УДК 316.614

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Куприянчук Елена Викторовна1, Мещерякова Ирина Юрьевна2
1Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, кандидат социологических наук, доцент, кафедра специальной психологии, факультет психолого-педагогического и специального образования
2Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, студентка 4 курса кафедры специальной психологии, факультет психолого-педагогического и специального образования

Аннотация
Изложены результаты теоретического анализа особенностей половой идентификации молодежи в современном обществе. Рассмотрены концепции отечественных и зарубежных учённых по заявленной проблеме. Показано, что на данном культурно-историческом этапе, в результате модернизации всех социальных институтов, половая дифференциация ролей у современного поколения претерпевает изменения, формируя вариабельность гендера. Женщины и мужчины, придерживающиеся эгалитарных гендерных ролей, андрогинны, более адаптированы к жизни в социальной среде. Они более гибкие в отношениях по сравнению с женщинами и мужчинами, придерживающихся традиционных гендерных ролей.

Ключевые слова: андрогидность, вариабельность и инвариабельность гендерных социальных ролей, гендерная идентификация, маскулинность, подростковый возраст, феминность


THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF SEX-ROLE IDENTIFICATION OF YOUNG PEOPLE

Kupriyanchuk Elena Victorovna1, Meshcheryakov Irina Yuryevna2
1Saratov state university. N.G. Chernyshevsky, candidate of social sciences, associate professor, department of special psychology, faculty of psychology and education and special education
2Saratov state university. N.G. Chernyshevsky, 4th year student of the department of special psychology, faculty of psychology and education and special education

Abstract
The results of theoretical analysis of gender identity of youth in modern society. Considers the concepts of domestic and foreign scientists on the stated problem. It is shown that in this cultural-historical stage, as a result of modernization of all social institutions, gender differences in the role of the modern generation is undergoing change, shaping the variability of gender. Women and men who adhere to egalitarian gender roles, androgynous, more adapted to life in the social environment. They are more flexible in the relationship compared to women and men adhering to traditional gender roles.

Keywords: adolescence, androgenetic, feministy, gender identity, masculinity, variability and invariability gender social roles


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Куприянчук Е.В., Мещерякова И.Ю. Теоретико-методологические подходы к исследованию полоролевой идентификации молодежи // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61024 (дата обращения: 01.10.2017).

ВВЕДЕНИЕ

Проблема идентичности и сегодня продолжает оставаться актуальным интересом для исследователей в самых разных областях гуманитарного знания. В современной отечественной психологии традиционно большинство исследований социальной идентичности связано с изучением отдельных ее видов по принципу их соответствия реальным группам: профессиональным, этническим, семейным и другим. Изучая теоретический аспект идентичности, более всего нас привлек феномен «гендерной идентичности» для дальнейшего теоретического  изучения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОБЛЕМЫ

Понятие «идентичность» вошло в зарубежную и отечественную психологию с конца XIX века. Проблема идентификации “Я” решалась в западной психологии 3. Фрейдом, А. Фрейд, У. Джеймсом, А. Адлером, К. Хорни, К. Юнгом, Э. Эриксоном, Д. Парфитом,  Ю. Хабермасом, М. Хайдеггером,  в отечественной – Б. Г. Ананьевым, И.С. Коном, В.С. Мухиной, В.В. Абраменковой, М.М. Бахтиным, Л.М. Поповой, Т. Репиным, В. Каганом,  И. Луниной.

Так, термин  «идентичность» согласно Э. Эриксону – чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью «собственным «Я» независимо от изменений ситуаций, способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития»[5, с.205]

Термин «идентификация» – это процесс сравнивания себя с другим человеком или группой людей, первоначально отнесение себя к определенному полу.

В своих трудах И. С. Кон пришел к пониманию, социальной природы дифференциации себя через изучение проблемы «самости». Это выражается термином «идентичность», делящимся на модальности:

  • психофизиологическая идентичность;
  • социальная идентичность;
  •  личная идентичность (или эго-идентичность). [1, с. 65]

Таким образом, термин «идентичность» имеет  как биологическую, так и  социокультурную  основу возникновения.

Современный психологический словарь, описывает гендерную или половую идентификацию, как единство поведения осознания индивида, с учетом самоопределения половой принадлежности и ориентацией на  требования соответствующей половой роли. [5, с.205 ] Существует огромное количество теорий половой идентичности. Основными из них являются:

  • Теория идентификации в психоанализе.  Центральное место занимают эмоций и подражание.
  • Теория половой типизации . Главным механизмом является стимул, за которым следует реакция.
  • Теория самокатегоризации. Центральное место занимает  самосознания индивида.

Поиски истолкования мужского и женского начала интересовали многих ученых, но оставались мало изученными.  В научно-исторической литературе по данной теме выделены этапы развития  гендерной психологии:

1) философское истолкование идей о мужском и женском начале (от античных времен до XIV в.). В этот период были такие известные философы как: Платон Афинский и Аристотель Стагирит,

2) зарождение теории о биологическом  единстве полов (середина XVI – XVIII в.в.). Известные авторы этого времени: Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Жан-Жак Руссо.

3) формирование основ гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.). Этим занимались такие ученые: Отто Вейнингер, Г. Эллис

4) фрейдизм в изучении мужского и женского начала (первая половина XX в.).

5) зарождение новых направлений и теорий в изучении гендерной психологии (1950-1980-е гг.).

6) развитие эмпирических исследований в гендерной психологии (конец XX в. – настоящее время).

Можно сделать вывод о том, что разделение полов в социуме колеблется  в зависимости от исторической эпохи и от конкретной социо-культурной ситуации. До XX века была распространена теория «неравенства полов»,  характеризующаяся существованием  половых стереотипов поведения, обусловленных общественными требованиями (двойная мораль). Это наличие кодекса поведения для мужчин и для женщин.

Двойная мораль порождает признание и общественное одобрение, мужской полигамности и не одобрение женской половой активности.

С течением времени   разделение труда по половому признаку теряет былую значимость, появляются  профессии,  выполняемые как мужчинами, так и женщинами.  Возникают социальные роли, не несущие за собой половой стереотипии.

В психологическом словаре для обозначения понятия  «женщина» или «мужчина» применяются определения «феминность» и «маскулинность». Они дают нормативное представление о их психических, соматических и поведенческих качествах. [4, С.201].

При изучении каждого из феноменов, необходимо принимать во внимание их разно полярность и учитывать специфичность выражения стереотипий.

Рассматривая структуру при токовании «маскулинность» и «феминность» И. С. Кон, отмечает, что данные понятия многомерны. Их можно дифференцировать на  категории:

  • объективная категория – совокупность поведенческих и психических характеристик, присуща как мужчинам, так и женщинам;
  • идеалистическая категория – идеальный образ  мужчины и женщины;
  • атрибутивная категория – образ мужчины и женщины в социальных представлениях людей.

Теоретическими основаниями многих научных работ выступали: половая принадлежность, как раздел  дифференциальной психологии; психология половых различий; гендерно – ориентированный выбор профессии; женская психология; социально – конструктивная форма взаимодействия людей.

Впервые в психологии  Б. Г. Ананьев описал принципы полового диморфизма и особенности его внешнего проявления. Он выделил и теоретически обосновал такие  различия между мужчиной и женщиной:

  • более раннее половое  созревание женщин;
  • адаптация женского организма и психики, к изменяющимся условиям  проходит быстрее, чем у мужчин;
  • ярче выражена эмоциональная реакция женщин, чем у мужчин;
  •  у мужчины лучше развиты аналитические способности.

Однако, в современной гендерной психологии имеется иная точка зрения. Она заключается в том, что не продуктивно делать упор только  на маскулинность или феминность в  моделях поведения, а необходимо основываться на  их единстве в человеке.

До 70-х годов XIX век была общепризнанна  биполярная модель человека, в которой  высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью и наоборот [2].

В дальнейшем, данная теория была пересмотрена американским психологом Сандрой Бем. Она утверждала, что женщины и мужчины не обязательно должны  соответствовать биполярной модели поведения. Они могут сочетать в своем поведении как проявление маскулинных, так и феминных характеристик. На сегодняшний день, высокий уровень маскулинности или фемининности  в  поведение индивида, не является гарантией психического и социального благополучия [1].  Вследствие  этого возникает новая концепция  андрогинии человека.

Андрогиния -  происходит от двух греческих слов: «андро» – мужской, «гин» – женский. В работе С.Бем понятие андрогиния описывается, как  психосоциальная характеристика личности, а именно сочетание мужских и женских черт в характере одного человека. До этого, под андрогинией понималось наличие  мужских и женских анатомических  признаков в одном организме, то есть гермафродитизм.[3, с.78]

У большинства людей анатомическое строение тела соответствует  мужскому или женскому типу. Трудности возникают при изучении психологического  портрета человека, а именно с кем идентифицирует себя индивид с мужчиной или  с женщиной, или андрогидом. Люди  внешнее демонстрируют занимаемую ими половую позицию по отношению к социуму. К таким проявлениям относятся: физические показатели (внешний вид, строение тела, вид половых органов и т.д.) и социо-культурные (мода, поведение, интересы, способы взаимодействий с людьми и т.д.).

Гендерная идентификация развивается вместе с  половыми стереотипами. Возникновение половой идентичности берет начало  в раннем возрасте и формируются поэтапно:

  • Раннее детство. Первое восприятие базируется на положительных эмоциях и через подражание взрослым. Это первая форма половой идентификации.  На данном этапе главную роль  играет семья. Она  регулирует поведение ребенка, ориентирует на социально одобряемые роли девочки или мальчика.  Так же происходит накопление знаний об отличительных признаках мужчин и женщин.
  • Детство. Формирование самоидентичности. В этот период ребенок выделяет себя из окружающего мира, получает знания об изменяемых и не изменяемых половых признаков, дифференцирует особенности поведения мужчины и женщины.
  • Дошкольный возраст. Проявляется интерес к анатомическому строению своего тела, осваивает особенности социальных ролей с учетом половой идентификации. Особенностью этого периода является выражение  гендерных стереотипов в ведущем типе деятельности, в интересах ребенка и в способе взаимодействия с взрослыми людьми.
  • Младший школьный возраст. Признание себя в роли мальчика или девочки, гендерные стереотипы выражаются в виде выполнения «мужской» или «женской» работы, обособленности общения, распределение интересов с учетом полой принадлежности.
  • Подростковый возраст.  Данный возраст является кризисным периодом в становлении личности подростка. В данном возрасте фиксируются ауто -  и гетеро – стереотипы в поведении, во внешности, в личностных качествах. Возникают образы идеального человека,  как собственного пола, так и противоположного.
  • Юношеский возраст. С помощью рефлексии юноши и девушки идентифицируют себя со сверстниками, что приводит к  самоидентификации.  Завершается процесс формирования гендерных стереотипов поведения, то есть человек, самостоятельно регулирует уровень проявления стереотипий с учет изменяющихся социальных условий.

Таким образом, мальчики и девочки, до определенного возрастного этапа, практически не отличается друг от друга в способах деятельности, но в процессе социализации они усваивают стереотипы поведения с учетом гендерных ролей. Следовательно, девочки принимают феминные, а мальчики маскулинные качества личности.

Для современного молодежи, исторически сложившиеся идеалы маскулинности и феминности  скрывают некоторые противоречия, так:

  • · традиционные черты половых ролей не учитывают индивидуальные особенности человека;
  • · переплетение традиционных и современных гендерных стереотипов поведения (общество диктует новые права и обязанности, как для мужчин, так и для женщин);
  • · при соблюдении традиционных половых ролей адаптация и  интеграция в общество будет затруднена.

Согласно  «феминному идеалу», женщина должна быть нежной, заботливой,  зависимой.  Однако, современную  девушку, можно охарактеризовать как энергичную, целеустремленную и  предприимчивую, которая стремится реализоваться в профессиональной деятельности. Такими качествами обладали только мужчины.

Неоднозначен и «маскульный идеал».  Первоначально выделялись такие  качества личности у  мужчины, как агрессивность, смелость, решительность, выносливость. На сегодняшний день, наряду с вышеперечисленными качествами, ценятся так же терпимость, отзывчивость, сопереживание.

Из этого следует, что социально одобряемые черты мужчин и женщин перестают быть полярными, а становятся разнообразными сочетаниями характеристик личности  с учетом индивидуальных особенностей человека.

Возникновение вариабельности  гендерных ролей, обусловлено активной ответной реакцией на изменяющиеся социальные условия, которые проявляются в поведении человека. Следовательно, инвариабельность – это способ пассивного приспособления к изменениям в окружающей действительности, где индивид придерживается традиционных  половых  стереотипий в деятельности и в поведении. В то время как вариабельность гендерных ролей, безусловно, показывает  активность личности.

При социализации и при достижении поставленной цели, индивид попадает как в благоприятные условия (правильный тип воспитания, одобрение со стороны коллектива, наличие верных друзей, гармонично развивающаяся личность и т.д.), так и в  неблагоприятные  условия (социальная депривация, педагогическая запущенность, нарушенный тип воспитания, девиантное поведение,  внутри личностные конфликты и т.д.). В первом случае,  благоприятные условия  являются положительным стимулом, который может способствовать вариабельности гендерных ролей.  Во втором случае -  негативным стимулом, который приводит к недостигаемой цели, способствует возникновению  механизмов долженствования, формируя инвариабельность половых ролей.

Из этого следует вывод, что активно действующая личность должна проявлять компетентность,  вариабельность и целеустремленность при реализации своих потребностей, в том числе связанных с гендерным контекстом,    при этом,  не теряя своей индивидуальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, мы пришли к мнению о том, что процесс гендерной идентификации зависит от многих внешних и внутренних факторов. Современная культура, безусловно, отличается по специфике формирования и реализации гендерных ролей в социуме, от предшествующих эпох.  Механизмы реализации феминных и маскулинных ролей  являются взаимодополняющим процессом  при социализации личности.

Формирование личности в соответствии с его гендерной идентификацией  происходит на всех возрастных этапах. Каждый возрастной период характеризует, присущей только ему гендерной стереотипией поведения.

Не существует единой мужской или женской роли, так как каждый  человек принимает множество ролей.  Иногда, возникает не совместимость ролей, что в дальнейшем приводит  к ролевому внутриличностному конфликту.

На данном культурно-историческом этапе, в результате модернизации  всех социальных институтов, гендерная дифференциация ролей у современного поколения претерпевает изменения, формируя  вариабельность гендера.  Была показана близкая авторам точка зрения о том, что женщины и мужчины, придерживающиеся эгалитарных гендерных ролей, андрогинны,  более адаптированы к жизни в социальной среде. Они более гибкие в отношениях по сравнению с женщинами и мужчинами, придерживающихся традиционных гендерных ролей. Следовательно, теперь, от авторов требуется эмпирическое  исследование, доказывающее  продуктивность заявленной гипотезы.


Библиографический список
  1. Берн Ш. Гендерная психология – М.:Прайм-Еврознак, 2004. 320 с.
  2. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе. Опыт комплексного социального исследования. ИздательствоНаука, 2009. 272 с.
  3. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. / И. С. Клецина – СПб.: Алетея, 2004. 408с.
  4. Логвиненко В. И, Шаховский ВЯ. О соотношении мужского и женского в контексте современных ценностей и проблем человечества // Журнал прикладной психологии. М.: Институт психологии РАН. 2000. С.29-35
  5. Словарь психолога-практика / Сост. Головин. С. Ю. — 2-е изд., перераб. И доп. — Мн: Харвест, М.: АСТ, 2001.  976 с.


Все статьи автора «Мещерякова Ирина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: