КОММУНИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОГО РАБОТНИКА

Горина Елена Евгеньевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского
к.с.н., доцент

Аннотация
В статье анализируются особенности исследования коммуникации в социологии, обосновывается необходимость формирования коммуникационной компетенции у будущих выпускников в условиях вуза. Автор разработал курс, направленный на формирование коммуникационных навыков в деловой среде у студентов инженерных специальностей, который был впоследствии внедрен в практику.

Ключевые слова: безработица, деловое общение, коммуникация, работник, рынок труда


THE COMMUNICATION ACTIVITY IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL QUALITIES OF THE MODERN WORKER

Gorina Elena Evgenevna
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
Ph.D. in Sociology, Associate Professor

Abstract
In article features of research of communication in sociology are analyzed, need of formation of communication competence at future graduates in the conditions of higher education institution locates. The author developed the course directed on formations of communication skills in the business environment at students of engineering specialties which was introduced subsequently in practice.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Горина Е.Е. Коммуникационная активность в системе профессиональных качеств современного работника // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/07/25449 (дата обращения: 14.03.2024).

В социологии достаточно много внимания уделяется исследованию коммуникационных процессов. Самому понятию коммуникаций давались различные определения. Одно из наиболее часто используемых дал Ю.Г. Волков: «это взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера». Однако даже данный исследователь расширяет такое понимание, когда говорит о необходимости приобретения навыков коммуникации с самим собой, т.е. интраличностной коммуникации (саморефлексии) [1, с. 117].

Сам термин “коммуникация” был введен в научный аппарат сравнительно недавно – в начале XX века – и в настоящее время широко используется. О том, что данному понятию придают различные значения, говорит, к примеру, Ф.И. Шарков: «Им обозначают общение людей, обмен информацией в обществе, средства сообщений (транспортные коммуникации); этот термин применим и к способам распространения и приема информации (средствами коммуникации являются пресса, почта, кино, телефонная сеть, радио и телевизионные системы, интернет)» [2, с. 52].

При всем многообразии концептуальных подходов к изучению сущности коммуникации исследователи заявленной проблематики обязательно приходят к необходимости интерпретации термина «информация». Так, В.Н. Переверзев в самом простом виде определяет коммуникацию как процесс передачи информации между адресантом (отправителем информации) и адресатом (получателем информации). Таким образом, вырисовывается простейшая схема: «адресант – передача информации – адресат». [3, с. 118]

В свою очередь понятие информации тесным образом связано с понятиями «знание», «символ», «знак». Как упоминает Ю.Г. Волков, «коммуникация по своей природе – символический процесс», в процессе которого знаками и символами выступаю объекты, «раскрывающие смысл, который они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что этим смыслом их наделило общество». [1, с. 118] Таким образом, коммуникация здесь выступает как процесс расшифровки символов и знаков.

Подобными знаками выступают позы, жесты, мимика, однако центральное место в коммуникационной системе традиционно отводится словам. Данное обстоятельство обусловило пристальное внимание социологов к проблемам языка и речи. Речь понимается лингвистами как форма общения на основе определённых правил посредством языковых конструкций, социологами – как социальное явление, связанное с положением человека в обществе и условиями его жизнедеятельности.

Речь индивидов, относящихся к разным стратификациионным слоям, значительно отличается; подобная тенденция будет прослеживаться при влиянии этнических, территориальных факторов, уровня образования и т.п. Однако есть сфера, основным направлением развития которой является полная интеграция; здесь формируются новые, более эффективные коммуникативные технологии, продуктом которых в конце ХХ – в начале ХХІ век становится деловое общение.

Оно является одним из самых массовых видов общения в мире, при котором люди обмениваются деловой информацией и опытом работы. Деловое общение обусловливает дисциплину и организованность; оно неотъемлемо от социальных процессов реализации активности людей, которая выражается в многогранной направленности профессиональной занятости.

Можно с уверенностью утверждать, что деловые коммуникационные технологии – это продукт глобализациионных процессов, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общества.

Внимание к исследованию феномена делового общения обусловлено необходимостью диагностики современного состояния социальной деятельности, выявлением значения ее результатов в связи с глобальными процессами.

Следует отметить, что вопросы делового общения в научной литературе менее исследованы, чем, к примеру, вопросы массовой коммуникации. Однако в данном направлении работает ряд авторов, делаются попытки дать определение делового общения. По мнению А.С. Ковальчук, деловое общение «есть взаимодействие людей, ведущее к развитию в процессе трудовой деятельности». [4, с. 7]

Гусев К.А. определяет деловое общение как «искусство, позволяющее войти в контакт с партнерами по бизнесу, преодолеть личные предубеждения, неприятие того или иного контрагента, достичь желаемого коммерческого результата». [5]

Как бы то ни было, деловое общение — это процесс, при котором происходит обмен опытом работы через передачу деловой информации.

Некоторые авторы отмечают, что для специалистов некоторых профессий общение является основной составляющей их труда. По мнению Н.Н. Тренева, «не уметь общаться может только физик-теоретик. Рабочий же день руководителя – состоит из общения». [6, с. 16] Основой трудовой деятельности таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. называет деловое общение Е.Н.Скаженик. [7, с. 10]

Деловое общение имеет ряд особенностей. Во-первых, оно практически всегда очень конкретно, имеет четко поставленную, определенную цель (его основное отличие, например, от дружеского общения). Во-вторых, его отличительной чертой является стандартизация, которая выражается и в обилии готовых фраз-клише, и в четкой регламентации форм документов. В-третьих, деловому общению присуще отсутствие эмоционально окрашенных языковых средств.

Деловое общение условно делится на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда во время общения существует некая пространственно-временная дистанция, то есть письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.).

Основами невербальной и вербальной деловой коммуникации, по нашему мнению, должен владеть каждый специалист, имеющий высшее образование. Наличие подобных навыков значительно повышает конкурентоспособность работника, выходящего на рынок труда, который, в свою очередь, не всегда функционирует слаженно и стабильно [8], поскольку находится в прямой зависимости от общемировых кризисных процессов, протекающих в социально-экономической сфере социума. [9, с. 334][10, с. 181]

В этих целях в Муромском институте Владимирского государственного университета был разработан и введен в процесс обучения студентов большинства специальностей курс «Деловая речь и письмо», состоящий как из лекционных, так и семинарских занятий. Основная цель дисциплины – выработать у студентов навыки устной и письменной деловой коммуникации. [11]

На семинарских занятиях автором применяются различные тренинговые формы их проведения. Отрабатываются основы устного общения в различных ситуациях (конфликтах, возникающих в деловой сфере, собеседовании с работодателем, совещании у генерального директора и др.) и письменного – во внутренней и внешней деловой переписке (служебная записка, информационное письмо, обращение гражданина в государственное учреждение и др.).

Одно занятие полностью посвящено отработке коммуникационных технологий, используемых при прохождении собеседования с работодателем. Семинар проходит в форме тренинга, для чего все студенты группы делятся на пары: один из них выступает в роли работника, другой – работодателя. Составленные обучающимися диалоги проигрываются, после чего идет их обсуждение всей аудиторией. Основная задача преподавателя в дискуссии – выявить недостатки, незамеченные студентами, и подчеркнуть достоинства диалога. После обсуждения всех диалогов студентам предлагается просмотреть фильм «Азбука трудоустройства», созданный студентами специальности «Социальная работа» по заказу и в тесном сотрудничестве со специалистами центра занятости населения города Мурома Владимирской области. В фильме доступно объясняется, как правильно проходить собеседование с работодателем и что необходимо сделать при подготовке к нему. Кроме того, показывается, какие ошибки можно совершить, если не подготовиться к собеседованию заранее.

Повышение культуры делового общения наблюдается в каждом конкретном случае при соблюдении условия регулярного посещения занятий студентом в течение всего курса. Особую ценность курс представляет для студентов инженерных специальностей, поскольку небольшая доля гуманитарных предметов и ограниченное количество часов для их изучения обусловливают невозможность приобретения стойких навыков свободного общения в деловой среде, коммуникационного взаимодействия по проблемам исследования с коллегами (зачастую выступая на семинарских занятиях по гуманитарным предметам студенты – будущие инженеры даже не могут сформулировать и доступно преподнести свою точку зрения). Не приобретая подобных умений в вузе, выпускник, выходя на рынок труда, не может грамотно преподнести себя работодателю, в результате чего у специалистов кадровых служб (в ряде случаев даже не имеющих необходимой квалификации [12]) складывается впечатление о некомпетентности лица, пришедшего на собеседование. Все вышеупомянутое указывает на заинтересованность учебного заведения в формировании подобных навыков у будущего бакалавра или специалиста, особенно в сложных демографических условиях развития образования в России, что позволяет вынести рекомендацию о внедрении подобных курсов в обучение студентов различных вузов. Согласование программ дисциплин «Деловая речь и письмо» и «Иностранный язык» позволит в конечном итоге повысить конкурентоспособность выпускника не только на российском, но и на международном рынке труда.


Библиографический список
  1. Волков Ю.Г. Социология: Учебник /под ред. д.ф.н., проф. В.И. Добренькова. – 4-е изд. – М.: «Дашков и К», 2010.
  2. Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследования социальной коммуникации //Социологические исследования. – 2001. – № 8. – С. 52-61.
  3. Переверзев В.Н. Металогические аспекты теории коммуникации // Сборник научных трудов «Теория коммуникации и прикладная коммуникация». Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Выпуск 1 / Под общей редакцией И.Н. Розиной. – Ростов н/Д: ИУБиП, 2002.
  4. Ковальчук А.С. Основы делового общения: Учебное пособие. – м.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – С.7.
  5. Гусев К.А. Связи с общественность в экономике [Электронный ресурс]. // URL: http://dvo.sut.ru/libr/ (дата обращения 03.04.2010).
  6. Тренев Н.Н. Основы делового общения // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 5.
  7. Скаженик Е.Н. Деловое общение: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – С. 10.
  8. Горина Е.Е. Исследование рынка труда: междисциплинарный подход //Современная экономика: проблемы, перспективы, тенденции. – 2011. – №5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mivlgu.ru/site_arch/educational_activities/journal_ec/journal_arch/N5/gorina.pdf
  9. Горина Е.Е. Инспекция по труду в современных социально-экономических условиях //Социально-гуманитарные знания. – 2010. – №2. – С.334-339.
  10. Горина Е.Е. Служба занятости: проблемы формирования и оптимизация функционирования //Регионология. – 2010. – №2. – С.176-186.
  11. Деловая речь и письмо: метод. указания  к семинарским занятиям для студентов всех образовательных программ / сост.: Е.Е. Горина, – Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2011. – 28 с.
  12. Горина Е.Е., Шикина Е.А. Профессиональная обеспеченность кадровых служб в системе управления персоналом государственных служб занятости. // Гуманитарные научные исследования. – Июнь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3317


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Горина Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация