Развитие межрегиональных торгово-экономических связей рассматривается нами как приоритетное направление региональной экономической политики. В условиях усиления межрегиональной конкуренции, а также высокого динамизма изменений, происходящих как во внешней среде, так и внутри региона, регулирование межрегионального взаимодействия, поиск путей его развития выступает одним из оснований роста экономики.
Судя по результатам опроса, руководители предприятий Вологодской области полагают, что развитию межрегиональной деятельности промышленных предприятий региона будут способствовать следующие действия региональных органов власти[1]:
– создание государственного информационного портала в сфере межрегионального сотрудничества (41,3% респондентов);
– инвестиционная поддержка межрегиональных проектов (30,4%);
– проведение мероприятий в целях налаживания деловых контактов (25%);
– создание специализированных структур в системе органов власти, ответственных за развитие и координацию межрегиональных связей (16,3%);
– проведение обучающих семинаров по вопросам межрегионального сотрудничества (7,6%).
Таким образом, руководители промышленных предприятий рассчитывают на содействие органов государственной власти в организации и осуществлении межрегиональной деятельности.
На наш взгляд, политику регионов в вопросах межрегионального сотрудничества следует совершенствовать по ряду направлений.
Направление 1. Повышение эффективности правового регулирования.
Законодательство и административные процедуры, регулирующие различные аспекты межрегиональной торговой деятельности, характеризуется несколькими проблемными областями, негативно сказывающимися на ее развитии.
Во-первых, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность торговых организаций, зачастую характеризуются крайностями: они либо допускают множественный контроль со стороны федеральных, региональных и местных властей, либо содержат правовые проблемы, когда отсутствует четкое закрепление полномочий за каким-либо органом региональной, местной или федеральной власти. Приведение федерального и регионального законодательства в соответствие с реальной практикой развития межрегиональной торговли позволит последней развиваться на благо всех регионов, участвующих в товарообмене.
Во-вторых, несмотря на гарантированную Конституцией РФ свободу передвижения товаров по ее территории, высокая степень преступности и коррупции в сфере перевозки товаров препятствует развитию межрегиональной торговли. Необходимы реальные усилия по борьбе с преступностью на дорогах.
Направление 2. Развитие инфраструктуры.
Меры государственной политики в области межрегионального торгово-экономического сотрудничества должны быть ориентированы на увеличение доступности площадей и земель для торговых и логистических организаций, опережающее наращивание коммунальных генерирующих и распределительных мощностей, развитие дорожной и телекоммуникационной сфер.
Повышения эффективности межрегиональной торговли можно добиться, развивая ее инфраструктуру:
– с помощью создания оптовых продовольственных рынков;
– оптимизации размещения объектов складского хозяйства в отдельных секторах межрегиональных товарных рынков;
– организации информационного обслуживания;
– горизонтальной и вертикальной интеграции предприятий, находящихся в соседних (близлежащих) регионах;
– создания интегрированных систем маркетинга.
Минимизация трансакционных издержек в отношениях межрегионального товарообмена требует формирования и функционирования эффективного института оптовой торговли. Формирование крупных оптовых организаций обеспечит значительную экономию предприятий на затратах, связанных со снабжением и сбытом продукции. Деятельность оптовых организаций по изучению рынков, свойств товаров, выбору партнеров, проведению переговоров, подготовке контрактов, по контролю их исполнения способствует снижению трансакционных издержек как самих оптовых организаций, так и сотрудничающих с ними поставщиков и потребителей.
В настоящее время существуют предпосылки для развития интегрированных структур оптовых посредников (торговые дома, ярмарки, брокерские и дилерские посреднические конторы и фирмы), которые призваны выполнять функции по складированию, переработке, отгрузке и доставке продукции.
Оптимальным решением для регионов, активно развивающих свои связи или планирующих их активизацию, было бы формирование сервисно-терминального крупного межрегионального маркетингового центра (ММЦ), интегрирующего торговые, финансовые операции, информационную деятельность.
Причем в создании ММЦ и подобных организаций могут участвовать как органы власти, так и сами экономические субъекты, поскольку все они заинтересованы в развития межрегиональной. Эффективные торговые связи, формируемые при посредничестве крупных межрегиональных оптовых организаций, способствуют реализации экономических интересов регионов.
Как можно предположить, ММЦ не только осуществляли бы функции оптового посредника, но и создавали бы условия для формирования в регионах экономической среды, адекватной современным российским условиям и способствующей возникновению стимулов к экономическому росту. Кроме того, межрегиональный маркетинговый центр является более конкурентоспособным видом посреднической организации по сравнению с другими, т.к. снижает степень риска ведения оптовой торговли для товаропроизводителя, повышает его конкурентоспособность, несмотря на нестабильную экономическую среду.
Финансирование развития инфраструктуры возможно за счет таких трех групп источников, как:
– строительство инфраструктурных объектов за счет государства;
– использование механизмов государственно-частного партнерства[2];
– предоставление различных льгот[3], создание необходимых административных условий[4] с целью привлечения частного капитала для развития объектов инфраструктуры.
В таблице 1 представлены основные инструменты и меры поддержки развития инфраструктуры торгово-экономического сотрудничества.
Таблица 1
Инструменты развития инфраструктуры межрегионального сотрудничества*
Инструмент |
Характеристика |
Стратегическое планирование и региональные программы развития инфраструктуры торговли | Стратегическое планирование для всех регионов РФ должно быть направлено на опережающее развитие инфраструктурных объектов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития регионов. Такое планирование позволит решить одну из инфраструктурных проблем, связанных с трудностями подключения к коммунальным сетям (электроэнергетика, водоснабжение, теплоснабжение и т.д.). На основе стратегических планов по развитию регионов должны формироваться отдельные региональные программы развития инфраструктуры, в том числе и инфраструктуры межрегиональной торговли. |
Использование дифференцированных арендных ставок | Введение системы дифференцированных арендных ставок позволит привлечь в сектор торговли и в сектор логистических услуг организации и представителей малого бизнеса, для которых существующие арендные ставки делают бизнес экономически нецелесообразным. |
Применение механизмов, связанных с государственным финансированием развития инфраструктуры торговли | Наиболее эффективными механизмами, способствующими ускоренному развитию инфраструктуры торговли, являются механизмы, связанные с государственным финансированием, это в первую очередь: субсидирование процентных ставок по кредитам на строительство торговой и логистической инфраструктуры; государственные гарантии по кредитам на строительство торговой и логистической инфраструктуры; частно-государственное партнерство, в рамках которого государство выделяет землю и подводит к участку все необходимые коммуникации, а частная компания строит торговый или логистический объект. |
* Составлено на основе источника: Стратегия развития торговли в РФ на 2010 – 2015 гг. и на период до2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mbrk.ru/content/318/projekt.pdf
Направление 3. Проведение конъюнктурных и маркетинговых исследований.
Обязательным инструментом эффективного функционирования механизма регулирования межрегионального взаимодействия должен стать мониторинг. Построение системы мониторинга региональных торгово-экономических показателей позволит оперативно получать и анализировать информацию о состоянии межрегиональной торговли региона, его финансов, о показателях, характеризующих эффективность сотрудничества. Данная система призвана также обеспечить сбор информации и проведение типологизации территорий, схожих по различным критериям, с целью обеспечения долгосрочных приоритетов развития межрегионального взаимодействия. В то же время анализируются данные о состоянии нормативной правовой базы, проводится оценка инфраструктурных возможностей для осуществления такого взаимодействия. Неотъемлемым инструментом внешнеторговой стратегии региона должно стать прогнозирование потенциальных рынков, что является определяющим при выборе партнеров в сфере межрегиональной торговли.
Направление 4. Продвижение товаров на рынки других регионов РФ.
С целью выдвижения межрегионального взаимодействия в число приоритетов развития региону необходимо разработать торговый план для поддержания экспортных устремлений региональных предпринимателей. Для этого требуется наладить информационное обеспечение деловых кругов, выявить пригодные для вывоза товары и услуги.
Продуманная система продвижения товаров на рынки регионов РФ особенно нужна предприятиям с незначительным оборотом. Малый и средний бизнес не обладает ни необходимыми финансовыми ресурсами, ни необходимыми знаниями и опытом проведения межрегиональных сделок.
Для тех отраслей экономики региона, которые располагают наибольшим экспортным потенциалом и в которых развитие экспортных производств обернется максимально высокой отдачей в плане создания новых рабочих мест и повышения уровня жизни населения, следует разработать программы отбора конкретных фирм/предприятий для оказания целенаправленного содействия в развитии экспорта.
Кроме того, целесообразно продолжить практику приглашения правительственных и деловых делегаций из других регионов, а также обеспечить регулярное посещение делегацией Вологодской области наиболее перспективных с точки зрения активизации связей с российскими регионами.
Нужно четко представлять экономический эффект, который должен быть получен от проводимых мероприятий. Так, наибольший эффект дают переговоры между бизнесменами, а не только между представителями региональных властей. В сфере продвижения информации о внешнеторговом потенциале территории наиболее эффективным видится проведение соответствующих презентаций, направленных непосредственно на регион, из которого планируется привлечь торговых партнеров.
Для реализации как сырьевых товаров, так и конечной продукции экспортоориентированные предприятия зачастую должны формировать сбытовую и сервисную сети в других регионах. Поэтому возникает необходимость организации специальных подразделений, которые будут осуществлять послепродажное обслуживание и т.п. Мелким и средним предприятиям сложно решить этот вопрос. Выходом для них может стать создание специального подразделения, совместного для нескольких экспортеров, при координации со стороны органов, занимающихся поддержкой экспортеров в регионе и представляющих в целом номенклатуру и географию товарного вывоза.
Направление 5. Информационное обеспечение.
Информационное обеспечение межрегионального торгово-экономического сотрудничества должно включать создание информационной базы, содержащей данные о потенциальных партнерах, их возможностях и предложениях; о потенциале вывоза и потребностях во ввозе; межправительственных соглашениях; инвестиционных программах и проектах в рассматриваемой сфере; экономическом и финансовом положении и др. Информационное обеспечение необходимо развивать по следующим направлениям:
– организация «круглых столов», семинаров, конференций по наиболее актуальным темам с привлечением соответствующих министерств и ведомств, а также представителей некоммерческих структур, заинтересованных в стимулировании регионального экспорта;
– расширение участия экспортеров в межрегиональных выставках, научно-практических конференциях; организация и проведение таких мероприятий на территории региона;
– издание рекламных буклетов, выгодно представляющих регион и его потенциальных экспортеров; публикация необходимых сведений в прессе и каталогах, выпуск периодических информационно-аналитических бюллетеней;
– оказание непосредственной поддержки, консультационной помощи хозяйствующим субъектам; своевременное их информирование о проводимых мероприятиях; целенаправленная работа с конкретными предприятиями;
– полномасштабное использование потенциала Интернета, и прежде всего организация получения в режиме он-лайн информации по запросам об экспортных возможностях региона; создание сайта и размещение на нем информации о регионе и его предприятиях; партнерство со специализированными web-сайтами и т.п.
Следует подчеркнуть, что значительный объем работы по сбору, анализу, хранению информации и документов, связанных с межрегиональной торговлей, предоставлению информационной продукции (справочники, буклеты об экспортном потенциале, мультимедийные презентации и др.) должен осуществляться специализированным департаментом правительства региона.
Таким образом, создание системы информационной поддержки межрегионального торгово-экономического сотрудничества региона основывается на использовании разнообразных форм, включающих:
– проведение консультаций для специалистов;
– создание торговых и рекламных представительств в регионах РФ;
– содействие фирмам со стороны заинтересованных государственных структур в подборе торговых посредников в регионах РФ на основе сформированной базы данных;
– организация информационных и обучающих центров, выставок, семинаров, конкурсов;
– развитие инфраструктуры межрегиональной торговли, компьютеризация средств коммуникации.
Итак, в целом в практике регулирования межрегионального взаимодействия необходимо использовать широкий арсенал инструментов и методов, которые позволяли бы достичь поставленной цели, и вместе с тем дополняли бы друг друга. Однако органами власти применяется сравнительно небольшая их часть. Очевидно, что было бы полезным освоение всех экономических средств регулирования, особенно тех, которые в практике зарубежных государств дают наибольший эффект.
Направление 6. Стратегическое планирование.
Расширение участия предприятий региона в межрегиональной производственной кооперации, наряду с инвестиционным сотрудничеством, зависит от результатов проводимых экономических реформ и, прежде всего, от создания благоприятных условий для привлечения инвесторов и развития промышленности.
Одним из ключевых инструментов достижения перечисленных целей служит грамотное стратегическое планирование экономики, основанное на принципах устойчивого и инновационного развития и учитывающее укрепление межрегиональных хозяйственных связей.
На уровне СЗФО наблюдаются попытки сформировать институциональные условия для внедрения устойчивого и системного подхода к организации и регулированию процессов межрегионального сотрудничества. Важным документом, определяющим стратегическое направление региональной политики и межрегиональных отношений округа, является утвержденная Правительством РФ 18 ноября 2011 года «Стратегия социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года». Данный документ представляет попытку применения стратегического планирования в масштабах крупной группы субъектов РФ. Главная цель Стратегии состоит в создании условий, обеспечивающих высокие и устойчивые темпы роста экономики субъектов РФ, входящих в СЗФО. Основная установка этого документа ориентирует на развитие Северо-Запада как единого экономического пространства в рамках единого экономического пространства России. Обеспечить это предусматривается путем реализации комплекса мер, направленных на усиление межрегиональной интеграции. Предполагается, что стабилизация локальных рынков, межотраслевая и межрегиональная интеграция научно-технического и производственного потенциалов, реализация взаимовыгодных системообразующих межрегиональных проектов окажут мультипликативный эффект на состояние экономики Северо-Запада.
Существенным моментом Стратегии является понимание того, что в современных условиях рыночных отношений межрегиональное сотрудничество не может развиваться на директивной основе. Регионам должна быть ясна экономическая целесообразность такой интеграции. В качестве механизма согласования интересов предлагается разработка долгосрочных программных документов социально-экономического развития – региональных стратегий.
Однако анализ стратегических документов регионов СЗФО показал, что не во всех стратегиях подчеркивается роль межрегионального сотрудничества как значимого фактора регионального развития. Из содержания лишь шести документов следует, что через объединение конкурентных преимуществ соседних регионов посредством развития межрегионального сотрудничества и стимулирования процессов межрегиональной интеграции можно достичь большего эффекта, чем в конкуренции за привлечение внешних ресурсов (в «Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года» вопросы укрепления межрегиональных связей практически не затронуты).
Кроме того, проблемой стратегического планирования в рассматриваемых регионах является нехватка стратегических установок о механизмах формирования и регулирования политики в области межрегионального сотрудничества.
Другая немаловажная проблема – отсутствие согласованного на уровне округа долгосрочного видения общего экспортного потенциала, а также улучшения инвестиционного климата и эффективного использования конкурентных преимуществ. Перед органами исполнительной и законодательной власти регионов стоит задача формирования согласованного подхода к управлению интегрированным хозяйственным комплексом. Системные проблемы социально-экономического развития требуют разработки специальной методики оценки проектов и программ межрегионального сотрудничества, позволяющей использовать современные механизмы и принципы территориально-хозяйственного управления и взаимодействия.
Таким образом, совершенствовать политику регионов в вопросах межрегионального сотрудничества следует по следующим направлениям:
– повышение эффективности правового регулирования;
– развитие инфраструктуры;
– проведение конъюнктурных и маркетинговых исследований;
– продвижение товаров на рынки других регионов РФ;
– информационное обеспечение;
– стратегическое планирование.
Стратегические документы регионального развития должны включать разделы, в которых будут четко прописаны согласованные направления и механизмы межрегионального сотрудничества. Повышению эффективности использования инструментов стратегического планирования будет способствовать:
– формирование целей, задач и приоритетов межрегионального сотрудничества, повышение информированности о нем общественности и выработка долгосрочного видения общего экспортного потенциала на уровне округа;
– учет в стратегиях регионов мер по развитию межрегиональных связей; обеспечение их согласованности; систематический мониторинг процессов межрегионального сотрудничества, а также формирование на основе анализа их содержания системы стратегических приоритетов, которая будет закреплена в соответствующем документе в рамках региональной системы стратегического планирования.
[1] Анкетный опрос был проведен ИСЭРТ РАН в апреле – мае 2012 г. На вопросы анкеты ответили 93 руководителя крупных и средних промышленных предприятий черной металлургии, электроэнергетики, лесопромышленного комплекса, машиностроения и металлообработки, пищевой и легкой промышленности.
[2] Концессионные и инвестиционные соглашения, государственное кредитование, контракты жизненного цикла и др.
[3] Льготные ставки платы за использование объектов государственной собственности, льготное налогообложение, льготное кредитование из государственных фондов, субсидирование части процентных ставок; гарантии по коммерческим кредитам и др.
[4] Снижение требований и регламентов, регулирующих ту или иную деятельность, введение упрощенных процедур регистрации, сертификации и управления, введение мер, повышающих прозрачность регулирования и т.д.
Библиографический список
- Лукин Е.В. Межрегиональное экономическое взаимодействие как фактор экономического роста [Электронный ресурс] / Е.В. Лукин // Современные научные исследования и инновации. – Февраль, 2013. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/02/22544
- Лукин Е.В. Межрегиональные связи: состояние и проблемы развития (на примере Вологодской области) / Е.В. Лукин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2012. – № 6 (24). – С. 205-217.
- Межевич Н.М. Стратегическое планирование в области приграничного сотрудничества: опыт СЗФО РФ [Электронный ресурс] / Н.М. Межевич, Н.П. Жук. – Режим доступа: http://forum.euroregion.ru
- Прыгунов А.И. Перспективы развития региональной хозяйственной системы на Северо-Западе России [Текст] / А.И. Прыгунов // Вестник МГТУ. – 2007. – № 4. – С. 680-692.
- Путин В.В. О наших экономических задачах [Текст] / В.В. Путин // Ведомости. – 2012. – 30 января. – № 15 (3029).
- Развитие межрегионального сотрудничества в новых экономических условиях: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.komfed.ru/section_42/527.html
- Ускова Т.В. Межрегиональное взаимодействие как фактор роста экономики: препринт / Т.В. Ускова, Е.В. Лукин. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. – 76 с.