Развитие жилищно-коммунальной сферы, в которой сосредоточено много острых нерешенных проблем, требующих безотлагательного решения, – чрезвычайно важное направление социальной политики в современной России. Эта сфера затрагивает интересы значительного числа субъектов общества: населения, органов власти всех уровней, промышленных предприятий, коммерческих структур и некоммерческих организаций.
Всё многообразие функций данной отрасли в процессе общественного воспроизводства сводится к двум основным моментам:
1) в экономическом плане жилищно-коммунальные услуги являются действенным фактором воспроизводства главной силы общества – рабочей силы, а также создания валового национального продукта и национального дохода, обеспечения экономического роста, повышения эффективности экономики;
2) в социальном плане жилищно-коммунальное обслуживание выступает эффективным фактором стабилизации уровня жизни населения в эпоху становления рыночных отношений, его последующего роста, повышения качества жизни, наиболее полной реализации принципа социальной справедливости.
В сложившихся условиях состояние современного жилищно-коммунального хозяйства можно охарактеризовать
как критическое.
Затяжной системный кризис ведет к нарастанию изношенности основных фондов отрасли и, как следствие, к росту аварийности и даже разрушению систем жизнеобеспечения. Отсутствие нормального притока ресурсов не позволяет привести в порядок даже плановую систему сетевого фонда, не говоря уже о внедрении новых технологий [1].
Крайне низкая экономическая эффективность жилищно-коммунального комплекса в большинстве регионов РФ, обусловливающая низкую производительность труда, слабый менеджмент и крайне высокое потребление ресурсов, напрямую сказывается на качестве и стоимости услуг.
Средства, поступающие от потребителей в счет оплаты услуг, зачастую не покрывают затраты предприятий ЖКХ.
При крайне высокой степени изношенности трубопроводов и очистных сооружений лишь единичные предприятия способны работать с прибылью, которая, тем не менее, не превышает 5%. Однако, по оценкам экспертов, при адекватной тарифной политике прибыль могла бы достигать 30% [10].
О напряженности ситуации в отрасли свидетельствуют данные статистики, из которых следует, что динамика большинства показателей приобрела устойчивые негативные тенденции, характерные для всех российских регионов [3].
Рассмотрим состояние жилищно-коммунального хозяйства регионов СЗФО за период с 2000 по 2010 г. Основой ЖКХ отрасли является жилищный фонд. На конец 2010 г. он составил 330,0 млн. кв. м, увеличившись за одиннадцать лет на 12%, что несколько ниже общероссийских темпов (14%). Наиболее быстро жилищный фонд увеличивался в Калининградской области – темпы роста за 2000 – 2010 гг. составили 23%, Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге (17%). Площадь жилищного фонда в Республике Коми за рассматриваемый период осталась практически без изменений, а в Мурманской области даже снизилась на 2% (табл. 1).
Таблица 1 – Жилищный фонд (общая площадь жилых помещений; тыс. кв. м)
Территория |
2000 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. к 2000 г., % |
Калининградская область |
17573 |
18768 |
19126 |
19880 |
20793 |
21609 |
123,0 |
Ленинградская область |
36778 |
39256 |
40210 |
41228 |
42239 |
43334 |
117,8 |
г. Санкт-Петербург |
93471 |
100326 |
102547 |
105583 |
107882 |
109937 |
117,6 |
Вологодская область |
28002 |
29425 |
29585 |
30107 |
30461 |
30969 |
110,6 |
Новгородская область |
15840 |
16408 |
16549 |
16732 |
16998 |
17249 |
108,9 |
Республика Карелия |
15226 |
15621 |
15729 |
16111 |
16259 |
16354 |
107,4 |
Архангельская область |
29406 |
30068 |
30137 |
30326 |
30609 |
30778 |
104,7 |
Псковская область |
18124 |
18471 |
18569 |
18604 |
18964 |
18963 |
104,6 |
Республика Коми |
22126 |
22260 |
22348 |
22429 |
22383 |
22192 |
100,3 |
Мурманская область |
19710 |
19465 |
19448 |
19391 |
19357 |
19374 |
98,3 |
СЗФО, млн. кв. м |
296 |
310 |
314 |
320 |
325 |
330 |
111,6 |
Россия, млн. кв. м |
2787 |
2955 |
3003 |
3060 |
3116 |
3177 |
114,0 |
Источник:
ЖКХ и бытовое обслуживание. 2010: стат. сб. / Росстат. – Москва, 2010.
Основная часть жилищного фонда страны была построена в период так называемой массовой застройки. В регионах СЗФО почти 28% общей площади жилого фонда регионов было возведено в 1946 – 1970 гг. и около 45% – в 1971 – 1995 гг. (что незначительно отличается от ситуации в целом по России – 31 и 44% соответственно). На фоне общей картины выделяется г. Санкт-Петербург, в котором около 14% общей площади
жилых зданий было построено до 1920 г. (табл. 2).
Таблица 2 – Распределение общей площади жилых помещений по годам постройки (в % от общей площади жилых помещений)
Территория |
Годы постройки |
||||
до 1920 |
1921-1945 |
1946-1970 |
1971-1995 |
после 1995 |
|
Республика Карелия |
2,1 |
6,0 |
34,9 |
48,3 |
8,7 |
Псковская область |
1,6 |
4,5 |
32,9 |
49,4 |
11,6 |
Новгородская область |
4,1 |
7,4 |
32,1 |
45,3 |
11,1 |
Мурманская область |
0,1 |
2,3 |
31,9 |
64,4 |
1,5 |
Архангельская область |
4,5 |
9,8 |
30,9 |
47,8 |
6,9 |
Вологодская область |
4,4 |
7,0 |
30,3 |
43,7 |
14,6 |
Ленинградская область |
2,6 |
5,7 |
26,9 |
45,3 |
19,5 |
г. Санкт-Петербург |
13,9 |
2,0 |
26,6 |
38,5 |
19,0 |
Республика Коми |
1,3 |
3,3 |
25,8 |
60,2 |
9,3 |
Калининградская область |
0,2 |
27,2 |
14,6 |
37,3 |
20,7 |
СЗФО |
6,3 |
6,1 |
27,9 |
45,1 |
14,6 |
Россия |
2,6 |
4,8 |
30,9 |
43,7 |
18,0 |
Источник: ЖКХ и бытовое обслуживание. 2010: стат. сб. / Росстат. – Москва, 2010.
Жилищный фонд регионов СЗФО характеризуется высокой изношенностью. В 2010 г. более половины многоквартирных домов имели степень износа от 31 до 65%. Подобная ситуация наблюдалась и по России в целом (52%; табл. 3).
Таблица 3 – Распределение многоквартирных жилых домов по проценту износа в 2010 г. (в % от общей площади жилых помещений)
Территория |
Процент износа |
|||
от 0 до 30 |
от 31 до 65 |
от 66 до 70 |
свыше 70 |
|
Калининградская область |
28,2 |
58,3 |
10,6 |
2,9 |
Ленинградская область |
34,7 |
57,6 |
6,3 |
1,4 |
Вологодская область |
27,9 |
56,2 |
11,7 |
4,2 |
Псковская область |
43,3 |
53,1 |
3,0 |
0,6 |
Архангельская область |
31,6 |
51,0 |
13,7 |
3,7 |
Новгородская область |
39,0 |
46,2 |
9,3 |
5,6 |
Республика Карелия |
44,6 |
45,0 |
9,6 |
0,8 |
г. Санкт-Петербург |
52,8 |
44,7 |
1,9 |
0,7 |
Республика Коми |
37,3 |
40,4 |
16,8 |
5,5 |
Мурманская область |
49,9 |
39,7 |
9,9 |
0,5 |
СЗФО |
36,7 |
51,2 |
9,5 |
2,7 |
Россия |
39,5 |
51,7 |
6,4 |
2,3 |
Источник:
ЖКХ и бытовое обслуживание. 2010: стат. сб. / Росстат. – Москва, 2010.
Ветхий и аварийный жилищный фонд регионов СЗФО на конец 2010 г. составил 3% от общего объема жилищного фонда, что характерно и для России. Наименьший удельный вес ветхого и аварийного жилья в г. Санкт-Петербурге – менее 1% от общей площади жилищного фонда. «Лидирующие» позиции по этому показателю занимают Вологодская, Архангельская области и Республика Коми – 6, 8 и 9% соответственно (табл. 4).
Таблица 4 – Ветхий и аварийный жилищный фонд (в % от общей площади жилых помещений)
Территория |
2000 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение 2000 – 2010 гг., п.п. |
Республика Коми |
6,3 |
7,8 |
9,4 |
8,7 |
8,7 |
9,0 |
2,7 |
Архангельская область |
3,5 |
7,8 |
8,2 |
8,3 |
8,3 |
7,9 |
4,4 |
Вологодская область |
2,1 |
5,5 |
6,0 |
5,6 |
5,6 |
6,0 |
3,9 |
Республика Карелия |
3,9 |
2,8 |
3,6 |
3,7 |
3,7 |
3,6 |
-0,3 |
Новгородская область |
1,5 |
4,4 |
4,7 |
4,5 |
4,5 |
3,6 |
2,1 |
Ленинградская область |
0,8 |
2,7 |
3,0 |
3,1 |
3,1 |
3,0 |
2,2 |
Калининградская область |
2,4 |
3,6 |
2,0 |
2,4 |
2,4 |
2,3 |
-0,1 |
Мурманская область |
1,7 |
1,7 |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
2,3 |
0,6 |
Псковская область |
1,6 |
3,2 |
3,1 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
-0,4 |
г. Санкт-Петербург |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,2 |
СЗФО |
2,0 |
3,3 |
3,4 |
3,3 |
3,3 |
3,2 |
1,2 |
Россия |
2,4 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,1 |
0,7 |
Источник:
ЖКХ и бытовое обслуживание. 2010: стат. сб. / Росстат. – Москва, 2010.
Ухудшающееся состояние жилищного фонда требует значительных расходов на строительство нового жилья и проведение капитального ремонта. Общие затраты на капитальный ремонт в регионах СЗФО высоки, за исключением г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Такая же тенденция отмечается в целом по России: объем расходов на капитальный ремонт в 2010 г. составил 137 млрд. руб., что на 14% больше, чем в 2009 г. (табл. 5).
Таблица 5 – Общие затраты на капитальный ремонт многоквартирных домов, млн. руб.
Территория |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. к 2009 г., % |
Псковская область |
235,5 |
801,6 |
340,4 |
Калининградская область |
290,7 |
771,7 |
265,5 |
Архангельская область |
534,8 |
1245,6 |
232,9 |
Новгородская область |
296,4 |
648,9 |
218,9 |
Республика Карелия |
119,3 |
240,6 |
201,7 |
Мурманская область |
726,5 |
1136 |
156,4 |
Республика Коми |
387,9 |
528,5 |
136,2 |
Вологодская область |
890,6 |
987,2 |
110,8 |
Ленинградская область |
1379,3 |
1305,5 |
94,6 |
г. Санкт-Петербург |
15804,4 |
6619,3 |
41,9 |
СЗФО |
20665,4 |
14284,9 |
69,1 |
Россия |
120572,3 |
137469,5 |
114,0 |
Источник:
ЖКХ и бытовое обслуживание. 2010: стат. сб. / Росстат. – Москва, 2010.
Однако общая площадь капитально отремонтированного жилья сократилась. Например, за 2009 – 2010 гг. в таких регионах, как Калининградская область и Республика Карелия, этот показатель снизился на 74 и 80% соответственно (табл. 6).
Таблица 6 – Общая площадь капитально отремонтированных многоквартирных домов, тыс. кв. м
Территория |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. к 2009 г., % |
Новгородская область |
14,0 |
71,4 |
510,0 |
г. Санкт-Петербург |
284,6 |
460,8 |
161,9 |
Архангельская область |
47,1 |
69,4 |
147,3 |
Псковская область |
55,1 |
79,0 |
143,4 |
Ленинградская область |
230,7 |
301,3 |
130,6 |
Республика Коми |
96,4 |
121,1 |
125,6 |
Вологодская область |
1024,2 |
594,2 |
58,0 |
Мурманская область |
1350,7 |
753,2 |
55,8 |
Калининградская область |
962,5 |
250,3 |
26,0 |
Республика Карелия |
15,4 |
3,2 |
20,2 |
СЗФО |
4080,7 |
2703,9 |
66,3 |
Россия |
44276,3 |
41138,5 |
92,9 |
Источник:
ЖКХ и бытовое обслуживание. 2010: стат. сб. / Росстат. – Москва, 2010.
Что касается общих затрат на 1 кв. м капитального ремонта многоквартирных домов, то в большинстве регионов СЗФО они выросли. Особо следует отметить Калининградскую область, Республику Карелия, Мурманскую, Псковскую и Вологодскую области, в которых затраты на 1 кв. м капитального ремонта
в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились в 2,0 – 10,2 раза. Напротив, снижение затрат наблюдается в Ленинградской и Новгородской областях и г. Санкт-Петербурге (табл. 7).
Таблица 7 – Общие затраты на 1 кв. м капитального ремонта многоквартирных домов, руб.
Территория |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. к 2009 г., % |
Калининградская область |
302 |
3083 |
1020,8 |
Республика Карелия |
7747 |
75188 |
970,6 |
Мурманская область |
538 |
1508 |
280,4 |
Псковская область |
4274 |
10147 |
237,4 |
Вологодская область |
870 |
1661 |
191,1 |
Архангельская область |
11355 |
17948 |
158,1 |
Республика Коми |
4024 |
4364 |
108,5 |
Ленинградская область |
5979 |
4333 |
72,5 |
Новгородская область |
21171 |
9088 |
42,9 |
г. Санкт-Петербург |
55532 |
14365 |
25,9 |
СЗФО |
5064 |
5283 |
104,3 |
Россия |
2723 |
3342 |
122,7 |
Источник: Здесь и далее ЖКХ и бытовое обслуживание. 2010: стат. сб. / Росстат. – Москва, 2010.
Коммунальная инфраструктура также характеризуется высокой степенью износа и технологической отсталостью. На конец 2010 г. в регионах СЗФО износ основных фондов газового хозяйства составил 59%, теплового – 50%, водопроводного –
60% и канализационного –
49% (против 48, 48, 54 и 12% соответственно в России). Наиболее изношены основные фонды в организациях коммунального комплекса Мурманской области (табл. 8).
Таблица 8 – Степень износа основных фондов организаций по видам экономической деятельности, относящимся к коммунальному комплексу, в 2010 г., %
Территория |
Виды экономической деятельности |
|||
Производство и распределение газообразного топлива |
Производство, передача и распределение тепловой энергии |
Сбор, очистка и распределение воды |
Удаление сточных вод, отходов и аналогичной деятельности |
|
Республика Карелия |
66,5 |
27,5 |
14,6 |
57,1 |
Республика Коми |
39,7 |
27,3 |
37,6 |
52,8 |
Архангельская область |
59,8 |
50,5 |
56,3 |
51,2 |
Вологодская область |
36,8 |
55,0 |
56,0 |
49,6 |
Калининградская область |
47,7 |
34,4 |
56,2 |
59,1 |
Ленинградская область |
84,8 |
40,7 |
31,8 |
35,9 |
Мурманская область |
73,2 |
77,7 |
61,9 |
51,1 |
Новгородская область |
49,2 |
47,7 |
40,8 |
51,2 |
Псковская область |
45,6 |
53,2 |
52,0 |
38,4 |
г. Санкт-Петербург |
15,9 |
44,5 |
59,8 |
53,3 |
СЗФО |
58,8 |
49,8 |
59,0 |
49,3 |
Россия |
47,5 |
48,1 |
53,8 |
11,6 |
Износ коммунальной инфраструктуры сказывается главным образом на объемах потерь ресурсов. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей превышают установленные нормативы на 4 – 7%, причем общая тенденция за 2000 – 2010 гг. говорит об ухудшении ситуации. Так, на конец 2010 г. средние потери тепла в регионах СЗФО равнялись 8,3%, что на 1,5 п.п. больше, чем в 2000 г. Самые большие потери тепла наблюдались в Новгородской (13,2%), Псковской (12,4%) и Вологодской (10,1%) областях (табл. 9).
Таблица 9 – Потери тепла в сетях (в % от подачи тепла)
Территория |
2000 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение 2000-2010 гг., п.п. |
Новгородская область |
12,3 |
12,6 |
13,7 |
13,5 |
13,6 |
13,2 |
0,9 |
Псковская область |
7,7 |
9,8 |
10,9 |
11,1 |
12,8 |
12,4 |
4,7 |
Вологодская область |
4,6 |
9,1 |
8,5 |
10,6 |
9,3 |
10,1 |
5,5 |
Архангельская область |
6,7 |
8,1 |
9,0 |
9,3 |
9,4 |
9,6 |
2,9 |
Мурманская область |
8,8 |
8,5 |
10,2 |
9,5 |
8,9 |
9,5 |
0,7 |
Калининградская область |
5,0 |
11,2 |
12,3 |
9,9 |
9,0 |
8,8 |
3,8 |
Ленинградская область |
9,1 |
8,4 |
7,9 |
8,0 |
8,3 |
7,9 |
-1,2 |
Республика Карелия |
4,7 |
4,9 |
6,5 |
6,2 |
6,6 |
7,3 |
2,6 |
г. Санкт-Петербург |
5,5 |
7,3 |
7,0 |
7,1 |
7,5 |
7,3 |
1,8 |
Республика Коми |
8,4 |
7,1 |
8,0 |
7,7 |
7,6 |
7,1 |
-1,3 |
СЗФО |
6,8 |
7,9 |
8,3 |
8,3 |
8,4 |
8,3 |
1,5 |
Россия |
7,2 |
9,1 |
9,3 |
9,2 |
9,6 |
10,1 |
2,9 |
Однако ремонт тепловых сетей осуществляется в недостаточном объеме. В 2010 г. в регионах СЗФО было заменено всего лишь 3,4% от общего протяжения сетей, что несколько больше, чем по России (2,6%; табл. 10). Примечателен тот факт, что замене подвергаются преимущественно ветхие тепловые сети, неоднократно отслужившие срок эксплуатации, в то время как аварийные сети по-прежнему признаются ремонтопригодными.
Таблица 10 – Заменено тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении в 2010 г.
Территория |
Заменено тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, всего, км |
Из них ветхих сетей |
Удельный вес замененных тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении в общем протяжении тепловых и паровых сетей, % |
Ленинградская область |
156,3 |
133,9 |
5,6 |
г. Санкт-Петербург |
184,1 |
100,0 |
4,5 |
Новгородская область |
27,9 |
27,6 |
3,2 |
Калининградская область |
22,8 |
17,0 |
2,7 |
Архангельская область |
54,1 |
38,3 |
2,6 |
Псковская область |
22,5 |
16,3 |
2,4 |
Республика Коми |
43,0 |
27,6 |
2,1 |
Вологодская область |
40,3 |
36,5 |
2,1 |
Республика Карелия |
18,4 |
16,9 |
2,0 |
Мурманская область |
21,3 |
19,7 |
1,9 |
СЗФО |
590,7 |
433,8 |
3,4 |
Россия |
4527,7 |
3630,8 |
2,6 |
Сходная ситуация наблюдается и в коммунальном хозяйстве. Высокий износ основных фондов организаций и малые объемы реконструкции коммунальных сетей вызывают главным образом высокую потерю ресурсов. Ухудшающееся состояние коммунального комплекса говорит о необходимости значительных инвестиционных вложений в эту сферу.
Анализ постановки, хода и ожидаемых последствий реформы ЖКХ, проводимой с начала 1990-х годов, показывает, что государство продолжает распространение рыночных отношений в этом секторе экономики и сокращает свое участие в его поддержке.
Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на ЖКХ за период 1998 – 2011 гг. увеличились в 10 раз, но их доля в общей сумме расходов снизилась с 23 до 12,0%, а в ВВП – с 3,5 до 2,2% (рис.1).
Рис. 1 – Расходы на ЖКХ в консолидированных
бюджетах субъектов РФ, млн. руб.
Максимальные вливания в ЖКХ традиционно были произведены в автономных округах – Чукотском (76,4 тыс. руб. на человека в год), Ненецком (66,9) и Ямало-Ненецком (31,4), а также в столичных центрах – Москве (33,9) и Санкт-Петербурге (22,3 тыс. руб. на человека в год).
Пик абсолютных вложений в отрасль пришелся на благополучный в финансовом отношении 2008 год, когда максимальные доходы позволили потратить на ЖКХ из консолидированных бюджетов субъектов РФ более 1 трлн. руб. или 16,4% от совокупного объема консолидированных средств.
Что касается регионов СЗФО, то здесь прослеживается во многом аналогичная с общероссийской тенденция (рис. 2).
Рис. 2 – Расходы на ЖКХ в консолидированных
бюджетах субъектов СЗФО, млн. руб.
Значительные колебания в финансировании отрасли заметны на региональном уровне. К примеру, в Вологодской области, несмотря на увеличение расходов на ЖКХ, их доля в общем объеме расходов консолидированного бюджета региона с 2000 г. ежегодно сокращается (рис. 3).
Рис. 3 – Расходы на ЖКХ в консолидированном
бюджете Вологодской области, тыс. руб.
Если посмотреть, каковы были расходы на сферу ЖКХ в 2011 г. в разрезе регионов СЗФО, то окажется, что наибольший объем средств в расчете на душу населения зафиксирован в г. Санкт-Петербурге (14 575 руб.), Мурманской (10 658 руб.) и Калининградской (7362 руб.) областях. В других регионах расходы балансировали в пределах 4 – 6 тыс. руб. (табл. 11).
Таблица 11 – Расходы на ЖКХ на душу населения в разрезе субъектов СЗФО, руб.
Территория |
1998 г. |
2000 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011 г. к 1998 г., % |
г. Санкт-Петербург |
719,2 |
1620,5 |
7992,0 |
11989,8 |
18451,5 |
22339,2 |
12826,8 |
13180,6 |
14575,0 |
20,3 |
Мурманская область |
1516,3 |
2282,7 |
2503,9 |
6607,5 |
6318,8 |
7873,2 |
7268,3 |
8095,3 |
10658,1 |
7,0 |
Калининградская область |
442,9 |
1329,4 |
3444,4 |
4560,9 |
5188,6 |
6206,2 |
6480,5 |
7112,6 |
7362,2 |
16,6 |
Архангельская область |
411,2 |
953,9 |
1635,7 |
2686,4 |
3963,0 |
6530,9 |
4991,2 |
5671,0 |
6807,7 |
16,6 |
Республика Коми |
1202,8 |
1851,8 |
2832,8 |
2891,6 |
2810,1 |
5220,1 |
3885,8 |
4712,0 |
5421,0 |
4,5 |
Ленинградская область |
706,4 |
1324,3 |
2766,0 |
2744,6 |
3763,7 |
5361,5 |
5882,0 |
5516,6 |
4797,6 |
6,8 |
Вологодская область |
550,3 |
1523,6 |
2664,4 |
3562,4 |
2872,2 |
3834,1 |
3044,3 |
3760,7 |
4624,5 |
8,4 |
Новгородская область |
775,0 |
1286,6 |
2726,3 |
3145,4 |
3389,6 |
5794,2 |
5520,9 |
5217,2 |
4466,0 |
5,8 |
Псковская область |
317,5 |
1061,9 |
1555,2 |
1136,2 |
1803,2 |
2314,3 |
3810,0 |
2741,2 |
3944,0 |
12,4 |
Республика Карелия |
577,8 |
1114,6 |
1459,2 |
1518,5 |
1918,2 |
2329,4 |
2622,8 |
3926,2 |
3912,3 |
6,8 |
Тем не менее в научной литературе и официальных документах говорится о непомерно высоких затратах региональных и местных бюджетов на поддержку ЖКХ и о необходимости переложить их на потребителя.
Для оценки реальных масштабов государственной поддержки жилищно-коммунального хозяйства воспользуемся коэффициентом опекаемости (Копек) ЖКХ со стороны консолидированной бюджетной системы и коэффициентом
возмещения (Квозм) населением стоимости услуг ЖКХ [4].
В результате целенаправленной федеральной политики финансирование отрасли в 1997 – 1999 гг. характеризуется сокращением бюджетных расходов на поддержку комплекса. Вместе с тем в этот период Правительством РФ было отложено повышение тарифов для населения. В 2000 – 2004 гг., после размораживания тарифов на жилищно-коммунальные услуги, основная нагрузка по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг была переложена на население, которое не успело быстро среагировать на программы субсидирования и приняло всю тяжесть «низкого старта» на себя. В 2005 – 2008 гг., вследствие постепенного возврата бюджетной системы на позиции прямого участия в поддержке ЖКХ (в основном в форме прямых адресных субсидий населению и частичного участия в капитальных расходах на ремонт жилья и ввод коммунальных сетей), коэффициент опекаемости вырос в целом по стране с 0,35 до 0,48. Основной рост коэффициента дали города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.
После максимальных вливаний в 2008 году бюджетных средств в ЖКХ произошел резкий спад коэффициента опекаемости к 2009 г. во всех регионах СЗФО и в целом по стране – до уровня 2005 г. (0,35; табл. 12). Фактически это было следствием запоздалой реакции на разразившийся в 2008 году финансовый кризис. Если в кризисном году были выполнены почти все бюджетные обязательства по возмещению субсидий и освоены капитальные средства в секторе жилья и коммунальных услуг, то на 2009 год многие из них не были даже запланированы. В то же время произошло значительное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, покрытие которых происходит в основном за счет платежей домашних хозяйств.
Таблица 12 – Коэффициент бюджетной опекаемости ЖКХ в регионах СЗФО*
Территория |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение 2005 – 2010 гг. |
г. Санкт-Петербург |
1,04 |
1,28 |
1,69 |
1,81 |
0,95 |
0,90 |
-0,14 |
Калининградская область |
0,42 |
0,43 |
0,41 |
0,43 |
0,40 |
0,38 |
-0,04 |
Мурманская область |
0,17 |
0,42 |
0,35 |
0,40 |
0,33 |
0,32 |
0,15 |
Вологодская область |
0,35 |
0,46 |
0,32 |
0,38 |
0,27 |
0,30 |
-0,05 |
Ленинградская область |
0,30 |
0,23 |
0,27 |
0,34 |
0,33 |
0,29 |
-0,01 |
Новгородская область |
0,30 |
0,23 |
0,21 |
0,32 |
0,28 |
0,23 |
-0,07 |
Республика Коми |
0,23 |
0,22 |
0,19 |
0,32 |
0,22 |
0,22 |
-0,01 |
Архангельская область |
0,17 |
0,17 |
0,22 |
0,32 |
0,22 |
0,22 |
0,05 |
Республика Карелия |
0,17 |
0,13 |
0,14 |
0,16 |
0,16 |
0,20 |
0,03 |
Псковская область |
0,17 |
0,09 |
0,12 |
0,14 |
0,21 |
0,15 |
-0,02 |
Российская Федерация |
0,35 |
0,35 |
0,42 |
0,48 |
0,35 |
0,30 |
-0,05 |
* Расчеты автора.
В отличие от коэффициента бюджетной опекаемости коэффициент возмещения изменился более существенно: его размах от максимума (Санкт-Петербург – 1,26) до минимума (Архангельская область – 0,43) составляет около 3 раз, что является свидетельством более глубоких пространственных различий в формировании доходов домашних хозяйств по сравнению с бюджетной обеспеченностью территорий (табл. 13).
Таблица 13 – Коэффициент возмещения населением стоимости услуг ЖКХ*
Территория |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Изм-ие 2005 –2010 гг. |
г. Санкт-Петербург |
1,03 |
1,17 |
0,96 |
1,21 |
1,28 |
1,26 |
0,23 |
Ленинградская область |
0,52 |
0,44 |
0,48 |
0,44 |
0,69 |
0,98 |
0,46 |
Республика Коми |
0,70 |
0,82 |
0,82 |
0,81 |
0,99 |
0,95 |
0,25 |
Вологодская область |
0,46 |
0,62 |
0,69 |
0,70 |
0,80 |
0,95 |
0,49 |
Мурманская область |
0,64 |
0,73 |
0,77 |
0,76 |
0,79 |
0,84 |
0,20 |
Республика Карелия |
0,53 |
0,47 |
0,54 |
0,50 |
0,56 |
0,68 |
0,15 |
Калининградская область |
0,41 |
0,45 |
0,46 |
0,59 |
0,60 |
0,61 |
0,20 |
Новгородская область |
0,37 |
0,34 |
0,43 |
0,52 |
0,59 |
0,60 |
0,23 |
Псковская область |
0,42 |
0,39 |
0,37 |
0,44 |
0,44 |
0,56 |
0,14 |
Архангельская область |
0,50 |
0,38 |
0,39 |
0,42 |
0,40 |
0,43 |
-0,07 |
Российская Федерация |
0,61 |
0,64 |
0,64 |
0,68 |
0,71 |
0,74 |
0,13 |
* Расчеты автора.
Кроме того, сравнение двух коэффициентов показало, что на 1 руб. условной единицы ЖКХ приходится в 2 – 2,5 раза меньше бюджетных расходов, чем расходов населения. Это свидетельствует о значительном повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, покрывающихся в основном за счет платежей домашних хозяйств
(рис. 4).
Рис. 4 – Соотношение коэффициента бюджетной опекаемости ЖКХ и
коэффициента возмещения населением стоимости услуг ЖКХ в 2010 г.
В таком случае население становится «заложником» ситуации и несет бремя содержания жилищно-коммунального хозяйства. Согласно Долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 г., развитие сектора жилищно-коммунального хозяйства предполагает сокращение субсидий населению и увеличение доли рыночных отношений в данном секторе, поэтому расходы бюджетной системы будут постепенно сокращаться [8]. Реформирование сектора будет частично финансироваться из созданного Фонда содействия реформированию ЖКХ, что непосредственно снизит региональную бюджетную нагрузку, но только лишь до 1 января 2013 года [9].
Нарастающий комплекс нерешенных финансовых проблем, основными из которых являются зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций, отсутствие прозрачной схемы тарифного регулирования, несбалансированность межбюджетных трансфертов, требует совершенствования региональной политики в области жилищно-коммунального хозяйства.
Основными направлениями этого процесса могут быть:
-
улучшение финансово-правового регулирования системы государственной поддержки инвестиционных проектов в ЖКХ;
-
укрепление финансовой дисциплины и развитие специализированных инструментов финансового контроля в сфере ЖКХ;
-
формирование системы региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаемой ежегодно до принятия закона об областном бюджете;
-
использование частно-государственного партнёрства как механизма привлечения частных инвестиций в инфраструктурный сектор (бюджетное софинансирование частных инвестиций, направляемых в проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры);
-
повышение адресности предоставления льгот по оплате жилищного помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, только последовательные, скоординированные в экономическом и социально-политическом плане действия федеральных, региональных, муниципальных органов власти и частных инвесторов способны создать предпосылки для сбалансированного финансирования жилищно-коммунального комплекса и его ускоренной модернизации.
Библиографический список
-
Болдырева, И.А. Направления структурного изменения финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг / И.А. Болдырева // Финансы и кредит. − 2007. − № 36. − С. 69-75.
-
Барабанов, А.С. Ресурсосбережение как основной приоритет преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве (на примере водоснабжения г. Вологды) [Текст] / А.С. Барабанов, А.Н. Таслунов // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2011. – № 4. – С. 386-368.
-
ЖКХ и бытовое обслуживание. 2010 [Текст]: стат. сб. / Росстат. – М., 2010. – 399 с.
-
Найден, С.Н. Общественные блага и коммунальные услуги / С.Н. Найден; отв. ред. П.А. Минакир; Рос. акад. наук, Дальневост. отд-ние. Ин-т экон. исслед. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 176 с.
-
Таслунов, А.Н. Анализ тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Вологды) / А.Н. Таслунов, А.С. Барабанов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2011. – № 6. – C. 106.
-
Таслунов, А.Н. Актуальные вопросы устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Вологды) / А.Н. Таслунов // Проблемы развития территории. – 2012. – № 3. – C. 33.
-
Ускова, Т.В. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства: региональный аспект / Т.В. Ускова, О.Н. Гордина, А.С. Барабанов // Проблемы развития территории. – 2010. – № 5. – C. 14-19.
-
Долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации на период до 2023 г. [Электронный ресурс]. − Режим доступа:
http://info.minfin.ru/. -
Официальный сайт государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». − Режим доступа: http://www.fondgkh.ru/.
-
Официальный сайт газеты «Коммерсантъ». − Режим доступа: http://www.kommersant.ru/.
Количество просмотров публикации: Please wait