УДК 339.9

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Лукин Евгений Владимирович
Институт социально-экономического развития территорий РАН

Аннотация
В статье обосновывается, что темпы экономического роста в значительной мере зависят от степени вовлеченности экономики региона в межрегиональные отношения. Для оценки их вклада в экономическое развитие предлагается эконометрическая модель. На основе анализа состояния межрегиональных связей Вологодской области структурированы основные проблемы их развития, показаны возможности использования механизмов стратегического планирования в целях укрепления сотрудничества между регионами.

Ключевые слова: инвестиционное сотрудничество, межрегиональная торговля, Межрегиональное сотрудничество, производственная кооперация, стратегическое планирование


INTER-REGIONAL ECONOMIC COOPERATION AS A FACTOR OF ECONOMIC GROWTH

Lukin Yevgeniy Vladimirovich
Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Sciences

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лукин Е.В. Межрегиональное экономическое взаимодействие как фактор экономического роста // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/02/22544 (дата обращения: 02.06.2017).

Современная модель экономического развития требует от регионов России более тесного сотрудничества друг с другом. Процесс интеграции на всех уровнях их социально-экономических систем обусловлен, прежде всего, факторами внешней среды – колебаниями конъюнктуры рынков, конкуренцией, желанием приобретения конкурентных преимуществ. Тесные межрегиональные связи создают условия для развития бизнеса, предоставляя возможности для кооперации и построения более эффективных схем организации технологического процесса, сбыта и логистики.

В последние годы учеными уделяется все больше внимания проблемам развития межрегионального сотрудничества. Так, формированию и развитию межрегиональных экономических отношений посвящены работы А.Г. Аганбегяна, М.К. Бандмана, П.И. Бурака, А.Г. Гранберга, Ю.А. Фридмана, Р.И. Шнипера, В.А. Шульги, Б.М. Штульберга и других.

В настоящее время развитие российской экономики характеризуется процессом регионализации и снижением централизации социально-экономической политики. Повышение роли регионального фактора явилось логичным следствием уменьшения регулирующей функции государства и экономическим кризисом национальной экономики после распада Советского Союза.

До 1999 года регионы России устанавливали экономические связи самостоятельно. Правительства республик, краев и областей подписывали двусторонние договоры о сотрудничестве, и такого типа межрегиональные взаимодействия связывали регионы друг с другом.

Качественно изменило ситуацию создание в 2000 году новых единиц территориального деления страны – федеральных округов [9]. В Указе Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» отмечено, что округа создаются «в целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений». В итоге, наряду с «мягкой» формой развития интеграционных процессов (формирование различных ассоциативных организаций) появилась «жесткая» форма – создание государственных структур и межрегиональных органов исполнительной и законодательной власти в макрорегионах.

К концу 2002  года система федеральных округов окончательно встроилась в отношения между центром и регионами, заняв в ней свое промежуточное положение. Экономические функции федеральных округов свелись к вопросам стратегической координации регионального развития, инвестиционной деятельности и межрегиональных связей [15].

Развитие межрегионального экономического взаимодействия стало важной задачей для большинства российских регионов. Это в полной мере относится и к Вологодской области – одному из регионов Северо-Западного федерального округа.

Вологодская область является промышленно развитым, экспортоориентированным регионом. Во внутрироссийской специализации область выступает в качестве поставщика продукции металлургического и химического производства, лесного комплекса, машин и оборудования, мясных и молочных продуктов (табл. 1). В области производится первичный передел железной руды и апатитов северных районов СЗФО, а также собственных лесных ресурсов и последующая реализация данной продукции в другие регионы страны для дальнейшей производственного использования.

Таблица 1. Вывоз продукции из регионов СЗФО в 2010 году

Вид продукции

Республика
Карелия

Республика
Коми

Архангельская
область

Вологодская
область

Калининградская
область

Ленинградская
область

Новгородская
область

Псковская
область

Санкт-Петербург

Удельный вес
Вологодской области

в СЗФО

в РФ

Прокат черных металлов, тыс. т

3845

197

95,1

17,4

Стальные трубы, тыс. т

291

453

39,1

4,5

Деловая древесина, тыс. куб. м

245

566

600

2116

212

217

39,7

53,0

33,4

Пиломатериалы, тыс. куб. м

28,3

40,4

20,3

82,4

1,1

149

77,3

3

20,5

7,8

Мясо, тыс. т

2,4

0,03

3,6

4,5

108,6

55,2

8,8

1,9

Мясные консервы, туб

52,3

126442

8818

43566

292

1447

0,03

Колбасные изделия, т

69,9

11,3

1,3

724

13728

21295

7196

62574

11258

0,6

Сыры, т

13,7

53,2

3,9

408

248

7435

19809

0,2

Сливочное масло, т

4,4

0,2

549

401

1369

539

10117

4,2

Мука, т

7,9

43,7

1,1

42,9

45,7

1,3

Крупа, т

281

8947

1

70

96,2

1,7

Составлено на основе источника: Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сборник / Росстат. – М., 2011. – С. 728-739.

Важность развития межрегиональной взаимодействия для экономики Вологодской области подтверждается также тем фактом, что в регионы России поставляется около половины производимой в области продукции (рис. 1). Вывоз осуществляется в основном в Центральный (в 2010 году – 44%), Приволжский (25%) и Северо-Западный (16%) федеральные округа. Кроме того, 2/3 областного рынка товаров формируется за счет ввоза из других субъектов РФ. Поставки обеспечивают, главным образом, субъекты Северо-Западного (в 2010 году – 48%), Центрального (20%) и Приволжского (16%) федеральных округов.

В целом, сложившиеся в течение многих лет связи позволяют среди основных контрагентов области выделить Республику Коми, Мурманскую и Нижегородскую области, г. Москву и Московскую область, г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Кемеровскую, Ярославскую и Самарскую области, Пермский край.

Для снижения зависимости от факторов внешней среды организации Вологодской области вступают в кооперационные отношения с организациями других регионов России. Между тем динамику основных показателей межрегиональной кооперации в 2005-2010 годах нельзя назвать позитивной. Так, значительно сократилось количество совместных предприятий (на 35%), численность их персонала (на 31%), объемы инвестиций в основной капитал (на 57%) и производства (на 16%; табл. 2).

Таблица 2. Основные показатели функционирования совместных межрегиональных предприятий Вологодской области (в ценах 2010 года)

Вид продукции

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 к

2005 г., %

Число организаций, ед.

803

623

615

546

578

521

64,9

Среднегодовая численность занятых, тыс. чел.

73,9

66,2

64,7

59,9

57,2

50,7

68,6

Среднемесячная зарплата работников, тыс. руб.

23,2

24,4

27,5

30,2

30,3

29,5

127,2

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

27,4

21,4

15,5

18,9

10,6

11,9

43,4

Основные фонды, млрд. руб.

146,3

171,7

206,9

199,8

213,1

231,6

158,3

Объем отгруженных товаров, млрд. руб.

н/д

235,6

257,8

286,4

178,1

198,4

84,2

в процентах к итогу

Число организаций

2,5

1,9

1,8

1,6

1,6

1,4

-1,1 п.п.

Среднегодовая численность занятых

12,2

10,8

10,5

9,8

9,6

8,5

-3,7 п.п.

Среднемесячная заработная плата работников

158,7

153,4

157,1

152,7

152,9

159,1

+0,4 п.п.

Инвестиции в основной капитал

27,3

21,8

14,4

19,6

15,9

21,4

-5,9 п.п.

Основные фонды

22,1

24,1

22,6

22,5

23,5

43,5

+21,4 п.п.

Объем отгруженных товаров

н/д

61,5

60,7

58,7

76,3

58,2

-3,3 п.п.

Рассчитано на основе источников: Инвестиционные процессы Вологодской области: стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2007-2011; Труд и занятость Вологодской области: стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2011; Статистический ежегодник Вологодской области: стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2011.

Успешно функционируют лишь наиболее крупные совместные предприятия. В 2010 году на них работало 8,5% занятого населения области, было сконцентрировано 43,5% основных фондов и 58% производства, а уровень оплаты труда работников был выше на 59% среднеобластного.

Основным направлением совместных инвестиционных проектов является обрабатывающая промышленность (в 2005 году – 81%, в 2010 году – 66% инвестиций в основной капитал совместных межрегиональных предприятий).

Организации регионов России совместно с вологодскими предприятиями организуют производство по углубленной переработке металлов, древесины и химических веществ. Однако наиболее важное для региона направление – совместное производство конечной продукции для потребителя  – практически не используется. По итогам 2010 года 63% оборота совместных предприятий пришлось на металлургическое производство, 14% – на химическое производство, 8% – на производство пищевых продуктов.

Таким образом, совместные предприятия Вологодской области создаются в отраслях, производящих продукцию низкой степени переработки. Это подчёркивает сложившийся сырьевой характер экономики региона и пассивную роль в национальном разделении труда [12].

Структурную перестройку реального сектора экономики можно активизировать с помощью инвестиционного сотрудничества. Инвестиции позволяют своевременно проводить модернизацию производства, расширять сферы деятельности предприятия, повышать уровень безопасности труда.

Межрегиональное инвестиционное сотрудничество осложняется тем, что каждый регион, имея свой ресурсный потенциал, не стремится делиться им с другими регионами. Только получение определенной экономической выгоды может подтолкнуть его пойти на это. С точки зрения рыночных отношений эта позиция верна. Однако региональное социально-экономическое развитие не может осуществляться в изоляции от других регионов. Поэтому укрепление межрегиональных инвестиционных связей на уровне макрорегиона (округа) является важным моментом в развитии региона. Федеральные округа содействуют объединению федеральных и региональных ресурсов, направленных на социально-экономическое развитие регионов; совместному решению проблем, в случае неспособности регионов разрешить их самостоятельно; развитию производственных сил на межрегиональном уровне [18].

В итоге, разные по уровню экономического развития регионы в рамках федеральных округов могут координировать свои усилия, комплексно интегрироваться и в результате получать определенный экономический и социальный эффект, решать вопросы социально-экономического развития территории самостоятельно, без привлечения существенных средств из федерального бюджета.

На современном этапе процесс федерализации страны требует рассмотрения регионов как субъектов гражданского права и экономических отношений, носителей собственных экономических интересов [4]. Но в то же время не надо забывать о том, что регион – это открытая социально-экономическая система, включающая в себя множество звеньев, находящихся в отношениях и связях не только друг с другом, но и с другими регионами страны, а также иностранными государствами. Важность горизонтальных связей между субъектами РФ для развития устойчивых федеральных отношений обуславливает необходимость их усиления и укрепления, в том числе и в инвестиционной сфере.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусматривает возможность инвестиционного взаимодействия в сфере капитальных вложений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при наличии согласования между ними[1]. Открытым вопросом является наличие необходимых инвестиционных ресурсов.

По данным Росстата, на протяжении 2005-2010 годов на СЗФО приходилось 13-14% всех инвестиций РФ (в целом за период – более 6 трлн. руб.). Наибольший объем инвестиций в СЗФО направляется в г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область и Республику Коми (табл. 3).


[1] ФЗ РФ от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=123436;dst=4294967295;rnd=0.11578548730758986;from=70033-0

Таблица 3. Объем инвестиций в основной капитал организаций регионов СЗФО, млрд. руб. (в ценах 2010 года)

Регион

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 к

2005 г., %

СЗФО

800,1

978,5

1107,6

1174,1

992,1

1049,6

131,2

Ленинградская область

145,6

196,5

170,1

188,8

203,4

269,3

184,9

Новгородская область

23,6

29,8

32,9

40,4

39,5

39,7

168,3

г. Санкт-Петербург

258,4

293,8

416,9

423,1

352,5

375,0

145,1

Псковская область

10,9

13,8

21,4

22,0

16,3

15,2

139,3

Республика Коми

78,1

105,3

79,2

90,2

112,5

102,6

131,4

Мурманская область

33,3

37,4

35,8

54,9

44,8

35,0

105,3

Архангельская область

76,8

128,8

166,4

158,4

78,9

78,6

102,4

Республика Карелия

22,2

25,0

23,2

28,5

19,4

22,3

100,5

Калининградская область

54,9

50,7

62,3

83,7

66,0

54,6

99,4

Вологодская область

92,2

92,7

96,2

82,6

59,1

57,3

62,1

11,5*

9,5*

8,7*

7,0*

6,0*

5,5*

-6,0 п.п.

«*» – доля Вологодской области в СЗФО.

Рассчитано автором на основе источника: Основные показатели развития регионов СЗФО: стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2011. – С. 205.

Вологодская область в последние годы становится мало привлекательной для инвестирования – с 2005 по 2010 годы наблюдалось снижение объёма вложений в основной капитал на 38% (худший показатель в округе), а доля в общем объёме инвестиций в СЗФО снизилась с 11,5 до 5,5%.

Ведущее российское рейтинговое агентство «Эксперт-РА» объясняет снижение инвестиционной привлекательности Вологодской области повышением инвестиционных рисков (в основном из-за ухудшения экономической и управленческой составляющих) и снижением инвестиционного потенциала (из-за ухудшения потребительской, производственной и финансовой составляющих).

В Вологодской области инвесторы наибольший интерес проявляют к транспорту и связи, а также к обрабатывающим производствам (в основном к металлургическому и химическому), куда в 2010 году было направлено 40 и 28% инвестиций соответственно (в 2005 году – 45 и 35%).

В десятке крупнейших инвестиционных проектов четыре реализуется за счёт средств инвесторов из других регионов России (московских ОАО «ОГК-6», ОАО «Альянс Групп», ООО «Нестле Россия» и ярославского ОАО «ТГК-2»; табл. 4). Два из них осуществляются в пищевой промышленности, два – в энергетике.

Развитие межрегионального инвестиционного сотрудничества Вологодской области демонстрирует всё тот же перекос структуры промышленности в сторону производства продукции с низкой степенью переработки. Что касается высокотехнологичных отраслей Вологодской области, в частности машиностроения, то они остаются малопривлекательными для российских инвесторов.

Таблица 4. Крупнейшие инвестиционные проекты, реализуемые в Вологодской области

Наименование проекта

Отрасль

Срок
реализации

Инвестор

Сумма
инвестиций, млрд. руб.

1

Вторая очередь Череповецкой ГРЭС

Энергетика

2009-2014

ОАО «ОГК-6»

18,6

2

Льняной комплекс Вологодской области путем межотраслевой и межтерриториальной кооперации

Текстильная

2008-2020

ОАО «Вологодский текстиль», сельхозтоваропроизводители

9,8

3

Цех по производству карбамида

Химическая

2008-2012

ОАО «Череповецкий Азот»

7,8

4

ПГУ-110 в составе ГТУ 75 МВт + КУ + паровая турбина 35 МВт

Энергетика

2007-2012

ОАО «ТГК-2»

5,9

5

Выращивание ягодных культур на основе промышленных технологий

Пищевая

2009-2013

ОАО «Альянс Групп»

4,9

6

Реконструкция действующего бумажного производства

Деревообработка

2010-2016

ООО «Сухонский ЦБК»

4,1

7

Индустриальный парк «Шексна»

Металлообработка

2006-2015

Правительство Вологодской области

2,7

8

Воздухоразделительная установка

Металлургия

2011-2012

ЗАО «Эр Ликид Северсталь»

2,0

9

Развитие производства продукции с добавленной стоимостью

Деревообработка

2009-2013

ОАО «Сокольский ДОК»

1,2

10

Размещение производства детского питания в г. Вологде (второй этап)

Пищевая

2011-2015

ООО «Нестле Россия»

1,0

Источник: Крупнейшие инвестиционные проекты, реализуемые в Вологодской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2012/25/ekonomika-severo-zapada/media/ 146274

Одним из ключевых инструментов достижения перечисленных целей является грамотное стратегическое планирование социально-экономического развития, основанное на принципах устойчивого и инновационного развития и учитывающее укрепление межрегиональных хозяйственных связей [11, 16, 17, 20].

На уровне СЗФО наблюдаются попытки сформировать институциональные условия для устойчивого и системного подхода к организации и регулированию процессов межрегионального сотрудничества. Важным документом, определяющим стратегическое направление региональной политики и межрегиональных отношений Северо-Западного федерального округа, является утвержденная 18 ноября 2011 года Правительством РФ Стратегия социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года. Данный документ представляет собой попытку применения стратегического планирования в масштабах крупной группы субъектов РФ. Главная цель Стратегии состоит в создании условий, обеспечивающих высокие и устойчивые темпы роста экономики субъектов РФ, входящих в СЗФО. Основная установка ориентирует на развитие Северо-Запада как единого экономического пространства в рамках единого экономического пространства РФ. Обеспечение данной установки предполагается осуществить путем реализации комплекса мер, направленных на усиление межрегиональной интеграции. Предполагается, что стабилизация локальных рынков, межотраслевая и межрегиональная интеграция научно-технического и производственного потенциала, реализация взаимовыгодных системообразующих межрегиональных проектов окажут мультипликативный эффект на состояние экономики Северо-Запада.

Существенным моментом Стратегии является понимание того, что в современных условиях рыночных отношений межрегиональное сотрудничество не может развиваться на директивной основе. Регионам должна быть ясна экономическая целесообразность такой интеграции. В качестве механизма согласования интересов предлагается разработка долгосрочных программных документов социально-экономического развития – региональных стратегий.

Однако анализ стратегических документов регионов СЗФО показал, что не во всех стратегиях подчеркивается роль межрегионального сотрудничества как значимого фактора регионального развития. Понимание того, что через объединение конкурентных преимуществ соседних регионов посредством развития межрегионального сотрудничества и стимулирования процессов межрегиональной интеграции можно достичь большего эффекта, чем в конкуренции за привлечение внешних ресурсов есть лишь в стратегиях 6 регионов (в Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года вопросы укрепления межрегиональных связей практически не затронуты).

Кроме того, проблемой регионального стратегического планирования рассматриваемых регионов является нехватка стратегических установок о механизмах формирования и регулирования политики в области межрегионального сотрудничества.

Другой немаловажной проблемой является отсутствие согласованного долгосрочного видения общего экспортного потенциала, улучшения инвестиционного климата и эффективного использования конкурентных преимуществ регионов СЗФО [1]. Перед органами исполнительной и законодательной власти регионов стоит за­дача формирования согласованного подхода к управлению интегрированным хозяй­ственным комплексом. Существующие системные проблемы социально-экономиче­ского развития регионов требуют разработки специальной методики оценки проек­тов и программ межрегионального сотрудничества, что позволит использовать со­временные механизмы и принципы территориально-хозяйственного управления и взаимодействия.

Таким образом, учитывая современные теоретические и методологические постулаты в области межрегионального взаимодействия, а также результаты анализа состояния межрегиональных связей Вологодской области можно сделать следующие выводы.

1. Необходимо проведение комплексного исследования межрегиональных хозяйственно-кооперационных связей, которое на данный момент затрудненно открытостью и прозрачностью информации об их состоянии и динамике развития. По имеющимся данным можно утверждать, что экономический рост региона в значительной мере зависит от степени вовлеченности его экономики в межрегиональные отношения.

2. Для устойчивого развития региональной экономики и снижения ее зависимости от конъюнктуры мировых рынков доля межрегионального вывоза и внутрирегионального потребления должна составлять не менее 2/3 от общего объема поставок произведенной в регионе продукции. Стратегия чрезмерной экспортной ориентации в ущерб внутренним потребителям является несостоятельной [10, 14].

3. Органам государственной власти следует использовать все доступные административные и экономические инструменты для укрепления и развития кооперативных отношений между промышленными предприятиями разных районов, регионов и федеральных округов, технологический процесс которых направлен на производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

4. Развитие инвестиционного сотрудничества между регионами необходимо координировать на уровне федерации и округа. Инвестиционные проекты должны реализовываться в приоритетных отраслях народного хозяйства в соответствии со стратегиями и концепциями развития РФ и соответствующих федеральных округов.

5. Стратегические документы регионального развития должны включать разделы, в которых будут четко прописаны согласованные направления и механизмы межрегионального сотрудничества. Взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти регионов также должно быть направлено на устранение барьеров межрегионального сотрудничества, создание совместных проектов, оказание административной поддержки предприятиям, производящим высокотехнологическую продукцию. Повышению эффективности использования механизмов стратегического планирования в сфере межрегионального сотрудничества будет способствовать:

– формирование целей, задач и приоритетов межрегионального сотрудничества, повышение информированности общественности о процессах межрегионального сотрудничества и согласование долгосрочного видения общего экспортного потенциала на уровне округа;

– учет в стратегиях регионов мер по развитию межрегиональных связей, разработка механизма обеспечения межрегионального согласования и проведение систематического мониторинга процессов межрегионального сотрудничества, а также формирование системы стратегических приоритетов (на основе анализа содержания межрегионального сотрудничества), которая будет закреплена в соответствующем документе в рамках региональной системы стратегического планирования.


Библиографический список
  1. Баженов, Ю.Н. Проблемы и возможности развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и республики Карелия [Текст] / Ю.Н. Баженов, О.В. Подшувейт // Балтийский регион. – 2012. – № 1. – С. 70-80.
  2. Блохин, К.А. Влияние внешнеторговых связей региона на развитие единого экономического пространства России (на примере Краснодарского края) [Текст]: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.01 / К.А. Блохин. – М., 2007. – 27 с.
  3. Елькин, И.В. Влияние развития экспортного потенциала на экономику региона и рост уровня благосостояния населения [Текст] / И.В. Елькин // Известия ИГЭА. – 2008. – № 3 (59). – С. 105-108.
  4. Инвестиции: системный анализ и управление [Текст] / под ред. К.В. Балдина. – М.: «Дашков и Ко», 2007. – 382 с.
  5. Краснопольский, Б.Х. Пространственно-экономическое планирование: опыт Великобритании (о докладе «Рамки политики национального планирования») [Текст] / Б.Х. Краснопольский // Пространственная экономика. – 2012. – № 2. – С. 168-173.
  6. Межевич, Н.М. Стратегическое планирование в области приграничного сотрудничества: опыт СЗФО РФ [Электронный ресурс] / Н.М. Межевич, Н.П. Жук. – Режим доступа: http://forum.euroregion.ru
  7. Прыгунов, А.И. Перспективы развития региональной хозяйственной системы на Северо-Западе России [Текст] / А.И. Прыгунов // Вестник МГТУ. – 2007. – № 4. – С. 680-692.
  8. Путин, В.В. О наших экономических задачах [Текст] / В.В. Путин // Ведомости. – 2012. – 30 января. – № 15 (3029).
  9. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы [Текст] / Институт проблем региональной экономики РАН; отв. ред. Е.Б. Костяновская. – СПб.: Наука, 2006. – 618 с.
  10. Романова, О.А. Структурная политика и стратегия развития [Электронный ресурс] / О.А. Романова, А.И. Татаркин. – Режим доступа: http://www.ecfor.ru/ pdf.php?id=2003/4/04
  11. Самаруха, А.В. Направления стратегического планирования межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества и взаимодействия в Байкальском регионе [Текст] / А.В. Самаруха // Известия ИГЭА. – 2009. – № 3 (65). – С. 52-56.
  12. Смирнова, Т.Г. Роль экономического взаимодействия территорий  в развитии промышленности (на примере Вологодской области) [Текст] / Т.Г. Смирнова, Е.В. Лукин // Проблемы развития территории. – 2011. – № 2 (54). – С. 14-24.
  13. Стратегия социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minregion.ru/upload/documents/ 2012/01/230112/230112_2074_r_str.pdf
  14. Татаркин, А.И. Стратегические приоритеты социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2010 г.: концептуальные основы стабилизации и динамичного обновления [Текст] / А.И. Татаркин, О.А. Романова, В.Ф. Басаргин и др. – Екатеринбург: УрО РАН, 2001. – 153 с.
  15. Туровский, Р. Основные вопросы теории и практики федеральных округов: политико-географический подход [Электронный ресурс] / Р. Туровский. – Режим доступа: http://www.bastion.ru/files/eb/feddistrict.doc
  16. Ускова, Т.В. Преодоление барьеров неэффективной экономики – требование времени [Текст] / Т.В. Ускова // Проблемы развития территории. – 2012. – № 2 (58). – С. 7-17.
  17. Ускова, Т.В. Управление устойчивым развитием региона [Текст]: монография / Т.В. Ускова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. – 355 с.
  18. Черкасов, К.В. Федеральные округа в РФ: состояние и тенденции развития [Электронный ресурс] / К.В. Черкасов. – Режим доступа: http://www.juristlib.ru/ book_3829.html
  19. Шнипер, Р.И. Региональные проблемы рынковедения [Текст] / Р.И. Шнипер, А.С. Новоселов. – Новосибирск: Наука, 1993. – 433 с.
  20. Developing a Strategic Plan [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://www.planware.org/strategicplan.htm


Все статьи автора «Евгений Лукин»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: