагрузки на экономических субъектов, имеющих ограниченные возможности переработки, усвоения этой информации, что ведет к возникновению неопределенности; во-вторых, происходит дифференциация экономических интересов и их усложнение, что обостряет проблему рассогласования этих интересов. Эти процессы способствуют росту транзакционных издержек, связанных с возникновением неопределенности, непредсказуемости и нестабильности результатов действий экономических субъектов (издержки по координации деятельности) и издержек, связанных с разрешением распределительных конфликтов между ними» [8,C.9].
А.Е. Шаститко справедливо отмечает, что для обоснования транзакционных издержек важно рассмотреть два момента: «несовпадение экономических интересов взаимодействующих друг с другом агентов и феномен неопределенности»[8,C.10].
В связи с ростом издержек транзакций возрастает значение социальных институтов, в том числе и института образования. Дуглас Норт в книге «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» определил, что именно транзакционные издержки служат «источником социальных, экономических и политических институтов»[12,C.28].
Российский ученый Р.И. Капелюшников в структуре транзакционных издержек выделяет ряд составляющих: издержки, связанные с поиском информации; издержки, связанные с измерения информации; издержки, связанные с установлением взаимодействия между экономическими агентам; издержки, связанные с адаптацией; издержки по защите гражданских прав [5,C.99].
Образование всегда причислялось к одной из важнейших сфер человеческой деятельности, способствующих социальному прогрессу. В современном обществе возрастание ценности знаний повышает роль человека как генератора и носителя нового знания, превращает его в решающий фактор общественного прогресса и одновременно в его основной результат. В связи с этим изменяются место и роль образования в жизни всего общества и каждого человека.
В основе управления непрерывным образованием находится принцип опережающей подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих конкурентоспособность и стабильное экономическое развитие в стране. Важность научных знаний в этом процессе очень велика. Особенность отрасли здравоохранения в том, что образование, наука и производство находятся в тесном взаимодействии. Без научных исследований медицинских препаратов, которые могут длиться несколько десятилетий, невозможно их производство, оказание медицинских услуг с использованием высоких наукоемких технологий возможно только после длительных научных испытаний. Сегодня мы наблюдаем рост потребности в работниках с высокой квалификацией, с разносторонними навыками и способностями. Возникла необходимость не просто в обучении, а в обучении для созидания и адаптации. От управленцев и работников требуются все большие познавательные способности.
Сегодня российская экономика выдвигает высокие требования к квалификации и компетенциям человеческих ресурсов. Используя опыт зарубежных стран, мы видим, что наиболее устойчивой является экономика тех стран, в которых население имеет высокий уровень образования. Во многих странах возрастает доля работников с высшим и послевузовским образованием. К началу ХХ века в развитых странах высшее и послевузовское образование имели от 21 до 30% населения [10]. Образовательный ценз занятых в отечественной экономике также постоянно растет. Сегодня доля специалистов с высшим и послевузовским образованием в общей численности занятых в экономике России составляет более 32 %, а в общей численности населения страны – 23%[9, C.322].
Динамика изменений, происходящих в современной экономике и обществе, оказывает огромное влияние на жизнедеятельность людей. В период индустриальной экономики работник получал базовое образование, и этого было достаточно для всей трудовой деятельности. Исключение составляли работники профессий, для которых законодательно определено периодическое повышение квалификации. В современных условиях работник в течение трудовой деятельности сталкивается с несколькими циклами смены знаний. Причем изменения, происходящие в экономике и обществе, могут быть настолько радикальными, что требуют перестройки мировоззрения, ценностей, активизации новых психо-физиологических, интеллектуальных и социальных способностей человека. Неготовность работника к освоению новых информации и знаний приводит к его «моральному старению», невостребованности на рынке труда с последующей деградацией.
В США по статистике 30% рабочих мест ежегодно реструктуризируются, а на их мете появляются новые рабочие места, что влечет за собой непрерывное обучение [3, C.21].
В современных условиях происходит постоянное увеличение объема информации в обществе. Новая информация должна восприниматься, усваиваться, включаться в существующую систему знаний. Учеными Университета Беркли проведено исследование объемов информации в рамках планеты в течение трех лет. В результате исследования получены следующие данные: каждый год объем информации увеличивался в среднем на 30%, а население США затрачивает 46% времени, чтобы воспринять эту новую информацию.[9] .
Все вышеперечисленные факторы приводят к явлению глобализации, которое К. Неш определил как «потоки товаров, капиталов, людей, информации, идей, образов и рисков через национальные границы, комбинируемые с распространением социальных сетей и наднациональных политических институтов [11, C.87]».
Таким образом, новая экономическая доминанта с упором на интеллектуальную деятельность людей, носящую творческий характер, предъявляет совершенно новые требования к социально-экономическому устройству общества и к управлению производственной деятельностью. Организации должны отвечать на новые как благоприятные (внешние возможности), так и неблагоприятные (внешние угрозы) вызовы времени и в максимальной степени использовать в своей хозяйственной деятельности информацию и знания, формируя интеллектуальный капитал.
Как отмечает российский ученый В.Л. Иноземцев, «наука и знания стали непосредственной производительной силой, их носители – олицетворением высшей власти, существующей в обществе, а ценности, связанные с образованностью и интеллектуальной деятельностью, – непререкаемыми свидетельствами человеческого достоинства»[4, C.86].
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации осуществляются эффективнее там, где есть для этого условия: новые образовательные технологии; высококвалифицированный преподавательский состав; обучающие программные продукты, обеспечивающие в совокупности быструю адаптацию специалиста к изменениям.
