ВДОХНОВЕНИЕ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Самосадова Елена Владимировна, Валуев Олег Сергеевич

Ключевые слова: образование, педагогика и психология, психология творчества, эвристика


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Самосадова Е.В., Валуев О.С. Вдохновение как творческая основа профессионально-личностного совершенствования // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/09/2296 (дата обращения: 23.09.2024).

В начале ХХI века наиболее остро встала проблема развития творческой, нестандартной личности современного профессионала. «Творческим законно считается любое успешное решение любой задачи, нерешённость которой заставляет нас быть ограниченными, скомканными и нудными» [10, с. 113]. В настоящий момент речь идёт о государственном заказе системе образования на выпуск активных субъектов жизни, что касается всех её уровней, в том числе и высшей школы. Разработано огромное количество технологий, методов, приёмов развития креативности, оригинальности, вариативности, продуктивности латерального мышления, воображения. Среди них: экслектика, синектика, случайный стимул, ПМИ, ПиР, РОС, СРН, ВДЛ, ЦВП и ЦНП, катена, 4D-стимул, «Шесть Шляп Мышления», кьюбинг, «Зал славы», переворот, «Что, если…», майндмеппинг, фрирайтинг, морфологический ящик, омега-меппинг и др. [1; 3; 5; 8].

«Эти методики и способы, – по убеждению кандидата психологических наук В. Т. Кудрявцева, – создают внешние условия для проявления сложившихся творческих способностей («атмосферу творчества»), но фактически не направляют изнутри процесс становления данных способностей как психических новообразований» [6, с.67-68]. Этот процесс направляется внутренней «жаждой нового», имманентно присущей человеческому существу, что, по своей сути, есть постоянное вдохновение. Н. Д. Левитов писал: «Ведь сам смысл творчества – доставить радость людям и себе. Радость успеха, ожидание удачи и признания людей – один из источников вдохновения» [9, с.272]. Левитов выделил следующие «черты вдохновения как особого подъёма в творческой деятельности»:
1. Сознание лёгкости творчества.
2. Исключительная концентрация на объекте творчества.
3. Активизация наблюдательности и мышления.
4. Эмоциональный подъём.
5. Переживание «одержимости».
С его позиции, вдохновение присуще каждому, поэтому является связующим звеном между «исконно творчеством» и любым видом деятельности [Там же, с. 260-262]. Отсюда, творческим может быть что угодно. Не деятельность делает человека творцом, а творец «воодушевляет» деятельность. Кроме того, вдохновение является «катализатором выплёскивания» уже имеющихся креативных сил, функция «искры, воспламенившей то, что уже готово было вспыхнуть, превратившись в пламень творчества» [Там же, с. 268].
Аргайл и Кросслэнд считают, что термин «вдохновение» используется при описании состояния радости, вызываемого прослушиванием музыки, чтением и общением с природой [Там же, с. 199]. Следовательно, вдохновение есть предпроживание счастья (состояние, сопутствующее творчеству) и, одновременно, само счастье. Оно возможно и в моменты великой печали и потерь, удушающей душевной боли и злобы, сдавливающих человеческое сердце. «Вдохновение, – по образному определению русского православного педагога В. В. Зеньковского, – есть функция свободной жизни духа, свободной жизни сердца» [2, с. 324]. В этом смысле вдохновение буквально выражает «свежее дыхание» нашей души. В. И. Вернадский в своём определении данного понятия тоже говорит не только «о связи творческой силы человека с творческой мощью природы, об осознании себя как элемента космоса, звена гармонии, ощущении своего места в цепи человеческих поколений»; но про «особое состояние духа» в моменты вдохновения [9, с. 267]. Поэтому вдохновение есть духовное обновление человека, пространственная и хронологическая трансцендентность, устремлённость к Образу Будущего. «Счастливы все те, – пишет практический психолог К. В. Сельчёнок, – кто вдохновенно реализует всё то, что ему самому кажется наиболее мудрым, красивым, полезным и оправданным. Счастье – это результат творческого возвращения себе себя же самого… Быть счастливым – значит, уметь, хотеть и мочь – творить то, что рассматривается как законное и достойное, получая при этом желаемые удовольствия и реально уважая самого себя» [10, с. 19].
Восточное понимание вдохновения иное. Древняя китайская «Книга Перемен» (И-Цзин) начинается эпиграфом стихотворения Чжу Си, которое так и называется – «Вдохновение» [4, с. 6]. В нём призывается изучать вдохновение как основу изменений и постоянства во взаимодействии Творчества (Неба) и Исполнения (Земли) от момента начального хаоса к настоящему; подчёркивается вековая древность и глубинный смысл этого феномена, благо от «единения с ним»; осознание себя и мира в преклонении перед чудом вдохновения.
Отечественный психолог Б. М. Теплов выделил две основные характеристики вдохновения: концентрацию в творческом процессе всех сил на определённом содержании и эмоциональную захваченность этим содержанием [9, с. 264]. Эти же характеристики указывает доктор психологических наук, профессор Е. П. Ильин, определяя вдохновение как «состояние, связанное с эмоциональным возбуждением и приливом творческих сил» [3, с. 335]. Возникла необходимость развития вдохновения как творческой основы профессионально-личностного совершенствования. Стоит отметить, что возможности для этого сегодня реально существуют на всех уровнях: научно-теоретическом [7], технологическом [1; 3; 8], опытно-экспериментальном и практическом [5].
Для реализации этой цели на базе факультета психологии и дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева 4 марта 2010 года создан дискуссионный клуб «Вдохновение». Методы, апробированные студентами в клубе (ПМИ, майндмеппинг, экслектика, «Шесть Шляп Мышления» и др.), активно используются в учебной деятельности по дисциплинам: «Психология общения», «Гендерная педагогика и психология», «Философия», «Психология труда», «Специальная педагогика и психология».
В апреле 2011 года членами клуба проведён опрос среди студентов-второкурсников (44 человека) по проблеме творческого вдохновения. Перечень вопросов и полученные результаты:
1. Испытываете ли вы чувство радости от достижений в учебной и профессиональной деятельности?
Абсолютное большинство (100%) ответило «да».
2. Хотите ли вы принимать участие в творческих вечерах, дискуссиях, диспутах? В какой роли?
Нет – 45%, Да – 41% (В роли активного участника, пассивного участника, ведущего, спонсора), Не знаю – 14%.
3. На сколько процентов вы увлечены в процессе выполнения творческих заданий?
На 50-60% – 14% опрошенных, На 60-80% – 59% опрошенных, На 80-100% – 27% опрошенных.
4. Можете ли вы сказать, что вдохновение – залог успеха?
Нет – 9%, Да – 82%, Не знаю – 9%.
5. Часто ли вы испытываете вдохновение? В каких ситуациях?
Часто – 41% (в общении с хорошими людьми; когда действие запланировано; когда дело интересно; когда дело творческое; когда подхожу к делу творчески), Редко – 54% (в моменты счастья; когда дело нравится).
По результатам опроса можно сделать некоторые выводы:
Во-первых, все студенты-второкурсники, принимавшие участие в опросе, когда-либо испытывали вдохновение и радость от достижений в учебной. При этом 59% из них эмоционально включаются в процесс выполнения творческих заданий. Во-вторых, подавляющее большинство опрошенных (82%) согласны с тем, что вдохновение является залогом успеха. Однако при этом большинство отказывается принимать участие в творческих мероприятиях: дискуссиях, диспутах, творческих вечерах. Мнения по этому вопросу разделились с незначительной разницей, но 14% указали, что не знают, как ответить. Можно констатировать, что студенты чётко не определились со своей позицией. В-третьих, подавляющее большинство (54%) указало, что испытывают вдохновение редко, а если испытывают, то в моменты счастья и «когда дело нравится». Часто испытывает вдохновение 41% опрошенных: в интересном общении или деле, при достижении желаемого результата, в творческом процессе или подходе к делу. Это вполне объяснимо на основании вышеизложенных теоретических положений. Исполнение творческого порыва и реализация идей начинается с Вдохновения.
Можно говорить о противоречии между осознанием студентами эффективности вдохновенной творческой деятельности и, одновременно, отсутствием стремления активно ею заниматься. Полученные данные требуют уточнения и повторного подтверждения на более широкой выборке. Речь идёт о качественном понимании термина «вдохновение», его проявлений и особенностей; связи вдохновения с творчеством и счастьем; ценностном определении студентов и других характеристиках.
Инновации нового тысячелетия – результат человеческого труда и творчества. Качество определяется не только внешними показателями (материально-технической оснащённостью и проч.), но гораздо больше внутренними, психологическими изменениями личности профессионала, её целями, мотивами, ценностями, мыслями, чувствами. Следовательно, перед образованием в наши дни встаёт реальная задача развития вдохновения как творческой основы профессионально-личностного совершенствования и самосовершенствования участников этого процесса.


Библиографический список
  1. Боно, Э. Нестандартное мышление: самоучитель / Э. де Боно. Пер. с англ. – Мн.: ООО «Попурри», 2006. – 272 с.
  2. Зеньковский, В. В. Педагогические сочинения / Сост.: Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский. – Саранск: Красный Октябрь, 2003. – 808 с.
  3. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
  4. И-Цзин: древняя китайская «Книга Перемен» / под ред. В. Татаринова. – М.: Эксмо, 2009. – 560 с.
  5. Колесник, В. Креативные методы [Электронный ресурс] / В. Колесник. – Режим доступа: www. kolesnik.ru / 08.08.09.
  6. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
  7. Кунова, Ю. В., Валуев, О. С. Самосознание: восхождение по лестнице своего «Я». Духотворный путь человека / Ю. В. Кунова, О. С. Валуев // «Педагогическое образование: новое время – новые решения», всероссийская с междунар. участием науч.-практ. конф. (2010; Саранск). Всерос. с междунар. участием научно-практич. конф. – Осовские педагогические чтения «Педагогическое образование: новое время – новые решения», 24-25 нояб. 2010 г. [материалы]: в 4 ч.Ч.I / редкол.: Т. И. Шукшина [и др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С.98-102.
  8. Микалко, М. Взламывая стереотипы: 9 стратегий креативного гения / М. Микалко. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
  9. Психические состояния / сост. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
  10. Сельчёнок, К. В. Конструктор творческой свободы: Руководство по психодизайну / К. В. Сельчёнок. – Минск: Харвест, 2006. – 608 с.


Все статьи автора «Валуев Олег Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: