Динамика отечественной экономики в значительной степени зависит от уровня регионального социально-экономического развития. Сбалансированность развития требует обеспечения эффективности функционирования структурных составляющих процесса государственного регулирования на региональном уровне.
Одной из проблем в данной сфере является отсутствие четкой системы государственного регулирования региональных воспроизводственных процессов. Современной экономической наукой представлены различные подходы к определению сущности процесса регулирования социально-экономического развития региона и роли государства в нем.
Во времена СССР регулирование развития территорий происходило по детализированным общегосударственным планам, обязательными к исполнению на всех вертикали власти [1, с.112]. В этих условиях каждый регион был, с одной стороны, достаточно самостоятельным производственно-территориальным комплексом с соответствующей системой органов государственной власти, управления и планирования, а с другой – оставался неотъемлемой частью единого народнохозяйственного комплекса и был связан тесными экономическими связями с другими регионами. Данный подход широко освещается в трудах того времени [2; 3; 4].
Роль государства в регулировании социально-экономического развития закреплена и в нормативно-правовых актах того времени.
Так, Верховный Совет СССР в июне 1990 года принял постановление “О Концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР”, в которой раскрывались вопросы формирования структуры и механизма регулируемой рыночной экономики.
В Концепции Украинской ССР перехода к рыночной экономике, которую в ноябре 1990 г. одобрил Верховный Совет УССР [5], целью государственного регулирования экономики является достижение эффективного, поступательного и стабильного экономического, социального, научного и культурного развития Украинской ССР.
Указанная цель нашла отражение в функциях государственного регулирования, определенных Концепцией [5]:
- формирование системы экономических институтов государственного управления; регулирование предложения и спроса на товары путем дотирования их потребления;
- перераспределение доходов населения и субъектов хозяйствования, направленное на смягчение социальной несправедливости;
- стимулирование производств, создаваемых на базе новых технологий, развитие экспортного производства, экономическую защиту стратегически важных производств и прочее.
Представители неоклассического направления экономической науки считали, что государственное регулирование должно быть минимальным, поскольку механизм рыночного саморегулирования будет способствовать достижению оптимального состояния. С точки зрения неокейнсианцев, вмешательство государства в региональное развитие необходимо, особенно в периоды экономических кризисов [6, с.121].
Авторы теорий кумулятивного развития считают, что разные территории в пределах страны имеют разный потенциал развития и диспропорциональность, со временем, будет только увеличиваться.
Многими современными учеными-экономистами обосновывается тезис о том, что государство должно играть решающую роль в предотвращении депрессивности экономики страны и ее регионов [7; 8; 9]. Задачи органов государственной и региональной власти заключаются в регулировании процессов межрегионального перераспределения доходов, концентрации денежных и других ресурсов. Основные методы государственного регулирования социально-экономических процессов должны учитывать необходимость стимулирования хозяйственной деятельности, поддержку определенных финансово-экономических пропорций, распределение социальных расходов.
Мы считаем, что невозможно совместить процессы демократизации и авторитаризации в процессе государственного регулирования социально-экономического развития региона, поскольку достаточно сложно определить границы и механизмы взаимодействия между ними. Результатом таких действий будет полное разбалансирование системы регулирования развития региона.
По нашему мнению, роль органов государственного и регионального управления социально-экономической системы региона должна усиливаться.
Ускорение динамики развития социально-экономических процессов обусловило потребность в реализации целенаправленного стабилизирующего регулирующего воздействия.
Регулирующее воздействие призвано обеспечить сбалансированное развитие путем использования выравнивающих механизмов преодоления экономических и социальных проблем регионов.
Такой подход предусматривает повышение роли и ответственности региональных органов власти за будущее административно-территориальной единицы, необходимость поиска новых инструментов стимулирования социально-экономического развития, в частности объединение усилий местного бизнеса, общественности, самоуправления и государства [10, с.30].
Ученый Ю. Тихомиров отмечает, что идея государственного регулирования воспринимается критически, как снижение роли государства в условиях формирования рыночной экономики. Но ни одно государство не отказывается от регулирования [11].
По этому поводу в профессиональной экономико-правовой литературе отмечается, что рыночная экономика никогда не существовала в чистом виде, вне общества и отдельно от государства.
Смешанная экономика как на макроэкономическом, так и на региональном уровне не может эффективно функционировать без активных регуляторно-управленческих действий со стороны государства.
Необходимость активного регулирующего влияния государства на региональные социально-экономические процессы неоднократно подчеркивалась в работах других ученых.
Государственное регулирование развития регионов можно охарактеризовать как суженный рамками региона отдельный вид общественного управления. В концептуальном плане государственное регулирование социально-экономического развития региона должно основываться на следующих принципах: рассмотрении региона как целостного и сложного механизма, которому присущи соответствующие социально-политические и экономические процессы; учете иерархии имеющихся в регионе субъектов и объектов регулирования.
Библиографический список
- ВолковаМ.В., Водовозов С.Н.Региональное управлениесоциально-экономическим развитиемпромышленных предприятий //Коммунальноехозяйствогородов:Научно-технический сборник.2006.№ 70.С.111-117.
- Бишер И. О. Аппарат государственного управления союзной республики и проблемы его совершенствования. Рига: Зинатне, 1989.
- Кузнецов И. Н. Компетенция высших органов власти и управления СССР. М., 1969.
- Тихомиров Ю. А. Советы и развитие государственного управления в период развернутого строительства коммунизма. М.: Юридическая литература, 1963.
- Концепция перехода Украинской ССР к рыночной экономике //Ведомости Верховного Совета. 1990. № 48.
- Курмаев П.Ю. Теоретико-методологические аспекты управления региональной экономикой // Формирование рыночных отношений в Украине: Сб. науч. трудов. Вып.2 / Науч. ред. И.К. Бондарь. К., 2008. С.119–123.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Курмаев П.Ю. Практические подходы к оцениванию эффективности социально-экономического развития на региональном уровне // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Тольятти : ТГУ, 2012. № 4. С. 115–117.
- Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 2003.
- Пельтек Л. В. Развитие региональной промышленной политики государства: теория, методология, механизмы. Ч.: Изд-во ЧГУ, 2010.
- Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: Издательство БЕК, 1995.