От скорости институционального обновления, приведения его в соответствие особенностям рыночной экономики зависит результативность функционирования как коллективных, так и личных субъектов экономических отношений, так как значимость образования, особенно системы профессионального медицинского образования, возрастает по мере сокращения «жизненного цикла» знаний, навыков и профессий. В связи с этим, все более важными становятся непрерывность образования.
Государственная поддержка и развитие образования — важнейшая задача социальной политики всех цивилизованных стран.
Одно из ключевых направлений трансформации российской экономики заключается в том, что в ней занимает ведущую позицию субъект усиления инновационного процесса – предприятия различных форм собственности и видов экономической деятельности. Эти предприятия – экономико-организационная основа для создания и внедрения инноваций в современном обществе[3,C.35]. Медицинские организации нуждаются в инновациях для оказания высокоэффективной медицинской помощи населению, для обеспечения конкурентных преимуществ.
Сегодня в России спрос на качественное образование в области управления в здравоохранении высок как никогда ранее и продолжает расти. На Западе искусству эффективного менеджмента в здравоохранении успешно обучают уже несколько десятилетий, а в России сегодня идет становление подобной системы.
Для внешних партнеров одним из важных показателей инвестиционной привлекательности и других форм сотрудничества является состояние менеджмента, интеллектуальный уровень руководителей и сотрудников медицинской организации. Успешность деятельности организации во многом определяется интеллектуальным уровнем управленцев, а улучшение экономических и социальных показателей медицинской организации невозможно без изменений в менеджменте, во взаимоотношениях между сотрудниками.
Особенность формирования интеллектуального капитала в здравоохранении в том, что организации этой отрасли относятся к сфере услуг и ориентированы на предоставление качественных медицинских услуг. Усиление конкуренции и рост требований к качеству медицинских услуг рано или поздно приведут к тому, что медицинские организации почувствуют необходимость внедрения системы управления формированием и развитием креативно-интеллектуальных ресурсов. Важной особенностью формирования которых, является непрерывное обновление знаний, умений, практического опыта. Для пациента важно понимать, что перед ним не просто врач, а профессионал, уровень профессионализма и репутация которого не вызывают сомнения.
Таким образом, на развитие человеческих ресурсов большое влияние оказывает совокупность институтов: политико-правовых, социальных, экономических. Значение института образования в развитии социально-экономической системы имеет огромное значение. Необходимость развития института непрерывного профессионального образования в том, что он способствует снижению издержек транзакции в той части, которая обеспечивает:
- формированию методологических знаний, составляющих основу человеческих способностей к быстрому поиску информации, нужной для создания взаимоотношений между экономическими агентами (снижение издержек поиска информации), и систематизации, обработке и анализа полученной информации (снижение издержек измерения информации);
- трансферт знаний экономическими агентами, относящихся к правовым и социально-экономическим формам обмена в системе обеспечения соблюдения контрактов (снижение издержек установления взаимоотношений между экономическими агентами);
- социализация субъектов, развитие профессиональной компетенции, формирование профессиональных сообществ, что ведет к добросовестному исполнению обязательств работника в системе социальных государственных контрактов (снижение издержек оппортунистического поведения);
- социально-экономическое взаимодействие участников в системе непрерывного профессионального образования способствует сближению параметров экономической культуры личностей, что облегчает обмен деятельностью экономических агентов. По утверждению Лестера Туроу, инвестиции в образование человека «необходимы именно потому, что они изменяют будущие или текущие предпочтения таким образом, что последние становятся совместимыми со стремлениями общества (или большинства в обществе)»[10,C.81].
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что институт непрерывного профессионального образования способствует согласованности, устойчивости, предсказуемости во взаимоотношениях между экономическими агентами, упорядочиванию общественных социально-экономических отношений, а значит снижению транзакционных издержек и увеличению социально-экономической эффективности общественного воспроизводства.
Необходимо также отметить, что институциональные условия оказывают непосредственное воздействие на развитие человеческих ресурсов. Это воздействие реализуется через формирование институциональной среды, которая описывает и регламентирует всю совокупность социально-экономических отношений в обществе.
Библиографический список
- Ананьин О. Исследовательская программа Т. Веблена: 100 лет спустя // Вопросы экономики, -1999. – № 11.
- Голубкин В Н., Календжян С О, Клеева Л.П. Бизнес-образование в процессе управления знаниями // Бизнес-Образование. 2006. № 1(20) С. 35.
- Дресвянников В.А. Формирование системы управления интеллектуальным капиталом на промышленных предприятиях (теория и методология). Автореф. дис. д.э.н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vak.ed.gov.ru/
- Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В.Л. Иноземцев.- М.: Логос, 2000. – 304 с.
- Капелюшников Р.И. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности: свидетельства мониторинга РЭБ // Капелюшников Р.И. / Вопросы экономики №1 – 2000. С 99-119
- Климов СМ. Значение интеллектуальных ресурсов в постиндустриальной экономике. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dialog-21 ru/news/
- Туроу Лестер. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. /Пер. с англ. А. И. Федорова. – Новосибирск: Сибирский хронометр, 1999. – 430 с.
- Шастико А.Е. Неоинституционализм // Шастико А.Е. / Вестник МГУ №6 – 1997. С 5-11
- Экономическая активность населения России 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
- Education at a Glance: OECD Indicators – 2007 Edition, table A1.3a. p.38; Доклад о мировом развитии-2007: доклад Всемирного банка. М., 2007, C.322.
- Nash K. Contemporary Political Sociology. Globalization, Politics and Power. Blackwell. – 2000.
- Nort D. Institutions, institutional change and economic perfofmance. Cambridge. 1998. 185 p.