НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИЕ И В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Явич Максим Павлович
Грузинский технический университет

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью совершенствования преподавания ИКТ и компьютерных технологий в обучении дошкольников и в младших классах школ. Сегодняшний бум в развитие коммуникационных и компютерных технологий требует подготовки квалифицированных специалистов, а это становится возможным только при высоком профессиональном уровне преподавателей, которые способны обеспечить соответствующий уровень подготовки детей. Фундамент уровня образованности закладывается уже в дошкольном учреждение. Дети, имеющие хорошую подготовку, легче и лучше усваивают школьный курс, они являются лидерами в изучение математики, языков, естественных наук. Необходима общая совместная работа педагога и семьи для обеспечения получения хорошего образования, необходим постоянный мониторинг в оценке определения слабых и сильных сторон в учебной деятельности учащегося, и на его основание, коррекция деятельности, как ребенка, так и педагога. Необходим постоянное совершенствование методик обучения, программного обеспечения, постоянная переподготовка преподавателя.

Ключевые слова: дошкольники, компьютеры, методика, младшешкольники, образование


SOME PARTICULARITIES OF THE IST AND COMPUTER TECHNOLOGIES USE IN THE PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL EDUCATION

Iavich Maxim Pavlovich
Georgian Technical University

Abstract
In the article are considered questions connected with need of ICT teaching and computer technologies improvement in training of preschool children and in elementary schools grades. The today's boom in development of communication and computer technologies demands preparation of the qualified experts, and it becomes possible only at high professional level of teachers, which are capable to provide an appropriate level of children preparation. Continuous retraining of the teacher, improvement of training methods are necessary. The base of erudition level is already put in preschool establishment. Children having good preparation, easier and better acquire a school course, they are leaders in studying math, languages, natural sciences. The general collaboration of the teacher and the family is necessary for receiving good education, continuous monitoring in definition of strong and weak sides in educational activity of the pupil, and on its basis, activity correction, both of the child, and the teacher is necessary.

Keywords: computer, education, methods, preschool, primary school


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ, 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Явич М.П. Некоторые особенности использования ИКТ и компьютерных технологий в дошкольном образование и в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/01/19788 (дата обращения: 18.04.2024).

В настоящее время используют компьютеры практически все слои общества, как во время работы, так и в личной жизни. Компьютеры становятся наиболее важным фактором в современном обществе, одним из средств общения наряду с мобильными телефонами. Интернет, электронная почта, дистанционное обучение и т.п. являются только некоторыми примерами, которые имеют свои специфические способы использования, преимущества и конкретные группы пользователей [6]. Резко возросло в последние годы и использование компьютеров в школах и в дошкольных учреждениях . Компьютеры постепенно становятся неотъемлемой частью воспитания детей. В связи с тем, что знание компьютера играет важную роль в нашем обществе, сегодня многие родители считают что, чем раньше дети начинают пользоваться компьютером, тем лучше. Обычно возникает вопрос – насколько это полезно. Конечно, дети ,которые используют компьютеры с раннего возраста, имеют ряд преимуществ. У них есть возможность общаться с образовательными программами, в то время как другим надо приобретать навыки компьютерного программного обеспечения. [7].

Использование компьютера дошкольниками позволяет им получить определенные образовательные навыки, улучшает пространственное и логическое мышление, повышает самооценку и уверенность в себе, увеличивает возможности в решении проблем, улучшает долговременную память. Несмотря на многие преимущества, надо отметить и недостатки в раннем ненормированном использовании компьютера. Это касается и физического здоровья детей, и психологических аспектов, и других различных проблем. Благоприятная учебная среда создается только в результате взаимодействия внутренних и внешних факторов (физическая среда, учебные материалы, мебель), межличностных отношений , ежедневных физических процедур, желательно на свежем воздухе. Именно в этой благоприятной среде происходит оптимальное развитие каждого ребенка. Развитие ребенка в четырех областях – социальной, физической, познавательной и эмоциональной, имеет устойчивый характер, расширяется и усиливается, главным образом, за счет деятельности, которой способствуют целенаправленность занятий, использование компьютерных учебных пособий, физических и интеллектуальных игр. Учебные материалы с использованием элементов ИКТ должны обеспечить детям возможность расширить и углубить свои знания путем предоставления различных данных, развивающих опыт, и помогая детям развиваться умственно и интеллектуально методом рисунка, живописи, модели, игры, устных и письменных описаний. Роль современного преподавателя в дошкольных учреждениях – развитие интеллектуального и социального уровня детей с учетом того, что этот возраст – время их формирования [1].

Целью учителя является способствовать в определении перспективы на будущее своих учеников, чтобы уже в условиях школы они могли бы превратиться в интеллектуально развитых людей. Необходимо, чтобы учителя применяли  средства, помогающие детям понять абстрактные понятия, развивать критическое мышление. Основным помощником в этом становится компьютер, специальные компьютерные пособия как игрового типа, так и образовательного. Следует учитывать, что то, на каком уровне, как и чему детей учат в период детства, может повлиять позже на их успех или неудачу в школе, на работе и в личной жизни. На уроках ИКТ в дошкольных учреждениях следует обращать основное внимание на ориентацию детей на развитие словарного запаса и языков (с помощью рассказов, игр, в том числе компьютерных), решение логических задач, доступных для ребенка этого возраста, улучшению социальных навыков, работе с компьютерными учебными пособиями, т. е. на то, что позволяет повысить интеллект  ребенка [3,4].

Оценка успешной деятельности ребенка должна представлять собой непрерывный процесс, который включает выявление, сбор, описание, толкование и применение наглядных компьютерных пособий для раннего обучения. Уже в процессе воспитания детей в этом возрасте необходимо использование методов эвристического обучения, что позволит ребенку дать возможность развития самостоятельного мышления.. Такая постановка вопроса будет способствовать улучшению понимания учителем нормального развития ребенка, понимания возможностей отдельных детей, особых потребностей для индивидуального развития каждого ребенка, расширению творческих возможностей педагога при работе с учебной программой. Эмоциональное развитие и обучение совершенствуются в результате взаимодействия с другими людьми и взаимосвязаны с физическим и когнитивным развитием. Высококачественная дошкольная программа требует постоянных, хорошо подготовленных преподавателей, которые работают в партнерстве с семьями детей. Учителя должны обеспечить такие условия для детей, в которых они, совместно с родителями, постоянно оказывают им помощь в развитии, что является наиболее надежной, доступной и организованной системой обучения [8].

Любой педагог, а особенно дошкольного образования, обязан внимательно слушать ребенка, поддерживать развивающуеся самооценку и чувство собственного достоинства, реагировать на его вопросы и ориентировать свои ответы в соответствии с социальными и эмоциональными потребностями ребенка. В развитии у детей социальных и эмоциональных компетенций хорошим помощником являются учебные компьютерные пособия и игры, последние конечно, с определенной подборкой тематики, не включающие насилие, завоевания, убийства и т.п. К сожалению, основная масса детских компьютерных игр, предлагаемых сегодня интернетом, либо продажей на дисках, не учитывает уровень психики ребенка определенного возраста и является коммерческим, а не воспитательным мероприятием. Только в условиях правильного использования компьютерных технологий, не влияющих на психику детей, ребенок демонстрирует уверенность в себе и самостоятельность, умение определять и выражать чувства, позитивно взаимодействует с другими детьми и взрослыми. Педагог в процессе обучения, как в дошколе, так и в младших классах, должен учитывать и обращать особое внимание на психологические особенности ребенка.

Следует отметить, что как у дошкольников, так и младшешкольников ,важнейшим компонентом творчества является процесс, а не конечный результат или продукт [2,5]. Содействие творческой любознательности ребенка, способности решать задачи вербального и невербального выражения может быть использовано в качестве стратегии для получения им с помощью взрослого информации по истории, географии, культуре и т.п., что способствует его развитию. Использование эвристических методов обучения, предоставление детям свободы создавать, однако, не исключает работу преподавателя в поддержке творческого развития детей, используя стратегии компьютерного описания, моделирования, обратной связи и другие подходы к обучению. Учитель должен иметь соответствующую квалификацию и включать аспекты таких вопросов в процесс своей деятельности. Учитывая постоянно обновляющиеся требования к системе образования, педагог должен постоянно проходить переквалификацию, как это принято во многих странах [9,10]. Необходимо, наряду с другими средствами обучения, обеспечить детей старшего дошкольного возраста соответствующими материалами по ИКТ и компьютерными программами, способствующими их языковому и математическому развитию. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Языковое обучение оказывает глубокое и долговременное воздействие на дальнейшую жизнь детей [3].  Их будущие возможности для получения образования, выбора профессии, карьеры имеют непосредственное отношение к владению языками. Уже с детства, когда язык развивается наиболее динамично, важно, чтобы дети были обеспечены программами, ежедневно развивающими грамотность и языковый опыт. Учитывая возрастные и психологические особенности ребенка, индивидуальность в его развитие, педагог должен поддерживать постоянное развитие языка и языковой грамотности. Грамотность в обучение начинается рано, практически с рождения, и особенно активно развивается в дошкольный период. Основными компонентами языковой грамотности на уроках ИКТ и в повседневной жизни являются аудирование, разговор, чтение и письмо – все это должны поощряться с участием взрослых и сверстников в разговорах и мероприятиях, которые являются важными для развития ребенка. Педагогу ИКТ следует поощрять, способствовать и оценивать появление у ребенка желания к чтению, а затем и письму. Конечно, в дошкольном возрасте не удастся у ребенка добится полной грамотности, но зачатки ее уже необходимы для нормального дальнейшего его развития. Этому способствуют компьютерные пособия и программы, которые помогают детям, как общаться на их родном языке, так и развивают способности детей к обучению второму языку. Важно, чтобы соответсвующие компьютерные программы и пособия включали бы повторение, перефразирование и моделирование, позволяли бы использовать слова, как из других языков, так и из родного, через песни, диалоги, вопросы и т.п… Есть категория детей, которые, благодаря более высокому интеллекту и семейному окружению, уже в этом возрасте в определенной мере владеют вторым языком – английским, немецким, французским и т.п. Их уровень развития педагог должен учитывать на уроках ИКТ, особенно в школе, предлагая более сложный материал, включая, в случае возможности, в программный материал, фразы и слова на соответствующем языке. Понятно, что педагог дошкольного обучения не может быть полиглотом, желательно, чтобы он владел хотя бы одним из этих языков. Неоценимую помощь в данном случае оказывают компьютерные программы языкового обучения и компьютерные переводчики, владея ими и давая возможность их использования детям с боее высоким уровнем развития, педагог способствует их дальнейшему более быстрому продвижению в учебной деятельности. Учителя должны понимать, что все языки помогают детям взаимодействовать между собой и исследовать мир. В учебных программах должны планироваться возможность для расширения языкового уровня детей в течение всего времени обучения в дошкольных и школьных учреждениях [9].

Результатом хорошей работы педагога дошкольного образования является то, что общая масса детей знает, что другие народы могут использовать различные от их родного языки, сами могут общаться и выражать простые поздравления, слова и фразы на языке, отличном от их собственного. Как результат эффективного использования вышесказанного, дети умеют слушать и реагировать на направление разговоров, эффективно общаться на родном языке, или, в определенных пределах, например, на английском, демонстрировать возникающие навыки в чтении т. п. Они готовы уже в школе к совершенствованию своих познаний, их расширению и углублению. Необходимо использование в дошкольных учреждениях соответствующих компютерных программ и пособий, позволяющих ребенку овладеть арифметическими понятиями на определенном уровне в зависимости от его способности. Задача педагога при этом обеспечить поддержку и использование соответствующих стратегий обучения, наблюдение индивидуально за каждым ребенком, определяя сильные и слабые стороны. Участие взрослых в процессе обучения, способствование ими тому, чтобы у ребенка развился ранний интерес к математике, позволяет создать прочную основу, необходимую для развития в дальнейшем математических знаний в школе и жизни. Можно считать цель обучения достигнутой, если дети уже демонстрируют понимание числа и некоторых несложных числовых операций, имеют понятия о пространственных представлениях, о последовательности и временных изменениях, появляется потребность в использовании математических знаний в своей среде. Необходимо учитывать психологические особенности этого возраста – дети имеют неформальный опыт познания окружающего их мира еще до поступления в дошкольные учреждения. Они используют его, чтобы познать окружающую среду, взаимодействуя с объектами и людьми.   Уровень дошкольной подготовки, с использованием элементов ИКТ и компьютера, имеет в дальнейшем большое значение. Дети с высоким качеством дошкольной подготовки, владеющие основами применения компьютера, и в дальнейшем способны лучше усваивать знания, могут в какой-то мере находить и решать проблемы. Определенные математические понятия, получаемые на занятиях , имеют важное значение для изучения в дальнейшем учебного материала. Ребенок в возрасте 5- 6 лет, имеющий соответствующую подготовку, способен знать названия и последовательность чисел от 1 до 20, названия и обозначений операций сложения и вычитания, сложение однозначных чисел и вычитание в пределах 10 с использованием соответствующих предметов на эране компьютера – карандашей, кубиков, кружков и т.п., определять какое это действие, сложение или вычитание, решать самые простые арифметические задачи, распознавать различные геометрические фигуры – точку, прямую, круг, овал, луч, кривую, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат и т.д. Математика и естественные науки усваиваются в школе лучше, когда они уже интегрированы в реальном жизненном опыте обучения. ИКТ и компьютерное обучение в дошколе должны быть интегрированы с другими занятиями. Хорошим педагог может считаться только в том случае, если он способен использовать свои знания о развитии ребенка и опыте взаимодействия, поощрять и использовать научный язык, расширять и укреплять понятия, поощрять любопытство ребенка и его природную любознательность. Дошкольное образование закладывает фундамент будущего развития ребенка, поэтому к педагогу должны предъявляться требования в высоком профессианализме, что, к сожалению, не всегда наблюдается [10]. Наряду с учителем и родители должны принимать участие в наблюдении над ребенком,его воспитании, регулировать уровень его подготовки, помогая тем самым дошкольному педагогу, совместно участвуя в ряде мероприятий, при этом учитывая рекомендации педагога. Не следует забывать о здоровье, безопасности и физическом воспитании в дошкольном возрасте. Дошкольная среда должна быть организована так, чтобы максимально использовать возможности физического развития каждого ребенка. Необходимы дозированное время нахождения ребенка за компьютером, индивидуальный подход к каждому (предел усталости, признаки компьютерной болезни и т.п.), обязательные каждодневные физические упражнения и активные игры на свежем воздух. Причем прогулки на воздухе также могут быть познавательными в легкой ненавязчивой форме – экологические обсуждения, растения и т.п. Внедрение ИКТ и компьютерных технологий [ИККТ] в обучение, как дошкольников, так и школьников, является сегодня одним из основных способов повышения интеллектуального уровня ребенка [2]. При правильном использовании ИККТ способствует повышению уровня образования по всем предметам школьной программы, изучаемых в определенном возрасте на разных стадиях обучения. Ребенок должен получить наиболее полное представление о компьютерах, их возможностях, применимости уже в начале обучения в школе с учетом его возраста, уровня развития и психологических возможностей. Особую роль в данном случае имеет качество подготовки в дошкольных учреждениях. Использование компьютеров в образовании становится эффективным только тогда, когда при этом у ребенка повышаются результаты обучения, развиваются навыки сотрудничества, критической оценки, получения обратной связи. Необходимо, чтобы учителя разных предметов школьного обучения четко понимали возможности использования ИККТ в своей повседневной работе. Преподаватели, которые не имеют компьютерной подготовки, должны пройти определенный курс, чтобы начать работать с компьютерами и включить ИККТ в свои учебные программы.

Фактически, когда мы говорим об использование ИККТ в учебном процессе, рассматриваются две проблемы – это изучение ИКТ как предмета и обучение различным дисциплинам с использованием ИККТ. Желательно, чтобы эти две цели достигались одновременно. ИККТ является тем инструментом, который может помочь становлению личности ребенка, повышению его умственных способности и интеллектуального уровня. Использование компютерных технологий более удобно для пользователей, чем традиционные методы запоминания в обучении. Каждый ребенок может овладеть ими, по крайней мере, до определенного уровня.. Педагог должен начинать применение компьютерного обучения в классе с самых простых операций. Это позволит ему легче управлять, даст больше возможностей для импровизации. Высокая квалифиция учителя дает ему возможность быть хозяином положения и решать большинство задач, которые могут возникнуть –  основные функциональные возможности электронной почты ,начала компьютерной графики, решения алгоритмов, языковые возможности и т.п. Использование компьютеров в школе не должно быть чем-то дополнительным в ежедневных занятиях, оно становится успешным, когда является частью нормальных уроков, в сочетании с обычной учебной программой. Обучение должно быть направлено на дидактические аспекты использования компьютера. Любой из ИККТ-инструментов, должен быть ориентирован на дидактические цели на уроках учителя. Компьютеры не должны использоваться в классе, потому что они являются компьютерами, как это, к сожалению, часто бывает. Основная их цель – это улучшение процесса обучения на основе дидактических принципов обучения. ИККТ фактически является инструментом, благодаря которому может намного повыситься уровень подготовки ученика,его интеллект на всех стадиях обучения. Весьма длительный опыт применения компьютеров в образовании позволяет утверждать, что у детей, использующих компьютер как для выполнения уроков, так и для самообразования, развиваются критическое мышление, навыки общения,чувство обратной связи,улучшаются успехи в чтении, письме, они более способны к самоорганизации и планированию своей деятельности.  При использовании в образовании компьютерных технологий ученики, наряду с улучшеным освоением традиционных программ, получают и дополнительное образование, используя интернет и дистанционное обучение.

Следует отметить,что с внедрением в школах компьютерных технологий несколько изменяется роль учителя. Педагог должен понимать, что его функции меняются, он становится наставником, в руках которого остаются рычаги руководства и определения моделей развития, но у учеников появляется все больше возможности, как для самообразования, так и творческого поиска. Педагог должен понимать движущие силы этого процесса, способствовать большей самостоятельности учащегося, его желанию использовать поисковые системы, учебные компьютерные программы и т.п.  Уровень образованости ребенка напрямую связан с уровнем образованости педагога  ,необходима соответствующая базовая подготовка педагога. Использование ИККТ способствует повышению уровеня образования, помогая в этом учителю, но и он должен уметь в полной мере извлечь выгоду из ИККТ. Педагог должен учитывать не только психолого-педагогические аспекты использования средств ИККТ в образовательном процессе,но и возможные изменения содержания школьного курса информатики привязанные к требованиям сегодняшнего дня. Учителя, как правило, в своей работе должны использовать несколько различных источников информации, методику эвристического образования, как при работе в классе, так и в домашних заданих. Для эффективной работы необходима полная информация о сильных и слабых сторонах мышления каждого из учеников, и именно методики ИККТ дают обширную возможность преподавателям для сбора и анализа данных. Эффективность образовательных технологий зависит не только от того, насколько они прогрессивны, но и от того, как преподаватель оценивает успеваемость учащихся в классах и умеет корректировать получаемые данные. Педагогу необходимо систематически искать пути для того, чтобы дать возможность всем детям, независимо от их умственных и интелектуальных особенностей, получить хорошее образование и востребованость в сегодняшнем обществе. Для этого нужно комплексное использование получаемых данных, благодаря которым педагог получает полную конкретную индивидуальную информацию, и нее основе у него возникает возможность в случае необходимости изменения стратегии при работе с каждым ребенком, что в итоге приводит к повышению уровня образованности ребенка.

Необходим компетентностный подхода к анализу и определению содержания компонентов деятельности ИККТ. Методология работы преподавателя ИККТ определяться внедрением новых организационных форм и методов обучения, используемых в сегоднешнем образовательном процессе. Увеличение арсенала программного обеспечения курса информатики, компьютерных технологий, состава электронных учебных пособий ,образовательных ресурсов, изменение их функции в учебном процессе, требует постоянного совершенствования задач методологической подготовки,  умения педагога оценивать методологическую эффективность предлагаемых новых средств ИККТ и пути их использования. Формирование умений и навыков использования средств ИКТ должно осуществляться в контексте профессиональной деятельности учителя. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости определенных изменений при преподавании информатики в дошколе и младших классов школ. Необходимы,как усовершенствование методик преподавания,наличие постоянно обновляющейся базы средств обучения, так и значительное повышение уровня профессионализма преподавателя, его постоянная переподготовка. Причем, методикам ИККТ должны владеть не только специалисты этого предмета, но и преподаватели всех учебных дисциплин. Только при условии высокого уровня преподавания ИККТ на начальных этапах образования в комплексе с общей учебной программой и использованием компьютерных технологий в процессе всего обучения, удастся достичь у учащегося достаточно хорошей учебной подготовки и высокого интелектуального уровня, который позволит ему добиться успеха и карьерного роста в дальнейшей послешкольной жизни.


Библиографический список
  1. Абдуразаков М.М., Гаджиев Г.М. Направления совершенствования подготовки к профессиональной деятельности будущего учителя информатики. Информатика и образование. №2. 2006. –с. 98-102.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. М. Академия, 2000.- 237c.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений . т.4 . Детская психология .М. Педагогика, 1984.- 349с.
  4. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения. М. 1988. – 167с.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М. МГППУ, 2006, -460с.
  6. Первин Ю.А. Концепция курса раннего обучения информатике //Информатика и образование. – 2003. – № 4.- с 32-36.
  7. А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова. Информатика и ИКТ в начальной школе. М. Бином, 2009, -150с.
  8. Edwards, S. The reasoning behind the scene: Why do early childhood educators use computers in their classrooms? Australian Journal of Early Childhood, 2005, 30(4), 25-33.
  9. Nicolson, R. I., Fawcett, A.J. and Nicolson, M. K. Evaluation of a computer-based reading intervention in infant and junior schools. Journal of Research in Reading, 2000. 23, 194-209.
  10. Ocak, M. A. and Akdemir, O. An Investigation of Primary School Science Teachers’Use of Computer Applications. The Turkish Online Journal of Educational Technology-TOJET, 2008, 7 (4), 54-60.

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Явич Максим Павлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация