Как показывает опыт многих стран, сельский туризм является одним из перспективных направлений развития территорий. Его важность констатируется в Федеральной целевой программе “Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(2011-2018 годы)”. Это актуализирует задачу изучения сущности сельского туризма, его типов и моделей.
Наше исследование рассматривает как приоритетное развитие сельского туризма на базе фермерских хозяйств расположенных на территории Новгородской области.
Методологической основой исследования является системный подход в рамках которого проведен анкетный опрос потенциальных потребителей, собственников крестьянско-фермерских хозяйств и работников органов управления аграрным и туристским секторами экономики региона. Также проведен опрос образовательных и других учреждений. Указанные опросы позволили выяснить потребность в организации сельского туризма в Новгородской области и имеющиеся для этого возможности.Высокое качество получаемой информации обеспечивает соблюдение при разработке анкет и проведения анкетирования ряда требований.
Первое касается “установки на сотрудничество”. Обращение к респонденту во вводной части анкеты четко определяет цель опроса и активную позицию опрашиваемого, важность его ответов для глубокого изучения проблемы и эффективной организации работы. Способствуют установке на сотрудничество и авансированные слова благодарности.
Второе требование- анонимность опроса обеспечивается тем, что личная карточка респондента не предусматривает указания его фамилии, имени и отчества, и месторасположение хозяйства (Поозерье, Залдайская возвышенность и т.д.) – юридического адреса КФХ, характеризуя только природные условия для отдыха.
Достоверность данных анкетирования требует также соблюдения требования репрезентативности, то есть определенного соотношения выборки к генеральной совокупности.
По данным статистики, на территории Новгородской области в 2011 году насчитывалось 1519 крестьянских (фермерских) хозяйств, при этом работающими являлись 409 хозяйств или 26,9% от общего числа зарегистрированных. Количество опрошенных нами фермеров позволяет считать проведенный опрос репрезентативным. Такой же вывод можно сделать относительно опроса потенциальных клиентов (анкета 2) и работников учреждений, от которых зависит издание необходимых для развития сельского туризма условий (анкета 3)
Высокое качество нашего анкетирования обеспечивает также:
• Оптимальное количество вопросов в анкетах 1, 2 и 3(14,12 и 17 соответственно), что позволяет ограничить длительность их заполнения 30-ю минутами (порог утомляемости),после чего внимание респондента снижается;
• Использование вопросов закрытого типа с вариантами ответов, в том числе “вопросов-меню” требующих от респондента выбора, отражающего степень согласия, желания и т.д.;
• Использование “ вопросов – фильтров ” для получения дополнительной информации не от всей группы респондентов, а только от тех, кто ответил тем или иным образом на один из вариантов основного вопроса;
• Четкая композиция анкет- расположение вопросов в анкетах смысловыми блоками в определенной последовательности(от общего к частному, например от выявления желания респондента отдохнуть в деревне, до уточнения того, в какой ферме и на каких условиях это потенциальное желание может быть реализовано, или от сложного к простому).
Важной составляющей анкетирования является также логическая проверка разработанных анкет, в ходе которой выявляется ,например нет ли в анкете непонятных, двусмысленных или некорректных вопросов, не забыты ли такие варианты ответов, как:
“не знаю”,
“затрудняюсь с ответом”, дающие возможность уклониться от ответа и т.д.
Тираж распечатанной и разосланной респондентам анкеты почти в 2 раза превышает размер выборочной совокупности.
Анкеты рассылаются респондентам вместе с конвертом для ответа.
Завершает анкетирование обработка первичной информации, в ходе которой осуществляется :
контроль ее качества,
выбраковка анкет, в которых имеется более 30% разного рода погрешностей или отсутствует ответы на более чем 20% заданных вопросов,
и редактирование анкет с целью восстановления ответов на пропущенные вопросы или их корректировка.
Например можно усомниться в верности отрицательного ответа респондента-потребителя на 1 вопрос (анкета 1), если имеются ответы на последующие вопросы этой анкеты, правильности вариант ответа “В” на 8 вопрос (анкета 2), при наличии ответов на вопрос 9 и т.д.
Обработка массива информации производилась на компьютере с использованием программ: SPSS for Windows, Microsoft Word и Microsoft Excel.