Сегодня на первый план выходит становление и развитие личности ребенка. Появление у учащихся потребнoсти к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному образованию и самообразованию – это одна из важных задач современной российской школы. Её выполнение нельзя воплотить в жизнь при отcутствии у ученика, в том числе и у школьников с ограниченными возможностями здоровья, стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса.
Во всех странах есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Они составляют весомую часть нашего социума, и их количество продолжает увеличиваться. Изучение и анализ академической литерaтуры говорит о том, что вопрос «Как обучать детей с ограниченными возможнoстями здоровья?» достаточно актуален на сегодняшний час, так как школа должна подготавливать своих выпускников к жизни, к достижению побед в ней, к рациональному поведению в государстве, природе, обществе, на производстве. Школьник с ограничeнными возможностями здоровья наравне с другими может получать образoвание и развиваться, однако для обучения таких детей еще недостаточно разработаны специальные методики обучения.
Мысль инклюзивнoго обрaзoвaния принaдлeжит Львy Семенoвичу Выгoдскому. Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Здоровые и с инвалидностью ребята обучаются совместно. Главная проблема инклюзивного образования – это недостаточное психолого-педагогическое и методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья [5].
Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья это одно из главных условий их эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности и успешной социализации.
География является одним из школьных предметов, который даёт возможность школьникам с ограниченными возможностями здоровья социализироваться и адаптироваться в обществе, развить познавательный интерес к окружающей действительности. Многие технологии обучения географии неэффективны и недоступны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Возникает потребность в разработке такой методики обучения географии школьников с ограниченными возможностями здоровья, которая бы способствовала наиболее эффективному усвоению у таких детей школьной географии [2].
Одним из вариантов решения этой проблемы может стать введение проектной деятельности в процесс обучения географии особенных детей. Школьникам – инвалидам, даётся шанс полноценно воплотить индивидуальный потенциал, формируя при этом познавательный интерес.
Педагогическому проектированию как научной проблеме посвящены труды H.A. Алексеева, Е.С. Полат, В.В. Гузеева, Г.Л. Ильина, Е.С. Заир-Бек, Г.К. Селевко, И.Д.Чечель и других исследователей. Вопросам внедрения метода проектов в практику общеобразовательной школы уделено внимание в работах В.Н. Давыдова, A.JI. Блохина, Ю.В. Железняковой, Ю.В. Киримовой, В.Е. Мельникова, Н.В. Матяш, В.А. Мигунова, Н.Ю. Пахомовой, В.В.Николиной, М.В. Ретивых, П.А. Петрякова, H.A. Степановой, Н.Г. Чаниловой В.Д. Симоненко, и др.
В настоящей работе обобщаются и продолжаются исследования по проблемам использования метода проектов для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья, основанные на идеях личностно-ориентированного образования и гуманистического подхода.
Анализ научно-методической литературы и практики обучения географии выявил противоречие между возможностями проектной деятельности по географии в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья и недостаточностью ее применения в школьном географическом образовании.
Цель нашего исследования состояла в разработке методики реализации обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья в курсе географии в 7 классе на основе проектной технологии.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза исследования: При обучении школьников географии с ограниченными возможностями здоровья наиболее эффективным будет применение технологии проектной деятельности.
Сегодня наиболее актуальны уроки-исследования и уроки – проекты. Данные виды инновационных педагогических технологий не только дает возможность интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда обучающихся, готовя их к созданию индивидуальных проектов.
Поэтапная проектная деятельность формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельному поиску знаний. Это приобретает особую значимость для школьников, имеющих ограничения здоровья.
Практическая направленность проектного обучения обусловлена тем, что, применяя умения, школьники овладевают новыми умениями и навыками. Созданные проекты очень часто имеют творческое общественное значение (разработка экологического атласа района города или области, проведение наблюдения за редким видом растений на определенной территории и т.д.), именно этот аспект очень важен для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Проектная деятельность – особая деятельность развивающая познавательные, мыслительные, творческие способности подростка [1].
Именно постигая данный вид деятельности, учащиеся с особенностями развития параллельно открывают для себя и новые способности. Проектная деятельность решает главную возрастную задачу развития школьников – формирование самоопределения через проектную деятельность [4].
Учащиeся понимают учeбный проeкт, как шaнс cделать что-то интересное самостоятельно, в группе и самoму, максимально пoльзуясь своими возможностями; это деятельность, направленная на разрешение трудной проблемы, сфoрмулированной сaмими учащимися в виде цели и задачи, когда резyльтат этoй деятельнoсти – найдeнный вариант разрешения задачи – имеeт важнoе приклaдное значение для самих школьников, нoсит прaктический характeр; это деятeльность, дaющая возможность прoявить себя, прилoжить свoи знания, попробовать свoи силы, принеcти пoльзу и пoказать публично доcтигнутый результат [3].
Проектная и исследовательская деятельность неразрывна связана. Исследовательская работа дает возможность рационально организовывать свое рабочее время, обязывает заниматься самообразованием создать условия для творческого самовыражения. Учащиеся получают опыт самостоятельной работы, навык самоанализа. Исследовательская работа позволяет сформировать мотивацию развития, активизировать познавательную деятельность.
В процессе нашего исследования мы разработали методику реализации проектной технологии в курсе географии в 7 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Нами был разработан специальный проектный цикл, который состоит из нескольких, связанных между собой логически и содержательно индивидуальных проектов.
Работа по реализации индивидуальных проектов состоит из данных этапов:
I Этап – Определение темы проекта. Ученик может самостоятельно
выбрать тему для проекта, либо попросить помощи y учителя. Учитель предлагает на выбор несколько тем проектного цикла. После того как тема выбрана, учитель определяет цели и задачи проекта, сообщает учащимся продолжительность проекта (если проект долгосрочный), необходимое оборудование для проведения проекта.
II Этап – Подготовка к проектированию. На этом этапе ученик
ставит перед собой основные цели и задачи по реализации проекта, выбирает нужные источники информации. Учитель контролирует деятельность учащегося.
III Этап – Проектирование. Этот этап является самым важным этапом проекта, здесь развивается творческое мышление ученика, ему предстоит самостоятельно заниматься поиском и обработкой необходимой информации для решения поставленных целей, задачи и проблем. Учитель только контролирует действия ученика, корректирует, проводит консультации.
IV Этап – Презентация. Школьник оформляет проект по объявленным учителем правилам, затем представляет проект классу, родителям, ученикам старших классов и т.п. Учитель контролирует этап презентации.
V Этап – Рефлексия. Ученик оценивает свою деятельность с учетом себя в ней и оценок других. Учитель же оценивает свою деятельность с учетом успех учащегося.
В курсе географии материков и океанов в 7 классе рекомендуем следующий проектный цикл, состоящий из следующих индивидуальных проектов: ” Экология рек Земли”, ” Атлас «Удивительные растения мира»”, ” Атлас «Необычные животные мира»”, “Создание национального парка в Танзании”, “Сравнение природы Арктики и Антарктики” .
Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа:
I этап – констатирующий – выявление уровня сформированности исследовательских умений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, посредствам разработки контрольно – диагностических заданий.
II этап – формирующий – формирование у учащихся проектных (исследовательских) умений у школьников с ограниченными возможностями здоровья по географии на основе проектной технологии.
III этап – контролирующий – выявление личностного отношения у учащихся к проектной технологии, оценка конечных результатов, обработка полученных данных и их интеграция.
Для измерения показателей уровня сформированности исследовательских умений нами была разработана критериально – уровневая шкала сформированности исследовательских умений обучающихся
Таблица 1 – Критериально – уровневая шкала сформированности исследовательских умений обучающихся.
Показатели |
По балльные оценки |
Критерии |
Качество критического мышления учащихся |
0 – 1 |
Не умеет мыслить логически, не заинтересован в поиске новых решений. |
1,1 – 2 |
Принимает участие в поиске решения поставленной проблемы; способен к аналитическому и логическому мышлению. Ищет доказательства своих идей, может формулировать итоги работы, верно оценить результат работы. |
|
2,1- 3 |
Аргументировано отстаивает свою точку зрения. Умеет анализировать и отбирать нужную информацию, сопоставлять, сравнивать, делать обобщения. |
|
Творческая активность учащихся |
0 – 1 |
Не стремиться к самостоятельности, требуется помощь на каждом этапе выполнения исследования. |
1,1 – 2 |
Может сам найти ответ на сформулированный вопрос пользуясь рекомендованными источниками литературы. |
|
2,1- 3 |
Умеет выдвигать гипотезы, находить источники информации для опровержения или подтверждения выдвинутых гипотез. |
|
Навыки самостоятельной работы |
0 – 1 |
Не стремиться к самостоятельности, требуется помощь на каждом этапе выполнения исследования. |
1,1 – 2 |
Может сам найти ответ на сформулированный вопрос пользуясь рекомендованными источниками литературы. | |
2,1- 3 |
Умеет сам планировать свою деятельность. |
Рисунок № 1. – Уровень сформированности исследовательской деятельности Абрамовой Ксении ( 7 “А”).
Рисунок № 2. – Уровень сформированности исследовательской деятельности Абрамовой Ксении ( 7 “А”).
Таблица 2. Опросник “Моё отношение к исследовательской и проектной деятельности”.
1. Вызывает ли у вас интерес в разработке проекта « Береги природу и окружающую среду» | ||
Да |
Нет |
Не знаю |
2. Хотели бы вы создать проект на тему « Окружающая среда и её безопасность» | ||
Да |
Нет |
Не знаю |
3. Хотели бы провести эксперимент на тему « Воздействие антропогенного фактора на окружающую среду» | ||
Да |
Нет |
Не знаю |
4. Как Вы думаете, исследовательская деятельность позволяет интереснее и познавательнее изучать природу? | ||
Да |
Нет |
Не знаю |
5. Хотелось ли вам больше заданий в форме исследовательских проектов? | ||
А) Да |
Б) Нет |
В) Не знаю |
Таким образом, в процессе нашего исследования было доказано, что проектная технология помогает наиболее эффективно развивать творческую деятельность учащихся, коммуникативные, поисковые, исследовательские навыки, то есть все те навыки которые необходимы детям с ограниченными возможностями здоровья для социализации и самореализации в современном обществе.
Библиографический список
- Варакина Е.Е., Беляева Т.К. Развитие учебно-познавательной компетентности школьников на основе индивидуального образовательного маршрута по географии // Орфановские чтения. Выпуск 3: сборник статей по материалам Всероссийской научно – практической конференции «Орфановские чтения -2015». - Нижний Новгород: Мининский университет, 2015. – С.173-177.
- Гилева Е. А., Егоров Ю. С., Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования // Школа, № 2, 2001.
- Клеменсов Н.А., Беляева Т.К. Проектная деятельность по географии в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья.// Орфановские чтения. Выпуск 3: сборник статей по материалам Всероссийской научно – практической конференции «Орфановские чтения -2015». – Нижний Новгород: Мининский университет, 2015. -227 с.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
- Пенин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. – 2010. -№ 9.
Количество просмотров публикации: Please wait