Общество, задавая основные мировоззренческие ориентиры, социальные эталоны, формируя социально-психологическую атмосферу, оказывает мощнейшее воздействие на каждого человека. При этом разные исторические эпохи, социальные периоды могут диктовать востребованность разных типов личности, преобладающую их социальную и профессиональную направленность, доминирующие формы поведения и свойства личности. Социально одобряемыми и оттого, желаемыми для людей, становятся для людей становятся определенные психические состояния, настроения, выраженность личностных характеристик.
В статье проводится анализ понятий (и стоящего за ними содержания), характеризующих психические состояния, акцентуации характера и синдромы, свойственные принятым в обществе идеалам, ориентируемым на достижения успеха.
Понятие «психические состояния»: общие подходы
По Л.Д. Левитову, психическое состояние, – это «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности» [1, с. 20]. При этом в статье деятельность понимается широко – как динамическая система взаимодействия человека с миром.
А.Г. Маклаков высказывает предположение, что набор психических состояний у всех людей примерно одинаков, поскольку задан генетически. В то же время имеют место индивидуальные различия в динамике одинаково обозначаемых состояний, а также в закономерностях перехода одних состояний – в другие. Важнейшей причиной того, что в одних и тех же условиях жизни и деятельности люди находятся в разных психических состояниях, является различие отношений этих людей к происходящему [2].
Психические состояния – это интегрированные отражения воздействий на человека как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, скука и т.д.). Психическое состояние представляет собой синдром, под которым понимается комплекс органически связанных между собой признаков (симптомов), объединенных единым механизмом возникновения и развития рассматриваемого явления.
Место психических состояний в триаде «свойства–состояния–процессы»
В психологии выделяют три класса психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Наиболее стабильные психические явления – это свойства личности. Менее длительные, более динамичные характеристики – психические состояния, а далее, самыми быстротечными являются психические процессы. Известно наличие прямой зависимости в триаде «свойства–состояния–процессы»:
Внешний фактор → свойства (черты) личности → состояния → процессы
Это значит, что индивидуальные (типологические) свойства (черты) личности, несущие отпечаток генетической предрасположенности, в значительной степени определяют диапазон возможных психических состояний. Исследователи отмечают, что в состояниях «интегрирована актуальная выраженность черт личности» [3, с. 11]. С другой стороны, имеет место обратная зависимость в указанной триаде:
Внешний фактор → процессы → состояния → свойства личности
Таким образом, с одной стороны, свойства (характерные черты) личности оказывают влияние на психические процессы; с другой стороны – психические процессы, возникающие под воздействием факторов окружающей среды, влияют на свойства личности.
Психические состояния, отклоняющиеся от нормы
Наряду с обычными, «нормальными» состояниями существуют так называемые психопатоподобные и пограничные психические состояния. Это те психические состояния, которые выходят за пределы общепринятой нормы, но не могут быть отнесены к патологии. Такие состояния являются следствием акцентуаций характера (или личности), либо патологических изменений характера (личности), которые возникают исподволь.
Единого согласованного определения понятий и «норма–патология» не существует. В соответствии с одним из распространённых определений, психической болезнью является изменение сознания, выходящее за пределы «нормы реакции» [4]. При этом под «нормой реакции» уже традиционно понимается генетически запрограммированный диапазон изменчивости, в пределах которого обеспечивается адекватность взаимодействия человека со средой [Глезерман, 1986].
На сегодняшний день Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: норма – этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры. Таким образом, понятия «психическая норма» и «психическая патология» имеют выраженный социальный и культуральный (т.е. свойственный данной культуре на данном историческом этапе) характер.
Возвращаясь к акцентуациям характера, отметим, что их нельзя относить к категории психических состояний, потому что акцентуации весьма продолжительны во времени. Однако многие конкретные проявления акцентуаций – это типичные пограничные психические состояния, которые нельзя рассматривать без рассмотрения акцентуаций как первопричины этих состояний (например, экзальтированное состояние у людей, склонных к повышенному настроению и т.п.).
Акцентуации и их синдромы
Акцентуа́ция (от лат. accentus — ударение), – термин, введенный в 1968 г. немецким психиатром Карлом Лернгардом (1903-1988 гг.), раскрывается как находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (или личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. К. Леонгард характеризует акцентуации как «отклонение от нормы», но замечает, что «население Берлина это на 50 % акцентуированные личности и на 50 % — стандартный тип людей» [6].
К. Леонгард в своей монографии (второй ее части) дает характерологический анализ героев классических произведений мировой литературы: Толстого, Достоевского, Гоголя, Шекспира, Сервантеса, Бальзака, Гёте, Стендаля и других (более 30-ти авторов) [6]. В дальнейшем (1977 г.) А.Е. Личко на основе работ К. Леонгарда и классификации психопатий П.Б. Ганнушкина (1875–1933 гг.) развил концепцию акцентуаций и начал использовать словосочетание «акцентуация характера», считая личность слишком комплексным понятием для акцентуаций [7]. А.Е. Личко выделяет две степени выраженности акцентуаций: а) явная акцентуация – как крайний вариант нормы; б) скрытая акцентуация – обычный вариант нормы.
В дальнейшем тексте под акцентуацией характера понимается преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.
Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств они схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи. Главным отличием является то, что три основные характеристики психического расстройства личности (влияние на все сферы жизни человека; стабильность во времени, социальная дезадаптация) никогда не присутствуют в акцентуации одновременно.
Одним из распространенных видов психического расстройства, связанного с акцентуациями и проявляющегося в эмоциональной сфере, является маниакальное состояние.
Маниакальные состояния и синдромы
Психические расстройства, неврозы, согласно исследованиям американского психолога и психоаналитика Карен Хорни (1885–1952 гг.), зачастую связаны с деформациями характера человека [8], т.е. являются проблемами индивидуума. С другой стороны, анализируя истоки возникновения «невротической личности нашего времени», исследователь отмечает, что поскольку «большинству людей в данной культуре приходится сталкиваться с теми же самыми проблемами, то [этот факт – С.Д.] наводит на мысль, что эти проблемы порождаются специфическими жизненными условиями, существующими в этой культуре» [Там же. С. 27].
В многочисленных публикациях маниакальное состояние связывается с «модным» ныне образом успешного и благополучного человека. Известный психолог и блогер Данила Гуляев, наш современник и соотечественник, маниакальное состояние успешности рассматривает как один из видов расстройств психики [9, 10]. При этом автор имеет в виду, прежде всего, аффективные расстройства, т.е. расстройства настроения (если следовать международной квалификации болезней МБК–10, раздел F30 – F39). Считаем необходимым отметить, что идеи указанного автора заслуживают внимания не только психологов, но и социологов, ибо рассматриваемые явление, с одной стороны, имеют весьма широкое распространение, а с другой – чреваты негативными социальными последствиями.
Средствам массовой информации (СМИ) формируют в обществе следующий образ успешного и благополучного «современного» человека. Это улыбающийся человек, у него всегда приподнятое настроение, нет проблем. Он постоянно и во всех условиях самореализуется, каждую минуту своей жизни, непрерывно генерирует креативные идеи, а также осмысляет и комментирует всё, что видит. Он всегда оптимистичен («остапо-бендеровский» оптимизм), уверен в себе, постоянно активен, стремиться к новой деятельности, делает все лучше, чем другие, и добивается большего, чем они. Такой человек всегда хочет секса и должен быть готов к нему.
Приводимые выше характеристики очень близки к тем, которые отмечаются у группы, выделенной социологами в 2008 г. рамках проекта «Люди XXI века» группы «активных молодых людей» – яппи (от англ. Yuppie, Young Urban Professional – молодой городской профессионал; направление яппи зародилось в США как антитеза предшествующим им хиппи). Это молодые и энергичные прагматики, которые характеризуются особенностями мироощущения, базирующегося на трех положениях: 1) инвестиции в себя (образование, карьера, связи); 2) «красивая внешность – путь к успеху»; 3) «здоровье – жизненный актив» (подробнее см. в [11]). Это те люди, которые ориентированы исключительно на успех (отметим, что направленность человека на успех неизбежно связана с ценностными и смысловыми аспектами [12]).
Характерологические особенности и поведенческие проявления, свойственные для представителей рассматриваемой группы «успешных и благополучных» людей, подпадают под категорию скрытых акцентуаций (вариант нормы) без нарушения социальной адаптацией (в данном обществе). Их поведенческие проявления описываются совокупностью признаков (симптомов), подпадающих под понятие «маниакальный синдром» с аффективными расстройствами настроения (как психическое состояние).
Маниакальный синдром (от др.-греч. μανία – страсть, влечение) характеризует классическая триада признаков: 1) гипертимия – повышенное настроение как постоянный фон; 2) гипербулия – усиленное побуждение к деятельности и повышенная активность; 3) тахифрения – ускоренный темп ассоциативных процессов.
Приведем их содержание, выделяя признаки психического расстройства.
Гипертимия – безмятежное, приподнятое настроение с ничем не омрачаемым оптимизмом, восторженностью. Отрицательные эмоции (такие, как страх, тревога, удрученность) не возникают, но этого нельзя сказать о таких эмоциональных проявлениях, как недовольство, озлобленность, гневливость или ненависть.
Тахифрения – ускоренное течение ассоциаций с обилием легко возникающих мыслей и представлений, поверхностным характером суждений, повышенной отвлекаемостью. Содержание мышления соответствует господствующему фону настроения: остроты, каламбуры, анекдоты, веселые истории и т.д.. При этом реально существующие проблемы зачастую оставляются без внимания или рассматриваются в контексте радужного настроения. Повышенная самооценка, явно преувеличивающая свои способности и возможности.
Гипербулия – «чрезмерная, избыточная активность с немедленной реализацией множества возникающих побуждений к деятельности, частым переключением с одного занятия на другое, в результате чего дела остаются незавершенными; обилием всевозможных идей, проектов, планов и намерений» [13, с. 58], стремление к постоянным преобразованиям (на работе, в быту), покупкам и т.д. Повышена потребность в коммуникациях, расширению круга общения, знакомств (увеличение «круга друзей» в социальных сетях и т.д.), постоянный поиск новых впечатлений.
Для людей с маниакальным синдромом «характерно чувство полного физического благополучия, прилива сил, энергии» [Там же]. Они не испытывают физической усталости, недомогания, неприятных физических ощущений. В.А. Журов отмечает, что зачастую, у них сокращена суточная норма сна. Хороший аппетит, повышенная сексуальная возбудимость.
Таким образом, можно констатировать, что в маниакальный синдром входит, – в усиленном виде, – все то, что характеризует образ «успешного» человека, насаждаемый в прессе, прежде всего, «глянцевой», культивируется в молодежных субкультурах.
Другим полюсом аффективной патологии является депрессивный синдром, описывающий полярные поведенческие проявления, характерны иной «моде» или социаьно-культуральному «поветрию» на психические состояния и акцентуации.
Депрессивный синдром включает следующую триаду признаков: 1) гипотимия; аутохронное (т.е. не связанной с внешними обстоятельствами) снижение настроения; 2) гипобулия – ослабление побуждений к деятельности и общее снижение активности; 3) брадифрения – заторможенность мыслительной деятельности.
Раскроем содержание этой группы признаков, как и в предыдущем случае выделяя признаки психического расстройства.
Гипотимия – характеризуется постоянным меланхолическим настроением, тревожностью, неуверенностью, в крайнем своем выражении суицидными настроениями, связанными с потерей смысла жизни. В настроении доминирует чувство «будто потеряно самое главное». Снижена активность, чувство физического, социального и личностного неблагополучия. Характерно чувство вины, угрызений совести, потери перспективы, будущего, фиксация на своих прошлых ошибках и проступках, пониженная самооценка при одновременно, повышенной требовательности к себе. Снижение мотивации к деятельности, разочарование в жизни.
Гипобулия – сниженная активность «суждены им благие порывы, но свершить ничего не дано». Страдает инициативность – за счет чрезмерно повышенной ответственности, боязни этой ответственности. Тщательность выполнения задач реализуется за счет повышенного самоконтроля, а как следствие – инертность принятия решения и их исполнения возрастает.
Брадифрения – заторможенность мыслительных процессов, замедление принятие интеллектуальных решений, желание все тщательно продумать и предусмотреть, избегать риска. Внимание обращено не столько на реальные события, сколько на собственную рефлексию, переносимую, порой, «в иное ценностное измерение» [13, с. 71].
Депрессивное состояние – это тоже некоторое «модное» состояние, которое культивировалось «романтиками» 19 века: меланхолия, тоска, хандра – считались наиболее подходящими для романтиков того времени (вспомним стихи А.С. Пушкина (1799–1837 гг.), М.Ю. Лермонтова (1814–1841 гг.), И.С. Тургенева (1818–1883 гг.), И.А. Бунина (1870–1953 гг.). В более близкие для нас времена это «модное» состояние было атрибутом молодежной культуры упоминавшихся выше хиппи.
Ныне многие, особенно молодые, люди ориентируются на «маяк» в качестве которого предстает образ «успешного и благополучного» человека, характеризуемого, в крайнем его выражении поведенческих проявлений, маниакальным синдромом. Это свидетельствует о том, что направление поветрия («моды») на психические состояния и акцентуации, сменилось на противоположное.
Опасность для человека исключительной ориентации на «успешность» как норму, показана в публикациях Д. Гуляева [10]. Это три основных фактора:
1) Постоянно приподнятое настроение и повышенная активность чреваты физическим и психическим истощением.
2) Отрицание и подавление негативных эмоций, игнорирование таких естественных состояний как усталость, вялость и др., по мнению указанного исследователя, лишают мозг времени, необходимого для обработки информации, для полноценного отдыха. Следствием такой ориентации на такую «норму» может стать невроз.
3) Поскольку у каждого человека своя конституция, свой темперамент, скорость психических процессов. Эта психофизиологическая данность, на которую накладывается личностные особенности человека. И зачастую оказывается, что человеку приходится насиловать себя, свой организм ради соответствия новоявленной «норме».
И с эти нельзя не согласиться. Более того, напомним, по Э. Берну, невротическое поведение – это использовании внутренней энергии для непродуктивных целей, оно может составлять часть невроза и препятствовать развитию личности [14].
Мы считаем необходимым обратить внимание на еще одно важное обстоятельство. Выше нами было уже показано что свойства (черты) личности (в том числе акцентуации) оказывают влияние на возникновение негативных психических состояний. С другой стороны, там же было показано существование обратной зависимости – влияние психических процессов и психических состояний на свойства личности. Это значит, что когда «манию на успешность» подхватывает человек, даже обладающий значительными ресурсами организма, он, ориентируясь на деструктивные цели, использует деструктивные средства в своей деятельности и, закономерно, приходит к деструктивному внутреннему результату (подробнее см. в [15]) – деформации личности [16], ее акцентуации, все более приближаясь к патологии.
Библиографический список
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 344 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. 592 с.
- Куликов Л. В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. С. 11–43.
- Первомайский В.Б., Карагодина Е.Г., Илейко В.Р., Козерацкая Е.А. Категории болезни, здоровья, нормы, патологии в психиатрии: концепции и критерии разграничения // Первомайский В.Б., Илейко В.Р. Судебно-психиатрическая экспертиза: от теории к практике. Киев: КИТ, 2006. С. 24–47.
- Глезерман Т.Б. Психофизиологические основы нарушения мышления при афазии. М.: Наука, 1986. 230 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности = Akzentuierte Persönlichkeiten. Берлин, 1976. 328 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб: Речь, 2009. 256 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ / Пер с англ. М.: Прогресс-Универс, 1993. 480 с.
- Гуляев Д. Модные психические состояния /Данила Гуляев.. URL: http://danilling.livejournal.com/48429.html
- Гуляев Д. Маниакальный синдром успешности /Данила Гуляев. URL: http://www.russia.ru/news/society/2013/4/18/10721.html
- Дружилов С.А. Соискатели ученой степени в современной России: социально-психологическое эссе // Ценности и смыслы. 2010. № 2. С. 74–90.
- Дружилов С.А. Нравственные аспекты успеха человека в обществе // Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 90–102.
- Жмуров В.А. Психопатология. Часть II. Психопатологические синдромы. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. 304 с.
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Пер с англ. СПб.: Изд-во МФИН, 1992. 448 с.
- Дружилов С.А. Экология человека и профессиональное здоровье трудящихся: психологический подход // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 12-1. С. 15-18.
- Дружилов С.А. Профессиональные деформации как индикаторы дезадаптации и душевного неблагополучия человека // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 171–178.