Механизм реализации инновационной политики должен быть нацелен на обеспечение активизации инновационной деятельности, её слаженности на всех этапах инновационного цикла, при этом главным фактором инновационного производства является человеческий капитал с его интеллектуальной активностью, творческой, креативной природой.
Механизм, как экономическая категория, должен в обобщенном, концентрированном виде выражать сущность понятий, лежащих в его основе, и практически может представлять собой систему конкретных принципов, форм и методов регулирования соответствующих экономических отношений.
Анализируя различные подходы к формированию инновационной политики, следует сделать вывод, что большинство образовательных учреждений используют эмпирические подходы, основанные на собственном опыте и анализе действий конкурентов, а также интуиции лиц, принимающих управленческие решения. Между тем представляется необходимой разработка системы принципов, которые рекомендуется использовать высшего образовательного учреждениям при определении собственной инновационной политики.
На формирование инновационной политики высшего образовательного учреждения оказывают влияние состояние инновационной политики, реализуемой на федеральном и региональном уровнях, целевые ориентиры государства (или другого учредителя высшего образовательного учреждения), а также потребители результатов инновационной деятельности высшего образовательного учреждения (рисунок 2).
Согласно проведенному исследованию автором замечено, что инновационные отношения высшей школы с государством выстраиваются в контексте вышеуказанных целевых ориентиров и в соответствии с механизмами финансирования инновационной деятельности. Влияние региональных особенностей на инновационную политику высшего образовательного учреждения проявляется в специфике её направлений и содержания.
Содержание инновационной политики высших образовательных учреждений должно быть увязано со среднесрочными Программами социально-экономического развития региона и муниципального образования, к которым территориально относится высшее образовательное учреждение, тем более, если высшее образовательное учреждение выполняет государственный (муниципальный) заказ на подготовку, переподготовку кадров или НИР.
Рисунок 1– Основные факторы, влияющие на формирование
инновационной политики высшего образовательного учреждения.
Для повышения эффективности взаимоотношений высших образовательных учреждений с субъектами академической науки в области инновационной и научно-технической (исследовательской) деятельности высшее образовательное учреждение инициируют открытие филиалов кафедр в академических структурах или, наоборот, последние открывают лаборатории (другие интегрированные подразделения) в высших образовательных учреждениях.
В ходе проведенного исследования автором сделан вывод о том, что механизм реализации инновационной политики высшего образовательного учреждения представляет собой совокупность форм, принципов, методов, базовых категорий, с помощью которых осуществляется:
-
создание в высшем образовательном учреждении благоприятной внутренней экономической обстановки для ведения инновационной деятельности в области образовательных и сопутствующих образованию услуг;
-
согласование экономических интересов участников инновационной деятельности;
-
совершенствование системы управления высшим образовательным учреждением;
-
повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности высшего образовательного учреждения на внутреннем и внешнем рынке.
Подчеркнем, что механизм реализации инновационной политики включает в себя организационную и экономическую составляющие [99, c.76]. Организационный механизм состоит из элементов организационного, кадрового, научно-методического и информационного обеспечения. Экономический механизм включает в себя следующие элементы: прогнозирование, текущее и перспективное планирование, финансирование, кредитование, налоговые льготы, ценообразование, стимулирование.
Методологический подход к построению и функционированию данного механизма заключается в следующем:
– на основе применения объективных экономических законов и закономерностей, выявленных при формировании социально-экономической политики государства вырабатывается инновационной политики РФ, которая является одним из её направлений;
– разработка государственной инновационной политики влечет за собой уточнение концепций, стратегий, программ и планов развития образования, науки и инноваций; основных положений государственной политики в области инновационного предпринимательства; законов и других нормативных документов, регулирующих функционирование высших образовательных учреждений, научных и инновационных организаций;
– разработанная концептуальная и нормативная база используется высшими образовательными учреждениями для выработки альтернативных инновационных стратегий с последующей реализацией лучшей из них;
– анализ альтернативных инновационных стратегий основывается на базовых категориях инновационной политики, принципах и методах её реализации.
Механизм призван обеспечить сочетание, объединение различных элементов в единое целое и, с позиций системного подхода, который является одним из принципов системы менеджмента качества (СМК), увязать процессы формирования, реализации инновационной политики и оценки её эффективности.
Библиографический список
-
Карлофф Б. Деловая стратегия / Б. Карлофф. – М. : Экономика, 2007. – 239 с.
-
Карнаухов С.Б. Методы анализа и обработки данных для мониторинга регионального рынка образовательных услуг. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2007 – 236 с.
-
Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура: пер с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ. 2000.
-
Качалов В.А. Системы менеджмента на основе ISO 9001:2008, ISO19001:2004, OHSAS18001:2007 и ILO-OSH 2001. Конспект системного менеджера: в 2 т. – М.: ИздАТ, 2009. – 356 с.
-
Келс Г.Р. Процесс самооценки / Г.Р. Келс. – М. : МОНФ : Изд. центр науч. и учеб. программ, 2008. – 263 с.
Количество просмотров публикации: Please wait