ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ГЕНЕТИКЕ ЧЕЛОВЕКА

Михайлова М.С.
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
Магистр биологии

Аннотация
В предложенной статье автор делится опытом применения сразу трех инструментов управления качеством в рамках одного занятия. Подробно описана возможность применения «мозгового штурма», диаграммы Исикавы, а также матричной диаграммы, с помощью которых на практических занятиях по генетике студенты успешно выявляют факторы, способствующие появлению у детей врожденной патологии. Использование подобных методов в процессe преподавания приводит к активизации студентов и способствует улучшению качества образовательного процесса.

Ключевые слова: система менеджмента качества


APPLYING QUALITY TOOLS FOR PRACTICAL TRAINING IN HUMAN GENETICS

Mihaylova M.S.
North Kazakhstan State University named after M.Kozybaev
matser of biology

Abstract
In this article the author shares the experience of the use of three quality management tools in a single session. The possibility of using "brainstorming", Ishikawa diagrams are described in detail as well as a matrix chart to help in practical classes on genetics students successfully identify the factors contributing to the appearance of congenital abnormalities in children. The use of such methods in teaching protsesse leads to activation of the students and helps to improve the quality of the educational process.

Рубрика: 03.00.00 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова М.С. Применение инструментов качества на практических занятиях по генетике человека // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/06/14441 (дата обращения: 11.04.2024).

В настоящее время идёт активное внедрение системы менеджмента качества (СМК) в вузах Казахстана. СМК – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей в области качества и достижения этих целей посредством скоординированной деятельности по выбору её направления и управлению организацией применительно к качеству [2,12]. Для управления организацией рекомендуется использовать различные методы (инструменты) управления качеством. Наиболее популярны в настоящее время семь методов управления качеством, предложенных в 1979 году японским союзом ученых и инженеров [3,1]. Некоторые из этих методов (инструментов) вполне возможно применять в ходе образовательного процесса для управления качеством образовательных услуг.

Сотрудники кафедры общей биологии СКГУ им. М. Козыбаева достаточно активно применяют различные инструменты управления качеством для проведения лекционных, практических и семинарских занятий. На практических занятиях по генетике человека наиболее адекватно представляется использовать такие инструменты управления качеством как, мозговой штурм, матричная диаграмма, диаграмма Исикавы. Иногда возможно комбинирование этих трёх инструментов в рамках одного занятия. Ниже приводится описание данных инструментов качества.

Мозговая атака – (с англ. «брейн-сторминг» – метод корзинки) – один из методов активного обучения, управления и исследования, который помогает стимулировать мозговую активность, творческий и инновационный процессы [1,86].

Цель метода: генерирование и ранжирование по приоритетности идей для решения проблемы.

Диаграмма Исикавы – инструмент, обеспечивающий системный подход к определению фактических причин возникновения проблем [3,1].

Цель метода: изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения. Суть метода: диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить саамы существенные и провести поуровневый поиск первопричины.

Достоинства метода: диаграмма позволяет стимулировать творческое мышление, а также представит взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.

Недостатки метода: не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т.е. отсутствуют проверки в обратном направлении от первопричины к результатам. Сложная и не всегда чётко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.

Матричная диаграмма (матрица связей, матричное представление данных, таблица качества) – один из методов (инструментов) управления качеством.

Цель метода: выявить взаимосвязи между различными элементами (задачами, функциями и характеристиками) в рамках рассматриваемой проблемы с выделением их относительной важности. Суть метода: матричная диаграмма – это инструмент, позволяющий выявлять важность различных неочевидных (скрытых) связей, т.е. исследовать структуру проблемы. Этот инструмент обеспечивает промежуточное планирование, организуя огромное число данных, и помогает установить и графически проиллюстрировать логические связи между различными элементами. И графически проиллюстрировать логические связи между различными элементами.

Матричная диаграмма, благодаря многомерному представлению, выявляет элементы, связанные с проблемной ситуацией или событием и позволяет уяснить суть проблемы. Эффективному решению проблемы способствуют специальные символы, стоящие на пересечении строк и столбцов. Использование символов облегчает работу с матрицей. Символы указывают на наличие и тесноту связи между соответствующими компонентами и её относительную важность (силу).

Если в строке матрицы связей отсутствует какой-либо символ, то это означает, что связь между данной компонентой строки и всеми компонентами столбцов отсутствуют. Если символ отсутствует в столбце матрицы, то, очевидно, компонента столбца не влияет ни на одну из причин, приведённых в строках.

Символ, стоящий на пересечении строки и столбца матричной диаграммы, указывает не только на наличие связей между соответствующими компонентами (признаками), но и на тесноту этой связи [4,1].

Генетика человека – это одна из сложнейших биологических дисциплин, которую студенты, как правило, изучают на выпускном курсе. В содержание этой дисциплины входит изучение молекулярной природы генетических изменений, анализ закономерностей их наследования, оценка их распространённости в различных популяциях человека, изучение роли мутагенных факторов окружающей среды в возможном изменении спонтанного уровня мутагенеза у человека. Успешному усвоению этих вопросов способствует применение различных инструментов качества.

Например, при изучении темы «Наследственные болезни человека» возможно применение по очереди трёх инструментов качества: мозгового штурма, диаграммы Исикавы, матричной диаграммы. Проблема здоровья людей и генетика человека тесно связаны между собой. Учёные-генетики пытаются ответить на вопрос, почему одни люди подвержены различным заболеваниям, в то время как другие в этих или даже худших условиях остаются здоровыми. Статистика показывает, что ежегодно из 1000 новорожденных выявляется 35 – 40 детей с различными патологиями [5,143], и это несмотря на то, что каждый год в Казахстане создаются медико-генетические консультации (МГК) с подробным заполнением генетического реестра. Ответить на вопрос «Почему с созданием МГК и улучшением медико-генетической службы количество детей с патологией не уменьшается?», – помогут указанные выше методы (инструменты) качества, поскольку именно эти методы позволяют не просто выявить причины (факторы), но и определить тесноту связи между ними.

Организация работы с этими методами (инструментами) по данной теме может осуществляться следующим образом:

  • Студенты делятся на группы, каждая из которых пытается сформулировать возможные причины высокой частоты рождения детей с патологиями, несмотря на широкое внедрение медико-генетической службы. Таким образом, на данном этапе идёт генерирование и фиксирование идей. Каскадная генерация идей может происходить в течение 20 – 30 минут.
  • После мозговой атаки студенты приступают к построению диаграммы Исикавы. При этом изучаемая проблема (причины высокой частоты рождения детей с патологиями) записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка – «хребет».
  • Затем идёт оценка, ранжирование и нанесение причин (факторов) появления детей с патологией на схему. При этом может быть выделено несколько уровней причин. В частности на данном занятии могут быть определены такие причины (факторы) как, факторы, влияющие на здоровье матери, а также возможные нарушения жизнеспособности детей (рис.1).

Рис. 1. Диаграмма причин высокой частоты рождения детей с патологиями.

  • Построение диаграммы Исикавы позволяет формировать у студентов чёткое представление о возможных причинах высокой частоты рождения детей с патологиями. Однако данная диаграмма вряд ли позволит установить логические связи между указанными причинами (факторами). В данном случае в качестве следующего этапа рекомендуем дополнительно построить матричную диаграмму, опираясь на построенную диаграмму Исикавы, и установить логические связи между этими причинами (факторами), используя специальные символы, показывающие тесноту (силу) связей (рис.2).

Рис. 2. Матричная диаграмма причин высокой частоты рождения детей с патологиями

  • После командной работы студенты демонстрируют построенные диаграммы, и идёт обсуждение полученных результатов всеми студентами группы.

Применение данных инструментов качества на занятии по теме «Наследственные болезни человека» позволило студентам самостоятельно выделить факторы, обуславливающие появление у детей различной патологии, а также, например, установить высокую корреляцию между более зрелым возрастом женщины и рождением ребёнка с хромосомными аномалиями.

Возможность применения инструментов качества на практикуме по генетике человека не ограничена приведёнными выше методами. При изучении других тем и модулей по данной дисциплине можно применять другие инструменты качества, поскольку эти методы (инструменты) достаточно просты в применении, способствуют улучшению качества занятий по генетике человека, а также вовлекают всех студентов в активную работу над решением конкретной проблемы.


Библиографический список
  1. М.В.Буланова – Топоркова, А.В. Духавнева и др. Педагогические технологии. М.: МарТ, 2004. 336 с.
  2. ИСО 9000:2000. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. 30 с.
  3. А.М. Кузьмин Семь инструментов управления качеством. // Методы менеджмента качества, 2006. № 5. С.15.
  4. А.М. Кузьмин Семь инструментов управления качеством. // Методы менеджмента качества, 2006. № 9. С. 15.
  5. В.А. Шевченко, Н.А. Топорнина, Н.С. Стволинская Генетика человека. М.: ВЛАДОС, 2004. 240 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «galaktionova7272»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация