В последние годы в отечественной философско-педагогической литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи.
Кризисная ситуация, в которой оказалась современная российская семья, требует глубокого анализа вопросов педагогической подготовки к родительству в современном социуме: формирования мотивационной сферы будущих родителей; педагогического просвещения, включающего в себя освоение знаний, умений и навыков обучения и воспитания детей; педагогического сопровождения и оказания педагогической помощи семье с детьми, а также внимательного изучения проблем родительского поведения супругов, формирующегося под влиянием собственных родителей и социального окружения [1].
Применительно к последнему мы можем говорить об определенных моделях родительского поведения, характерных для русской национальной культуры.
Следует отметить, что в нашей работе понятие «педагогическая модель» рассматривается как модель воспитания, позволяющая представить на высоком уровне абстракции психолого-педагогическую систему во всех характеристических аспектах объекта.
Изучив определенное количество источников: исторических документов, летописей, фольклорных, художественных и философско-педагогических произведений, отражающих отечественные историко-культурные представления о значении родительства, мы можем выделить пять основных моделей родительского поведения:
— народно-бытовую;
— христианско-аксиологическую;
— национальную;
— сословную;
— государственную.
Содержание народно-бытовой модели родительского поведения отражено народной педагогике, фольклоре и этнографических исследованиях. Следует отметить, что почтительное отношение к родительству, заложенное в народном понимании, связывалось особенностями образа жизни наших предков [2].
Как отмечает В.Н. Дружинин, для Древней Руси ХII–ХIV веков было характерно «аграрно-мистическое мироощущение», предполагавшее культ Матери-Земли, рода и родительства [3, с. 53]. Исходя из этой особенности мировоззрения, восточнославянским племенам было присуще «родовое сознание», которое, по мнению исследователей, проявлялось в уважительном отношении, как к старшим членам семьи, так и предкам; в этом ключе ценностями семейной жизни выступали:уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь [4].
Подтверждает данное положение анализ произведений древнерусской литературы, русских народных сказок и пословиц, проведенный Е.В. Кричевской, который выявил достаточно высокую ценность родительства в жизни народа, а также приоритетную роль матери в воспитании детей [5, с. 11].
Сущность христианско-аксиологической модели родительского поведения тоже нетрудно рассмотреть, изучив важнейшие исторические и литературные памятники христианства: книги Ветхого и Нового Заветов, послания апостолов, жития святых, всевозможные поучения, слова и т.д.Более того, в православной традиции сформировалось особое восприятие семьи как Малой Церкви,обеспечивающей духовное единство всех ее членов. Впервые в человеческой истории союзу мужчины и женщины был передан божественный смысл «единства во плоти», неразрывного внешними обстоятельствами и продолжавшегося в детях. По справедливому суждению Р.А. Лопина, «единство христианской семьи – есть единство судьбы», при котором супружество «образует единое психологическое пространство семьи, в котором муж, жена, дети живут во взаимном доверии и уважении, вместе преодолевая жизненные трудности» [5, с. 274.].
Нужно заметить и то обстоятельство, что идеал совершенных отношений между родителями и детьми был определен и в библейских текстах Нового Завета. Отношения Бога и людей уподоблялись отношениям между Любящим Отцом и детьми. Более того, Христос, называя Себя Сыном Божьем, во всем следовал воле Бога-Отца, в притчах повествуя своим ученикам об идеале земного семейного устройства, продолжающегося в Царствии Небесном.
Таким образом, в сочетании народно-бытовой и христианско-аксиологической моделей кХIV–ХV векам на Руси сформировалась новая модель родительского поведения, которую мы можем обозначить как национальную. Сущность данной модели заключалась в переосмысление языческого идеала родительства под воздействием православного христианства, что привело к возникновению ярко выраженных архетипов отцовства и материнства. И если идеальные качества отца обретали свои истоки в образе любящего Бога и Христа, то высокое почитание материнства исходило из сочетания культа Матери-Сырой-Земли и Богородицы.
Сложившаяся национальная традиция ценностного понимания родительства и родительского поведения в значительной степени определила направление развития русской семьи на несколько столетий вперед. И, несмотря на все исторические перипетииXIV–XVII вв., родительство в структуре ценностных ориентаций русских людей сохраняло свое высокое назначение.
Однако русское общество стремительно развивалось: период становления Московского государства сменился приходом царя-реформатора Петра I, который избрал для России западный путь развития, превратив свое государство в империю с ярко выраженным делением граждан на сословия.
Это привело к возникновению следующей модели родительского поведения, обозначенной нами как сословная. В то время в России существовало три основных сословия: дворянство, купечество, крестьянство. И если крестьянские и купеческие семьи в целом сохраняли традиционный национальный образ семейной жизни, то многие дворяне приняли за идеал европейскую модель родительского поведения, которая сводилась к отчуждению детей от семьи, их эмоциональному отвержению и гипопротекции.
Ребенок с рождения отдавался на руки кормилец, нянек и гувернеров, родители же его воспитанием фактически не занимались. Так, например, у Ю.М. Лотмана читаем: «Семья в начале XVIII века очень быстро подверглась поверхностной европеизации. Женщина стала считать нужным, модным иметь любовника, без которого она как бы “отставала” от времени. Кокетство, балы, танцы, пение – вот женские занятия. Семья, хозяйство, воспитание детей отходили на задний план. В результате ребенок вырастал почти без матери» [7, с. 51].
Однако во многом под воздействием славянофильства тенденция подобного попустительского родительского поведения среди дворянства к середине XIX века стала ослабевать, взамен ее окрепло стремление к возрождению национально-ценностного отношения к родительству.
И, наконец, последняя – государственная – модель родительского поведения возникла уже в советской России. По мнению историков и социологов, СССР, будучи во многом тоталитарным государством, активно вмешивался в семейные отношения, встав на место мужчины-отца [3, с. 49].Итогом подобной политики государства стало «исключение мужского начала из семейного быта и замена его полным вмешательством государства в дела семьи; <…> государство стало третьим углом в семейном треугольнике, отчуждая женщину от мужчины – мужа – отца, лишая его самих основ мужского начала; в результате мужчина был оттеснен из семейной жизни и утратил свою функцию» [6, с. 275].
Таким образом, мы рассмотрели пять основных моделей родительского поведения, которые, на наш взгляд, сохраняют свое значение и для современных россиян.
Однако в сегодняшней ситуации функциональность всех этих моделей в большей или меньшей степени ослабляется. Российское общество расколото, что проявляется, в том числе и в кризисе современного родительства. И путь преодоления этого кризиса – выбор одной эталонной модели родительского поведения, несущей в себе главные для нации ценности родительства, либо создание новой на основе уже сформированных моделей, учитывающей реалии нашего времени [8].
Библиографический список
- Грицай Л.А. Социальное измерение родительства в современной России: историко-культурный аспект // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 1. С. 144-150.
- Грицай Л.А. Идеалы родительского воспитания в русской традиционной культуре (на материале изучения устного народного творчества) // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 4. С. 53-62
- Дружинин, В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. М., 1995.
- Власова, Т. Духовное содержание ценностей семейного воспитания в Древней Руси // http://nansysan.narod.ru/index3021.html
- Кричевская, Е.В. Историко-культурные представления о роли отца в российской семейной традиции: автореф. … канд. пед наук. СПб, 2009.
- Лопин, Р.А. Кризис современной российской семьи как фактор отказа от традиционной системы нравственных ценностей: матер. Всерос. науч.-практич. конф. «Семья – культура – образование в изменяющейся России» / под ред. О.В. Бессчетновой. Саратов, 2009.
- Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. М., 1995.
- Грицай Л.А Ценностные основы современного родительства в контексте национальной культуры // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 34-37.