ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИИ И ПОЛО-РОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Куприянчук Елена Викторовна1, Мещерякова Ирина Юрьевна2
1Саратовский государственный университет, кандидат социологических наук, доцент, кафедра специальной психологии
2Саратовский государственный университет, магистрант кафедры специальной психологии, педагог-психолог ГБОУ СО «Школа АОП №1 г.Саратова»

Аннотация
Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования связанного с вопросами полоролевой идентификации подростков, демонстрирующих девиантные формы поведения в виде деструктивной агрессии. Отмечено, что деструктивная агрессия - сверхактивная, изначально искаженная, конструктивная агрессия, попадающая под влияние социально неблагоприятных условий. Данная агрессия проявляется в виде вспышек гнева, физической или вербальной ярости, склонности к разрушению контактов и отношений. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке подростков 8-9-х классов гимназии №1 г.Саратова, в возрасте 13-16 лет (n=44, среди них 24 девушки и 20 юношей). С применением диагностического инструментария: тест-опросника по изучению маскулинности - феминности «Миф» С.Бэма; методики «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева; методики «Возраст. Пол. Роль» Э.Г. Эйдемиллера, В.Юстицкиса, адаптированная С.В.Кудрявцевой; проективного теста Куна-Макпартленда «Кто я?», в модификации Т.В. Румянцевой. Установлено, что поло-ролевая идентификация, как девушек, так и юношей влияет на механизмы и формы проявления агрессивного поведения подростков. Такой тип половой идентификации как андрогинность способствует проявлению конструктивной агрессии, что приводит к адаптивным формам поведения. Другие формы поло-ролевой идентификации менее продуктивны, приводят к деструктивному агрессивному поведению. Коррекционная программа, направленная на совершенствование личностного потенциал позволит скорректировать деструктивные формы поведения подростков группы риска.
Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.

Ключевые слова: андрогинность, деструктивная агрессия, личностный потенциал, маскулинность, Полоролевая идентификация, феминность


ESPECIALLY THE RELATIONSHIP DESTRUCTIVE AGGRESSION AND SEX-ROLE IDENTIFICATION IN ADOLESCENCE

Kupriyanchuk Elena Viktorovna1, Meshcheryakova Irina Urevna2
1Saratov State University, Candidate of Sociology, Associate Professor, Department of Special Psychology
2Saratov State University, graduate student of Department of special psychology, educational psychologist GBOU SHKOLA AOP No.1 of Saratov"

Abstract
The results of theoretical and empirical research related to issues of gender identity of teenagers showing deviant forms of behavior in the form of destructive aggression. It is noted that destructive aggression - overactive, originally distorted, constructive aggression, falls under the influence of socio adverse conditions. This aggression is manifested in the form of angry outbursts, physical or verbal rage, addiction to the destruction of the contacts and relationships. The results of empirical research carried out on a sample of adolescents in grades 8-9 gymnasium №1 Saratov, aged 13-16 years (n = 44, including 24 girls and 20 boys). With the use of diagnostic tools: test questionnaire for the study of masculinity - femininity "Myth" S.Bema; techniques "Aggressive behavior" EP Ilina, PA Kovalev; techniques "Age. Floor. The role of "EG Eidemiller, V.Yustitskisa adapted S.V.Kudryavtsevoy; projective test Kuna McPartland "Who am I?", TV in the modification Rumyantsev. It was found that sex-role identification, both girls and boys affects the mechanisms and forms of aggressive behavior of teenagers. This type of gender identity as a manifestation of androgyny promotes constructive aggression that leads to adaptive behaviors. Other forms of sex-role identification are less productive, leading to destructive aggressive behavior. Correctional program aimed at improving personal capacities will allow to adjust the destructive forms of behavior at risk teens.
Applied aspect of the research problem can be implemented in practice the psychological counseling services.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Куприянчук Е.В., Мещерякова И.Ю. Особенности взаимосвязи деструктивной агрессии и поло-ролевой идентификации в подростковом возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/71774 (дата обращения: 20.03.2024).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Влияние гендерного фактора на формы агрессивного поведения у подростков является малоизученной проблемой в специальной психологии. Изучением феномена «идентичность»  занимались зарубежные  психологи  У. Джеймс, А. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Э. Эриксон, К.Юнг, Д. Парфит,  Ю. Хабермас, Ш. Берн, К. Бьерквист, К. Дьюкс, А. Игли, К. Лагерспетц М. Хайдеггер.[1]

Отечественные психологии Б. Г. Ананьев, И.С. Кон В. Каган,  В.С. Мухина, М.М. Бахтин, Л.М. Попова, В.В. Абраменкова, Т. Репина, И. Лунина рассматривали феномен идентичности, в  социокультурном аспекте, с учетом гендера.[2] Дальнейшие исследования были направлены на изучение особенностей формирования половой идентичности на разных возрастных этапах с учетом процессов адаптации к изменяющимся социальным условиям.

Отечественными психологами XX века было доказано, что показатели хорошей адаптации  при низком  уровне деструктивной агрессией выявлены у мужчин с маскулинным типом  и у женщин с феминным типом половой идентичности. Современные исследователи Т.Л. Бессонова, А.В. Герасимов, Н.В. Дворянчиков, М.В. Коваленко, СМ. Ениколопов, и др. опровергают эти результаты, утверждая, что данные показатели более выражены у мужчин и женщин с андрогинным типом половой идентичности.[1,2]

Недостаточная изученность данной тематики, указанное противоречие во взглядах ученых с одной стороны, и необходимость поиска эффективных приемов  коррекции, с другой стороны, определили выбор темы нашего исследования, отраженного в данной статье, посвященной такому сложному процессу взаимосвязи агрессивного поведения с динамикой самоактуализации личности, прежде всего половой.

ВЫБОРКА, МЕТОДИКИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическое исследование, проводимое нами, осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе применялась методика С.Бема «Миф», с целью распределения респондентов по трем идентификационным группам: с традиционным: маскулинность у юношей, феминность у девушек, нарушенным: маскулинность у девушек, феминностьу юношей и андрогинным типом идентификации.

На втором этапе изучался уровень агрессии и формы проявления агрессивного поведения. Деструктивный потенциал у выделенных трех идентификационных групп.

На третьем этапе были диагностированы особенности личности  респондентов трех идентификационных групп с учет проявления уровня и форм агрессивного поведения. Применялись: методика «Предпочитаемый тип симпатии» Э.Г. Эйдемиллера; проективный тест Куна-Макпартленда «Кто я?», в модификации Т.В. Румянцевой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При проведении методики «Миф» С.Бэм, целью которой было диагностика психологического пола личности, а именно  маскулинности, фемининности и андрогинности были получены следующие результаты. Андрогинный тип гендерной идентичности был выявлен у  50% респондентов. У 34% подростков – традиционный тип  половой идентичности. Данная категория включает юношей с маскулинным типом и девочек с феминным тип психологического пола. Юноши данной категории испытывают трудности в установлении контактов с противоположным полом, наблюдается снижение эмоциональных проявлений и формирование завышенной самооценки. Девушки с высоким уровнем феминности склонны к  депрессивным состояниям, формированию  низкой самооценки, проявлению нерешительности в профессиональной и учебной деятельности. Из этого следует, что традиционные гендерные роли не учитывают индивидуальных духовных потребностей и сдерживают реализацию личностного потенциала.

Так же  у 16% был выявлен нарушенный тип половой идентификации, в данной группе у девушек – маскулинный тип, а у мальчиков – феминный тип полой идентичности. Для маскулинных девушек характерно проявление беспомощности,  изолированности, одиночества; возникновение трудностей в установлении и поддержании межличностных контактов, особенно в отношениях с противоположным полом; проявление агрессивности в поведении; склонность к биполярным аффективным расстройствам и депрессивным состояниям. Феминные юноши  характеризуются как инфантильные, пугливые, застенчивые люди;  у них формируется низкая социальная активность;  они не способны работать в конкурирующих условиях; проявляют низкие адаптивные возможности в изменяющихся социальных условиях; обладают низкой стрессоустойчивостью, зависимостью от общественной оценки.

Подростки с нарушенной половой идентичностью составляют «группу риска», их, как правило, мало, но именно они склонны к делинквентному  и аддиктивному поведению.[3, 4]

Анализ полученных результатов, по данной методике таков, что большинство подростков придерживаются андрогинных гендерных ролей, которые позволяют занимать активную социальную позицию в разных сферах деятельности.

Наше дальнейшее  исследование строиться на дифферениации подростков с учетом их психологического пола: группы с андрогинной половой идентичностью, с традиционной половой идентичностью и с нарушенной половой идентичностью. Далее все результаты будут анализироваться у этих трех групп.

В методике «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) были получены следующие результаты уровня агрессии в трех разных группах.

Так в группе с традиционной половой идентичности  у 60 % респондентов был выявлен низкий уровень агрессии, у 20% – средний уровень агрессии и у 20% – высокий уровень агрессии. В связи с этим, можно сделать вывод, что группа подростков с традиционной половой идентичностью не проявляет агрессии в своей деятельности

В группе подростков с андрогинной половой идентичностью у 54% – выявлен средний уровень агрессии, у 32% – низкий уровень агрессии и у 14% -высокий уровень агрессии. Такие результаты позволяют нам говорить о допустимом и социально приемлемом  уровне агрессии у подростков

Иные результаты демонстрировали подростки с нарушенной половой идентичностью. Высокий уровень агрессии был диагностирован у 57% подростков, средний уровень агрессии у 29% опрошенных, а у 14% – низкий уровень агрессии

При анализе результатов видно, что общий уровень агрессии имеет высокие показатели у 57% подростков в  группе  с нарушенной половой идентичностью, в то время как только  20% подростков группы с традиционной половой идентификацией и лишь  14% подростков андрогинов имеют высокую степень агрессивности.

Вторым этапом по данной методике, было исследование показателей деструктивной, конструктивной и дефицитарной форм агрессии у всех трех групп по коэффициенту уровня несдержанности респондента (УНР). УНР высчитывается по формуле, в которую закладывались результаты шкал: прямой физической агрессии, прямой вербальной агрессии и косвенной физической агрессии.

Распределение подростков из группы с традиционной половой идентичностью  по формам проявления агрессивного поведения таково: 80% – проявляют деструктивную агрессию, 9% – конструктивную форму агрессии и 11% – дефицитарную форму агрессии. Подростки данной группы менее стрессоустойчивы, не приемлют критику своих действий, проявляют эгоцентризм по отношению к другим людям и обладают  нестабильной самооценкой. Для них характерны  некоторые искажения в социальной сфере, а именно, поверхностность и нестабильность в общении; стремление к лидерской позиции, не завершенность  в делах.  Но   при возникновении трудностей способ реагирования на них – агрессивность.

Респонденты из группы с андрогинной половой идентичностью дали такие результаты по формам агрессии: у 60% – конструктивная агрессия, у  20% – деструктивная агрессия и  у 20% – дефицитарная форма агрессии. Анализируя результаты в данной группе, можно сделать вывод, что подростки способны к проявлению активности в разных сферах деятельности. Однако, ключевое новообразование подросткового возраста «взрослость» вносит свои негативные изменения. Они  берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи, стремятся постоянно к улучшению своих достижений, не анализируя способов реализации своих целей.

Результаты по  формы агрессии у группы с нарушенной половой идентичностью распределились следующим образом:  86% – деструктивная форма агрессии и 14% – дефицитарная форма агрессии. Таким детям свойственен негативизм, эмоциональная неустойчивость, снижение самореализации, проявление неконструктивных форм поведения. Весь этот комплекс негативных свойств и качеств личности составляет высокий риск возникновения аддиктивного и делинквентного поведения. Юноши испытывают не контролируемую агрессию в межличностных отношениях, в учебной деятельности и  в сфере интересов. Девушки негативно и очень бурно реагируют на  недооценку своей внешности и  на любые изменения в общении с друзьями.

Обобщенные результаты по трем группам испытуемых  представлены на диаграмме (Рис. 1).

Диаграмма в статье

Рисунок 1 – Распределение результатов испытуемых по формам агрессивного поведения  по методике «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

Такие показатели свидетельствуют о том, что группы с традиционной и нарушенной половой идентичностью близки между собой и отличаются от показателей группы с андрогинной половой идентичностью.  Подростки с традиционной и нарушенной формами половой идентификации могут отличаться  не только злобным и враждебным поведением, но и желанием  причинить боль для получения удовольствия. В дальнейшем у них могут возникнуть вспышки раздражительности, непослушания, избыточной активности, драчливости, жестокости. У подавляющего большинства детей наблюдается как прямая, так и косвенная вербальная агрессия.

По шкале конструктивной агрессии самые большие показатели наблюдается в группе с андрогинной половой идентичностью. Для этих подростков характерны черты лидера. Они  активны, инициативны, открыты, коммуникабельны и креатины в принятии  решений. Подростки способны конструктивно преодолевать трудности и межличностные конфликты, быть более адаптивными, особенно в ситуации конкуренции.

По данной шкале в группе с нарушенной половой идентичностью полностью отсутствуют показатели конструктивности, это свидетельствует о том, что у подростков происходит асинхрония в формировании и развитии компонентов личности.  Они попадают в группу риска  по формированию различных форм девиантного поведения, причем с агрессивной, возможно и аутоагрессивной направленностью.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что андрогинность является характерной чертой личности современных подростков, 50% всей выборки выбрала данный тип половой идентификации,  которая обеспечивает им более выраженную адаптивность как в  образовательной, так  и коммуникативной  деятельности. На проявлении форм агрессивного поведения подростков влияют гендерные различия, которые обуславливаются не столько половозрастными, сколько социально-культурными особенностями.

Для подтверждения статистической значимости полученных результатов рассчитывался коэффициент ранговой корреляции, который относился к показателям оценки тесноты связи. Проверка корреляций была сделана с помощью электронной программы “Статистика Онлайн”. В нашем исследовании коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0,63. Что свидетельствует о том, что связь между признаком “формы агрессивного поведения” и фактором “поло-ролевая идентификация” достаточно сильная и прямая.

На третьем этапе, по результатам при проведении методики «Возраст. Пол. Роль» Э.Г. Эйдемиллера, В.Юстицкиса, адаптированной С.В.Кудрявцевой были выделены шкалы возраста и пола. Шкала по выбору более предпочтительного пола характеризует выбор респондента как с проекцией на желаемый образ, с которым будет приятно  общение  и время провождение или как образ-идеал, применимый к себе. Оценивая результаты по данной шкале, отметим, что подростки с традиционной половой идентичностью выбирали портреты с мужскими лицами. Юноши с маскулинной идентичностью склонны к проявлению мужественных поступков, напористости, склонности к риску, неприемлемости критики своих действий, вспыльчивости,  а так же к малой эмоциональной выразительности. Отношение к противоположному полу товарищеское, интерес в  общении направлен на деловой стиль, а не на лирический и романтический.

Совершенно иные представления о межличностном общении имеют  девушки с феминной половой идентичностью. Переключение внимания со сверстниц на юношей, девушки начинают при общении с ними реализовывать традиционные стереотипы поло-ролевого поведения, демонстрировать свою фемининную слабость. Появляется ожидание переложить на юношу всю ответственность за принятие любых решений. Для девушек-подростков женственность иногда становиться самоцелью, следовательно, они будут отказываться от активных стратегий преодоления трудностей, и будут демонстрировать поведение слабой и беззащитной «настоящей» женщины, сдерживая в себе естественные порывы к активной творческой деятельности и лидерству. Для них реакции самозащиты отрицательно связаны с чертами фемининности.

Подростки с андрогинной половой идентичностью,  почти в равных пропорциях выбирали портреты и с мужскими, и с женскими лицами. Юноши – андрогинны, характеризуются принятием в себе как маскулинности, так и фемининности. При адаптации и вхождении в новые социальные условия они проявляют такие качества личности как: умение слушать людей, принимать новые способы действий и проявлять уступчивость в чем-либо. Эти качества традиционно считаются феминными.  Маскулинная идентификация  у юношей идет через призму сдержанности, принятия решений, волевых усилий  к аналитическому складу мышления.

Девушки – андрогинны, характеризуются позитивным отношением и принятием феминных и маскулинных черт личности.  Неоднозначно мнение подростков по отношению к мужской половой роли. Данное явление можно объяснить возрастными особенностями, началом полового созревания. Для девушек огромное значение имеют  взаимоотношения с юношами, когда разрушаются строгие границы между группами мальчиков и девочек.

Респонденты с нарушенной половой идентичностью предпочитали портреты с женскими образами. Для маскулинных девушек выбор женского образа, связан с принятием независимости и самостоятельности, любви к риску, неконтролируемой прямой вербальной, иногда, и физической агрессией, проявлению эгоцентризма, несдержанности в поступках и способностью  справляться с трудностями  без поддержки ближних.
Для юношей с феминной идентичностью, выбор женского лица характерен,  как способ ухода от ответственности, проявление не зрелости личности и склонности к инфантилизму.   Принятие своей половой роли положительно сказываются на реализации себя как личности

В методике «Возраст. Пол. Роль» Э.Г. Эйдемиллера, В.Юстицкиса, адаптированной  С.В.Кудрявцевой помимо шкалы «Пол», есть шкала «Возраст».  В нашей работе мы не ставили цель включать возрастной аспект, однако полученные результаты на наш взгляд, должны быть предоставлены, т.к. весьма интересны.

Результаты, полученные по данной шкале, делают акцент на  предпочитаемом возрасте подростков. В группе с традиционной половой идентичностью предпочтительным  является следующее распределение: зрелость -  33%, юность – 27%, молодость – 20%, старость – 20%.  Предпочтительнай возраст является синзетивным в принятии социальных ролей, происходит перелом в правах и обязанностях подростка. Образ взрослого становится синонимом к словосочетанию  «все можно и никто не запретит». Реализация  желаний иногда не соответствует   реальным возможностям подростка.

В группе с андрогинной половой идентичностью желаемым возрастом является молодость – 36%, затем – юность – 27%, зрелость – 23% и 14%- набирает такой показатель возраста  как  старость. Такой  результат  связан со стремлением подростков достичь успеха в  разных сферах деятельности. А именно, в профессиональной деятельности (поступить в высшее учебное заведение), в социальной (обрести новых друзей), в личной (построить отношения для дальнейшей семейной жизни). Период  молодости является самым активным и продуктивным для реализации личностного потенциала, осуществления своих желаний и стремлений.

В группе с нарушенной половой идентичностью, так же как и в группе с традиционной половой идентичностью,  предпочитаемым возрастом является зрелость, так считают 43% испытуемых, юность выбирают – 28%, старость – 15%, молодость – 14%.

По проективному тесту «Кто я?» Куна-Макпареленд  рассматривались показатели «социального – Я» и два независимых показателя: положительная эмоциональная оценка и отрицательная эмоциональная оценка. Полученные результаты представлены в Таб.1

Таблица 1 – Распределение результатов испытуемых по шкалам проективного теста «Кто я?» Куна-Макпареленд

Критерии

Традиционная половая идентичность

Нарушенная половая идентичность

Андрогинная половая идентичность

Пол

9,5

0

4,6

Сфера деятельности

46

40

48,6

Семья

8,1

7,6

10,5

Личностные характеристики

12,8

13,2

8,5

Положительная эмоциональная оценка

7,4

2,5

5,3

Отрицательная эмоциональная оценка

4,4

9,2

7,6

По первой характеристике показатели  подростков с традиционной половой идентичностью превосходят показатели  других групп. Так же по шкале «сфера деятельность» и «положительная эмоциональная оценка» результаты этой группы  высокие. У подростков – андрогиннов результаты по шкале «сфера деятельности» самые высокие.  Схожие показатели у группы с андрогинной и традиционной половой идентичностью по второй и пятой шкале. Можно предположить, что для подростков этих групп важен профессиональный рост, значимость реализации себя в учебной деятельности, так же важна эмоциональная оценка их возможностей.

Иные результаты представлены в группе с нарушенной половой идентичностью. Самые высокие показатели по шкале «личностные характеристики» и по шкале «отрицательная эмоциональная оценка».  Отсутствие же социальных ролей при наличии высоких показателей индивидуальных характеристик может говорить о наличии ярко выраженной деструкции в поведении, низкой  комформности в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей. Также отсутствие социальных ролей в идентификационных характеристиках возможно при кризисе идентичности или инфантильности личности. Подростки данной группы косвенно обозначали пол, а в некоторых случаях пропускали данную характеристику. Отсутствие обозначения пола в самоидентификационных характеристиках констатируется тогда, когда при написании текста используются характеристики  человека по бесполым критериям. Обозначение пола идет по окончаниям слов во фразах.  Причинами этого могут быть: отсутствие целостного представления о поло-ролевом поведении на данный момент времени; драматическая ситуация, связанная с гендерными отношениями;  несформированность половой идентичности, наличием кризиса идентичности в целом.

Подростки с традиционной половой идентичностью целенаправленны на профессиональную деятельность. Наличие и прямого, и косвенного вариантов эмоционально-положительного обозначения своего пола говорит о сформированности позитивной половой идентичности, о возможном многообразии ролевого поведения, о принятии своей привлекательности как представителя пола. Сочетание высоких показателей по шкале «положительная  эмоциональная оценка» и минимальных по шкале «отрицательная  эмоциональная оценка»   говорит о неуверенности в себе, стремлении подростка уйти от трудностей в настоящем  и создать «мир иллюзий» в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего выше изложенного следует, что такой тип половой идентификации как андрогинность способствует  проявлению конструктивной агрессии, что приводит к адаптивным формам поведения и более интенсивному личностному росту подростков.  Другие формы поло-ролевой идентификации менее продуктивны,  приводят к деструктивному  агрессивному поведению.


Библиографический список
  1. Куприянчук, Е.В.  Теоретико-методологические подходы к исследованию полоролевой идентификации молодежи /  Е.В. Куприянчук, И.Ю. Мещерякова // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61024
  2. Булычев, И.И. Образы маскулинности и феминности в формате гендерной картины мира /И.И. Булычев  [Электронный ресурс]. Режим доступа: htth://www.orenburg.ru/ culture/credo/01_2004/2.http
  3. Куприянчук, Е.В Аутодеструктивные представления подростков: сравнительный контекст/ Е.В.Куприянчук // В сборнике: Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся Сборник материалов научно-практической конференции. Под общ. ред. И.М. Ильковской. Саратов, 2015. С. 48-56.
  4. Куприянчук, Е.В.,  Социально-психологические особенности  подростков с делинквентным поведением: сравнительный контекст/ Е.В. Куприянчук, Х.А. Блинкова  // Научное обозрение: Гуманитарные исследования. Москва.- 2015г. №4.- С69-76.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мещерякова Ирина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация