ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ XVIII ВЕКА

Введенский Вадим Николаевич
Белгородский государственный институт искусств и культуры
доктор педагогических наук

Аннотация
Представлен исторический анализ формирования нравственных ценностей в России в период XVIII века. Показано, что в это время серьезное влияние на трансформацию отечественных ценностей оказали европейские идеи об идеале человека. Таковыми, прежде всего, являлись: светский характер идеала человека, чувства которого подчинены разуму; естественность интересов и поведения человека; стремление к труду и творчеству; динамичность идеала человека.

Ключевые слова: воспитание, добро, жизненные ценности, идеал человека, культура, образование, ценности


THE VALUES OF THE ORTHODOX PERSON IN EIGHTEENTH-CENTURY RUSSIA

Vvedenskiy Vadim Nikolaevich
Belgorod state Institute of arts and culture
doctor of pedagogical sciences

Abstract
Presents a historical analysis of the formation of moral values in Russia during XVIII century. It is shown that in this time of serious influence on the transformation of domestic values had European ideas about the ideal man. So, first of all, were: the secular nature of the ideal man whose senses are subordinated to the mind; the naturalness of interests and behavior of the person; the desire to work and creativity; the dynamism of the ideal man.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Введенский В.Н. Жизненные ценности православного человека в России XVIII века // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/11/28417 (дата обращения: 08.09.2024).

Проблема формирования и развития ценностей является ключевой для системы образования. Вместе с тем, в истории образования приоритеты социальных ценностей претерпели серьезную трансформацию. Так, нами показано, что если в XI – XV века на Руси доминировали такие ценности, как совестливость, стремление к благочестию, умеренность и сдержанность, готовность к самопожертвованию ради веры [1], то уже в XVI – XVII века ведущее значение стали также стали приобретать реальные заслуги человека, а значит его опыт и знания  [2].

Происходящие в России XVIII века политические и социально-экономические изменения также отразились на переосмыслении жизненных ценностей, их дополнении и уточнении. Так, в 1719 году в России вступило в силу деление горожан на гильдии. К высшей гильдии стали относить наиболее зажиточных людей, которые имели «знатную» торговлю или производство. В эту гильдию, кроме богатых мануфактуристов и купцов причисляются зодчие, врачи, шкиперы и художники, т.е. нарождающийся класс городской интеллигенции. Вторая гильдия включала ремесленников и торговцев, которые имели небольшое собственное дело (иконники, ювелиры, лавочники средней руки). Разбогатевшие горожане при этом получали разные привилегии, которыми дорожили.

Крепостное право в XVIII столетии также несколько изменилось. Абсолютный произвол владельцев по отношению к своей «крещеной собственности», бытовавший при прежнем укладе, часто разорявший крестьян частично был взят под контроль государства. Воеводская инструкция 1719 года предписывала воеводам защищать крестьянские хозяйства и самих крестьян от непосильных тягот. Этот шаг вряд ли мог что-нибудь изменить в жизни крестьянского сословия коренным образом, но сам по себе интерес к их хозяйственной жизни был серьезным новшеством. Помимо традиционных православных установок в воззрениях крестьянства стали зарождаться первые представления о таком понятии как справедливость.

После кончины Петра I новое сословное мышление высшего дворянства проявилось в полной мере. Идея дворянского служения отчизне, представлявшаяся Петру I главной сословной ценностью дворянства, в период царствования Анны Иоанновны фактически была забыта. В 1736 году была отменена бессрочная дворянская служба, появились права полного освобождения от службы для некоторых категорий дворян, созданы привилегированные учебные заведения, облегчавшие «участь» недорослей, позволявшие избежать постижения служебных премудростей «от низов», как это представлялось важным Петру Алексеевичу.

Изменения в ценностных ориентациях русского общества нашли свое отражение в Манифесте о вольности дворянства. Этот документ, подписанный Петром III стал последней попыткой проведения консервативной политики, направленной на удовлетворение клановых интересов дворянства.

Эти изменения оказали серьезное влияние на приоритеты ценностей, на укрепление новых воспитательных идеалов. Так, в это время в развитии воспитательных идеалов, главным образом работал механизм дифференциации по сословному признаку. Также наблюдается широкомасштабная экспансия ценностей, проникших из Западной Европы. Так, к началу XVIII века в Западной Европе имела существенное влияние теория естественного права, в которой отражается понимание новых ценностных установок, которые оказали влияние на смещение акцентов об идеалах человека в России. Так, например, Томасом Гоббсом была отвергнута основная идея христианства о существовании врожденных божественных идеях и духовного закона предначертанного свыше. Он утверждал, что представления о морали и смысле жизни человека не являются статичными и заранее заданными, а развиваются [4].

Материалисты столкнулись с противоречием блага личного и общественного. В поиске коррелятивных связей понятий, и Т. Гоббс и Ф. Бэкон в своих размышлениях пришел к выводу, что реального знания о добре и зле не существует, а значит высшим общим и личным благом можно считать истинное знание. Важнейшая личная ценность – это здоровье, как основа самосохранения, а также сила, необходимая нам для жизни. Умеренное богатство и умеренная бедность, дружба так же являются полезными для человека. Утверждается, что благо приносит вред, в том случае, если оно приобретено незаконно или несамостоятельно. Гражданский мир и личная свобода человека именовались как счастье, для достижения которого необходимо воспитать в человеке свободолюбие, самостоятельность и чувство долга перед обществом и государством.

Важной чертой просветительской философской мысли, влиявшей на аксиологические установки русского дворянства, был в XVIII веке перенос этических установок в сферу политики государства. Государственная политика представлялась с одной стороны, производной от этики, с другой – в лице государства, выполняющего функции практической реализации этических представлений о благе и подавления проявлений зла: естественного эгоизма, злой воли толпы, природной зависти и т.д. [5].

Следует сказать о диверсифицирующем влиянии на образ мыслей российского дворянства западноевропейских атеистических воззрений. Широкое распространение в нашей стране получили идеи голландского философа Бенедикта (Баруха) Спинозы. Его представление об идеале человека, системе духовных ценностей личности и общества отличались своим атеизмом и стремлением к рационалистическому обоснованию. В своих трактатах («Богословско-политический трактат», «Трактат об усовершенствовании разума» др.), Б. Спиноза последовательно утверждает идеал человека разума, руководствующегося в своей жизни исключительно рассудочностью, лишенного любых религиозных взглядов. Библия подвергалась философом весьма едкой критике, прежде всего, как источник нравственных устоев. Добродетели и пороки человека Б. Спиноза считал общественным порождением, сравнивая человеческую цивилизацию с природой, в которой любые проявления обусловлены рационально объяснимыми факторами. Эти идеи, безусловно, являлись прогрессивными, но однобокими. Ведь, человек (в том числе ученик и педагог) должен сочетать в себе как рациональные, так и иррациональные (духовные) компоненты  [6].

Исходя из популярных в России сенсуалистских воззрений Энтони Эшли Купера Шефтсбери на идеал человека, он все же полагал, что помимо рационалистического начала в природе человека присутствует объективная идея блага – красота и гармония. Чувственный опыт представлялся ему лишь как субъективная форма восприятия объективно существующего совершенства – Бога. В стремлении к достижению этого высокого совершенства, по его мнению, и проявлялся идеал человека, в котором сливались в гармоничном единстве три начала: этическое, эстетическое и разумное. К. Шефтсбери считал, что прекрасно то, что гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то и истинно; а то, что прекрасно и истинно – приятно и хорошо [7].

Радикальных, революционных взглядов на идеал человека и цель воспитания придерживался Александр Николаевич Радищев. Его представления о благородстве, готовности к самопожертвованию, благонамерении и благонравии не совпадали с общепринятыми трактовками. Он был противником слепой покорности властям, его идеал стремился к «законам естества народоправления». Его революционные педагогические идеи воспитания борца с деспотизмом и рабством во многом созвучны европейским источникам. Такое понимание воспитательного идеала впоследствии было широко использовано революционными демократами.

Важную роль в трансформации сознания российского дворянства сыграли идеи Жана-Жака Руссо. На его взгляд человек благороден и добр от природы, так как ему изначально свойственны «голос совести» и стремление к добру. Рождаясь идеальным, он утрачивает свои врожденные высоконравственные стремления, соприкасаясь с порочным обществом, которое нацелено на несправедливость одних по отношению к другим.

Проникновение в Россию новых взглядов на идеал человека и цели его воспитания отразилось на эволюционном процессе развития аналогичных феноменов в русской просветительской мысли.

Обобщающая характеристика европейского идеала человека, точнее, того нового, что появилось в европейской цивилизации в эпоху Возрождения и Просвещения такова:

во-первых, отрицание религиозной основы ценностей и качеств личности, которые составляют идеал человека – его светский характер;

во-вторых, представления об идеальном человеке, чувства которого подчинены разуму, а его развитие напрямую зависит от образования;

в-третьих, естественность интересов и поведения человека;

в-четвертых, стремление к труду и творчеству;

в-пятых, динамичность идеала человека, изменчивость под воздействием объективных исторических факторов.


Библиографический список
  1. Введенский В.Н. Жизненные ценности православного человека в России до XV века. // Гуманитарные научные исследования. – № 7 Июль 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3580
  2. Введенский В.Н. Жизненные ценности русского человека в период XVI – начала XVIII века // Гуманитарные научные исследования. – Октябрь 2013. – № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/10/3920
  3. Клибанов А. И. К характеристике новых явлений в русской общественной мысли второй половины XVII – начала XVIII в. // История СССР. – М.: Просвещение, 1963.
  4. Введенский В.Н. История развития образования в России XIX – начала XX века (аксиологический аспект). – Екатеринбург: ИИиА УрО РАН, 2007.
  5. Гоббс Т. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. – М.: Наука, 1964.
  6. Введенский В.Н. Развитие педагогической профессии как социального института: теория, методология, практика. – СПб: ИОВ РАО, 2004.
  7. Шефтсбери К. Эстетические опыты / Пер. и вступ. ст. А. В. Михайлова. – М., 1976.


Все статьи автора «Введенский Вадим Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: